Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Концептуальные и методологические основы менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором уровне воздействия различных субъектов управления, по-прежнему направленные на внешнюю среду, частично дифференцируются за счет формирования политик (процессных стандартов, установок, способов действия), различных для отдельных сегментов, различных групп объектов, крупных совокупностей и т. д. Тип взаимодействия: субъект > элементы среды > группы объектов. Если два элемента связаны… Читать ещё >

Концептуальные и методологические основы менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

экономический мотивация управление менеджмент.

Основные понятия и концепции менеджмента

Развитие человеческих и производственных отношений, и связанного с ним разделение труда, привело к необходимости выделения особых типов трудовых процессов — процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления (управляющего) на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности.

Процесс управления присущ любым социально-экономическим системам, и связан с осуществлением целенаправленных воздействий субъектом управления на объект, и его отдельные составляющие (элементы, взаимодействия) для поддержания или изменения его состояния.

В связи с этим понятие «управление» применяется для характеристики управляющего (организующего) воздействия в условиях различных форм движения материи.

По формам движения материи (от простого к сложному уровню) можно выделить три класса систем управления:

Управление отдельными механизмами, системами машин, производственно-технологическими процессами (машинное, технологическое управление). Данная область управления служит предметом изучения технических наук.

Управление процессами, происходящими в живой природе (физиологические, биохимические и биофизические процессы, связанные с жизнедеятельностью организмов). Эта система управления изучается естественными науками с привлечением методов кибернетики и бионики.

Управление общественными (социальными) процессами, то есть воздействие на организованную деятельность сознательных индивидов, объединенных в социальные группы. Данная область управления изучается общественными науками с привлечением ряда естественных и технических областей знаний.

Кибернетика — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах (машинах, живых организмах, обществе).

Бионика — раздел кибернетики, изучающий применение в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

Задачи третьего класса систем управления в основном сводятся к управлению экономическими объектами, типы задач управления которыми формируются их естественной иерархией.

На первом уровне этой иерархии находится все народное хозяйство. Относящиеся к этому уровню задачи управления принято называть макроэкономическими.

На втором уровне находятся отдельные отрасли народного хозяйства.

На третьем уровне расположены отдельные предприятия (или объединения предприятий) и организации, непосредственно производящие товары или услуги.

На четвертом уровне представлены структурные элементы предприятия: отделы, цеха, участки и т. п.

Таблица 1.

Характер взаимодействия различных типов объектов управления.

Тип объектов.

Характер взаимодействий.

Форма взаимодействий.

Всё народное хозяйство.

Субъект среда.

Регулирование.

Отрасли народного хозяйства.

Субъект элементы среды группы объектов.

Предприятия (объединения предприятий).

Субъект группы объектов.

Управление.

Организации и их составляющие.

Субъект объект (однородные объекты).

Наличие и взаимодействие управляющей и управляемой подсистем (субъектов и объектов управления) формируют содержание процесса управления, однако характер их отношений в современной экономике весьма многообразен.

Выделим базовые уровни отношений субъекта и объекта управления в экономике, образующие развитие управляющих состояний и характеризующие его природу:

На первом уровне воздействия различных субъектов носят фоновый характер, направлены на внешнюю среду.

Тип взаимодействия можно условно охарактеризов.

ать как: субъект > среда На этом этапе субъекты управления влияют на другие объекты путем воздействия на условия их функционирования.

На втором уровне воздействия различных субъектов управления, по-прежнему направленные на внешнюю среду, частично дифференцируются за счет формирования политик (процессных стандартов, установок, способов действия), различных для отдельных сегментов, различных групп объектов, крупных совокупностей и т. д. Тип взаимодействия: субъект > элементы среды > группы объектов

На этом этапе субъекты управления влияют на другие субъекты также путем воздействия на условия их функционирования, но с добавлением специфических компонентов, характерных для тех или иных целевых групп, которые в крайних ситуациях (естественные монополии) вырождаются уже в конкретные субъекты.

На третьем уровне воздействия субъектов управления конкретизируются. субъект — группы объектов с учетом их среды

На данном этапе формируются относительно устойчивые (определенные, прогнозируемые, двусторонние) субъектно-объектные взаимосвязи.

На четвертом уровне устанавливаются конкретные субъектно-объектные взаимосвязи.

субъект — объект (однородные группы объектов) Наиболее выраженной формой являются управление в компании, внешнее управление в период банкротства, регулирование тарифов и нормативов и т. д.

Итак, на первом и втором уровнях мы наблюдаем односторонний вектор воздействия, преимущественно носящий фоновый характер и не имеющий конкретные объекты управления. На третьем-четвертом уровнях возникают и усиливаются конкретные субъектно-объектные взаимосвязи, причем как вертикального, так и горизонтального характера.

Наличие этих существенных, устойчивых, общих, необходимых и повторяющихся связей явлений и процессов, характерных для деятельности всех экономических субъектов, позволяет нам расширить традиционную область применения категории «Управление экономическими объектами», вводя отдельные категории «Регулирование предприятий» (первый и второй рассмотренные уровни) и, собственно «Управление предприятиями» (третий — четвертый уровни). В составе последней категории, в свою очередь, выделяются подкатегории:

  • — «внутреннее управление предприятием, организацией, учреждением (менеджмент)» (управляющая и управляемая подсистемы внутри предприятия);
  • — «внешнее управление предприятием, организацией, учреждением» (управляющая подсистема находится вне предприятия, управляемая подсистема — предприятие в целом)

Концептуальные положения менеджмента.

Концептуальные положения менеджмента представляют собой систему взглядов на процесс управления, определяя его исходные предпосылки.

1. Все явления связаны между собой и существуют в условиях наличия внешней среды.

Явление — это любая проявленная форма материи. Для любого явления всё остальные явления называются внешней средой.

  • 2. Через связь и взаимодействия явлений между собой происходит управление тем или иным явлением. Осознанное целенаправленное воздействие на объект представляет собой процесс управления.
  • 3. Если существуют явления и воздействия между ними, то явления вместе с воздействиями объединяются в какую-либо систему.
  • 4. Если два элемента связаны между собой процессом управления, то можно сказать, что существует система управления. Под системой понимается организованное построение, состоящее из взаимосвязанных элементов, направленная на получение сфокусированного полезного результата. В науке менеджмент исследуются социально-экономические системы.
  • 5. Кибернетический аспект системы управления, предполагающий переработку социально-экономической информации, принятие решений о воздействии на систему и реализацию этих решений. При данном подходе управление кибернетической системой включает два элемента: определение траектории состояния системы (формирование цели и указание путей ее достижения) и удержание системы на этой траектории путем регулирования с помощью обратных связей. Соответственно в подсистеме управления выделяются два блока: блок определения целей и блок регулирования.

По каналам прямой связи происходят предписывающие воздействия, выраженные в форме приказов, распоряжений, инструкций и т. д.

По каналам обратной связи идет отклик от объекта управления относительно восприятия управляющего воздействия, а также информация о выполненных предписаниях. По данному каналу идет информация в форме отчетов, справок и т. д.

f (х, y,…) — воздействия внешней среды на условно замкнутый контур управления (через рыночные отношения).

Контур управления — это замкнутая цепь звеньев системы управления, в которой посредством прямой и обратной связи соединены субъект и объект управления.

В контуре управления реализуется процесс управления как циклически повторяемая смена фаз:

  • 1. получение субъектом управления информации (о внешней среде и о состоянии, в котором находится объект управления);
  • 2. преобразование полученной информации в принимаемое решение, определяющее меры управляющего воздействия;
  • 3. передачи решения на исполнение — оказание воздействия.

Чем сложнее управляемый объект, тем из большего числа контуров управления состоит система управления.

Внешние воздействия 1-го рода — это факторы внешней среды, оказывающие влияние на действия субъекта управления, и связанную с ним выработку предписаний.

Внешние воздействия 2-го рода — это факторы внешней среды, оказывающие влияние на объект управления и реализацию исходных предписаний.

6. Использование системного подхода при принятии управленческих решений.

Системность принимаемых управленческих решений заключается в комплексном рассмотрении проблемы, а также принятии во внимание всех факторов (внутренних и внешних) и их взаимодействий, влияющих на реализацию решения.

Чтобы утверждать, что мы используем системный подход, необходимо ответить на следующие 6 вопросов:

  • 1. Почему (для чего) это делается? Этот вопрос является главным, с него начинается любая деятельность, в нем звучит целевая установка.
  • 2. Почему это делается там? В ответе на данный вопрос дается технико-экономическое обоснование решения.
  • 3. Почему это делается так? В ответе дается технологическая характеристика решения.
  • 4. Почему это делается тем? Осуществление персонификации исполнителей и ответственных за результат.
  • 5. Почему это делается тогда? Временная характеристика исполнения решения.
  • 6. Как система узнает о достижении полезного результата? Определение характеристик канала обратной связи.

Использование системного подхода подразумевает применение методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.

  • 7. Инструментом менеджмента являются действия. Менеджмент — это постоянное действие, но это действие целенаправленно. Таким образом, менеджмент будет эффективным только в том случае, если будет единство мыслей, знаний и действий.
  • 8. Менеджмент, основываясь на информационных технологиях, комплексно использует функции, принципы и методы управления следующими тремя большими сферами:
    • — ресурсами;
    • — процессами;
    • — знаниями.

При этом надо помнить, что менеджмент осуществляется людьми. Управление той или иной сферой происходит через людей и благодаря людям.

  • 9. Менеджмент рассматривает системно функции управления, как необходимые фундаментальные знания для действий, для решения практических задач. Менеджмент дает в целом понимание процесса управления для того, чтобы управляющие могли делать свою работу эффективно.
  • 10. Менеджмент, как теория и практика управления не указывает и не отстаивает идею о наличии одного, самого лучшего способа действий в любой ситуации. Менеджмент дает целый набор методов и принципов. Это происходит из-за того, что менеджмент не такая уж точная наука. Использование знаний менеджмента зависит конкретно от менеджера и возникающих ситуаций, обстоятельств.

Таким образом, менеджмент — это особый вид деятельности, связанный с управлением материальными, финансовыми, сырьевыми, интеллектуальными, информационными ресурсами в целях наиболее эффективной финансово-хозяйственной деятельности.

Менеджер — это лицо (или группа лиц), которое непосредственно выполняет роль субъекта управления и осуществляет процесс управления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой