Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Иностранная рабочая сила на Ямале

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рост нелегальной миграции и возникающие в связи с этим негативные явления, способствуют формированию другой точки зрения: России не нужны иммигранты. Ее авторы считают, что масштабная миграция способствует размыванию социокультурного ядра страны, ведет к потере ее традиционной идентичности. Кроме того, устанавливается стереотип, что многие иммигранты уже заранее ориентированы на преступную… Читать ещё >

Иностранная рабочая сила на Ямале (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С середины 1990;х годов Россия начинает активно втягиваться в международный рынок труда. Несмотря на рост безработицы в экономике появляются ниши, привлекающие иностранную рабочую силу — это строительство, торговля, сфера обслуживания. Труд иностранных граждан стал использоваться и в ЯНАО.

По поводу иностранной рабочей силы в нашем обществе существует две противоположные точки зрения: «России мигранты нужны» и «России не нужны мигранты». Первая группа экспертов считает, что сокращение численности всего населения, в том числе и трудоспособного, в большинстве регионов страны приводит к дефициту рабочей силы, размеры которого в ближайшие годы будут усиливаться. Уже сегодня восстанавливающиеся предприятия сталкиваются с нехваткой квалифицированных рабочих кадров. Коренные жители России не хотят занимать низкооплачиваемые и малопрестижные рабочие места, в результате чего возникает множество пустующих ниш — их способны заполнить только иммигранты. Поэтому приток иностранной рабочей силы необходим для восстановления и развития экономики страны.

Ямало-Ненецкий автономный округ — один из стабильно развивающихся регионов Российской Федерации. Экономический подъем, повышение благосостояния жителей, развитые межнациональные отношения делают его привлекательным для мигрантов. Этому же способствует и наличие рабочих мест для неквалифицированной и менее престижной работы, не занимаемой местным населением. Но она вполне устраивала трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья. К тому же структурные изменения в экономике требовали наличия уже квалифицированной, мобильной рабочей силы, которая позволяла бы реализовать экономический потенциал региона.

С середины 90-х гг. ежегодно на предприятиях и организациях округа было занято от 8 до 14 тыс. иностранных рабочих. К 2003 г. их число достигло 16,6 тыс., в 2004 г. — 16 тыс. человек. На 1000 занятых в народном хозяйстве ЯНАО приходилось 58 иностранных рабочих, официально получивших разрешение на работу. В ХМАО — 19,3, а в соседней Свердловской области всего 3,4 человека. Следует отметить, что число официально привлекаемой иностранной рабочей силы в ЯНАО в 2,5 раза выше, чем в соседней Свердловской области. Это не значит, что названные регионы в меньшей мере нуждаются в иностранной рабочей силе. Такие диспропорции вызваны прежде всего тем, что в крупных регионах и городах расширяется сфера приложения труда нелегальных мигрантов и они менее заметны среди постоянного населения.

Основным поставщиком иностранной рабочей силы в ЯНАО продолжает оставаться Украина (80−90%). Второе и третье места принадлежат Молдове и Турции. В 2004 г. было выдано 580 разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы. На предприятиях и организациях работают граждане более 20 государств. Это легальная миграция. На самом деле количество иностранных граждан, постоянно находящихся на территории округа, значительно выше. Даже число зарегистрированных по месту пребывания до трех месяцев превышает число работающих почти вдвое, не говоря уже о тех, кто не проходит регистрацию вообще, или имеет просроченный срок пребывания и работает нелегально.

Таким образом, в результате развития процессов трудовой миграции складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом — иностранной. Население Ямало-Ненецкого округа выполняет преимущественно квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов, заняты чаще всего на трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.

Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.

Процесс регулирования внешней трудовой миграции является на сегодняшний день одним из самых сложных направлений деятельности Управления по делам миграции ЯНАО. Постоянно проводится разъяснение законодательства через СМИ. Сотрудники УДМ совместно с ОМОН ГУВД совершают регулярные проверки законности использования иностранной рабочей силы. Например, в 2004 г. результате проверок было выявлено 4271 нарушение.

По нашим расчетам в ЯНАО количество нелегально работающих в 2,5 раза превышает численность, получивших разрешение. В ХМАО эта разница колеблется в пределах восьми раз, в Свердловской области — 10−15 раз.

Размах нелегальной миграции можно считать имманентной чертой современного развития, являющийся следствием глобализации на основе либеральной модели, в которой находит свое проявление идея свободы передвижения. Нелегальная миграция ежегодно вовлекает в свой оборот огромные массы людей, особенно это характерно для крупных индустриально развитых регионов.

Размер экономических потерь, которые несут регионы, от тех, кто живет на нелегальном положении, достаточно велик. Наличные доходы, скрытые от налогообложения, происхождение которых неизвестно, становятся порой своего рода оборотным капиталом преступных группировок, сформированных по национальному признаку.

Увеличение числа граждан ближнего зарубежья оказывает влияние на состояние оперативной обстановки в ЯНАО, ее санитарно-эпидемиологической, общественной безопасности. Чем выше размеры нелегальной миграции, тем больше число правонарушений. В 2004 г. на территории ЯНАО иностранными гражданами было совершено 277 преступлений. Легально трудилось 16 тыс. человек. В соседнем Ханты-Мансийском округе число преступлений превысило уровень ЯНАО в 5 раз, тогда как число иностранных граждан, работающих по договорам, т. е. легально, составляло 10,4 тыс. человек.

Рост нелегальной миграции и возникающие в связи с этим негативные явления, способствуют формированию другой точки зрения: России не нужны иммигранты. Ее авторы считают, что масштабная миграция способствует размыванию социокультурного ядра страны, ведет к потере ее традиционной идентичности. Кроме того, устанавливается стереотип, что многие иммигранты уже заранее ориентированы на преступную деятельность — это организация подпольных производств, торговля наркотиками и др. А учитывая, что население страны быстро сокращается, данный дисбаланс создает прямую угрозу национальной безопасности. Появляются высказывания, что чуть ли не половина всех преступлений в стране совершается не россиянами. Ситуацию в отдельных регионах нельзя переносить на всю Россию. Это миф и опровергнуть его могут элементарные расчеты. Так, по данным ГУВД ЯНАО в 2003 г. в округе было зарегистрировано 8464 преступлений, из них 264 совершено иностранными гражданами, что составляло всего 3,1% от общего числа правонарушений. На каждую 1000 иностранных граждан приходилось 7 нарушений, а на 1000 населения округа — 16. (26, с. 5). К сожалению, как общие, так и относительные показатели преступности в регионе продолжают расти В 2004 г. на 1000 жителей приходилось уже 19 правонарушений, тогда как среди иностранных граждан этот показатель остался на прежнем уровне. А если исключить из состава населения детей в возрасте от 0 до 14 лет, то общий показатель преступности достигал 21 на 1000. Удельный вес преступлений, связанных с приобретением и сбытом наркотических средств в общем числе правонарушений; был одинаков как у иностранных граждан, так и граждан округа: в пределах 8,0−8,5%.

Как сторонники открытости миграции, так и ее запрета, вполне аргументировано формулируют свои позиции. Очевидно, что каждая из этих точек зрения выхватывает важные стороны единой реальности, но ни одна из них не рассматривает ее в комплексе. Поэтому взвешенная миграционная политика может строиться только с учетом обеих сторон.

Суть миграционной политики всегда заключалась в поощрении иммиграции и/или эмиграции и в их регулировании одновременно. Поэтому оптимальное направление миграционной политики — избирательность. Она всегда должна представлять собой соединение двух компонентов: консервативного, ориентированного на сдерживание миграционного притока, и целевого, активно и всеми доступными средства стимулирующего иммиграцию именно тех категорий граждан, которые нужны стране и конкретному региону.

Миграционная политика должна быть комплексной и охватывать внешнюю и внутреннюю, трудовую и образовательную, деловую и переселенческую и другие виды миграции, а оформление иммигрантов и трудовых мигрантов нуждается в значительном упрощении. Необходимо максимально облегчить мигранту выбор легального поведения. В этих условиях можно будет реально управлять процессами миграции в интересах социально-экономического и гуманитарного развития как страны в целом, так и отдельных регионов. /14, 25, 26/.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой