Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Показатели развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У детей средней группы дошкольного учреждения появляются коллективные игры, что создает реальные возможности для быстрого формирования и динамики развития как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно 50—70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм… Читать ещё >

Показатели развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего и старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У детей средней группы дошкольного учреждения появляются коллективные игры, что создает реальные возможности для быстрого формирования и динамики развития как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно 50—70% творческих ролевых игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.

Руководство играми детей средней группы педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих и группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения.

Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать косвенные приемы руководства: обобщить знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях воспитатель сначала помогает детям расширить знания для одной-двух игр, а затем постепенно переходит к углублению содержания других.

Воспитатель также должен использовать разнообразные приемы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляя интерес к играм детей, и задавая отдельным группкам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом воспитатель может использовать короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогает детям справедливо распределить роли, направляет внимание детей на подбор игрушек и т. д.

Детям пятого года жизни уже можно помочь в объединении двух и более играющих групп для общей игры [8, с.266].

У дошкольников старшей группы детского сада развивается содержание игры. В играх наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Например, мама проявляет заботу о сыне, причем, не только кормит, купает и одевает его, но и воспитывает, читает ему книжки, ведет к врачу. В свою очередь, врач не только ставит градусник, дает таблетки, но и заботливо уговаривает, успокаивает больного. В играх находит отражение специфика деятельности, взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда.

Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Игры младших дошкольников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с окружающим. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт, т. е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни).

К началу пятого года жизни, когда ребенок уже овладел основами ролевого поведения, педагогу важно научить его развертывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого ребенку необходимо показать, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями. Например, врач может взаимодействовать не только с пациентом (или несколькими пациентами), но и с медсестрой, поваром, другим врачом. Для того чтобы ребенку открылась возможность установления множественных ролевых связей в игре, педагог может организовать, к примеру, следующую игру.

Воспитатель предлагает ребенку основную роль, сам берет себе дополнительную. Это могут быть роли шофера автобуса и пассажира.

Если в такой игре воспитатель сначала последовательно меняет игровые роли, в следующий раз он может взять на себя основную роль, а ребенку в ходе игры предложить менять роли (можно использовать тот же сюжет, если он привлекает ребенка, а если нет, то аналогичным образом построить новый сюжет).

Одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованно развертывать новые разнообразные сюжеты игры является совместная игра воспитателя с детьми, однако по форме она совершенно отлична от игры воспитателя с детьми на предыдущих возрастных этапах. Это своеобразная совместная «игра-придумывание», которая протекает чисто в словесном плане.

Воспитатель начинает такую игру с детьми не с придумывания совершенно новой истории, с частичного преобразования известного детям сюжетного текста. Постепенно педагог подводит детей ко все более сложным изменениям знакомого сюжета, а затем — к придумыванию совершенно новых историй.

Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят детей к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре начинает выделяться подготовительный период.

Таким образом, в каждой возрастной группе сюжетно-ролевые игры отличаются по содержанию и характеру руководства со стороны взрослого.

Выводы по I главе Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться, определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Особое место в деятельности дошкольника занимают сюжетно-ролевые игры.

Особенностью сюжетно-ролевых игр являются:

  • — наличие воображаемой ситуации;
  • — - соблюдение правил;
  • — социальный мотив игр;
  • — в сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие;
  • — в ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника;
  • — в сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество;
  • — в сюжетно-ролевой игре развивается речь.

Основными условиями развития сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста являются:

  • — постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений;
  • — педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности;
  • — изучение интересов детей, их любимые игры, полноту и воспитательную данность бытующих в группе игр.

В каждой возрастной группе сюжетно-ролевые игры отличаются по содержанию и характеру руководства со стороны взрослого.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой