Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Факторы, формирования социально-психологического климата

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благоприятный климат каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, менеджерами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данной фирме, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям. Неблагоприятный климат индивидуально… Читать ещё >

Факторы, формирования социально-психологического климата (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макрои микросреды.

Факторы макросреды — это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:

  • 1. Общественно-политическая ситуация в стране — ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству и пр.
  • 2. Экономическая ситуация в обществе — баланс между уровнями технического и социального развития.
  • 3. Уровень жизни населения — баланс между заработной платой и уровнем цен, потребительская способность населения.
  • 4. Организация жизни населения — система бытового и медицинского обслуживания.
  • 5. Социально-демографические факторы — удовлетворение потребностей общества и производства в трудовых ресурсах.
  • 6. Региональные факторы — уровень экономического и технического развития региона.
  • 7. Этнические факторы — наличие или отсутствие межэтнических конфликтов.

Факторы микросреды — это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:

  • 1. Объективные — комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации.
  • 2. Субъективные (социально — психологические факторы):
    • а) формальная структура — характер официальных и организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы;
    • б) неформальная структура — наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.

У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением.

Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий. От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность.

Благоприятный климат каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, менеджерами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данной фирме, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в фирме, с менеджерами, условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность — неудовлетворенность. Нужно знать: довольны или недовольны отдельные работники своим статусом, заработной платой, содержанием своего труда, отношениями в организации. Необходимо иметь в виду, что субъективная удовлетворенность каждого работника — это одна из целей менеджера и психолога в организации. Но в то же время неудовлетворенность работника служит важным побудительным стимулом его творческих поисков. В конкретном социально-психологическом исследовании климата необходимо учитывать полярный характер такого показателя, как удовлетворенность.

Субъективная удовлетворенность — крайне специфическая вещь. Одни и те же условия вполне устраивают одного человека и абсолютно не устраивают другого. На психологическом уровне удовлетворенность выражена соотношением субъективной оценки того, что человек отдает фирме, и того, что он получает взамен. Удовлетворенность-неудовлетворенность человека работой может быть вызвана разными обстоятельствами. Среди них наиболее существенными являются:

  • а) характер труда;
  • б) размер заработной платы;
  • в) престиж профессии;
  • г) перспективы повышения квалификации, разряда, должностного статуса и пр.;
  • д) специфические особенности и условия работы: месторасположение; фирма, в которой много друзей; удобный режим работы; уважаемый и даже знаменитый руководитель и т. п.;
  • е) сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок; возможности узнать и научиться новому.

Итак, изучение социально-психологического климата, по сути, представляет собой исследование общественного мнения членов организации по вопросам отношения к труду, содержанию работы, менеджерам и коллегам.

Методы изучения климата могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто используются:

  • · наблюдение — самый главный метод работы психолога;
  • · интервью с руководителями и работниками;
  • · опрос работников по специально разработанной анкете;
  • · анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность, производительность, качество труда.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой