Требования к заданиям на установление соответствия
Для проверки на валидность методика диагностики уровня выраженности партнерской позиции была проведена на группе испытуемых в количестве 96 человек. Выборку можно считать репрезентативной, она отражает ситуацию с возрастным, половым и должностным распределением, сложившуюся в системе образования на настоящий момент. В исследовании участвовало 63 педагога городских и сельских школ с различным… Читать ещё >
Требования к заданиям на установление соответствия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Элементы двух множеств должны быть выбраны по одному основанию.
- 2. Рекомендуется помещать в текст задания названия каждого столбца.
- 3. Желательно, чтобы правый список содержал несколько дистракторов, которые должны быть правдоподобны.
- 4. Если задание не предполагает четкого соответствия, т. е. одному элементу левого списка соответствует только один элемент правого списка, то в инструкции к заданию обязательно указывается наличие дистракторов и то, сколько раз могут использоваться элементы второго списка.
- 5. Число элементов одного списка не должно превышать 10.
- 6. Все задания необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.
Разработка методики для диагностики особенностей партнерской позиции педагогов (А. П. Чернявская). В окончательном варианте методика содержит 20 утверждений, направленных на выяснение стремления учителя к пробуждению любопытства учащихся и индивидуализации обучения. Адаптация проводилась следующим образом[1].
1. Проведен экспертный опрос на отражение каждым из пунктов критериев партнерской позиции. Экспертами выступали четыре преподавателя ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, ознакомленные с содержание исследования. По результатам опроса были исключены два утверждения, не соответствующие целям исследования. Каждое из оставшихся 20 утверждений, по мнению экспертов, напрямую отражает первый, второй и четвертый критерии партнерской позиции и косвенно отражает третий. Таким образом, данная методика может быть направлена на диагностику уровня выраженности партнерской позиции.
Методика диагностики уровня партнерской позиции педагога
Утверждения. | Очень часто | Часто | Иногда. | Редко. |
1. Я разрешаю ученикам садиться на любое место в классе, перемещаться по классу и создаю максимальное взаимодействие между учащимися. | ||||
2. Я делаю так, что мои ученики могут использовать максимально большое количество материалов и ресурсов в ходе обучения. | ||||
3. Мои введения к урокам представляют собой проблемы, спорные вопросы, разногласия и противоречия для стимулирования мыслительной деятельности учащихся. | ||||
4. Я поощряю свободное реагирование учеников и только слегка направляю их. | ||||
5. Ученики говорят на уроках больше, чем я. | ||||
6. Когда я объясняю материал, я задаю больше вопросов, чем рассказываю. | ||||
7. Я сознательно использую идеи, высказанные учениками, и основываю мои следующие вопросы на них. | ||||
8. Я перенаправляю вопросы учащихся так, что они сами ищут на них ответы. | ||||
9. Мои вопросы поощряют учащихся обосновывать свои идеи, опираясь на имеющийся у них опыт. | ||||
10. Диалог в классе организуется так, что приветствуется открытость и наличие различных точек зрения. | ||||
11. Я не тренирую умения и навыки специально, а включаю их развитие в учебный процесс. |
Окончание таблицы
Утверждения. | Очень часто. | Часто. | Иногда. | Редко. |
12. Я поощряю точные вопросы на основе сделанного утверждения. | ||||
13. Я одобряю учеников, которые выясняют смысл вариантов решения проблемы и позиций, на которых они стоят. | ||||
14. Я побуждаю учеников осознавать личные, социальные и политические основания различных позиций, намерений и установок. | ||||
15. Я поощряю, когда ученики высказывают свои собственные ценностные и политические позиции, которые они могут понять и отстоять. | ||||
16. Я использую оценивание в классе как способ улучшения обучения. | ||||
17. Результаты оценивания помогают мне корректировать свой стиль преподавания. | ||||
18. Я оцениваю не только знания, которые приобрели учащиеся, но и многие другие аспекты их развития. | ||||
19. Я обсуждаю с учащимися не только их сильные стороны, но и области на которые и я, и учащиеся должны обратить внимание, должны усовершенствовать. | ||||
20. Учащиеся знают, что обучение не заканчивается после того, как человек уходит из стен школы. |
Напротив каждого из утверждений необходимо выбрать один вариант ответа: «очень часто» (впоследствии оценивается 4 баллами), «часто» (3 балла), «иногда» (2 балла), «редко» (1 балл). Минимальное количество баллов, которое можно набрать, — 20 баллов, максимальное — 80 баллов.
2. Для проверки надежности было использовано ретестирование. Период для повторного тестирования был выбран достаточным для того, чтобы испытуемые забыли свои ответы. В то же время оба тестирования проводились в течение одного учебного года, что создавало условия для однородности поведения испытуемых. Проверка на надежность проводилась на выборке педагогов и студентов в 2004 и 2005 гг. с интервалом в 4—5 месяцев. Выборка состояла из 54 человек: 23 педагога (стаж работы от 0 до 39 лет) и 31 студент 2—5 курсов и магистратуры, из них 9 мужчин и 45 женщин. Результаты испытуемых при первичном и повторном тестировании:^ = 56,3913;Х2 = 58,91 304; о = 2,652 174.
Ретестовая надежность подсчитывалась по двум коэффициентам с использованием программы STATISTICА'99:
— Коэффициент корреляции моментов Пирсона (табл. 3.14).
Результаты подсчета коэффициента корреляции Пирсона для определения ретестовой надежности.
Таблица 3.14
Mean. | Std. Dv. | r (X, Y) | rl | T | P | |
VAR1. VAR2. |
|
| 0,229 047. | 0,52 463. | 1,696 790. | 0,95 715. |
N. | Constant dep: Y. | Slope dep: Y. | Constant dep: X. | Slope dep: X. | ||
45,59 680. | 0,222 482. | 41,36 260. | 0,235 805. |
Обозначения: VAR1 — результаты выборки при повторном тестировании; VAR2 — результаты выборки при повторном тестировании.
Для выборки в 54 человека коэффициент г оказался значимым прир = 0,095, что при таком объеме выборки можно считать достаточным.
— для шкал порядка (каковой является наша методика) также возможно использование t-критерия Стьюдента, что и было сделано в нашем случае. Был произведен расчет для зависимых выборок (табл. 3.15).
Таблица 3.15
Результаты расчета t-критерия Стьюдента.
Значение. | Стандартное отклонение. | Количество испытуемых. | Diff. | Diff. | t. | df. | P. | |
VAR1. VAR2. |
|
| — 2,83 333. | 6,94 927. | 6,94 927. | 0,415. |
Обозначения: VAR1 — результаты выборки при первичном тестировании; VAR2 — результаты выборки при повторном тестировании.
Расчет критерия Стьюдента для зависимых выборок показал очень высокую ретестовую надежность — при р = 0,004.
По результатам статистической проверки можно сделать вывод о том, что методика диагностики уровня выраженности партнерской позиции является надежной и получаемые с ее помощью результаты являются устойчивыми и не зависят от действия случайных факторов.
3. Проверка методики на валидность.
Для проверки на валидность методика диагностики уровня выраженности партнерской позиции была проведена на группе испытуемых в количестве 96 человек. Выборку можно считать репрезентативной, она отражает ситуацию с возрастным, половым и должностным распределением, сложившуюся в системе образования на настоящий момент. В исследовании участвовало 63 педагога городских и сельских школ с различным стажем работы (средний стаж 18 лет). Из них 17 человек совмещают преподавательскую и административную работу. Кроме того, в исследовании участвовали 31 студент 2—5 курсов и магистратуры ЯГПУ в возрасте 18—24 года. По полу распределение было также репрезентативно: 11 мужчин и 85 женщин.
Была использована проверка на валидность по критерию, для чего был использован тест-опросник самоотношения В. В. Столина. Опросник прошел проверку на валидность и надежность. Он был выбран в качестве критерия в соответствии с ранее обсужденной гипотезой о том, что личности педагога, обладающей партнерской профессиональной позицией, присущи следующие черты: уверенность в себе; самодетерминация; ясность ролей; способность вносить вклад в общее дело, оказывать влияние на происходящее; способность находить и оказывать другим социальную и эмоциональную поддержку; способность выражать свои эмоции и управлять ими; способность создать организационную культуру, основанную на потребности в участии и во вкладе каждого в общее дело; общая жизненная эффективность. Общими критериями такой личности будут адаптированность и автономность. Тест-опросник В. В. Столина отражает основные из перечисленных черт, прежде всего относящиеся к самоуважению, самодетерминации, автономности.
Для проверки на валидность также использовался t-критерий Стьюдента для зависимых выборок (табл. 3.16).
Таблица 3.16
Результаты статистической обработки.
VAR. | Mean. | Std. Dv. | N. | Diff. | Diff. | T. | df. | P. |
VAR1 шк. S. |
|
| — 31,5415. | 15,33 802. | — 20,1487. | 0,0. | ||
VAR1 шк. I. |
|
| — 23,8134. | 19,18 908. | — 12,1592. | 0,0. | ||
VAR1 шк. II. |
|
| — 17,7746. | 21,69 949. | — 8,0257. | 0,0. | ||
VAR1 шк. III. |
|
| — 10,0509. | 23,23 520. | — 4,2383. | 0,52. | ||
VAR1 шк. IV. |
|
| — 25,1138. | 21,76 046. | — 11,3078. | 0,0. | ||
VAR1 шк. 1. |
|
| — 22,0305. | 23,47 018. | — 9,1970. | 0,0. | ||
VAR1 шк. 2. |
|
| — 11,7597. | 25,87 659. | — 4,4527. | 0,23. | ||
VAR1 шк. 3. |
|
| — 21,6411. | 22,16 078. | — 9,5682. | 0,0. | ||
VAR1 шк. 4. |
|
| — 16,0388. | 18,36 390. | — 8,5574. | 0,0. | ||
VAR1 шк. 5. |
|
| 6,3909. | 26,33 287. | 2,3779. | 0,19 412. | ||
VAR1 шк. 6. |
|
| — 24,6218. | 24,6 670. | — 10,0239. | 0,0. | ||
VAR1 шк. 7. |
|
| — 13,0858. | 21,39 577. | — 5,9612. | 0,0. |
Обозначения: VAR1 — результаты методики диагностики уровня партнерской позиции.
Таким образом, проверка подтвердила валидность методики диагностики уровня выраженности партнерской позиции — по всем шкалам методики самоотношения В. В. Столина обнаружена корреляция при р <, 5 000.
4. Описательная статистика и нормирование методики.
Для описательной статистики выборка была дополнена за счет учителей сельских и городских школ и составила 165 человек. Результаты описательной статистики приведены в табл. 3.17.
Таблица 3.17
Результаты описательной статистики методики на диагностику уровня партнерской позиции.
X | min | Мах | Мода | Медиана | |
52,18 182 |
Была проведена проверка на нормальность распределения результатов методики, которая показала, что результаты методики имеют нормальное распределение со скосом вправо, в сторону более высоких результатов. Данный скос сохраняется, даже если принять во внимание тот факт, что минимальный результат по методике должен быть не 0, а 20 баллов (т.е. диапазон значений сокращается и становится от 20 до 80 баллов с предполагаемыми средними значениями в 60 баллов).
На основании проведенного анализа были рассчитаны примерные нормы для данной выборки. За основу была взята пятибалльная шкала.
Низкий результат: 44 балла и меньше.
Ниже среднего: 45—51 балл.
Средний: 52—56 балов.
Выше среднего: 57—61 балл.
Высокий: 62 балла и больше.
Вопросы для самопроверки и обсуждения
- 1. Какие виды тестов вы знаете?
- 2. В чем состоят особенности тестов учебных достижений?
- 3. Назовите этапы разработки теста и обоснуйте их последовательность.
- 4. Каковы могут быть цели теста учебных достижений?
- 5. Каким образом исследователь выбирает цели тестирования?
- 6. Назовите типичные ошибки при формулировке тестовых заданий. Приведите примеры.
- 7. В каких случаях предъявляются более мягкие требования к психометрической проверке теста?
- 8. Что обязательно должно входить в психометрическую проверку любого теста?
Практические задания
- 1. Проведите анализ разработки теста, пример которого приведен в материалах для выполнения практических заданий.
- 2. Подготовитесь к выполнению самостоятельной работы по теме.
- 3. Разработайте тест по одной из тем данного учебного пособия, в котором должно содержаться по два задания каждой формы и по два задания каждого из уровней сложности.
- 4. Проанализируйте тест, разработанный однокурсником.
- [1] Чернявская А. П. Становление партнерской позиции педагога. Ярославль: Изд-воЯГПУ, 2007. 328 с.