Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия эмоционально-волевого развития личности младшего школьника: в дидактической системе Л.В. Занкова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на кафедре начального образования МОУ «Гимназия № 11» г. Бийска, в ходе непосредственной практической работы диссертанта и учителей начальной школы. Результаты исследования были рассмотрены на методическом объединении учителей начальных классов города, включены в курс лекций филиала Алтайского краевого института повышения квалификации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы эмоционально-волевого развития личности младшего школьника
    • 1. 1. Теоретико-методологические и психолого-педагогические аспекты изучения условий эмоционально-волевого развития личности младшего школьника
    • 1. 2. Возможности дидактической системы JI.B. Занкова в эмоционально-волевом развитии личности младшего школьника
    • 1. 3. Модель эмоционально-волевого развития личности младшего школьника
  • Выводы
  • Глава 2. ОпЫтно-экспериментальная апробация эффективности модели эмоционально-волевого развития личности младшего школьника
    • 2. 1. Организация и методика экспериментального исследования педагогических условий эмоционально-волевого развития личности младшего школьника
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Методические рекомендации по эмоционально-волевому развитию личности младшего школьника
  • Выводы

Педагогические условия эмоционально-волевого развития личности младшего школьника: в дидактической системе Л.В. Занкова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Основным направлением современных образовательных реформ является изменение уклада начальной ступени образования. Усвоение предметного материала обучения из цели становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. «Начальная школа должна стать не школой навыка, а первым опытом ребенка в образовании — местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления» [26, 2с.].

Целью начальной ступени образования является формирование школьника как самоорганизующегося субъекта. Думается, что без целенаправленного развития эмоционально-волевой сферы как единого механизма саморегуляции невозможно становление самосознания личности, её самоорганизации, самоопределения и самоутверждения. Назрела необходимость так перестроить школьную практику, чтобы дети младшего школьного возраста приняли механизм самоизменения, были заинтересованы в саморазвитии, в эмоционально-волевом самосовершенствовании и способны к этому.

Суть концепции современного начального образования, как известно, заключается в создании условий, при которых развитие младшего школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Образованность личности подразумевает не безграничное накопление знаний, а в первую очередь свободную ориентировку в мире духовных богатств, приобретение способности понимать искусство, литературу. Только такой человек в нынешних условиях способен продуктивно работать. Но встает трудный вопрос: как создать условия личностного развития ребенка младшего школьного возраста, которые обеспечат переход от обучения к самообразованию. Решение этого вопроса требует, на наш взгляд, углубленного изучения личности школьника, в частности, его эмоционально-волевой сферы.

Главное внимание в нашей диссертации мы уделяем педагогическим условиям эмоционально-волевого развития личности младшего школьника как механизма саморегуляции. Чем же обусловлена, на наш взгляд, актуальность проблемы исследования?

Во-первых, жизнь в современном обществе предъявляет особые требования именно к эмоционально-волевой сфере личности человека. Академик Н. К. Анохин говорил: «Человечество вступило в эру чрезвычайных эмоциональных перегрузок. Мы можем противостоять этому, лишь воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые «эмоциональные стрессы» [9, с. 19]. С особой актуальностью эти слова звучат в последние годы, когда изменение многих сторон нашей жизни значительно увеличивает эмоциональные нагрузки и требует от человека проявления волевых качеств.

Во-вторых, высокого уровня развития воли субъекта требует полноценное профессиональное самоопределение, так как предполагает наличие предпосылок для постановки перспективных целей, планирование этапов её достижения, способности к волевым усилиям для преодоления объективных и субъективных трудностей при реализации плана. C.JI. Рубинштейн неразрывно связывает готовность к самоопределению с развитием воли. Он пишет: «Становление воли — это становление субъекта, способного к самоопределению» [129, с.188].

В-третьих, начальное звено имеет решающее значение в развитии личности. В этом возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств. Невнимание к развитию личности, к потребностям и мотивам деятельности в этом возрасте, несомненно, порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту. Они связаны с включением подростка в новый вид ведущей деятельности, с изменением социальной ситуации развития, возникновением новых референтных групп (Л.И. Божович, И. С. Кон, В. Э. Чудновский и др.) С переходом в среднюю школу увеличивается трудность учебных задач, объем преподаваемого материала, количество предметов, ослабляется роль внешнего контроля. Важнейшими требованиями деятельности становятся наличие целевой перспективы, развернутого планирования, осуществление самоконтроля, саморегуляции. В связи с интенсификацией оценочного компонента деятельности повышаются требования к развитию способности адекватного самооценивания результатов учебного труда. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными удовлетворить эти требования.

В рамках работы педагогических консилиумов по преемственности начальной школы и среднего звена педагоги 5-х классов отмечают слабую самоорганизацию школьников, а при выявлении причин учебных трудностей старшие подростки чаще всего называют несформированность волевых качеств, полагая, что успеху в учёбе препятствует безволие, лень, неумение довести начатое дело до конца (см. Приложение 1).

В-четвёртых, наличие способности субъекта самостоятельно регулировать поведение на основе социальных, моральных норм и требований предполагает демократизация учебного процесса.

В-пятых, целью начального образования является формирование младшего школьника как самоорганизующегося субъекта. Без целенаправленного развития эмоционально-волевой сферы как единого механизма саморегуляции невозможно становление самосознания личности, её самоорганизации, самоопределения и самоутверждения.

Задачи эмоционально-волевого развития личности младшего школьника наиболее полно решаются в системах развивающего обучения. В то время как развитие личности является целью образования в любых его парадигмах, однако каждая парадигма представляет развитие (его цель, содержание, методы и т. д.) в зависимости от того, какие образовательные ценности определяют её стратегию. В системах развивающего обучения развитие личности является главной целью.

В настоящее время теория развивающего обучения не представляет единой научной концепции, а складывается из различных направлений, основанных на оригинальных, экспериментально проверенных идеях создателей. При этом каждый из них разрабатывал свою теорию, исходя из традиционного понимания обучения личности, как развитие её интеллектуально-мыслительных способностей. Так, по мнению Е. Н. Кабановой — Меллер, Д. Н. Богоявленского, основная задача развивающего обучения состоит в формировании у учащихся приёмов умственной деятельностипо мнению П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной — в поэтапном формировании умственных действийЗ.И. Колмакова считает развивающим такое обучение, которое формирует продуктивное, т. е. творческое мышление и т. д. В образовательной практике наиболее известны системы развивающего обучения Д$Элькони-на — В. В. Давыдова и JI.B. Занкова, которые уже в течение десятилетий осваиваются и реализуются учителями начальной школы.

В основу теории Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова положена идея об определяющем значении для развития ребенка теоретических знаний и теоретического мышления, а также его становления как субъекта целостной учебной деятельности. Рассматриваемая теория направлена, в основном, на развитие познавательной сферы учащихся. В этом проявляется её сила, но и вместе с тем известная односторонность, которой не удалось избежать и другим авторам концепций развивающего обучения. Поэтому основное направление дальнейшего совершенствования систем развивающего обучения педагоги связывают с усилением их личностной направленности, созданием условий для развития всех основных сфер личности: ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой. «Наибольшие возможности личностного развития, по мнению учёных Е. В. Бондаревской и С. В. Кульневича, представляют те теории и системы, которые обращены к субъектному опыту ребенка, к его нравственной, а не только интеллектуальной сфере. Таковой является система развивающего обучения J1.B. Занкова» [26, с. 226].

Дидактическая система Л. В. Заикова, направленная на общее развитие личности младшего школьника, реализуется нами (кафедрой начального образования МОУ «Гимназия № 11» города Бийска) в течение 12 лет. Результаты многолетней диагностики общего развития личности показывают достаточно высокий уровень развития познавательной сферы и сравнительно низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы.

Практика работы общественным методистом городского комитета по образованию подтверждает, что на уровне города развитие эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника в условиях дидактической системы JI.B. Занкова недостаточно эффективно.

Отдавая приоритет дидактической системе JI.B. Занкова, Е.В. Бондарев-ская всё же считает, что учитель может использовать любую развивающую технологию, «но при этом всегда помнить, что каждая из них нуждается в корректировке и переосмыслении с позиций усиления личностной направленности обучения» [55, с. 143]. Авторы и разработчики системы JI.B. Занкова указывают на необходимость и дальнейшие перспективы исследований. Л. В. Занков писал: «Далее необходимо исследовать и обосновать конкретные пути и формы подлинного единства обучения и воспитания. Жизнь властно требует решительного улучшения дела нравственного воспитания в школе» [55, с.20]. М. В. Зверева подчёркивает, что далеко недостаточно представлены в исследованиях условия, развивающие способность школьников к самопознанию. «Предстоит ещё много сделать в плане раскрытия доступных учителю конкретных приёмов воспитания у учащихся способностей к самоанализу, самопознанию, а также приёмов выявления этих качеств у школьников» [54, с.173].

Результаты диагностических срезов и мнение разработчиков системы подтвердили необходимость усиления позиций дидактической системы Л. В. Занкова в эмоционально-волевом развитии личности младшего школьника.

В разработке проблемы эмоционально-волевого развития личности младшего школьника в педагогической науке и практике накоплен достаточно большой опыт.

Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы затрагивают в своих исследованиях И. И. Аргинская, JI.B. Занков, М. В. Зверева, А. В. Полякова, З. И. Романовская и др.

Предпосылки для общего осмысления процесса образования представлены в трудах Е. В. Бондаревской, П. Ф. Каптерева, Ю. В. Сенько, В. В. Серикова и др.

Разработка проблем воспитания воли у младших школьников нашла отражение в работах В. И. Селиванова, Т. И. Шульги, B.C. Юркевич.

А.Е. Ольшанникова раскрыла пути и значение воспитания эмоций для нравственного развития школьников. А. К. Осницкий, рассматривая проблему воспитания воли, подчёркивал необходимость привлечения ценностных оснований, которые, по его мнению, составляют первичную основу волевого усилия.

Проблема взаимосвязи воспитания и самовоспитания рассматривалась в трудах А. Я. Арета, В. Б. Бондаревского, Р. С. Гарифьянова, А. Г. Ковалёва, А. И. Кочетова, Ю. М. Орлова, Л. И. Рувинского, Ю. А. Самарина, А. Е. Соловьёвой, Д. М. Сапожниковой, М. Г. Тайчинова, И. Ф. Харламова, С. И. Хохлова.

Вопросам организации самопознания и самовоспитания посвящены исследования Ю. М. Орлова, Б. С. Алякринского, В. Б. Бондаревского, А. Г. Ковалёва, Я. Л. Коломинского, В. Г. Куценко, Л. И. Рувинского. В трудах этих учёных проблема самовоспитания (как составной части саморазвития) рассматривается, начиная лишь с подросткового возраста. Сегодня же имеется достаточно данных, говорящих о том, что разные категории «самости» (самопознание, самоопределение, самоуправление, самореализация, саморазвитие, самосовершенствование) начинают формироваться уже в младшем школьном возрасте. Подтверждение этому мы находим в трудах теоретиков развивающего начального образования Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В.В.

Давыдова, Ш. А. Амонашвили, М. В. Зверевой, В. В. Репкина, А.К. Дусавицко-го, Г. А. Цукерман, А. Б. Воронцова.

Психологи JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин внесли существенный вклад в разработку теории детских игр, показав их социальный характер и роль в эмоционально-волевом воспитании ребёнка.

Изучением особенностей самоконтроля в младшем школьном возрасте занимались П. Я. Гальперин, А. К. Маркова, П. К. Назарова, А. К. Сердюк, Г. А. Собиева.

Ценными являются исследования по проблеме самосознания младших школьников (Л.С. Сапожникова, Н. М. Трунова, О.В. Хухлаева), самооценки и рефлексии в этом возрасте (Т.Ю. Андрющенко, М. Э. Боцманова, А. В. Захарова, А. З. Зак, Г. И. Катрич, Т. С. Токарская, Е.Ю. Худобина), саморегуляции деятельности (О.Ю. Осадько и др.).

Корифеи мировой философской, психологической и педагогической науки разрабатывали и отстаивали идею волевого самосовершенствования личности, указывая при этом на тот факт, что «как явствует из самого смыслового состава данного слова, само-совершенствование ни в коей мере не может быть чем-то декретивным, направленным извне, а представляет собой в высшей степени самостоятельный, волевой порыв, захватывающий всего человека, его жизненную целостность» [21, с.6].

Базовыми для нашего исследования являются работы О. С. Богдановой, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Н. Ф. Головановой, Л. В. Занкова, А. А. Люблинской, В. И. Петровой, Д. Б. Эльконина, в которых рассматриваются важнейшие психические особенности младших школьников, в частности, новообразования (возникновение «внутренней позиции», обогащение образа Я, развитие рефлексии и произвольности в поведении, расширение возможностей самооценивания, самоконтроля на фоне позитивного самоотношения), позволяющие предположить наличие в этом возрасте предпосылок эмоционально-волевого саморазвития.

Несомненно, вышеназванные работы имеют важное значение для обоснования педагогических условий эмоционально-волевого развития личности младшего школьника. Однако анализ педагогических идей и сложившаяся практика демонстрируют разрозненность теоретических идей и отсутствие научных трудов, посвященных выявлению педагогических условий эмоционально-волевого развития личности младшего школьника.

С учётом теоретического и практического обоснования изучаемой проблемы нами выявлены противоречиях между современными требования-мщ предъявляемыми обществом к начальной школе, целью которой является формирование школьника как самоорганизующегося субъекта, и отсутствием теоретически обоснованных педагогических условий эмоционально-волевого развития личности младшего школьника как единого механизма саморегуляции.

Вышесказанное свидетельствует о том, что в современной педагогической теории и практике объективно назрела и требует своего решения проблема: каковы по своему составу и назначению эффективные педагогические условия и рациональные методические приёмы эмоционально-волевого развития личности младшего школьника.

Цель проводимых нами научных изысканий состояла в выявлении и обосновании комплекса педагогических условий, обеспечивающих оптимальное эмоционально-волевое развитие личности младшего школьника в дидактической системе Л. В. Занкова.

Педагогический аспект исследования заключается в том, что он изучает методику педагогического влияния на личность младшего школьника с целью повышения эффективности эмоционально-волевого развития.

Объектом исследования является педагогический процесс в начальной школе, организованный на основе дидактической системы развивающего обучения JI.B. Занкова.

Предмет исследования — педагогические условия эмоционально-волевого развития личности младшего школьника.

Применённая в теоретическом и опытно-экспериментальном поиске гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что эмоционально-волевое развитие личности младших школьников в условиях дидактической системы JI.B. Занкова будет более эффективно, если:

— осуществляется поэтапное формирование целостной структуры учебной деятельности младшего школьника;

— процесс воспитания направлен на интериоризацию нравственных ценностей;

— осуществляется педагогическая поддержка, коррекция и стимулирование опыта саморазвития личности младших школьников;

— организовано взаимодействие учителей и родителей учащихся с целью стимулирования и поддержки деятельности младшего школьника по саморазвитию.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили совокупность его задач:

— выяснить уровень разработанности теоретических знаний об эмоционально-волевом развитии личности младшего школьника в психолого-педагогической литературе и на данной основе установить необходимый объём сведений для разработки модели эмоционально-волевого развития;

— определить и конкретизировать содержание основополагающих теоретических понятий и терминов, необходимых для достижения поставленной цели;

— на основе анализа научной психолого-педагогической литературы выявить факторы, способствующие эмоционально-волевому развитию личности младшего школьника;

— определить возможности дидактической системы JI.B. Занкова в создании педагогических условий эмоционально-волевого развития личности младшего школьника;

— теоретически обосновать и экспериментально проверить совокупность педагогических условий и рациональных методических приёмов, позволяющих оптимизировать процесс эмоционально-волевого развития личности младшего школьника;

— определить критерии эмоционально-волевого развития личности младшего школьника;

— разработать методические рекомендации по организации педагогического процесса, направленного на эмоционально-волевое развитие личности младшего школьника.

Теоретико-методологическим основанием исследовательской работы послужили идеи об интегральных характеристиках человека как личности, индивида и субъекта деятельности и отношений, разработанные в трудах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. С. Выготского, В. В. Давыдова, C.JI. Рубинштейна и др.), методологические принципы личностно-деятельностного подхода, сформулированные в работах JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, онтология системно-структурного анализа (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Кузьмин, Г. П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин), фундаментальный общебиологический принцип доминанты (А.А. Ухтомский), положения концепции учебной деятельности (В.В. Давыдова, А. К. Марковой, Д.Б. Элькони-на и др.), теоретические разработки вопросов воли, эмоций, выработанные в исследованиях К. А. Абульхановой — Славской, Л. И. Вилюнаса, О. В. Дашкевича, В. И Иванникова, О. А. Конопкина, В. И. Селиванова, и др., идеи гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, А. Маслоу, В. А. Сухомлинский, К. Роджерс) личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, И.С. Якиманская).

Методы исследования. В работе использованы методы анализа и обобщения научной литературы, изучение продуктов деятельности школьников, целенаправленное наблюдение, анализ учебных планов, содержание учебных программ, учебников, методических пособий, анкетирование, метод эксперимента, статистические методы определения достоверности результатов исследования.

В исследовании были заняты 87 учащихся, а также 11 учителей начальных классов. Это дало нам возможность получить эмпирический материал для теоретического осмысления и качественной оценки.

Экспериментальной базой исследования явились начальные классы МОУ «Гимназия № 11» города Бийска.

Сроки опытно-экспериментальной работы: сентябрь 2001 г. — сентябрь 2006 г.

Исследование проведено в три этапа.

На первом этапе поиска (2001 — 2002 г. г.) автором изучалась философская, психологическая, педагогическая и методическая литература по теме. Отрабатывался понятийно-терминологический аппарат исследования, осмысливались исходные позиции поисковой деятельности, анализировался, обобщался и экспериментально оценивался опыт работы школ города Бийска, работающих по программе J1.B. Занкова. В соответствии с планом научно-исследовательской деятельности разработана программа исследования, поставлена проблема, определены объект, предмет, гипотеза и цели исследования, выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия и эффективные методические приёмы эмоционально-волевого развития личности младшего школьника.

На втором этапе поиска (200 — 2005 гг.) целенаправленно проводился формирующий эксперимент, включающий реализацию организационно-педагогических условий и применение совокупности методических приёмов работы, оптимально содействующих эмоционально-волевому развитию личности младших школьников.

На третьем этапе поиска (2006г.) был осуществлён анализ результатов исследования, осуществлялась дополнительная проверка полученных исследователем теоретических положений, систематизация и интерпретация полученных данных, пропагандировались результаты проведённых изысканий, оформлялась диссертационная работа.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

— выявлении и теоретическом обосновании факторов, влияющих на процесс эмоционально-волевого развития личности младших школьников (формирование целостной структуры учебной деятельности, нравственная направленность личности, развитие мотивационной сферы личности, развитие процессов внимания и памяти, высокий уровень притязаний, адекватная самооценка, общее развитие личности);

— разработке и научном обосновании модели эмоционально-волевого развития личности младшего школьника как условии оптимального эмоционально-волевого развития, включающей цель, принципы, уровни эмоционально-волевого развития, педагогические условия, средства, формы организации педагогического процесса, конечный результат эмоционально-волевого развития личности младшего школьника;

— определении критериев эмоционально-волевого развития личности младшего школьника: мотивационно-целевой ориентациисформированности компонентов учебной деятельностиустойчивости волевого усилияэмоционального тонуса учебной деятельностипроявления волевых качеств.

Научная новизна исследования заключается в определении и обосновании совокупности педагогических условий, позволяющих оптимизировать процесс эмоционально — волевого развития личности младшего школьника в системе развивающего обучения JI.B. Занкова: формирование целостной структуры учебной деятельности младшего школьникаорганизация процесса воспитания, направленного на интериоризацию нравственных ценностейпедагогическая поддержка младшего школьника в эмоционально-волевом самосовершенствованиивзаимодействие педагогов и родителей с целью стимулирования и поддержки деятельности по саморазвитию личности младшего школьника.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке:

— программы нравственного воспитания «Начала этики» ;

— элективного курса «Самовоспитание младшего школьника» ;

— методических рекомендаций «Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности» ;

— «Дневника достижений» младшего школьника;

— рабочей программы «Повышения педагогической культуры семьи» ;

— положения о детской организации «Страна Школярия» .

Достоверность и обоснованность научных результатов настоящего исследования обусловлена методологической обоснованностью концептуальных позиций, их теоретическим анализомсоответствием основных положений работы тенденциям социально-педагогической реальностисочетанием комплекса методов, адекватных предмету, цели, задачам исследованияколичеством респондентов, включённых в педагогический экспериментпрактическим опытом работы автора — учителя начальных классов, заместителя директора по учебно-методической работе МОУ «Гимназия № 11» г. Бийска, общественного методиста городского комитета по образованиюположительными результатами экспериментальной работы, подтверждёнными методами математической статистики и репрезентативностью полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс эмоционально-волевого развития личности младшего школьника рассматривается нами, с одной стороны, как теоретически обоснованная, последовательная смена актов, в ходе которой решаются задачи развития личности, а с другой стороны, как единый механизм саморегуляции, позволяющий достичь актуальной для современного начального образования цели формирования младшего школьника как самоорганизующегося субъекта.

2. Факторами, влияющими на эмоционально-волевое развитие личности младшего школьника, являются: личностно-психологические (включение субъекта в деятельность, нравственная направленность личности, развитие мотива-ционно-целевой ориентации, процессов внимания и памяти, высокий уровень притязаний, адекватная самооценка, общее развитие личности, положительное эмоциональное состояние) — социально-педагогические (позиция педагога по отношению к ребенку: из положения, когда он стоит «над воспитанником», переходит в положение «вместе с воспитанником» — формирование классного коллективаучет общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражениязабота о создании атмосферы доброжелательного взаимопониманияобеспечение эмоциональной насыщенностью общей деятельностиорганизация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющих ее участниковсохранение и развитие положительных эмоций ребенкаорганизация этического просвещения младших школьниковсоздание специальных ситуаций самопознанияобучение младших школьников основам самоорганизации, самовоспитания, стимулирования себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоцийдемонстрация учащимся их продвижения к целицеленаправленная работа по воспитанию волевых качеств младшего школьникаиспользование в педагогическом процессе игровых форм).

3. Педагогическими условиями, позволяющими оптимизировать процесс эмоционально-волевого развития личности младшего школьника в дидактической системе Л. В. Занкова, являются: формирование целостной структуры учебной деятельности младшего школьникаорганизация учебно-воспитательного процесса как процесса интериоризации нравственных ценностейпедагогическая поддержка, коррекция и стимулирование опыта саморазвития личности младших школьниковорганизация взаимодействия педагогов и родителей учащихся с целью стимулирования и поддержки деятельности младшего школьника по саморазвитию.

4. Модель эмоционально-волевого развития личности младшего школьника обеспечивает организацию педагогического процесса в дидактической системе JI.B. Занкова, в котором расширяется воздействие на эмоционально-волевую сферу личности, в результате чего повышается эффективность эмоционально-волевого развития.

Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении состояния исследуемой проблемывыявлении комплекса педагогических условий, позволяющих оптимизировать процесс эмоционально.

— волевого развития личности младшего школьника в системе развивающего обучения JI.B. Занковав разработке критериально-оценочного аппарата, модели эмоционально-волевого развития личности младшего школьникаорганизации и проведении опытно-экспериментальной работы по проверке выявленных условийв обобщении полученных результатов и формулировании выводовво внедрении результатов исследования в педагогическую практикув анализе перспектив исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на кафедре начального образования МОУ «Гимназия № 11» г. Бийска, в ходе непосредственной практической работы диссертанта и учителей начальной школы. Результаты исследования были рассмотрены на методическом объединении учителей начальных классов города, включены в курс лекций филиала Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования. Результаты опытно-экспериментальной работы неоднократно докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики БПГУ им. В. М. Шукшина, заседаниях совета УНПК БПГУ, учёного совета филиала АКИПКРО, в ходе работы международных, всероссийских, республиканских, региональных конференций: международная научно-практическая конференция (Новосибирск, 2006 г.) — всероссийские научно-практические конференции (Бийск, 2005, 2006 г. г.) — республиканские научно-практические конференции (Горно-Алтайск, 2002, 2006 г.г.) — региональные научно-практические конференции (Бийск, 1997, 1998, 2003 г.г.).

Структура и общий объем работы. Диссертационное исследование содержит введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Список литературы

включает 169 источников. Основное содержание работы изложено на 195 страницах, содержит 24 таблицы, 9 рисунков.

Выводы.

Цель опытно-экспериментальной работы состояла в изучении динамики эмоционально-волевого развития личности младшего школьника в условиях реализации интегрированной модели в педагогическом процессе, определении её эффективности.

Равномерное распределение детей с разными уровнями развития по классам, выявление стартового уровня эмоционально-волевого развития личности младшего школьника позволило нам утверждать, что на начало экспериментальной работы уровень развития учащихся экспериментальной и контрольной групп был одинаков.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы было повышение уровня эмоционально-волевого развития личности младшего школьника в условиях дидактической системы JI.B. Занкова.

В основу опытно-экспериментальной работы положена специально модель эмоционально-волевого развития личности младшего школьника, которая включала следующие педагогические условия:

— формирование целостной структуры учебной деятельности младшего школьника;

— организация процесса воспитания, направленного на интериоризацию нравственных ценностей;

— реализация педагогической поддержки младшего школьника в эмоционально-волевом самосовершенствовании;

— взаимодействие учителей и родителей в целостном педагогическом процессе.

Для осуществления формирующего воздействия на учебную деятельность школьников мы разработали методику проведения уроков трудового обучения в начальных классах на основе деятельностного типа обучения. Методика предполагала формирование у учащихся целостной структуры учебной деятельности, повышение её эмоциональной насыщенности, создание предпосылок для перевода в действенный план учебно-познавательных мотивов, мотивов самообразования, формирование волевых качеств личности, морально-этических ценностей, единой структуры межличностных отношений.

В результате формирования целостной структуры учебной деятельности нам удалось добиться эмоциональной включённости ученика в деятельность на всех её этапах, развить у учащихся умение произвольно организовывать свою учебную работу, совершенствовать её способы. В результате эмоциональная картина деятельности стала несравнимо более богатой — интерес ученика поддерживался эмоциями, отражающими его собственную активность, возможности достижения поставленной цели. Перестройка реального поведения и деятельности школьников, формирование у них самостоятельных форм учебной деятельности способствовали целенаправленному эмоционально-волевому развитию.

В рамках формирующего эксперимента нами был организован процесс воспитания, направленный на интериоризацию нравственных ценностей, определены направления воспитательного процесса: этическое просвещение и построение воспитательного процесса через многостороннюю деятельность: самоуправление, самопознание, самовоспитание. Выявлены формы и приёмы работы, которые способствовали стимулированию самосознания и самовоспитания школьниковразработан курс «Начало этики». Большое внимание мы обращали на формирование интереса в самопознании, что является критерием готовности к самовоспитанию.

Организация воспитания как интериоризации нравственных ценностей помогла младшим школьникам понять содержание и социальную значимость важнейших нравственных норм, выработать личностное отношение к моральным ценностям.

Для полноценного процесса интериоризации мы вовлекли учащихся в коллективную многостороннюю внеурочную деятельностьсоздали условия для самовыражения в художественном и техническом творчествеорганизовали деятельность ученического коллектива на основе самоуправления, в рамках работы детской организациинаполнили жизнедеятельность младших школьников социально и личностно значимыми играми.

Результаты социометрического исследования показали, что в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, выше уровень групповой сплочённости (0,5 — 0,3), не выявлено отверженных учащихся, высок статус ученика в классе, преобладают положительные эмоции.

Необходимым педагогическим условием оптимизации эмоционально-волевого развития личности младшего школьника является оказание педагогической поддержки. На основе принципов педагогической поддержки, нами разработана программа курса «Саморазвитие личности младшего школьника», которая включает разделы: «самопознание» и «самовоспитание».

Для организации самопознания нами разработан «Дневник достижений» школьника, который позволяет видеть прогресс в развитии и вдохновляет на новые шаги по самосовершенствованию.

Условием эффективного эмоционально-волевого развития личности младшего школьника является координация усилий учителей и родителей учащихся.

Бережное и внимательное отношение к психике ученика начальной школы со стороны учителей и родителей способствует созданию положительного эмоционального настроя на совместную работу педагога и ребёнка по развитию у последнего потребности в эмоционально-волевом самосовершенствовании.

Успех в эмоционально-волевом развитии ребёнка зависит от объединения, координации усилий школы и семьи в этом процессе. Проведение общепедагогической, психолого-профилактической работы, адекватное педагогическое просвещение родителей способствует развитию в каждой семье установлению атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг с другом.

В научно-практической деятельности мы определили направления совместной работы с родителями по эмоционально-волевому развитию личности младшего школьника:

— развитие родительской компетенции в семьях учащихся;

— участие родителей в целостном педагогическом процессе.

В ходе экспериментальной работы систематически диагностировались следующие критерии эмоционально-волевого развития личности младшего школьника:

— мотивационно-целевая ориентация;

— сформированность целостной структуры учебной деятельности;

— эмоциональный тонус учебной деятельности;

— проявление волевых качеств;

— устойчивость волевого усилия.

По итогам констатирующего и формирующего эксперимента мы пришли к выводу о том, что в системе развивающего обучения J1.B. Занкова созданы условия для эмоционально-волевого развития личности младшего школьника, но развитие более эффективно в экспериментальной группе, при организации педагогического процесса которой включены условия, способствующие оптимизации процесса эмоционально-волевого развития личности младшего школьника:

— формирование целостной структуры учебной деятельности младшего школьника;

— организация процесса воспитания, направленного на интериоризацию нравственных ценностей;

— реализация педагогической поддержки младшего школьника в эмоционально-волевом самосовершенствовании;

— взаимодействие педагогов и родителей с целью стимулирования и поддержки деятельности по саморазвитию личности младшего школьника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Задачи эмоционально-волевого развития личности младшего школьника наиболее полно решаются в системах развивающего обучения. В результате анализа личностно-развивающих технологий мы пришли к выводу о том, что наибольшие возможности в плане эмоционально-волевого развития имеет система развивающего обучения JI.B. Занкова, целью которой является развитие воли, ума и чувств.

В результате аспектного анализа дидактической системы JI.B. Занкова, мы пришли к выводу о том, что в данной системе созданы условия для эмоционально-волевого развития личности младшего школьника, но нами выявлены факторы, которые реализуются в системе не в полной мере. Поэтому, отдавая приоритет дидактической системе JI.B. Занкова, мы доказали, что она нуждается в корректировке и переосмыслении с позиций оптимизации эмоционально-волевого развития личности младшего школьника.

Основное внимание в теоретической части работы было направлено на раскрытие содержания основных понятий. Исследование развития личности с позиций системного подхода позволило выявить законы взаимодействия внутренних и внешних факторов развития личности, образующих системную целостность, а значит, определить базисные основания эмоционально-волевого развития как важной сферы активности личности, законы её формирования, функционирования и развития. В результате изучения теоретико-методологических и психолого-педагогических аспектов развития эмоционально-волевой сферы личности нами выявлены внутренние факторы, влияющие на её развитие: формирование целостной структуры учебной деятельностинравственная направленность личностиразвитие мотивационной сферы личностиразвитие процессов внимания и памятивысокий уровень притязанийадекватная самооценкаобщее развитие личности.

С целью выявления внешних факторов развития нами рассмотрены особенности эмоционально-волевой сферы личности младшего школьника. В результате изучения мы пришли к выводу о том, что эмоционально-волевое развитие личности младшего школьника будет эффективно, если в педагогическом процессе учитывать следующие внешние факторы:

— позиция педагога по отношению к ребёнку: из положения, когда он стоит «над воспитанником», переходит в положение «вместе с воспитанником», т. е. на позицию саморазвивающегося педагога;

— формирование классного коллективаучёт общественного мнения, выполняющего функцию эмоционального заражениязабота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания;

— обеспечение эмоциональной насыщенностью общей деятельности, организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющих её участниковсохранение и развитие положительных эмоций ребёнка;

— организация этического просвещения младших школьников;

— создание специальных ситуаций самопознания;

— обучение младших школьников основам самоорганизации и самовоспитания, стимулирования себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций;

— демонстрация учащимся их продвижения к цели;

— целенаправленная работа по воспитанию волевых качеств младшего школьника;

— использование в педагогическом процессе игровых форм.

На основе законов взаимодействия внутренних и внешних факторов развития личности сконструированы, теоретически обоснованы и включены в модель эмоционально-волевого развития педагогические условия, способствующие оптимизации процесса эмоционально-волевого развития личности младшего школьника: формирование целостной структуры учебной деятельности младшего школьникаорганизация процесса воспитания, направленного на интериоризацию нравственных ценностейреализация педагогической поддержки младшего школьника в эмоционально-волевом самосовершенствованиивзаимодействие педагогов и родителей с целью стимулирования и поддержки деятельности по саморазвитию личности младшего школьника.

В ходе опытно-экспериментальной апробации модели эмоционально-волевого развития личности младшего школьника" раскрыты организационно-педагогические условия, изучена динамика эмоционально-волевого развития личности младшего школьника в условиях реализации интегрированной модели в педагогическом процессе, определена её эффективность.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что уровень эмоционально-волевого развития личности младшего школьника экспериментальной группы превосходит по всем критериям, значит, интегрированная модель позволяет обеспечить оптимальное эмоционально-волевого развитие личности младшего школьника.

В результате опытно-экспериментальной работы максимально выросли показатели ЗУН школьников, их уровень воспитанности, позитивно прошёл этап адаптации при переходе в 5 класс: сохранился высокий уровень мотивации, нравственного сознания, эмоциональный тонус и групповая сплочённость, высокое качество знаний учащихся.

Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены, положения доказаны, цель исследования достигнута.

Вместе с тем многоаспектный характер проблемы усиления личностной направленности педагогического процесса не позволяет рассматривать результаты как исчерпывающие. В качестве перспективных направлений исследования нам представляется:

— разработка условий, развивающих способность школьников к самопознанию, а также приёмов выявления этих качеств;

— разработка сквозных программ повышения педагогической культуры семьи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Текст. / К.А. Абульханова-Славская //Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 19−44.
  3. Азбука нравственного воспитания Текст. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. 3 изд., перер. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 318с.
  4. , Б.С. Беседы о самовоспитании Текст. / Б.С. Акля-ринский. М.: Просвещение, 1973. — 112 с.
  5. Альманах психологических тестов Текст. / / М.: «КСП», 1996. -300 с.
  6. , Ш. А. Как живёте, дети? Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  7. , Ш. А. Психологические основы педагогического сотрудничества: Кн. для учителя Текст. / Ш. А. Амонашвили. К.: Освита, 1991.-111 с.
  8. , Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания Текст. / / Избр. психол. труды В 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. — С. 103- 128.
  9. , П.К. Идеи и факты в разработке теории функциональных систем Текст. П. К. Анохон //Психологический журнал Т.5. 1984. № 2 — С. 19
  10. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 205 с.
  11. , А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности Текст. / А. Г. Асмолов // А. Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1983. -С.118−128
  12. , М.Я. Воля как предмет функциональной психологии Текст. / М. Я. Басов. -М.: Просвещение, 1922. 161 с.
  13. , В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка Текст. / В. П. Бедерханова // Классный руководитель. 2000. — С. 40−50
  14. , Н.А. Самопознание Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991.-446 с.
  15. , Р. Развитие Я концепции и воспитание. Пер. с англ Текст. / Р.Бернс. — М.: Прогресс, 1986. — 421 с.
  16. , И.Т. Об экспериментальном изучении воли Текст. / И.Т. Бжалава// Вопросы психологии. 1961. — № 4. — С. 24−31.
  17. , О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей Текст. / О. С. Богданова. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  18. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  19. , Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание Текст. / Л. И. Божович, Л. С. Славина. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  20. , Л.И. Сознательно управлять своим поведением Текст. / Л.И. Божович// Семья и школа. 1982. — № 3. — С.13 — 22.
  21. , Л.И. Что такое воля? Текст. / Л. И. Божович // Семья и школа.- 1981. -№ 1-С.34−36.
  22. , В.В. Общение и взаимодействие в процессе воспитания Текст. / В. В. Бойко // Советская педагогика 1988 — № 2 — С. 65−95.
  23. , Н.И. Методика работы классного руководителя Текст. / Н. И. Болдырев. М.: Просвещение, 1994. — 72 с.
  24. , В.Б. Беседы о самовоспитании. Для учащихся ст. классов Текст. / В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1976. — 127 с.
  25. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика, 1997.-№ 4-С. 11−17.
  26. , М.И. Саморегуляция поведения школьников Текст. //Сов. Педагогика, 1991. № 3. — 67 с.
  27. , Г. М. Система эмоциональной регуляции деятельности в процессе целеобразования Текст. / Г. М. Бреслав // Психологические механизмы целеобразования. 1977. — С. 95 — 109.
  28. , М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младших школьников Текст. / М. Э. Вайнер // Начальная школа. 1997. — № 3. — С. 2123.
  29. , А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности Текст. / А. В. Веденов. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1957.-97 с.
  30. , В.К. Психология эмоциональных явлений. Психология эмоций Текст. / В. К. Вилюнас / Под ред. В. К. Влюнаса, Ю.Б.
  31. , Т.В. Учитель и семья Текст. / Т. В. Воликова. М.: Просвещение, 1980. — 182 с.
  32. , Е.В. Эмоциональное воспитание ребёнка в повседневной жизни Текст. / Е. В. Волосова // Дошкольное воспитание. 1991. — № 10. — С. 69−72.
  33. , Л.С. Собрание сочинений Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 4 т. М.: 1982. — Т. 2. — 502 с.
  34. , Л.С. Собрание сочинений Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 4 т. М., 1982. — Т. 3. — 365 с.
  35. , А.И. Волевая активность школьников и методы её изучения: Учеб. пособие Текст. / А. И. Высоцкий. Челябинск: Челяб. ГПИ, 1979.-69 с.
  36. , Т.П. О воспитании нравственных чувств Текст. / Т. П. Гаврилова. М.:3нание, 1984. — 80 с.
  37. , П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1966. — № 4.- С. 21−37
  38. , П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Изд. МГУ, 1985. — 45 с.
  39. , О.И. Взаимодействие семьи и школы в интересах ребёнка Текст. О. И. Гнатенко // Народное образование 2000. — № 9. — С. 71−75.
  40. , Г. Л. Учись управлять собой Текст. / Г. Л. Горбунова. -М.: Педагогика, 1976. 98 с.
  41. , Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности Текст. / Л. П. Гримак. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  42. , М.Т. Образование стимул саморазвития личности Текст. / М. Т. Громкова // М.: Педагогика, 1993. — № 3 — С. 21−25.
  43. , М.Т. Педагогические основы образования взрослых Текст. / М. Т. Громкова. М.: Педагогика, 1993.
  44. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  45. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1996. — 544 с.
  46. , Н.И. Организация родительских собраний в 1−11 классах Текст. / Н. И. Дереклеева. М.: ООО «Торго — РС», 2000. — 48 с.
  47. , Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1−4 классы. Текст. / Н. И. Дереклеева. М.: «ВАКО», 2003. — 240 с.
  48. , И. Игра начало нравственного самовоспитания Текст. / И. Дёмина // Народное образование. — 1987. — № 9. — С. 79 — 83.
  49. Дик, Н. Ф. Классные часы в 3−4 классах Текст. / Н. Ф. Дик. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. — 416 с.
  50. , И.А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы Текст. / И. А. Донцов. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
  51. , А.К. Развитие личности в учебной деятельности Текст. / А. К. Дусавицкий. М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
  52. , В.В. Стимулирование свободного морального выбора поступка у младших школьников: Учеб. пособие к спецкурсу Текст. / В. В. Зайцев. Волгоград: Перемена, 1993. — 79 с.
  53. , JI.B. Избранные педагогические труды Текст. / JI.B. Зан-ков. М.: Новая школа, 1996. — 432 с.
  54. , JI.B. Избранные педагогические труды Текст. / JI.B. Занков. М.: Дом педагогики, 1999. — 452с.
  55. , B.C. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение?: Кн. для родителей Текст. / B.C. Заслуженюк, В. А. Семиченко. М.: Просвещение, 1996.- 191с.
  56. , А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности Текст. / А.В. ЗахароваТ.Ю., Андрущенко/ Вопросы психологии. 1980. — № 4 — С. 90 — 99
  57. , А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности школьников Текст. / А. В. Захарова // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982. — С. 107
  58. , М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах. Система JI.B. Занкова Текст. / Зверева М. В. М.: «ЦОРЦ, 2001. -176 с.
  59. , И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  60. , А.В. Критерии нравственной воспитанности Текст. / А. В. Зосимовский // Педагогика. 1992. — № 11/12. — С.22 — 26.
  61. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. / В. А. Иванников. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 142 с.
  62. , Е.П. Психология воли Текст. / Е. П. Ильин. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 288 с.
  63. Изучение личности школьника учителем Текст. / Под ред. З. И. Васильевой, Т. В. Ахаян. М. Г. Казакинной, Н. Ф. Радионовой и др. М.: Педагогика, 1991.-136 с.
  64. Индивидуальные варианты развития младших школьников Текст. / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1973. — 203 с.
  65. , М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений Текст. / М. С. Каган.- М.: Просвещение, 1988. 184 с.
  66. , В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности Текст. / В. К. Калин // Вопросы психологии и педагогики воли: Научные труды Краснодарского ГПИ. Краснодар, 1969. — С. 28−35.
  67. , В.Г. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. Г. Караковский // Воспитание школьников. — 1993. — № 2. — С. 4−7.
  68. , А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей Текст. / А. Г. Ковалёв. -М.: Педагогика, 1974. 143 с.
  69. , А.Г. Самовоспитание школьников Текст. / А. Г. Ковалёв. -М.: Просвещение, 1967. 159 с.
  70. , Н.Г. Диагностика сформированности учебной деятельности младших школьников. Пособие для учителей, методистов, школьных психологов Текст. / Г. Н. Колашникова, Е. Н. Жаркова, Ю. А Иванов. -Барнаул: АКИПКРО, 1996.-40 с.
  71. , Д.В. Воля и нравственность Текст. / Д. В. Колесов // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 28−32.
  72. , О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности Текст. / О. А. Конопкин. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  73. Концепция общего среднего образования (проект) // ВНИК «Школа». -М., 1988, с. 16−17.
  74. , К.Н. Воспитание воли и характера Текст. / К. Н. Корнилов. -М.: Просвещение, 1948. 112 с.
  75. , А.И. Как заниматься самовоспитанием Текст. / А. И. Кочетов. Мн.: Выш.шк., 1986. — 256 с.
  76. , Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника Текст. / Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова //Педагогика и психология. 1988. — № 3. — С. 80
  77. , И. Педагогическое просвещение родителей Текст. / И. Крупина //Воспитание школьников. 2001. — № 1. — С. 11−19.
  78. , М.И. Рефлексия как средство управления эмоциональным состоянием Текст. / М. И. Кряхтунов // Рефлексивные процессы: Материалы международного симпозиума. М.: Наука, 1994. — 150 с.
  79. , В.А. Формирование у учащихся умений учиться Текст. /
  80. B.А. Кулько, Т. Д. Цехмистерова. М.: Просвещение, 1883. — 80 с.
  81. , С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. пособие для учителей и классных руководителей, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК Текст. / Кульневич
  82. C.В. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  83. , Е.И. Воспитание чувств детей в семье Текст. / Е. И. Кульчицкая К.: Рад. Школа, 1983. — 120 с.
  84. , А.Т. Коллектив и личность школьника. Текст. / А. Т. Куракин. Таллин, 1981. -156 с.
  85. , Н.Д. Возрастная и педагогическая психология Текст. / Н. Д. Левитов. М.: Просвещение, 1964. — 256 с.
  86. , А.Н. Категория деятельности в современной психологии Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 13−18
  87. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1971. — 117 с.
  88. , П.Ф. Семейное воспитание и его значение Текст. / П. Ф. Лесгафт. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  89. , Х.Й. Групповая работа на уроке Текст. / Х. Й. Лейметс. -М.: Просвещение, 1975. 182 с.
  90. , А.И. Самооценка школьника Текст. / А. И. Липкина. -М.: Знание, 1975.-64 с.
  91. , Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1981. — № 5. — С. 3−22.
  92. , Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида Текст. / Б. Ф. Ломов // Психические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. — С. 64 — 93.
  93. , А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива Текст. / А. Н. Лутошкин. М.: Знание, 1996. — 48 с.
  94. , А.А. Учителю психологии младшего школьника: Пособие для учителя Текст. / А. А Люблинская. М.: Просвещение, 1977. — 244 с.
  95. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983.-96 с.
  96. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст. / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  97. , А.К. Формирование учебной деятельности и развитие личности школьников Текст. / А. К. Маркова М.: Педагогика, 1982. — С. 2128.
  98. , И.С. Нравственное становление личности школьника Текст. / А. В. Марьенко. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
  99. , А.В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии Текст. / А. В. Маренков. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1985.-144 с.
  100. , А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе Текст. / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  101. , А.В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  102. , М.И. Развитие самосознания школьников /из опыта работы В.А.Сухомлинского/ Спецкурс Текст. / М. И. Мухин. М.: УРАО, 1998.
  103. , Р.С. Психология. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика Текст. / Р. С. Немов. М.: Просвещение, «Вла-дос», 1995, — с.
  104. , Л.И. Самоуправление в школьном коллективе Текст. / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1988. — 80с.
  105. Образование родителей и школа Текст. / Под ред. Л.Г. Петряев-ской. -М.: Просвещение, 1988. 173 с.
  106. Обучение и развитие Текст. / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975.-440 с.
  107. , Р.В. Практическая психология в начальной школе Текст. / Р. В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 240 с.
  108. , С.И. Словарь русского языка Текст. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус.яз., 1989. — 924 с.
  109. , А.Е. Эмоции и воспитание Текст. / А.Е. Ольшан-никова. М.: Знание, 1983. — 80 с.
  110. , Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Книга для учащихся Текст. / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  111. , О.Ю. О психологических предпосылках самовоспитания Текст. /О.Ю. Осадько //Психол. журнал. Т.1. — 1980. — № 4. — С 64 — 71.
  112. , А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности Текст. / А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  113. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений Текст. /В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа — пресс, 1997. — 512 с.
  114. Педагогические задания по этике, составленные на основе рассказов В. А. Сухомлинского: Уч. метод материалы для студентов педагогического факультета/ Сост П. Н. Дербенёв. — Тверь: ТГУ, 1993. — 31 с.
  115. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  116. , В.А. Личностно развивающее взаимодействие Текст. / В. А. Петровский, В. К. Камененко, И. Б Котова. Ростов н/Д, 1993. — 245 с.
  117. , В.А. Личность в психологии Текст. / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 1996. — 344 с.
  118. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  119. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  120. Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие Текст. / Редактор составитель Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАР — М», 2006. — 672 с.
  121. Психологический словарь Текст. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Наука, 1983.
  122. Психология развивающейся личности Текст. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1897. — 240 с.
  123. Психология формирования и развития личности Текст. / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  124. Работа психолога в начальной школе Текст. / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. М.: Генезис, 2001.-352 с.
  125. Развивающие игры: знания и сообразительность Текст. / СПб.: Дельта, 1998.-208 с.
  126. , В.А. Образование на рубеже третьего тысячелетия: Второе, доп. изд. Текст. / В. А. Разумный. М.: Просвещение, 1999. — 68 с.
  127. , М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: гуманит. изд. «Владос», 2000. — 256 с.
  128. , С.Л. Бытие и сознание Текст. / С.Л. Рубинштейн
  129. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн // Собр. Соч.: В 2 т. М.: 1989. — Т. 2. — 322 с.
  130. , Л.И. Воспитание и самовоспитание школьников Текст. / Л. И. Рувинский. М.: Просвещение, 1969. — 182 с.
  131. , Л.И. Как воспитать волю и характер: Кн. для учащихся Текст. / Л. И. Рувинский, С. И. Хохлов. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  132. , JI.И. Самовоспитание чувств, интеллекта и воли Текст. / Л. И. Рувинский. М.: Знание, 1983. — 159 с.
  133. , Л.И. Самовоспитание школьников Текст. / Л. И. Рувинский, А. Я. Арет. М.: Педагогика, 1976. -160 с.
  134. , П.А. Воля и её воспитание Текст. / П. А. Рудик // ГЦОЛИФК. -М.: Просвещение, 1945. С. 32−46.
  135. , В.Д. Профессиональная ориентация школьников Текст. / В. Д. Сахаров, А. Д. Сазонов. М.: Педагогика, 1982. — 244 с.
  136. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998.
  137. , Г. К. Технология саморазвития личности школьника: руководство по организации самовоспитания школьников /Текст. Г. К. Селевко // Сельская школа. 2002. — № 1. — С. 15−17
  138. , В.И. Волевая регуляция активности личности Текст. / В. И. Селиванов // Психологический журнал. 1982. — № 4 — С. 14−25
  139. , В.И. Воля и её воспитание Текст. / В. И. Селиванов. М.: Знание, 1976.-64 с.
  140. , В.Г. Педагогическое руководство воспитанием младших школьников в семье: Метод, рекомендации для опытно-экспериментальной работы Текст. / В. Г. Сенько. Мн.: НИИ педагогики МП БССР, 1981. — 57 с.
  141. , П.В. Эмоции и воспитание Текст. / П. В. Симонов // Вопросы философии. 1981. — № 5. — С. 39−48.
  142. , Б.Н. К вопросу о психологических механизмах воли Текст. / Б. Н. Смирнов // Категории, принципы и методы психологии. Тезисы научных сообщений советских психологов к Всероссийскому съезду Общества психологов СССР. М.: Наука, 1983. — С. 132−139.
  143. , В.П. Воспитание на основе потребностей человека Текст. / В. П. Созонов //Педагогика. 1993. — № 2. — С. 28 — 32.
  144. , С.Л. Резервы детского «Я» Текст./ С. Л. Соловейчик. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  145. Столин, В. В, Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: Политиздат, 1983. — 285 с.
  146. , Jl.П. Эмоциональный букварь от, А до ай яй-яй. Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. Учеб. кн. Текст. / Л. П. Стрелкова. М.: Интерпракс, 1994. — 204 с.
  147. , В.А. Духовный мир школьника Текст. / В.А. Сухо-млинский. М.: Учпедгиз, 1961. — 233 с.
  148. , В.А. Мудрая власть коллектива Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Молодая гвардия, 1975. — 240 с.
  149. , В.А. Павлышская средняя школа Текст. / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1979. — 396 с.
  150. , М. Г. Воспитание и самовоспитание школьников Текст. / М. Г. Тайчинов. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  151. , Н.Н. Психология воспитания воли у младших школьников Текст. / Н. Н. Толстых // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — с. 146−159.
  152. , Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника Текст. / Н. М. Трофимова // Педагогика. 1997. — № 6 — С. 59−65.
  153. , К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании Текст. / К. Д. Ушинский // Пед. соч.: В 6 т. М., 1987. — Т. 1. — С. 194 — 256.
  154. , К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании Текст. // К. Д. Ушинский Пед. соч.: В 6 т. М., 1988. — Т 2. — С. 27 — 57.
  155. , К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии Текст. // К. Д. Ушинский Пед. соч.: В 6 т. М., 1990. — Т. 5.-528 с.
  156. , Н.А. Формирование психических предпосылок самовоспитания в младшем школьном возрасте/ Новые исследования в психологии Текст. / Н. А. Федюнина // Педагогика. 1985. — № 1. — С. 36 — 39.
  157. Формирование интереса к учению школьников / Науч. исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР Под ред. Под ред. А. К. Марковой. — М.: Педагогика, 1989.
  158. , Ю.Н. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы Текст. / Ю. Н. Хямяляйнен. М.: Просвещение, 1993. — 134 с.
  159. , Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов Текст. / Г. А. Цукерман. Гига: П.Ц. «Эксперимент», 1997. — 278 с.
  160. , Г. А. Что развивает и не развивает учебная деятельность младших школьников Текст./ Г. А. Цукерман //Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1998. — № 5 — С. 68 — 81.
  161. , В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование Текст. / В. Э. Чудновский. М.: Наука, 1981. — 52 с.
  162. , X. Как воспитывать нравственное поведение? Кн. для учителя Текст. / X. Штольц, Р. Ролан. М.: Просвещение, 1986. — 80 с.
  163. , Г. И. Деятельность основа педагогического процесса Текст. / Г. И. Щукина // Сов. Пед. — 1982. — № 8. — С. 74−78
  164. Эльконин, Д. Б Избранные психологические труды Текст. / Д.Б. Эль-конин- Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  165. , Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Текст. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1972. — № 4. -С. 17−19.
  166. , Д.Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-304 с.
  167. , Д.Б. Психология обучения младшего школьника Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1974. — 154 с.
  168. , B.C. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек Текст. / B.C. Юркевич. М.: Знание, 1986. — 80 с.
  169. , Я.М. Чувства, их развитие и воспитание Текст. / Я. М. Якобсон. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  170. , М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя Текст. /Я.Г. Яновская. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  171. Выписка из протокола № 3 педагогического совета МОУ «Гимназия № 11"города Бийска от 11.01.2005 г.
  172. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Изотова Л. Г. познакомила педагогический коллектив с результатами тестирования школьников 7, 9, 10, 11 классов, в котором выяснялись их мнение о причинах неуспеваемости.
  173. Учащимся нужно было выбрать причины их слабой успеваемости:
  174. Причины неуспеваемости Количество учащихся в %
  175. Нежелание учиться, лень. 57%
  176. Перегруженность: большой объём материала, который нужно усвоить и запомнить. 17%
  177. Неумение учиться и преодолевать трудности учебной деятельности 20%
  178. Непродуманность методики преподавания, организации учебного процесса, авторитарный стиль общения. 6%
  179. Результаты тестирования показывают, что основная причина неуспеваемости в учёбе связана со слабым развитием волевых качеств старшеклассников (лень, неумение преодолевать трудности).
  180. Тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака
  181. Цель: Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению, уровня умственного развития ребёнка.
  182. Материалы: Руководство к тесту, бланк регистрации результатов, сти-мульный материал в виде картинок.
  183. Тест состоял из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок. Все результаты заносились в бланк регистрации. Тест применялся исключительно индивидуально.
  184. С целью установки контакта с ребёнком предлагается вводное задание, которое не оценивается.
  185. Задание 1. «История в картинках»
  186. Перед ребёнком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, розовый, чёрный, серый, белый, коричневый) и поочерёдно предлагают ёму назвать тот или иной цвет.
  187. Критерии оценки задания № 2: за каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл.
  188. Задание 3 «Заучивание четверостиший»
  189. Инструкция: Сейчас мы выучим одно стихотворение, постарайся его запомнить, чтобы потом рассказать маме, папе (бабушке.) Вот послушай: Как дорожит любым деньком Малюточка пчела! -Гудит и вьётся над цветком, Прилежна и мила.»
  190. Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:
  191. Если ребёнок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только ещё не всё правильно». Указываются ошибки и как фраза должна звучать правильно. Повторение возможно не более трёх раз.
  192. Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения.
  193. Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается в один балл. Задание 5 «Процесс счёта»
  194. Задание 7 «Классификация предметов»
  195. Используются картинки овощей, фруктов и цветов. Перед ребёнком кладут лист бумаги с изображением трёх корзин.
  196. Инструкция: Вот три корзины. Одна из них для фруктов, другая для овощей, третья — для цветов. Разложи предметы по корзинам.
  197. Оценки: За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.
  198. Задание 8 «Восприятие количества"1. Состоит из двух частей
  199. Затем всё то же самое проделывается в отношении всех трёх корзин, то есть просят сказать в них всех вместе взятых предметов, при той же мере помощи.
  200. Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата- 9 вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.
  201. Скажи, как называются нарисованные фигуры? За каждое правильное название начисляется один балл. Если не знает, то их следует назвать.
  202. Затем у ребёнка спрашивают: «Как ты считаешь, треугольник называется треугольником, четырёхугольник четырёхугольником, а круг — кругом?»
  203. Правильные ответы: у треугольника три угла, у четырёхугольника -четыре, а круг — круглый. За каждое правильное объяснение — 1 балл.
  204. Перед ребёнком кладут вразброс 9 вырезанных фигур и поодаль карточки с рисунками круга, треугольника и четырёхугольника.
  205. Задание: собери и положи все треугольники на треугольник, все четырёхугольники на четырёхугольник, все круги — на круг.
  206. За каждую правильно собранную группу фигур начисляется 1 балл. Задание 10 «Сравнение картинок» Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.
  207. Поочерёдно выкладывая каждую пару картинок, ребёнка просят найти отличия.1. Критерии оценки:• 2 балла Правильное решение без помощи.• 1 балл Правильное решение с помощью.• 0 баллов Решения нет.
  208. Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок 8 баллов.
  209. Задание 11 «Дифференциация цвета и формы»
  210. Критерии оценки: каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.
  211. Задание 12 «Воспроизведение четверостиший»
  212. Ребёнку предлагается воспроизвести стихотворение из задания 3. Если ребёнок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и в 3 задании. Критерии оценки используются, как в 3 задании.
  213. Задание 13 «Нахождение аналогий».
  214. Инструкция: Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:
  215. Днём светло, а ночью? (темно)
  216. Птица поёт, а собака? (лает)
  217. Машина едет, а самолёт? (летит)
  218. Голубь летает, а рыба? (плавает)
  219. У кошки шерсть, а у утки? (перья)
  220. Платье сшито из ткани, а ботинки? (из кожи)
  221. Критерии оценки: За каждый правильный ответ начисляется один балл.1. Задание 14 «Срисовывание»
  222. Для срисовывания предлагается треугольник, крест и два узора.
  223. Инструкция: Здесь нарисованы две фигуры и два узора. Попробуй как можно лучше срисовать фигуры и продолжить узоры.
  224. Оценивается в 1 балл, если ребёнок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т. п.
  225. Максимальная оценка по заданию 13 баллов.
  226. Обработка и интерпретация результатов:
Заполнить форму текущей работой