Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

АкадСмичСская систСма худоТСствСнного образования Π² XVI β€” XII Π²Π΅ΠΊΠ°Ρ… (ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ Π―. А. КомСнского, Π”. Π›ΠΎΠΊΠΊΠ°, Π–. Π–. Руссо, Π“Π΅Ρ‚Π΅)

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π΅ высказался французский философ энциклопСдист Π–Π°Π½ Π–Π°ΠΊ Руссо (1712βˆ’1778). Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «Π­ΠΌΠΈΠ»ΡŒ» Руссо ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для познания ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΎΡ€Π³Π°Π½Ρ‹ чувств, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, обучая Π΅Π³ΠΎ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ с Π½Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹. Руссо ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ занятия рисованиСм слСдуСт ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ срСди… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

АкадСмичСская систСма худоТСствСнного образования Π² XVI β€” XII Π²Π΅ΠΊΠ°Ρ… (ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ Π―. А. КомСнского, Π”. Π›ΠΎΠΊΠΊΠ°, Π–. Π–. Руссо, Π“Π΅Ρ‚Π΅) (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ XVI Π²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ направлСния Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ худоТСствСнного образования ΠΈ ΡΡΡ‚СтичСского воспитания, Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ пСдагогичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΠΈ. Π˜Π½Π°Ρ‡Π΅ стала ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° прСподавания рисования. Π’Π΅ΠΊ Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² обучСния Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ слСдуСт Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ становлСния рисования ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ пСдагогичСской систСмы прСподавания — акадСмичСской. Π‘Π°ΠΌΠΎΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ этого ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° являСтся созданиС ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ — Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΉ худоТСств ΠΈ Ρ…удоТСствСнных школ, Π³Π΄Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎ поставлСно ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ рисунка.

Π‘Π°ΠΌΠΎΠΉ прославлСнной Π±Ρ‹Π»Π° Болонская акадСмия худоТСств, основанная Π±Ρ€Π°Ρ‚ΡŒΡΠΌΠΈ ΠšΠ°Ρ€Ρ€Π°Ρ‡Ρ‡ΠΈ. Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ АкадСмии ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΡŽ — Π½Π΅ ΠΏΠΎ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π°ΠΌ, Π° Ρ€Π°ΡΡΠ΅ΠΊΠ°Ρ Ρ‚Ρ€ΡƒΠΏΡ‹. ΠšΠ°Ρ€Ρ€Π°Ρ‡Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π»ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ прСподавания, считая рисунок основой ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства. Π’ ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… мСтодичСских установках ΠΎΠ½ΠΈ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Π½Π° Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌ, ΠΈΠ±ΠΎ ΡƒΠΌ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ чувство. Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ ставили своСй Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства. Они воспитывали молодСТь Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°Ρ… высокого искусства античности ΠΈ Π’озроТдСния. Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎΠΉ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚ΠΎΠΉ всСх ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΉ стала Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π°Ρ наслСдиС ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρƒ своих ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ нСсли всС это ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ поколСнию Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ², строго обСрСгая Ρ‚Ρƒ Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΡƒΡŽ ΠΈ Π½Π΅Π·Ρ‹Π±Π»Π΅ΠΌΡƒΡŽ основу, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ создалась эта традиция.

Наряду с Π³ΠΎΡΡƒΠ΄Π°Ρ€ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ акадСмиями ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Π»ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π³Π΄Π΅ учащиСся ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΈ достаточно ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ. Π‘Π°ΠΌΠΎΠΉ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΠΎ оснащСнной ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΌΠΈ пособиями Π±Ρ‹Π»Π° мастСрская Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡Π°ΠΉΡˆΠ΅Π³ΠΎ фламандского Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊΠ° ΠŸΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠŸΠ°ΡƒΠ»Ρ РубСнса (1577−1640). Π’ XVII Π²Π΅ΠΊΠ΅ срСди частных мастСрских это Π±Ρ‹Π»Π° самая Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ°Ρ школа рисунка. Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ РубСнса Π±Ρ‹Π»ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ прославлСнныС Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°ΡΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π»ΡŒΡ‰ΠΈΠΊΠΈ. ОсобСнно большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ рисунку РубСнс ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π» Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°ΠΌ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ² пСрспСктивы, свСтотСни, пластичСской Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΈΠΈ.

Π’ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ послС ΠŸΠ°ΠΌΡ„ΠΈΠ»Π° ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Π΅ рисования ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π±Ρ‹Π»Π° высказана Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈΠΌ Ρ‡Π΅ΡˆΡΠΊΠΈΠΌ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ Π―Π½ΠΎΠΌ Амосом КомСнским (1592−1670) Π² Π΅Π³ΠΎ «Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΉ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅». ΠŸΡ€Π°Π²Π΄Π°, КомСнский Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π»ΡΡ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ рисованиС Π² ΠΊΡƒΡ€Ρ школьного обучСния ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚. Однако Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этих мыслСй состояла Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ тСсно связаны с Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. Π’ XXI Π³Π»Π°Π²Π΅ «Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΉ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ», Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ «ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ искусств», указываСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для обучСния искусству Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡΠΎΠ±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΠΈ трСбования: ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ употрСблСния; Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ направлСния; частого упраТнСния.

КомСнский, рассматривая рисованиС ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚, Π½Π΅ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°Ρ… ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ… обучСния искусству Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ…. Он ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ся Π½Π° ΡƒΠΆΠ΅ ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΡƒΡŽΡΡ систСму обучСния рисунку Π² Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡΡ… худоТСств, Π½Π° ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ сСбя ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния.

ΠŸΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ с ΠšΠΎΠΌΠ΅Π½ΡΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ рисования стал ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ английский ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ ΠΈ Ρ„илософ Π”ΠΆΠΎΠ½ Π›ΠΎΠΊΠΊ (1632−1704). Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «ΠœΡ‹ΡΠ»ΠΈ ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ» ΠΎΠ½ ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚: «Π•ΡΠ»ΠΈ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Π» красивый ΠΈ Π±Ρ‹ΡΡ‚Ρ€Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΡ‡Π΅Ρ€ΠΊ, Ρ‚ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅, Π½ΠΎ Π΅Ρ‰Π΅ ΡƒΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ своС искусство посрСдством рисования. Π’ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΡΡ… рисованиС послуТит Π² ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Ρƒ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ; часто Π½Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΎΠ½ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚ΡŒ здания, ΠΌΠ°ΡˆΠΈΠ½Ρ‹, ΠΎΠ΄Π΅ΠΆΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌΠΈ многословными описаниями. Но Ρ Π½Π΅ Ρ…ΠΎΡ‡Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Π»ΡΡ ТивописцСм; Π½Π° ΡΡ‚ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π±Ρ‹ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, Ρ‡Π΅ΠΌ сколько остаСтся Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… занятий». Однако мСтодичСских ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ рисования Π”ΠΆ. Π›ΠΎΠΊΠΊ Π½Π΅ Π΄Π°Π΅Ρ‚, ΠΎΠ½ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся лишь ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ рассуТдСниями ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Π΅ обучСния Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ.

Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π΅ высказался французский философ энциклопСдист Π–Π°Π½ Π–Π°ΠΊ Руссо (1712−1778). Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «Π­ΠΌΠΈΠ»ΡŒ» Руссо ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для познания ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΠΎΡ€Π³Π°Π½Ρ‹ чувств, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, обучая Π΅Π³ΠΎ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ с Π½Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹. Руссо ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ Π²Π΅Ρ€Π½ΠΎ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ занятия рисованиСм слСдуСт ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ срСди ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ наглядно ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ явлСния пСрспСктивы ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π΅Π΅ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, наблюдая ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ воспитываСт свой вкус, приучаСтся Π»ΡŽΠ±ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ, Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅ ΠΊΡ€Π°ΡΠΎΡ‚Ρƒ. Руссо считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎ Π½Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Руссо смотрит Π½Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΡƒ прСподавания рисования ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Π΅Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΈ. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ КомСнского, Π›ΠΎΠΊΠΊΠ°, Руссо сущСствСнно ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ искусства. Π˜Ρ… Ρ‚СорСтичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹ послуТили Ρ‚ΠΎΠ»Ρ‡ΠΊΠΎΠΌ для дальнСйшСго развития худоТСствСнной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ.

Π’ ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ укрСпляСтся Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ завСдСния, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΈΡ†Ρ‹ худоТСствСнных вкусов. ΠŸΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠΌ Π°Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ искусство ΠΈ ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Высокого ВозроТдСния, ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ всС Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΠΈ Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΡ‹ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ искусства Π² ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠΌ смыслС этого слова. Рисунок Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ худоТСствСнного образования ΠΏΠΎ-ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅ΠΌΡƒ рассматриваСтся ΠΊΠ°ΠΊ основа основ. Но ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ с Π½Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ начинаСтся со ΡˆΡ‚удирования классичСских ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠ² античности. Волько ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎΠ΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ дрСвнСгрСчСских ΡΠΊΡƒΠ»ΡŒΠΏΡ‚ΡƒΡ€ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΈΡΠΊΡƒΡΡΡ‚Π²Π°, Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ классичСскиС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†Ρ‹ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€ΠΎΡŽΡ‚ Ρ…ΡƒΠ΄ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊΡƒ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ красоты ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ прСкрасного, ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π»ΠΈ Π² Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡΡ….

ПолоТСниС ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Π΅ рисования ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π±Ρ‹Π»ΠΎ высказано Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈΠΌ Ρ‡Π΅ΡˆΡΠΊΠΈΠΌ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ ^ Π― А. КомСнским Π² Π΅Π³ΠΎ «Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠΉ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅». ΠŸΡ€Π°Π²Π΄Π°, КомСнский Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π»ΡΡ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ рисованиС Π² ΠΊΡƒΡ€Ρ школьного обучСния Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°. Но Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ мыслСй ΠΎ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ состояла Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ тСсно связаны с Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ°ΠΌΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ. ΠžΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ для нас ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ мысли КомСнского ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ прСподавания. ΠŸΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ с ΠšΠΎΠΌΠ΅Π½ΡΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ рисования стал ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ английский ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ ΠΈ Ρ„илософ Π”ΠΆΠΎΠ½ Π›ΠΎΠΊΠΊ. Однако, Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ спСциалистом, Π”ΠΆ. Π›ΠΎΠΊΠΊ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ Π΄Π°Ρ‚ΡŒ мСтодичСских ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠΈ рисования. Он ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ»ΡΡ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ рассуТдСниями ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·Π΅ обучСния Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π΅ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ» французский философ-энциклопСдист ^ Π–Π°ΠΊ-Π–Π°Π½ Руссо. Он ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ с Π½Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ учитСля, ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ самой ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹. Много Ρ†Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… мыслСй ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ΅ обучСния Ρ€ΠΈΡΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ высказал ^ Иоганн Π’ΠΎΠ»ΡŒΡ„Π³Π°Π½Π³ Π“Ρ‘Ρ‚Π΅. Для овладСния искусством рисунка Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹ знания, знания ΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ, Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΠ» ΠΎΠ½. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ КомСнского, Π›ΠΎΠΊΠΊΠ°, Руссо, Π“Ρ‘Ρ‚Π΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ прСподавания рисования. Π˜Ρ… Ρ‚СорСтичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹ послуТили Ρ‚ΠΎΠ»Ρ‡ΠΊΠΎΠΌ для дальнСйшСго развития пСдагогичСской мысли Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ ΠΈ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ прСподавания рисования Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ