Концептуальные и методологические основы менеджмента
На втором уровне воздействия различных субъектов управления, по-прежнему направленные на внешнюю среду, частично дифференцируются за счет формирования политик (процессных стандартов, установок, способов действия), различных для отдельных сегментов, различных групп объектов, крупных совокупностей и т. д. Тип взаимодействия: субъект > элементы среды > группы объектов. Если два элемента связаны… Читать ещё >
Концептуальные и методологические основы менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
экономический мотивация управление менеджмент.
Основные понятия и концепции менеджмента
Развитие человеческих и производственных отношений, и связанного с ним разделение труда, привело к необходимости выделения особых типов трудовых процессов — процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления (управляющего) на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.
Процесс управления присущ любым социально-экономическим системам, и связан с осуществлением целенаправленных воздействий субъектом управления на объект, и его отдельные составляющие (элементы, взаимодействия) для поддержания или изменения его состояния.
В связи с этим понятие «управление» применяется для характеристики управляющего (организующего) воздействия в условиях различных форм движения материи.
По формам движения материи (от простого к сложному уровню) можно выделить три класса систем управления:
Управление отдельными механизмами, системами машин, производственно-технологическими процессами (машинное, технологическое управление). Данная область управления служит предметом изучения технических наук.
Управление процессами, происходящими в живой природе (физиологические, биохимические и биофизические процессы, связанные с жизнедеятельностью организмов). Эта система управления изучается естественными науками с привлечением методов кибернетики и бионики.
Управление общественными (социальными) процессами, то есть воздействие на организованную деятельность сознательных индивидов, объединенных в социальные группы. Данная область управления изучается общественными науками с привлечением ряда естественных и технических областей знаний.
Кибернетика — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах (машинах, живых организмах, обществе).
Бионика — раздел кибернетики, изучающий применение в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.
Задачи третьего класса систем управления в основном сводятся к управлению экономическими объектами, типы задач управления которыми формируются их естественной иерархией.
На первом уровне этой иерархии находится все народное хозяйство. Относящиеся к этому уровню задачи управления принято называть макроэкономическими.
На втором уровне находятся отдельные отрасли народного хозяйства.
На третьем уровне расположены отдельные предприятия (или объединения предприятий) и организации, непосредственно производящие товары или услуги.
На четвертом уровне представлены структурные элементы предприятия: отделы, цеха, участки и т. п.
Таблица 1.
Характер взаимодействия различных типов объектов управления.
Тип объектов. | Характер взаимодействий. | Форма взаимодействий. |
Всё народное хозяйство. | Субъект среда. | Регулирование. |
Отрасли народного хозяйства. | Субъект элементы среды группы объектов. | |
Предприятия (объединения предприятий). | Субъект группы объектов. | Управление. |
Организации и их составляющие. | Субъект объект (однородные объекты). |
Наличие и взаимодействие управляющей и управляемой подсистем (субъектов и объектов управления) формируют содержание процесса управления, однако характер их отношений в современной экономике весьма многообразен.
Выделим базовые уровни отношений субъекта и объекта управления в экономике, образующие развитие управляющих состояний и характеризующие его природу:
На первом уровне воздействия различных субъектов носят фоновый характер, направлены на внешнюю среду.
Тип взаимодействия можно условно охарактеризов.
ать как: субъект > среда На этом этапе субъекты управления влияют на другие объекты путем воздействия на условия их функционирования.
На втором уровне воздействия различных субъектов управления, по-прежнему направленные на внешнюю среду, частично дифференцируются за счет формирования политик (процессных стандартов, установок, способов действия), различных для отдельных сегментов, различных групп объектов, крупных совокупностей и т. д. Тип взаимодействия: субъект > элементы среды > группы объектов
На этом этапе субъекты управления влияют на другие субъекты также путем воздействия на условия их функционирования, но с добавлением специфических компонентов, характерных для тех или иных целевых групп, которые в крайних ситуациях (естественные монополии) вырождаются уже в конкретные субъекты.
На третьем уровне воздействия субъектов управления конкретизируются. субъект — группы объектов с учетом их среды
На данном этапе формируются относительно устойчивые (определенные, прогнозируемые, двусторонние) субъектно-объектные взаимосвязи.
На четвертом уровне устанавливаются конкретные субъектно-объектные взаимосвязи.
субъект — объект (однородные группы объектов) Наиболее выраженной формой являются управление в компании, внешнее управление в период банкротства, регулирование тарифов и нормативов и т. д.
Итак, на первом и втором уровнях мы наблюдаем односторонний вектор воздействия, преимущественно носящий фоновый характер и не имеющий конкретные объекты управления. На третьем-четвертом уровнях возникают и усиливаются конкретные субъектно-объектные взаимосвязи, причем как вертикального, так и горизонтального характера.
Наличие этих существенных, устойчивых, общих, необходимых и повторяющихся связей явлений и процессов, характерных для деятельности всех экономических субъектов, позволяет нам расширить традиционную область применения категории «Управление экономическими объектами», вводя отдельные категории «Регулирование предприятий» (первый и второй рассмотренные уровни) и, собственно «Управление предприятиями» (третий — четвертый уровни). В составе последней категории, в свою очередь, выделяются подкатегории:
- — «внутреннее управление предприятием, организацией, учреждением (менеджмент)» (управляющая и управляемая подсистемы внутри предприятия);
- — «внешнее управление предприятием, организацией, учреждением» (управляющая подсистема находится вне предприятия, управляемая подсистема — предприятие в целом)
Концептуальные положения менеджмента.
Концептуальные положения менеджмента представляют собой систему взглядов на процесс управления, определяя его исходные предпосылки.
1. Все явления связаны между собой и существуют в условиях наличия внешней среды.
Явление — это любая проявленная форма материи. Для любого явления всё остальные явления называются внешней средой.
- 2. Через связь и взаимодействия явлений между собой происходит управление тем или иным явлением. Осознанное целенаправленное воздействие на объект представляет собой процесс управления.
- 3. Если существуют явления и воздействия между ними, то явления вместе с воздействиями объединяются в какую-либо систему.
- 4. Если два элемента связаны между собой процессом управления, то можно сказать, что существует система управления. Под системой понимается организованное построение, состоящее из взаимосвязанных элементов, направленная на получение сфокусированного полезного результата. В науке менеджмент исследуются социально-экономические системы.
- 5. Кибернетический аспект системы управления, предполагающий переработку социально-экономической информации, принятие решений о воздействии на систему и реализацию этих решений. При данном подходе управление кибернетической системой включает два элемента: определение траектории состояния системы (формирование цели и указание путей ее достижения) и удержание системы на этой траектории путем регулирования с помощью обратных связей. Соответственно в подсистеме управления выделяются два блока: блок определения целей и блок регулирования.
По каналам прямой связи происходят предписывающие воздействия, выраженные в форме приказов, распоряжений, инструкций и т. д.
По каналам обратной связи идет отклик от объекта управления относительно восприятия управляющего воздействия, а также информация о выполненных предписаниях. По данному каналу идет информация в форме отчетов, справок и т. д.
f (х, y,…) — воздействия внешней среды на условно замкнутый контур управления (через рыночные отношения).
Контур управления — это замкнутая цепь звеньев системы управления, в которой посредством прямой и обратной связи соединены субъект и объект управления.
В контуре управления реализуется процесс управления как циклически повторяемая смена фаз:
- 1. получение субъектом управления информации (о внешней среде и о состоянии, в котором находится объект управления);
- 2. преобразование полученной информации в принимаемое решение, определяющее меры управляющего воздействия;
- 3. передачи решения на исполнение — оказание воздействия.
Чем сложнее управляемый объект, тем из большего числа контуров управления состоит система управления.
Внешние воздействия 1-го рода — это факторы внешней среды, оказывающие влияние на действия субъекта управления, и связанную с ним выработку предписаний.
Внешние воздействия 2-го рода — это факторы внешней среды, оказывающие влияние на объект управления и реализацию исходных предписаний.
6. Использование системного подхода при принятии управленческих решений.
Системность принимаемых управленческих решений заключается в комплексном рассмотрении проблемы, а также принятии во внимание всех факторов (внутренних и внешних) и их взаимодействий, влияющих на реализацию решения.
Чтобы утверждать, что мы используем системный подход, необходимо ответить на следующие 6 вопросов:
- 1. Почему (для чего) это делается? Этот вопрос является главным, с него начинается любая деятельность, в нем звучит целевая установка.
- 2. Почему это делается там? В ответе на данный вопрос дается технико-экономическое обоснование решения.
- 3. Почему это делается так? В ответе дается технологическая характеристика решения.
- 4. Почему это делается тем? Осуществление персонификации исполнителей и ответственных за результат.
- 5. Почему это делается тогда? Временная характеристика исполнения решения.
- 6. Как система узнает о достижении полезного результата? Определение характеристик канала обратной связи.
Использование системного подхода подразумевает применение методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.
- 7. Инструментом менеджмента являются действия. Менеджмент — это постоянное действие, но это действие целенаправленно. Таким образом, менеджмент будет эффективным только в том случае, если будет единство мыслей, знаний и действий.
- 8. Менеджмент, основываясь на информационных технологиях, комплексно использует функции, принципы и методы управления следующими тремя большими сферами:
- — ресурсами;
- — процессами;
- — знаниями.
При этом надо помнить, что менеджмент осуществляется людьми. Управление той или иной сферой происходит через людей и благодаря людям.
- 9. Менеджмент рассматривает системно функции управления, как необходимые фундаментальные знания для действий, для решения практических задач. Менеджмент дает в целом понимание процесса управления для того, чтобы управляющие могли делать свою работу эффективно.
- 10. Менеджмент, как теория и практика управления не указывает и не отстаивает идею о наличии одного, самого лучшего способа действий в любой ситуации. Менеджмент дает целый набор методов и принципов. Это происходит из-за того, что менеджмент не такая уж точная наука. Использование знаний менеджмента зависит конкретно от менеджера и возникающих ситуаций, обстоятельств.
Таким образом, менеджмент — это особый вид деятельности, связанный с управлением материальными, финансовыми, сырьевыми, интеллектуальными, информационными ресурсами в целях наиболее эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
Менеджер — это лицо (или группа лиц), которое непосредственно выполняет роль субъекта управления и осуществляет процесс управления.