Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Освоение средств выразительности в процессе музыкально-речевой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Музыка развивает… Читать ещё >

Введение. Освоение средств выразительности в процессе музыкально-речевой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

выразительность музыкальный речевой дошкольник Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах, и приобщение к культуре необходимо начинать с раннего возраста, ведь особенно эмоционально откликаются на язык искусств маленькие дети. Очень важно целенаправленно заниматься формированием музыкального вкуса, прививать любовь к слушанию хорошей музыки, которая пробуждает в душе слушателя добрые чувства.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры, т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Науменко Г. М. отмечает, что у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, — наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением. [17, с.17].

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. К примеру, умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии также предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что также влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. Комплексное использование всех возможных видов деятельности для изучения одного и того же средства музыкальной выразительности или музыкального материала дает замечательные результаты для каждого ребенка. Что привлекло ребенка, оставило след и принесло эстетическое удовлетворение — пение или ритмодвижения, зрительный образ или литературное сравнение, эмоциональное переживание и яркое исполнение музыки товарищем, удачная подтекстовка, или необычность тембровой краски??? Главное, что занятие прошло для каждого с пользой.

Проблема музыкального воспитания в целом и освоение средств выразительности в процессе музыкально-речевой деятельности в частности, занимает центральное место в работах педагогов, психологов, и музыковедов. Среди них — Кабалевский Д. Б., Ветлугина Н. А., Теплов Б. М., Белобородова В. К., Радынова О. П., Катинене А. И., Назайкинский Е. В., Запорожец А. В., Кирнарская Д. К., Терентьева Н. А., Бычков Ю. Н. и др.

Цель исследования: выявить влияние творческих заданий, проведенных в игровой форме, на освоение средств выразительности в процессе музыкально-речевой деятельности старшими дошкольниками.

Объект исследования: музыкально-речевая деятельность старших дошкольников.

Предмет исследования: особенности освоения средств выразительности в процессе музыкально-речевой деятельности старшими дошкольниками.

Гипотеза исследования: музыкальные занятия, построенные на системе специальных творческих заданий, способствуют освоению средств выразительности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме освоения средств выразительности в процессе музыкально-речевой деятельности детьми старшего дошкольного возраста.

Подобрать методики для диагностики уровня освоения детьми средств выразительности.

Провести экспериментальное изучение влияния комплекса творческих заданий, проведенных в игровой форме, на освоение средств выразительности в процессе музыкально-речевой деятельности старшими дошкольниками.

В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, беседа, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка данных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой