Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы проблемы формирования уважительного отношения к национальным традициям у детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Порой приходится слышать мнение, будто ребёнок интернационален от рождения, ведь он по-доброму относится ко всем окружающим. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Дело в том, что отношение ребёнка раннего возраста к людям разных национальностей строится независимо от национальной принадлежности последних, поскольку даже сам факт существования разных народов ему ещё не известен. Отношение… Читать ещё >

Теоретические основы проблемы формирования уважительного отношения к национальным традициям у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского и гениальных продолжателей его дела — Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского.

Принцип народности, научно обоснованный К. Д. Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею. Три принципиальные установки К. Д. Ушинского имеют определяющее значение:

  • * «…народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания»;
  • * «в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»;
  • * «воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое». 35].

Педагогическая культура народа — это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, в детском фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной жизни. Развитие культуры может стать глобальным только при том условии, если вся культурная работа опирается на высокую культуру воспитания подрастающего поколения. 9]. Содержание образования должно быть направлено на реализацию в системе образования прав человека, приобщение его к общечеловеческим ценностям, развитие взаимопонимания между различными народами, уважение чужих взглядов. Сегодня стало актуальным развитие, прежде всего, нравственных основ личности, становление Я — доминантного, позволяющего личности действовать свободно за пределами собственного внутреннего мира в пространстве саморазвития другого и других, преодолевая тем самым свою ограниченность. С этого начинается воспитание демократической культуры и демократического сознания личности, терпимости и человечности, понимания и принятия другого. (Г.С. Батищев).

В последние годы возрос интерес к дидактическому аспекту ознакомления детей с национальными традициями. В работе А. Б. Измайлова представлены «Сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников[4], в исследовании М. Б. Кожановой раскрыт педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении, в контексте регионально-этнической направленности воспитания. Такой процесс рассматривается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов народного воспитания. 8].

Гуманистическая позиция и профессиональная компетентность составляют в целом педагогическую культуру личности педагога, так как является «сущностной характеристикой личности педагога». Д. В. Зиновьев, исследуя проблему повышения педагогического мастерства, выдвинул новые требования к педагогу. Его мастерству, неотъемлемой частью которого в современных условиях выступает наличие социокультурного качества, под которым он понимает моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической национальности, либо культурной принадлежности. Д. В. Зиновьев выделяет структурные компоненты социокультурного качества личности, такие как: уважение, симпатия, доброта. Люди должны принимать друг друга такими, какие они есть, быть терпимыми и не прибегать к насилию, жестокости, морально — психологическому подавлению другого человека. [37].

В педагогике всё увереннее набирает силу культурологический подход, который реализуется как принцип культуросообразности воспитания, выполняющий стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики. Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы национальные традиции, национальная педагогика стала базовой основой воспитательного процесса. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, и также раскрывают яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее сущностное сходство. По мнению Ю. В. Бромлея, Р. Ф. Итса традиция — это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса. 9]. По утверждению И. В. Суханова, в традициях заложен слой мотивационных качеств и способностей, ценностных ориентаций, общих представлений, чувств, настроений, привычек, включаемых в родовой потенциал. 8].

Наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в народные традиции уже в дошкольном возрасте, т.к. изучение форм и содержания национальных традиций помогает ребенку познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору», — именно этим положением известного исследователя интернационального воспитания детей Э. К. Сусловой, обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Из всех традиций, влияющих на формирование личности, особое значение ученый уделяет воспитательным традициям. 30].

Формирование самосознания в контексте национальных традиций народов Башкортостана является основной задачей дошкольных образовательных учреждений нашей республики, которая определена Концепцией дошкольного образования в Республике Башкортостан. 22]. В теории исследований имеются работы, в которых рассматриваются вопросы воспитания путём приобщения детей к национальным традициям (В.И. Баймурзина, К. Ш. Алаяров, Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саитов, А. М. Изиева, Х. А. Татирова и др.). Наибольший интерес представляет деятельность в сфере нравственности. Мы связываем нравственность с понятием этноэтикет — совокупностью норм общения, вырастающих на данной национальной основе. Этноэтикет, характеризуя специфику общения, направлен на стабилизацию человеческих взаимоотношений. Являясь важным элементом народной педагогики, этноэтикет черпает в ней своё содержание. 10]. В Республике Башкортостан имеются исследования (Р.Г.Кузеев, Н. В. Бикбулатов, Ф.Ф.Фатыхова), в которых реализуется этнографическая концепция социальной ориентации подрастающего поколения к жизни и труду, направленной на формирование у детей:

  • *знания традиционных устойчивых норм поведения;
  • *представления об этнических нормах поведения и общения в процессе труда, взаимоотношениях поколений и досуга;
  • *нормативной системы этикета. 24].

Исследования последних лет в области народной педагогики (Г.Н. Волков, В. И. Баймурзина, К. Ш. Алаярова, Ш. А. Мирзоев) показывают роль национальных традиций в современном воспитании. Обращение к вечным духовным ценностям народа в настоящее время приобретает особую актуальность. Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости различных народов друг к другу. Ш. А. Мирзоев в процессе исследования содержания, форм и методов воспитания детей в народной педагогике установил что традиции, которые связаны своими корнями, уходят в далёкую древность, так или иначе связаны с укладом семейной жизни народа, с её бытом. Они регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. 26].

Порой приходится слышать мнение, будто ребёнок интернационален от рождения, ведь он по-доброму относится ко всем окружающим. С такой точкой зрения нельзя согласиться. Дело в том, что отношение ребёнка раннего возраста к людям разных национальностей строится независимо от национальной принадлежности последних, поскольку даже сам факт существования разных народов ему ещё не известен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с четырёх лет, основываясь на элементарных проявлениях нравственных чувств, знаниях о людях других национальностей. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Естественно, эти качества не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются — как любое социальное качество — врожденными. Следовательно, активная нравственная позиция у ребёнка формируется, стимулируется и корректируется, сначала окружающими нас взрослыми, а потом самим человеком. Целью формирования этих качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных национальностей, взглядов, позиций, ориентаций. Эти личностные особенности начинает развиваться с того самого момента как ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, включается в систему социальных связей. Моральное развитие ребёнка, неразрывно связано с развитием уважительного отношения к людям других национальностей. Происходит это через усвоение моральных эталонов предлагаемых обществом. Как правило, эти эталоны существуют не только в форме правил и представлений, а в форме конкретных художественных персонажей из сказок, обладающих какими-либо качествами (положительными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступки. Особенно велика роль таких эталонов, когда у ребенка дошкольного возраста закладываются первые глубинные представления о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Они включают собственное эмоциональное отношение ребенка к добру и злу и стремление к хорошим поступкам. Эти представления становятся тем фундаментом, на котором строится все здание личности человека — его отношение к себе, к миру в целом и уважительное отношение к другим людям.

Процесс формирования уважительного отношения к людям различных национальностей проходит ряд стадий и условно можно выделить уровни проявления уважительного отношения:

  • 1) когнитивный — знание ребенком или взрослым основных законов или правил человеческого общения;
  • 2) эмоционально-оценочный — осознание того, что мир неоднороден и многообразие необходимо; признается право на отличие;
  • 3) поведенческо-рефлексивный — устойчивое проявление уважительного отношения к людям в различных ситуациях, на основе уважения другого человека как личности, его прав; критическое отношение к себе, своему поведению, само оценивание, самоанализ, рефлексия. Формирование уважительного отношения — это движение по направлению к свободной гуманной личности и протекать оно должно с помощью гуманистического личностно-ориентированного подхода.

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в старшем дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, признание, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой