Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы проблемы формирования познавательной мотивации младших школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Познавательные мотивы связаны с самой учебной деятельностью и процессом ее достижения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым… Читать ещё >

Теоретические основы проблемы формирования познавательной мотивации младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятия «мотив» и «мотивация». Понятие учебной мотивации

Изучением мотивации занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и педагоги: Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Д. К. Маккеланд, Г. Олпорт, Э. Даффи, Д. Берлайн, И. Аткинсон, К. Берч, А. Маслоу и другие.

При изучении понятия «мотивации» важно выделить его отличия от понятий «мотив» и «цель».

Мотив внутреннее побуждение к достижению цели. Цель это ожидаемый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотивацию как педагогическую категорию стали рассматривать в первой трети ХХ в., но наибольшее распространение она получила во второй его половине. При рассмотрении мотивации учебной деятельности младших школьников исследователи освещают в дидактическом плане некоторые вопросы, связанные с формированием учебно-познавательной мотивации: цели учителя, психологическая подготовка обучаемых к овладению знаниями и умениями, стимулирование учебной деятельности, побуждение и руководство волей, условия организации учебной деятельности, мотивированность каждой темы и этапов урока. Понятия «мотивация», «мотив», «познавательный интерес», «познавательная потребность» основные термины по данной проблеме.

Поведение ребенка может побуждаться различными мотивами. Понятие мотива соотносится с потребностью. У учеников начальных классов имеются всякого рода потребности, которые были у них до школы. У дошкольников сильно выражены потребности в игровой деятельности, в движениях, внешних впечатлениях. С первых дней обучения у детей появляются и новые потребности: потребность в одобрении учителя, потребность быть лучшим или любимым учеником и многое другое.

Потребность обнаруживается в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Каждый ребенок имеет разные мотивы. Мотивы различают понимаемые и реально действующие. Ученики понимают, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, ребенок упорно оттягивает подготовку домашнего задания. Он знает, что ему нужно сделать домашнее задание, иначе расстроит родителей или получит плохую отметку, понимает, что учиться это его обязанность. Но этого недостаточно, чтобы он сел и сделал уроки. А теперь предположим, ему говорят: пока не сделаешь уроки, ты не пойдешь гулять. Такое замечание, скорее всего, подействует на него, и он выполнит домашнее задание. Несомненно в сознании ребенка существуют и другие мотивы, например, получить хорошую отметку, выполнить долг и так далее, но это только понимаемые мотивы. Они для него с психологической точки зрения недейственны, а подлинно действенным будет мотив «пойти гулять». Чтобы правильно оценить действия ребенка, надо знать мотивы поступка.

Понятие «мотивация» является более широком понятием, чем «мотив». Мотивация это не только совокупность мотивов, это более сложная система в психологии. Мотивацияэто направленность активности, она побуждает поведение, организует его, направляет, придает значимость и личностный смысл [Маркова, 1983]. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной деятельности, по мнению А. Н. Леонтьева, не только в том, чтобы получить определенный результат, а смысл и в самой деятельности, в ее процессе, в том, чтобы проявить физическую и умственную активность. Процессуальная сторона мотивации имеет особое значение, когда речь идет о мотивации ребенка. В учебной деятельности процессуальная сторона также занимает соответствующее место. Стремление преодолеть препятствия в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учения. Результативная сторона мотивации выступает в двух видах. С одной стороны, она связана с постановкой далеких перспективных целей, с другой с принятием ребенком целей и задач в самой учебной деятельности, в процессе урока [Матюхина, 1984].

Знания, которые школьник получает в ходе обучения, могут быть для него лишь средством для достижения других целей, к примеру, избежать наказания, заслужить похвалу, получить аттестат и так далее. Ребенка побуждает не стремление к овладению конкретных навыков, не увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что получится в результате учения.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. В момент деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, то есть учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации [Леонтьев, 1972].

Отрицательная мотивация — это побуждения школьника, вызванное сознанием неприятностей, которые возникнут, если он не будет учиться (неодобрения со стороны родителей, учителей, наказание). При этом ребенок будет испытывать страх, разочарование, беспокойство.

Положительная мотивация:

  • — определяется социальными устремлениями (чувство долга перед близкими);
  • — определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и так далее. Ребенок испытывает уверенность, удовлетворение, любопытство.

В психологии выделяют две группы учебных мотивов: познавательные и социальные [Божович, 1998].

Познавательные мотивы связаны с самой учебной деятельностью и процессом ее достижения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и так далее. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы связаны с взаимодействием школьника с одноклассниками и с его окружением.

Познавательные и социальные мотивы имеют разные уровни.

Познавательные мотивы имеют такие уровни как:

  • 1) широкие познавательные мотивы состоят в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Эти мотивы проявляются в учебном процессе, например, ученик обращается к учителю за дополнительными сведениями и готов принять их.
  • 2) учебно-познавательные мотивы состоят в ориентации на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний. Эти мотивы проявляются на уроке. Например, ученик возвращается к анализу способа решения задачи после получения правильного результата.
  • 3) мотивы самообразования состоят в направленности школьников на самостоятельное определение способов добывания знаний.

Социальные мотивы включают:

  • 1) широкие социальные мотивы, которые состоят в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, быть полезным обществу, семье.
  • 2) узкие социальные мотивы, которые состоят в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения.
  • 3) Мотивы социального сотрудничества, которые состоят в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, учителем, сверстниками.

Зная тип мотивации, учитель может обеспечить условия для создания положительной мотивации. Обучение будет успешным, если ребенок внутренне осознал свою деятельность и учитывает свои потребности, мотивы, интересы, то есть обучение имеет для него личностный смысл.

Мотивационная основа учебной деятельности ученика состоит из следующих элементов [Асеев, 2006]:

  • — сосредоточение внимания на учебной ситуации,
  • — осознание смысла предстоящей деятельности,
  • — осознанный выбор мотива,
  • — целеполагание,
  • — стремление к осуществлению деятельности,
  • — стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий),
  • — самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Смысл учения — внутреннее отношение школьника к учению.

Мотив учения — побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Постановка целей — это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Эмоции — реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Интересы — познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.

Различают мотивы:

а) внешние и внутренние мотивы по отношению к деятельности.

Внешними называют мотивы, побуждающие данную деятельность, но не связанные с ней. Мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, называют внутренними. Внешние мотивы направлены на достижение поставленной цели, результата деятельности, а внутренние на процесс деятельности;

  • б) осознаваемые и неосознаваемые мотивы, когда субъект знает, ради чего им осуществляется данная деятельность, а иногда заблуждается в своих побуждениях;
  • в) понимаемые и действующие мотивы, когда субъект понимает ради чего надо выполнять данную деятельность и ради которых он действительно осуществляет данную деятельность.

Внешние мотивы делятся на:

  • а) общественные (альтруистические сделать добро, мотивы долга и обязанности);
  • б) личные (мотивы оценки успеха работа ради оценки, самоутверждения, благополучия для избегания неприятностей).

Внутренние мотивы делятся на:

  • а) процессуальные (интерес к процессу деятельности);
  • б) результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный интерес);
  • в) мотивы саморазвития (ради развития каких-либо качеств, способностей).

Л.И. Божович указывает, что сущность «мотивации» состоит в совокупности мотивов, которая определяет данную деятельность.

А.К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов [Маркова, 1990].

Первая группа мотивационных характеристик их называют содержательными прямо связана с содержанием осуществляемым обучением. Вторая группа характеристик их условно называют динамическими характеризует форму, динамику выражения этих мотивов.

Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:

  • 1) наличие личностного смысла учения для ребенка;
  • 2) наличие действенности мотива, т. е. его реального влияния на ход обучения и всего поведения ребенка;
  • 3) место мотива в общей структуре мотивации;
  • 4) самостоятельность возникновения и проявления мотива;
  • 5) уровень осознания мотива;
  • 6) степень распространения мотива на разные типы деятельности, виды учебных предметов, формы учебных заданий.

Динамические характеристики мотивов:

  • — Устойчивость мотивов. Проявляется и в том, что ребенок занимается с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам, помехам, и в том, что ребенок не может обучаться.
  • — Модальность мотивов их эмоциональная окраска.
  • — Другие формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и так далее.

Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя и не менее важны, чем анализ внутренних, содержательных особенностей мотивов.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой