Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Логопедическая работа по формированию умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, ключевыми направлениями логопедической работы по формированию умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи были: 1) формирование умений фонематического анализа, 2) формирование умений слогового анализа, 3) формирование умений языкового анализа на уровне предложения. При формировании умений фонематического анализа работа проводилось первоначально с опорой… Читать ещё >

Логопедическая работа по формированию умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирующий эксперимент: разработка системы заданий на формирование умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи.

Формирующий этап проводился с октября по 14 ноября 2015 года с дошкольниками экспериментальной группы.

На данном этапе проводился подбор заданий, упражнений, дидактических игр на формирование языкового анализа (фонематического, слогового и на уровне предложения), проведение логопедической работы с применением подобранного материала с дошкольниками экспериментальной группы.

Направления логопедической работы по формированию умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи:

  • 1. Формирование умений фонематического анализа.
  • 2. Формирование умений слогового анализа.
  • 3. Формирование умений языкового анализа на уровне предложения. Описание содержания логопедической работы по формированию умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи по основным направлениям.
  • 1. Формирование умений фонематического анализа.

При формировании фонематического анализа усилия были направлены на умение определять последовательность звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). В процессе формировании фонематического анализа учитывалось, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова («улей», «аист»). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова. Звуковой ряд из 2−3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, иными словами слог, а также произносится более длительно.

В связи с этими особенностями формирование умений фонематического анализа проводилось с детьми экспериментальной группы первоначально на материале ряда из гласных затем ряда-слога, потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического анализа учитывалось, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину). В логопедической работе с дошкольниками экспериментальной группы выделялись эти этапы.

I этап — формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства и действия. Первоначальная работа проводилась с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполнял схему фишками. Действие, которое осуществлял дошкольник, представляло собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключалась опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводилось в речевой план. Слово называлось, определялись первый, второй, третий и последующие звуки, уточнялось их количество.

III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дошкольники определяли количество и последовательность звуков, не называя слова, то есть на основе представлений.

Например, в игре «Какой звук есть во всех словах?» формируется умение выделять общий звук в словах: логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из заданных звуков и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

В игре «Выдели слово» формируется умение выделять заданный звук из слова: логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] (песня комарика) и звук [с] (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

В игре «Разноцветные мячики» закрепляется дифференциация на слух гласных и согласных звуков. По условиям игры логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

В игре «Доскажи звук» формируется умение выделять в слове последний звук по представлению. Игра проводиться с помощью перекидывания мяча. Логопед произносить предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч следующему играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук.

В игре «Найди сбежавший звук» формируется умение определять первый звук в словах собственной речи. Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать «сбежавший звук». За каждый правильный звук дается фишка-картинка.

В игре «Распредели картинки» формируется умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Логопед раздает детям картинки, где заданный звук находиться в разных позициях. Детям предлагается распределить картинки по колонкам: в первую где заданный звук находиться в начале слова, во вторую — в середине, в третью — в конце слова.

В игре «Слово за словом» формируется умение подбирать слова с заданным звуком. Логопед предлагает подобрать слова на заданный звук и по определенной теме. Играя в игру, слова начинаются с первого заданного звука.

2. Формирование умений слогового анализа.

При развитии навыков слогового анализа работа начиналась со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем, опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивали основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

В частности, на формирование слогового анализа были подобраны упражнения: отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество; определить количество слогов в названных словах (поднять соответствующую цифру); выделить первый слог из названий картинок; определить пропущенный слог в слове с помощью картинки и другие.

На формирование слогового анализа были подобраны такие игры, как.

«Отгадайте, кого я называю?», «Перевёртыши», «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» и другие.

В игре «Отгадайте, кого я называю?» логопед предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. В результате игра способствует развитию умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

В игре «Перевёртыши» логопед называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое. В результате игра способствует развитию умения составлять слова, накоплению в памяти слоговых образов.

В игре «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги» логопед бросает мяч детям, называет одно-, двухи трёхсложные слова, а ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Игра способствует развитию навыков слогоделения.

В игре «Поезд» предлагает выполнить задание в игровой форме: если в названии картинки один слог, то нужно посадить героя в первый вагон (одно окно), два слога — во второй (два окна) и т. д. Игра способствует выработке умения определения количества слогов в слове.

3. Формирование умений языкового анализа на уровне предложения.

На формирование языкового анализа на уровне предложения были подобраны задания: определять количество, последовательность и место слов в предложении.

Для развития навыков языкового анализа на уровне предложения детям эспериментальной группы предлагались разнообразные задания (Приложение 3).

Анализ структуры предложения предполагает умение определять количество, последовательность и место слов в предложении. С целью формирования и развития этого умения дошкольникам экспериментальной группы предлагались следующие задания: определить границы предложения в тексте; придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов; придумать предложение с определённым количеством слов; увеличить количество слов в предложении; составить предложения из слов, данных в беспорядке или деформированные предложения; придумать предложение с определённым словом; поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

На формирование языкового анализа на уровне предложения подбирались задания с использованием графических схем, например: задание составить графическую схему предложения: предложение обозначается целой полоской, слова — маленькими полосками; по графической схеме придумать предложение.

Интерес у дошкольников с недоразвитием речи вызывали задания на составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

Особое внимание уделялось заданиям на определение границ предложения: выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры).

Таким образом, ключевыми направлениями логопедической работы по формированию умений языкового анализа у дошкольников с недоразвитием речи были: 1) формирование умений фонематического анализа, 2) формирование умений слогового анализа, 3) формирование умений языкового анализа на уровне предложения. При формировании умений фонематического анализа работа проводилось первоначально с опорой на вспомогательные средства и действия (графическая схема слова, практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове); далее — исключительно в речевом плане (исключалась опора на материализацию действия); наконец в умственном плане (на основе представлений). При развитии навыков слогового анализа работа начиналась со вспомогательных приёмов (отхлопывание, отстукивание слов по слогам), затем дети усваивали основное правило слогоделения (в слове столько слогов, сколько гласных). На формирование языкового анализа на уровне предложения были подобраны задания: определять количество, последовательность и место слов в предложении; определить границы предложения в тексте и другие.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой