Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие и значение правового воспитания школьников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Михаил Федотов, глава совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека считает, что стране нужны молодые люди с высоким уровнем гражданственности и правовой культуры, которая должна формироваться с первого класса. Важно, чтобы вся система школьного образования была пронизана идеями уважения прав человека. Многие школьники имеют смутное… Читать ещё >

Понятие и значение правового воспитания школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовое образование — это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения, целью которого является формирование правовой культуры школьников, включающее в себя правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

Правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.

Правовое воспитание — это формирование правового сознания и поведения юного гражданина, которое определяется характером и политикой государства и тесно связано с гражданским воспитанием.

Правовая норма — идеальная модель должного поведения человека в обществе. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона, его особый статус закреплён во Всеобщей декларации прав человека (1948), Декларации прав ребёнка (1959) и Международной Конвенции о правах ребёнка (1989). Взаимодействие права и ребёнка осуществляется, через родителей и педагогов. В условиях семейного и школьного воспитания ребёнок усваивает привычки право послушного (согласующегося с нормами права) поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, а также первичные навыки социальной деятельности.

Правосознание представляет собой теоретически усвоенные правовые знания, сформированные правовые эмоции, убеждения и правовые ориентации на определенный способ правомерного поведения. Развитие информационно-правовой грамотности человека, его способности ориентироваться в правовой ситуации, принимать правильные решения в соответствии с законом является основным содержанием правовой культуры личности.

Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием правовых документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотна в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе.

Михаил Федотов, глава совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека считает, что стране нужны молодые люди с высоким уровнем гражданственности и правовой культуры, которая должна формироваться с первого класса. Важно, чтобы вся система школьного образования была пронизана идеями уважения прав человека. Многие школьники имеют смутное представление о правах. Они должны знать не только свои детские права, но и те, которые им пригодятся во взрослой жизни".

Знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Именно в этом возрасте закладываются не только основы знаний, но и формируются нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности.

На Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях». (апрель, 2010) в которой приняли участие представители образовательных учреждений и научных организаций, государственных органов управления и общественных организаций, отмечены важность роли права в социализации учащихся и неудовлетворительный уровень правового просвещения в российских школах.

В мае 2011 г. Президент Российской Федерации Д. Медведев утвердил Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Особое внимание в этом документе, уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

Знакомство учащихся с правовыми аспектами особенно важно для профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних и правонарушений, совершённых детьми и подростками. Правовое воспитание должно воспитывать в детях интерес к праву, уважение к закону, формировать привычки выполнять правовые предписания.

Социологические исследования показывают, что для достаточно большой группы подростков характерно негативное отношение как к праву вообще, так и к некоторым конкретным правовым нормам: в своих взглядах и высказываниях они оценивают их как «неправильные», не соответствующие современным нормам поведения людей в обществе, а потому, мол, невыполнимые.

Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему и нарушения. В результате в молодежной среде широко распространены такие явления, как наркомания, алкоголизм, преступность, проституция, самоубийства.

Серьезную тревогу в обществе вызывает резкий рост криминализации среди несовершеннолетних, поскольку это затрагивает как судьбы этих подростков, так и перспективы общественной безопасности. Статистика МВД говорит о том, что за последние пять лет преступность существенно возросла и помолодела. За последние годы на 32% увеличилась преступность несовершеннолетних, причем умышленные убийства, групповой бандитизм и разбой возросли до 61%. Наркомания и пьянство в понимании нового поколения уже являются нормой.

Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может предопределить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Но чем раньше он сделан, тем больше шансов, что нормы права станут в нашем обществе основанием поведения, а не условием действия.

Правовая культура личности есть цель и результат ее правового образования и представляет собой комплексное явление, включающее правомерное поведение, базирующееся на развитом правосознании.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой