Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В контрольной группе, где не проводилось специальных занятий не произошло значительных изменений в уровне развития содержательного показателя познавательной активности: количество детей с низким с 40% детей (4 чел.) до 20% детей (2 чел.), количество детей со средним уровнем увеличилось с 40% детей (4 чел.) до 60% детей (6 чел.), количество детей с высоким уровнем сформированности содержательного… Читать ещё >

Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После формирующего эксперименты мы провели контрольный эксперимент.

Цель: проверить эффективность выявленных нами условий развития познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста, в процессе психического развития детей старшего дошкольного возраста.

Методика проведения итогового эксперимента строилась по аналогии с констатирующим экспериментом. Итоговый эксперимент состоял из 2 серий. Задачами контрольной диагностики стали следующие:

  • 1. Выявить уровень сформированности познавательной мотивации у детей экспериментальной и контрольной групп.
  • 2. Охарактеризовать знания детей в области живой и неживой природы.

Первая серия. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательной мотивации у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал различным.

Уровень сформированности познавательной мотивации у детей экспериментальной группы стал значительно выше, чем у детей контрольной группы, с которыми не проводилось специальных занятий.

Сравнение результатов уровня сформированности познавательной мотивации внутри каждой группы детей, до проведения формирующего эксперимента и после проведения формирующего эксперимента, позволяет сделать следующие выводы.

В контрольной группе, где не проводилось специальных занятий не произошло значительных изменений в уровне развития содержательного показателя познавательной активности: количество детей с низким с 40% детей (4 чел.) до 20% детей (2 чел.), количество детей со средним уровнем увеличилось с 40% детей (4 чел.) до 60% детей (6 чел.), количество детей с высоким уровнем сформированности содержательного показателя познавательной мотивации осталось неизменным — 10% детей (2 чел.). Произошедшие изменения, на основании наших наблюдений являются случайными.

В экспериментальной группе (где наряду с обычными занятиями, проводились занятия направленные на формирование познавательной мотивации) произошли существенные изменения в уровне сформированности содержательного показателя познавательной мотивации. Низкий уровень сформированности познавательной мотивации с 50% детей (5 чел.) уменьшился до 1 чел. детей (10%), средний уровень уменьшился с 40% детей (4 чел.) до 20% детей (2 чел.), в то же время высокий уровень сформированности содержательного показателя познавательной мотивации вырос с 20% детей (2 чел.) до 70% детей (7 чел.). Общие показатели процентного изменения в уровне сформированности познавательной мотивации двух группах видны в диаграмме 3., представленной ниже:

Изменения, произошедшие в уровне развития познавательной активности у детей экспериментальной группы, на основании проведенных исследований являются не случайными.

Наряду с этим можно отметить и некоторые психологические особенности познавательной мотивации, появившиеся у детей экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента. Практически у всех детей явно выросла инициативность в поиске новых способов обращения с предлагаемым объектом. У детей появился момент «обдумывания» — когда ребенок, в определенный момент, исчерпав свои возможности, не уходит из ситуации, не начинает повторять уже сделанные ранее варианты, а берет «таймаут», внимательно рассматривает незнакомый объект (игрушка с секретом) и пытается найти новое решение. Если случайно, в процессе манипулирования с объектом, получался какой-то вариант, которого ребенок еще не делал, он обычно был им замечен.

Вторая серия определяла объём знаний по тем же проблемам, что и при проведении констатирующего эксперимента. Анализ проводился по тем же критериям, что указаны на в параграфе 2.1.

Результаты оценивались по следующим критериям:

  • — количество работ с правильными ответами на поставленные вопросы;
  • — мотивированность собственных суждений;

— оригинальность в выборе слов, для объяснения своего ответа.

Ответы детей представлены в Таблицах 3 и 4 «Приложение 1». Данные эксперимента показывает, что работа, проведенная в опытной группе, дала положительный результат и в области познания живой и неживой природы. Преимущество ответов детей этой группы — очевидна. Во-первых, вопросы не вызвали даже малейшего замешательства у детей опытной группы; во-вторых, основная часть ответов является точной и правильной; в-третьих, дети попытались не просто дать односложные ответы, а объяснить свое мнение, т. е. отвечали доказательно. Дети контрольной группы отнеслись серьезно к своим ответам, и после завершения опроса между ними произошла небольшая дискуссия по проблеме «Почему жук водолюб быстрее плавает, чем ползает?». Все это свидетельствует о том, что элементарная поисковая деятельность имеет большие преимущества и достоинства по сравнению с другими видами деятельности и благоприятно влияет на развитие познавательной активности детей.

Общие результаты по второй серии итогового эксперимента представлены ниже, в Таблице 2. Из данных таблицы, очевидно, что уровень знаний детей в экспериментальной группе на много выше, не же ли в контрольной группе, в которой данные проблемы изучались в основном через игровую деятельность, а опыты не имели места. В контрольной группе детей не очень заинтересовали данные проблемы, большинство из них говорило: «Да, что такого может быть в обыкновенном черве, подорожнике, вот жук еще ничего». Дети экспериментальной группы, наоборот, сразу заинтересовались и растением и животными, так как мы не использовали традиционные методы в ознакомлении детей с природой и начинали каждое занятие с таких обращений, как: «Ребята, сегодня вы сами будете проводить опыты», или «Дети, сегодня у нас будет необычное занятие» и т. п. Подобные обращения способствуют мобилизации внимания детей и развивают интерес к поставленной проблеме.

Полученные нами данные по итоговому эксперименту позволяют сделать следующие общие выводы.

Сформированность познавательной мотивации детей, действительно, зависит от того какие занятия проводятся с детьми и в каких условиях все это происходит. Чем больше возможных способов действия, тем выше уровень проявляемой познавательной мотивации.

После проведения формирующего эксперимента уровень сформированности познавательной мотивации детей экспериментальной и контрольной групп стал значительно отличаться. У детей экспериментальной группы содержательный показатель вырос, в то время, как у детей контрольной группы остались почти без изменений. Это видно из таблиц, приведённых ниже, в графах указано количество детей, имеющих тот или иной уровень познавательной мотивации:

Построение ситуаций, т. е. исследовательская деятельность, с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательной мотивации.

Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательной мотивации является исследовательская деятельность ребенка, в которой взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.

Таким образом, используя особенности ситуации, можно целенаправленно формировать познавательную мотивацию в процессе психического развития у детей дошкольного возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой