Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Условия и факторы повышения имиджа преподавателя НПО

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особая роль в создании благозвучия принадлежит интонации. Интонация определяется В. А. Лабунской как совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона речи. Основными ее элементами являются мелодия речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударения. Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства, волевые… Читать ещё >

Условия и факторы повышения имиджа преподавателя НПО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Имидж педагога — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры — профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т. п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации — печать, радио, телевидении. В-четвертых, его создают и окружающие люди — друзья, родные, сотрудники.

Система профессионального и последипломного образования уделяет достаточно внимания повышению квалификации преподавателей НПО, его профессиональной компетентности. Но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой «Я-концепцией», часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений. В этом заключаются основные противоречия, которые обуславливают важность глубокого научного анализа и изучения особенностей имиджа преподавателя и условий его формирования.

Имидж преподавателя — это такая интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, которая способствует эффективности педагогической деятельности. Достижение такой гармоничной совокупности качеств требует от преподавателя осознанности действий, что в свою очередь невозможно без рефлексии. С другой стороны, чтобы отрефлексировать свои характеристики, педагогу необходимо знать какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги.

Эффективному формированию имиджа преподавателя способствует использование в этом процессе типологии имиджа преподавателей, позволяющей определить наиболее подходящий типаж и реализовать или изменить свой первичный имидж.

Формирование имиджа преподавателя НПО может быть эффективным если:

  • o при его создании и коррекции будет учтена общая структура имиджа с доминированием профессионального компонента в динамической модели;
  • o процесс формирования имиджа преподавателя будет носить поэтапный характер, направленный на экстериоризацию внутренних качеств преподавателя в направлении установления оптимальных «субъект-субъектных» отношений в образовательном процессе.
  • o будет организована целенаправленная, систематическая, групповая и индивидуальная деятельность преподавателей, направленная на приобретение навыков самопознания, самосовершенствования, самоимиджирования с целью улучшения самоощущения.

По мнению Донской Л. Ю., формирование имиджа преподавателя — поэтапный процесс, эффективность создания которого обусловлено рядом условий:

  • 1) развитие у преподавателей интереса к себе и к миру;
  • 2) осознание преподавателем необходимости формирования позитивного имиджа;
  • 3) проявление собственной активности преподавателя при работе над своим имиджем;
  • 4) знание требований студенческой аудитории к личности и деятельности преподавателя;
  • 5) выявление начального уровня развития качеств, составляющих позитивный имидж преподавателя;
  • 6) овладение педагогом приемами самопознания и самооценивания, а также навыками самоимиджирования и проектирования индивидуального имиджа;
  • 7) соблюдение принципа систематичности при формировании имиджа;
  • 8) соблюдение принципа многообразия форм и методов работы по формированию и коррекции имиджа [5].

Как уже говорилось ранее, в данной работе в качестве основной мы взяли систему компонентов имиджа, предложенную Д. Журавлевым, как наиболее полную на наш взгляд.

Опираясь на нее, мы определили следующие факторы развития имиджа преподавателя:

1. Развитие индивидуального имиджа.

a. Внешний облик педагога.

b. Личностные качества.

2. Развитие профессионального имиджа.

a. Знания, опыт, мастерство педагогической деятельности.

b. Коммуникативные особенности профессиональной деятельности (стиль общения).

c. Речь педагога (вербальные средства общения).

d. Невербальный компонент общения.

e. Профессиональная направленность педагога.

Для каждого из факторов развития имиджа есть определенные средства. Рассмотрим их подробнее:

1. Внешний облик.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой индивидуальный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно — признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность.

Наше положение и образ жизни нигде так откровенно не проявляются, как в манере преподносить себя окружающим через одежду. Одежда не делает человека, но она делает девяносто процентов того, что видят в нем окружающие. Одежда преподавателя всегда серьезный вопрос. Данная профессия относится к типу «человек — человек», а это означает, что ее представители по условиям работы имеют дело с другими людьми. Естественно, что их внешний облик является непосредственным компонентом, участвующим в их трудовой деятельности. Одежда преподавателя естественным образом серьезно влияет не только на отношение учащихся к самому педагогу, но и на внимание к изучаемому предмету и даже на их поведение во время занятий. Преподавателю в силу своей профессии приходится не только общаться с людьми, но и осуществлять учебный процесс, то есть доносить до них какую-либо информацию. Эта информация воспринимается студентами, как правило, в единстве с информацией, передаваемой внешним обликом. Одежда преподавателя должна быть классического или делового стиля, строгого покроя (полуприлегающего или прямого), например, строгий костюм, состоящий из жакета, юбки и блузки. Материалы предпочтительнее натуральные классические (драп, сукно, шерсть, хлопок), в мелкий геометрический рисунок либо с фактурным переплетением. Предпочтительная цветовая палитра: белый, черный, теплые, холодные, светлые или темные оттенки. Длина юбки варьируется в области колен, но возможен вариант до середины колена. С первого взгляда может показаться, что в результате получился образ строгой классной дамы, но это не так. Но даже в таком скудном наборе составляющих элементов костюма можно разработать ряд интересных модельных предложений, чтобы преподавателю всегда выглядеть современным, исключив, распространенный среди преподавателей, консерватизм в одежде. Одежда не только определяет внешний облик человека, но и оказывает существенное влияние на его психологический статус, на его духовную организованность.

2. Личностные качества педагога.

Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности.

На основании анализа литературных источников и результатов экспериментальной работы с учителями (анкетирование, интервью, беседы, отчеты учителей) Л. М. Митиной был составлен значительный список личностных свойств учителя. Приведем список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной является собственно личностные качества — направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

В качестве предпосылок обеспечения личностно-профессионального роста педагога выступают встречи со значимыми в педагогике, психологии, методике людьми и помощь в осмыслении и преодолении профессиональных затруднений. Огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет администрация общеобразовательного учебного заведения, которая, следя за успехами и промахами учителя, должна умело прийти на помощь: предоставить возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помочь в выборе темы по самообразованию; дать возможность побывать на уроках педагогов-мастеров, методистов; к молодым учителям прикрепить опытного учителя-наставника, предоставить слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указать на слабую научную базу разработанной темы, а в случае явного роста рекомендовать принять участие в конференциях, семинарах городского, республиканского уровней.

Однако, личностно-профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие [19].

3. Знания, опыт, мастерство педагогической деятельности.

Н.Н. Тарасевич, рассматривая педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к числу важнейших относит гуманистическую направленность личности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Все эти четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних условий. Основой саморазвития педагогического мастерства выступает сплав знаний и направленности личности; важным условием его успешности — способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, — умения в области педагогической техники [7].

Значительная часть педагогов постоянно приобщается к новейшим достижениям педагогической науки, участвует в научных исследованиях и экспериментах, апробации новых предметных программ, учебников, ведет активный поиск эффективных форм и методов обучения и воспитания учащихся. Это, несомненно, способствует укреплению их имиджа, росту педагогического мастерства, культуры, общего кругозора, позволяет по-новому строить свою работу, а в целом обогащает практику школы новыми образовательными технологиями, инновационными разработками. Наибольшую ценность, по нашему мнению, представляет тот опыт, который обеспечивает положительные результаты при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил. Сейчас, когда механизм обновления образования настроен на повышение его темпов и глубины, необходимо сосредоточить внимание на стимулировании творческих начал в деятельности каждого педагога, поддерживать людей энергичных, решительно выступающих против рутинерства, формализма и показных действий. Десятки тысяч учителей являются корреспондентами педагогических газет и журналов, авторами брошюр и книг, систематически делятся своим опытом на многочисленных курсах и семинарах, педагогических чтениях. Все это убедительно свидетельствует об огромных возможностях для того, чтобы передовая практика отдельных творческих личностей стала достоянием целых педагогических коллективов. Жизнь показывает, что педагогика — не привилегированное искусство избранных талантов, а точная наука, овладеть которой может каждый творчески работающий учитель.

Можно с уверенностью сказать, что многие учителя и многие педагогические коллективы, имеющие возможность глубокого осмысления и обобщения практики собственной работы, могут писать теорию — одну из важнейших составляющих личного и коллективного имиджа.

4. Коммуникационные особенности профессиональной деятельности (стиль общения).

В работах Л. М. Митиной и А. К. Марковой [13,14] выделяются следующие стили общения:

  • 1. Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя с данным стилем руководства отличает преимущественная ориентация на процесс обучения, недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса (отбор наиболее интересного учебного материала, в то время как менее интересный, хотя иногда и достаточно важный материал оставлен для самостоятельной работы учащихся). Деятельность учителя ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала методов обучения.
  • 2. Эмоционально-методический стиль (ЭМС). Для учителя с этим стилем руководства характерны ориентация на процесс и результат обучения, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность.
  • 3. Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. По сравнению с учителями эмоциональных стилей такой учитель проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения.
  • 4. Рассуждающе-методический стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.
  • 5. Речь педагога.

Система современного риторического образования, опираясь на достижения классической риторики, основную свою задачу видит в том, чтобы разработать предельно доступные и наиболее эффективные речевые технологии, способные сформировать у человека навыки хорошего и результативно звучащего слова. К их числу относятся:

  • 1. Технологии, формирующие культуру благозвучия
  • 2. Технологии, используемые при создании конкретного речевого произведения.
  • 3. Технологии, регулирующие речевое поведение в процессе общения.

Звучный, гибкий, красивый голос — это, прежде всего правильная организация речевого дыхания. Звуки речи образуются при выдохе, поэтому основное упражнение для тренировки речевого дыхания следующее: короткий вдох, затем пауза для укрепления брюшного пресса и длительный выдох через рот в соотношении времени вдоха и выдоха 1:15−20.

Начинать работу над голосом нужно с того, чтобы создать условия для свободного звучания. Для этого необходимо снять мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки. Произнесите звук «М» с закрытым ртом и тихо стоните на выдохе. Укрепив звук «М», постепенно присоединяйте к нему гласные звуки У-О-А-Э-Ы-И: Мммммм-У-мммм-О-мммм-А-мммм-Э-мммм-Ы-мммм-И-мммм. Дополните это упражнение другими, обращаясь к литературе по технике речи.

Чёткое произношение звуков зависит от степени тренированности наиболее активных речевых органов — губ и языка. Поэтому отработка дикции, соответствующей фонетической норме русского языка, должна начинаться с артикуляционной гимнастики и дикционного тренинга. Наряду со специальными упражнениями для повседневной тренировки речевого аппарата можно использовать сочетание «улыбки и поцелуя», адресованных себе лично. Включение этого приятного упражнения в комплекс утренней разминки обеспечит хорошее настроение в начале рабочего дня.

Особая роль в создании благозвучия принадлежит интонации. Интонация определяется В. А. Лабунской [10] как совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона речи. Основными ее элементами являются мелодия речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударения. Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать тон общения с учащимися, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики. Современные исследователи отмечают, что более 38% передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонационная окраска речи. Интонация передаёт эмоциональное распределение голосовых и речевых средств в коммуникативном контакте, создавая особый мелодический рисунок звучащего слова. Специальными упражнениями для выработки навыков выразительного интонирования являются тексты, представленные в приложении, А [2].

6. Невербальный компонент.

Общепринято, что во взаимодействии педагога с учащимися, как впрочем, любых субъектов общения, невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:

  • — мимика;
  • — прикосновение;
  • — взгляд;
  • — дистанция общения;
  • — жест;

Мимическая сторона общения крайне важна — по лицу человека можно иногда узнать больше, чем он может или хочет сказать, а своевременная улыбка, выражение уверенности в себе, расположенности к общению могут существенно помочь в установлении контактов [23]. Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д.

Для развития мимики достаточно простого упражнения. Надо сидя перед зеркалом изобразить следующее:

  • * «Съели кислый лимон».
  • * «Рассердились».
  • * «Встретили знакомого».
  • * «Испугались».
  • * «Удивились».
  • * «Обиделись»
  • * «Слукавили» и т. д. [4]

Следующий канал невербального общения — прикосновение, обозначаемое иногда как тактильная коммуникация. Использование прикосновения очень важно при работе с детьми, особенно младшего школьного возраста.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т. д. Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда тем сильнее, чем ближе к учителю находится учащийся. Исследования отмечают [9], что существует некоторый оптимальный ритм обмена взглядами со студентами на занятии, когда индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Педагог, взглядывая на отвечающего, дает понять, что он слышит ответ. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Немаловажное значение имеет и дистанция общения (в некоторых источниках [11] - пространственная организация общения). Вне сомнения, пространственные факторы общения использует любой педагог, интуитивно выбирая оптимальное расстояние от слушателей; при этом большое значение имеет характер взаимоотношений с аудиторией, размеры помещения, размер группы. Он может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учащимися, но соблюдать при этом осторожность, так как чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным. Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым студентом.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Как отмечает Е. А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным» [16], о чем преподаватель всегда должен помнить. Характер жестов с первых минут создает определенный настрой в группе. Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание группы. Среди средств организации внимания почти каждым педагогом активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т. д.

Как отмечает Е. А. Петрова [16], не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ педагога, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления. Именно с помощью жеста преподаватель часто «включает» обратную связь со студентом (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т. д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т. д.

Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты можно и нужно развивать. В приложении Б представлено несколько упражнений/игр на развитие ярких, живых, образных, понятных жестов.

Таким образом, можно сделать вывод — невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия педагога со студентами. Для того чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с учащимися даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

7. Профессиональная направленность педагога.

Один из факторов познавательного интереса — профессиональная направленность преподавателя. Внутреннее соответствие образа профессии — внутреннее «Я», на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах. Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее — продуктивное. Это чаще всего — оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса — от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение учащихся, в разрешенной себе степени свободы импровизации на занятии.

Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания. Самооценка имеет большое значение в работе педагога. Психологи отмечают два способа формирования самооценки. Основной способ формирования самооценки учителя — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, а такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой, и в то же время самый надежный способ формирования профессионального идеала — чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства учебным заведением и фактор свободного времени [22].

Процесс профессионального самовоспитания индивидуален, однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа:

  • — самопознание
  • — самопрограммирование
  • — самовоздействие.

Профессиональное самопознание предлагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (воспитания, памяти, воображения, мышления), речи и внимания, как свойств личности.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, то есть средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, релаксация, а также самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, самовнушение. В приложении В представлены разные дыхательные техники саморегуляции с успокаивающим и тонизирующим эффектом [12]. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой