Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания через проектно-исследовательскую деятельность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Используя познания обучающихся по географии, биологии, МХК и другим предметам, выявляются многие понятия и процессы, что проводит к хорошему изучению учебного материала учащимися, а соответственно увеличению качества познаний. Немаловажно с первых минут урока вызвать интерес учащихся. А значит необходимо внедрить обучающихся в проблему урока таким образом, чтобы они сами сумели выходить… Читать ещё >

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания через проектно-исследовательскую деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные дети весьма поменялись по сопоставлению с тем временем, когда основывалась на сегодняшний день действующая система образования. Принятие стандартов второго поколения продиктовано данными преобразованиями. Осуществление преподавания на основе технологии проектно-исследовательской деятельности дает возможность совершенствовать:

  • — умения систематизировать;
  • — умения и навыки исследования;
  • — умения экспериментирования;
  • — умения высказывать предложения, совершать выводы и заключения;
  • — умения и навыки работы с существующей информацией, ее установление и распределение;
  • — развитие и формирование у школьников умений и способностей исследовательского поиска и креативного проектирования;
  • — познавательных потребностей и способностей;
  • — умения создавать тексты опорных конспектов.

Безусловно, совокупность разных приемов и методов организации проектно-исследовательской деятельности они находятся в зависимости от возраста детей, использованного материала, темы, специфики класса.

1. Разнообразные виды проектов.

С целью формирования познавательного интереса обучающихся используются различные типы проектно-исследовательских уроков: урок — презентация, урок — семинар, сюжетно — ролевая игра, инсценировки, пресс конференции. На уроках вводятся креативные задания, составление опорных схем, кластеров.

Результат: обучающиеся приобретают активные знания по предмету, у них формируются прочные познавательные интересы, формируется способность самостоятельно регулировать образующиеся проблемы, приобретенные знания используются на практике (при подготовке к урокам-семинарам).

2. Межпредметные взаимосвязи при организации проектно-исследовательской деятельности. Задача: предоставление связи предметов общественно-гуманитарного и естественно — научного циклов. С поддержкой межпредметных взаимосвязей закладывается основа для единого подхода и решения трудностей реальной действительности. Межпредметные взаимосвязи обозначаются постоянным условием формирования у обучающихся заинтересованности к знаниям, как обществознания, так и основ наук в целом. Использование на уроке дополнительных данных увеличивает познавательный заинтересованность к дисциплине. Организация учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных взаимосвязей ведется как на отдельных уроках (больше обобщающих, где темы, подчинены решению межпредметной проблемы), так нескольких тем разных направлений, либо устанавливается связь между предметами.

Основываясь на взаимосвязи с иными предметами, при изучении обществознания выявляются взаимоотношения «природа — человек», «природа — общество — труд».

Используя познания обучающихся по географии, биологии, МХК и другим предметам, выявляются многие понятия и процессы, что проводит к хорошему изучению учебного материала учащимися, а соответственно увеличению качества познаний. Немаловажно с первых минут урока вызвать интерес учащихся. А значит необходимо внедрить обучающихся в проблему урока таким образом, чтобы они сами сумели выходить на её формулировку. На мотивационно-целевом этапе можно применять маленькие притчи, которые могут помочь выходить на тему урока.

Как образец, фрагмент урока в 5 классе по теме «Потребности человека».

  • — Я сейчас прочту для вас притчу, вы её внимательно послушайте и дайте ответ на вопросы.
  • — Спросили как-то трех каменщиков, трудящихся на стройке: «Что вы производите?» Ответ 1-ый был такой: «Я таскаю тяжелые камни». 2-ой дал ответ: «Я зарабатываю на хлеб для себя и собственной семьи». А 3-ий заявил: «Я строю храм».
  • —О чем данная притча?
  • —Почему у абсолютно всех различные ответы? (У каждого из работников различные запросы, цели в жизни, т. е. различные потребности)
  • —О чём мы будем говорить на уроке? (о потребностях)
  • —Кто может назвать тему урока? (Потребности человека)

Использование поговорок, афоризмов, выражений знаменитых людей могут помочь внедрить обучающихся в новую тему урока. К примеру, на занятии по теме «Безопасность жизни» выдержка Ильи Шепелёва «Опасен не тот, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе» определяет проблему пред обучающимися, и в завершении урока они должны или согласиться, или оспорить данное утверждение.

3. Творческие задания с исследовательскими элементами.

Задача: повышение заинтересованности обучающихся к предмету;

Для упрочнения знаний, формирования заинтересованности к предмету и взаимосвязи с другими предметами обучающимся предлагаются креативные задания, которые могут выражаться:

  • 1) в составлении кроссворда по проблеме, применении его для контроля знаний других обучающихся;
  • 2) в сочинении небылицы либо стишка, о каком — либо предмете;
  • 3) в составлении буклетов по теме урока;
  • 4) в разработке пресс-листка, к примеру: «Глобальные проблемы людей» (Выбрать и оформить газетные статьи, материал из сети интернет, иллюстрации, подтверждающие наличие глобальных проблем, наличие международных учреждений, занятых данными проблемами).

В истоке любого последующего упражнения идет рассмотрение и анализ креативного задания, как автором работы, так и товарищами в классе.

Творческие задания предоставляют возможность показать себя любому с обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя непосредственно учащийся. Таким образом, ребята с математическими способностями больше функционируют со схемами либо таблицами, динамическими пособиями. Ребята «гуманитарии» предпочитают творческую работу: повествование либо стихотворение, буклет, сочинение эссе. Больше всего сочинения (эссе) — заключительный этап работы надо той или иной проблемой, поэтому учащиеся осуществляют данное задание дома.

Всё это благоприятно влияет для формирования активизации познавательной деятельности учащихся Пример творческого задачи на занятии в 6 классе по теме «Сферы общественной жизни».

— Разбившись на 3 творческие группы, представить себя в роли обществоведов древности.

Задание для первой группы: представьте общество людей в виде пирамиды и презентуйте собственную работу.

Задание для 2-ой группы: представьте общество людей в виде часового приспособления и презентуйте собственную работу.

Задание для третьей группы: представьте общество людей в варианте ветвистого дерева и презентуйте собственную работу.

4. Применение информационных технологий.

Введение

нынешних информационных технологий дает возможность стимулировать познавательную деятельность школьников, предоставляет допуск к высококачественной информации, тем самым, понижая размер фронтальных форм организации работы школьников, а также преобладания речи педагога.

Цель: развитие способностей работы с информационно-образовательными ресурсами. Использование информационных технологий в ход обучения школьников дает возможность разрешить такие проблемы:

  • 1. Гарантировать доступ к большому размеру данных.
  • 2. Применять образно — наглядную форму представления исследуемого материала.
  • 3. Осуществить помощь активных форм преподавания.

Информационные технологии позволяют по-новому применять на уроках обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что дает возможность применять обучающимся в творческой деятельности различные источники данных. В нынешних обстоятельствах основной проблемой создания считается не только приобретение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие у них способностей независимой работы. Практическая деятельность демонстрирует, что обучающиеся, стремительно использующие умения самостоятельной работы, овладевают наиболее существенным уровнем умений и навыков при ориентации в потоке данных, выделяют основное, систематизируют и обобщают.

Применение Интернета дает возможность обучающимся увеличить объем получаемой информации для самостоятельной работы и её применения в изучении курса обществознания. При работе над презентацией школьники обязаны осуществить предварительно научно-исследовательскую работу, применять огромное число разных источников данных, что разрешает избежать шаблонов в разработке креативного проекта.

Методика разработки креативного проекта состоит в последующем: уже после исследования проблемы, обучающиеся подготавливают соответствующие презентации. Эта деятельность может занять длительное время, что дает возможность подросткам успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.

Этот тип учебной деятельности содействует формированию логичного мышления, креативных умений, способностей.

В ходе показа презентации, обучающиеся обретают навык общественных докладов. Компонент соревнования повышает самооценку учащегося, что дает возможность сформировать и выработать его индивидуальные особенности в современном информативном мире.

5. Исследовательская деятельность учащихся.

Цель: получение обучающимися начальных познаний и навыков исследовательской деятельности.

В процессе ученического исследования применяются различные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, средства Интернета, материалы СМИ. Обучающиеся по заданному алгоритму операций выполняют исследование, переоформляют его в виде письменной работы (возможно и на электронных носителях) и готовятся к презентации собственного проекта.

Например: тема «Государственные праздники».

Учащиеся имеют все шансы распланировать и осуществить коллективное мини-исследование взаимосвязи определенных государственных торжеств с многознаменательными событиями и показать полученные результаты.

Тема «Профессии».

Работая в команде с учебными и иллюстративными материалами (в том числе — информативными образовательными ресурсами), обучающиеся имеют все шансы сформировать список из 5−10 более распространенных специальностей, устно преподнести собственный перечень. Они имеют все шансы провести собеседование с родителями и организовать выставку: «Все работы хороши».

Тема «Права ребенка».

Учащиеся работают с информативными ресурсами, отбирают использованные материалы, готовят и проводят для родителей и иных посетителей иллюстрированную выставку «Имею право».

Существует огромный список тем, который можно порекомендовать для реализации проектной работы в курсе обществознания:

  • 1. Проект «Совершенная школа будущего» (может быть определенным прообразом школы будущего);
  • 2. Проект «Улучшим экологию родного города, села» (социально направленный, может включать изучение природоохранной обстановки города (сельского поселения) с опорой на использованные материалы местных СМИ, Интернета и содержать конкретные предложения по улучшению экологии в городе);
  • 3. Проект «Возрождение российского населения» (способен представлять собой исследование демографической ситуации в собственном регионе и меры, которые должны осуществить местные власти и сами жители с целью повышения рождаемости);
  • 4. Проект «Я — будущий предприниматель» (способен быть прообразом предполагаемой предпринимательской работы с составлением бизнес-плана);
  • 5. Проект «Кодекс чести бизнесмена» (может быть показан как творческий продукт нормативного характера);
  • 6. Проект «Социальная защита и преодоление бедности» (социально направленный, должен содержать изучение уровня жизни различных слоев жителей города (села), с опорой на использованные материалы местных СМИ, Интернета и содержать предложения по организации социальной защиты малоимущих и других незащищенных кругов населения);
  • 7. Проект «Преодоление негативной девиации у школьников» (социально направленный, подразумевает изучение и предложения по преодолению девиантного действия школьников);
  • 8. Проект «Интернет в жизни ученика: поддержка либо зависимость?» (исследование о применении учащимися Сети интернет и преодолении возможной зависимости).
  • 9. Проект «Давайте жить дружно» (подразумевает исследование конфликтных ситуаций в школьной сфере и предложения по предупреждению столкновений среди ровесников);
  • 10. Проект «Встань на защиту права несовершеннолетних» (может содержать исследование нарушений прав детей в случае девиантного поведения родителей либо недобросовестного выполнения обязательств представителями власти, а кроме того предложения по охране прав несовершеннолетних и т. д.).

Это далеко не полный список вероятных тем для организации проектной работы, а только небольшой ориентир в подборе тематики проектных работ. Помогая учащемуся в подборе темы проекта, следует принимать во внимание его возраст, образовательный уровень, круг интересов, а кроме того сопоставлять план с задачами учебного процесса.

Результативность:

Повышается заинтересованность к изучаемому предмету, облегчается усваивание учебного материала, включается в работу на уроке каждый учащийся, возможен контроль любого задания.

6. Применение игрового исследования на уроках обществознания.

Применение подобного вида работы, как игровое исследование в процессе образования, объясняется тем, что ребенок получает наслаждение не только от позитивного результата, но и от самого процесса. Использование игр возможно для всех школьных возрастов. Компоненты игры можно включать в различную часть урока, почти все игры не требуют особой подготовки и их применение не трудно. Необходимыми критериями считаются знание особенностей ребенка, ясно поставленные цели и способность педагога управлять игрой таким образом, чтобы не «заиграться».

Игра «Отсроченная разгадка» дает возможность вызвать интерес ребенка на весь урок, пробуждает интерес.

  • 1 вариант игры. В начале урока педагог дает загадку (изумительный факт), разгадка к которой (ключ для понимания) будет раскрыта на уроке при работе над новым материалом.
  • 2 вид игры. Загадку (изумительный факт) предоставить в конце урока, для того чтобы начать с нее следующее занятие.

Игра «Да — нетка» может помочь в построении вопросов.

  • *Слово обществознание состоит из 2-ух слов: общество и знание? (Да).
  • *Человек миллионы лет тому назад также был продуктом природы? (Да).
  • *В давние времена человек все делал в одиночку? (Нет).
  • *Совершенствование орудий труда и техники именуют технологическим прогрессом? (Да)
  • *Науки, которые исследуют живую природу, — это общественные науки? (Нет).
  • *Общество — это объединение людей для коллективной деятельности? (Да).
  • *Материальная культура содержит в себе все созданное человеческими руками? (Да).

На следующий урок обучающиеся имеют все шансы сами придумать соответствующие вопросы по теме урока для проведения этой игры.

Например, вот такие вопросы могут быть использованы на уроке для 7 класса по теме урока «Права гражданина РФ».

  • *Если родители новорожденного — жители РФ, то и дошкольник считается гражданином РФ. (Да).
  • *Документом, подтверждающим гражданство, считается паспорт. (Да).
  • *У гражданина РФ имеется права и нет обязанностей. (Нет).
  • *Гражданин РФ не обязан сохранять природу и её богатства — это обязанность государства. (Нет).
  • *Права человека, полученные с рождения, именуются естественными. (Да).

«Продолжи рассказ».

В данной игре пара учащихся должны по одному предложению рассказать материал исследуемой темы. Один приступает, другой не прекращает. Выигрывает тот, чье предложение было заключительным, в то время другой уже не сможет больше ничего вспомнить.

Игра «Хватай ошибку» дает возможность удерживать интерес включенным, содействует формированию возможности исследовать полученную информацию, использовать знания в необычной ситуации, скептически оценивать полученную информацию. Педагог дает обучающимся информацию, включающую неизвестное число ошибок. Обучающиеся находят ошибку командой либо индивидуально. Чтобы рассмотрение не затянулось, предварительно установите на него время.

Например, получают текст с ошибками по теме «Ребенок в трудовых правоотношениях».

Работа с понятиями. Обучающимся персонально либо по группам предлагается набор слов, из которых необходимо составить предложение, являющееся определением какого-нибудь определения. Школьникам следует грамотно сформировать предложение-определение и охарактеризовать понятие.

(Набор слов: наследие, социальное, существует, в течение, времени, культурное, которое, из поколения, передаётся, длительного, в поколение, и, традиция.).

Вот, что должно получиться.

Традиция — социальное и культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение и существует в течение длительного времени.

По теме «Трудовые правоотношения».

Вставить в определение пропущенные слова из предложенного списка (Квалифицированного, минимальный, максимальный, недельной, гарантируемый, месячной, неквалифицированного, рабочего, времени, выше, ниже, максимума, минимума).

… размер оплаты труда — это… законом размер … заработной платы за труд… работника, полностью отработавшего норму… времени. Он не может быть… размера прожиточного … трудоспособного человека.

Вот, что должно получиться.

«Минимальный размер оплаты труда — это гарантируемый законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени. Он не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека».

Целесообразно попросить детей пояснить, отчего непосредственно этими словами они заполнили пробелы.

Прием «Смысловой ряд».

Например, на уроке по теме «Социальный конфликт» (8 кл.) обучающимся необходимо составить общее понятие к установленному строю определений.

  • *Война, драка, размолвка, спор, революция (конфликт).
  • *Договор, коллективное решение, взаимодействие (соглашение).
  • *Интернет, телевидение, радио, печатные издания, (СМИ).
  • *Монотеизм, политеизм, язычество (религия).
  • *Закон, норма, порядок операций, этикет (правило).
  • *Принуждение, безжалостность, угроза, давление (насилие).

Деловые игры.

Деловые игры — это способ обучения, изображающее ситуации, которые могут реализовываться в современном обществе. Подобные игры, могут помочь регулировать практические проблемы, учат содействовать и функционировать в группах, развивать деловые особенности.

Деловая игра «Я — предприниматель».

Задание № 1.

  • 1. Придумайте название компании.
  • 2. Какой продукт она станет производить?
  • 3. Задание № 2
  • 1. Что необходимо сделать, чтобы организовать компанию?
  • 2. Опишите ваши действия.

Задание № 3.

  • 1. Представьте себе возможного покупателя вашего продукта.
  • 2. Опишите его. Изобразите маркетинговый ролик, афиширующий ваш продукт.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой