Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет основных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные средства— это активы, которые единовременно соответствуют следующим условиям: 1) использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации; 2) использование в течение длительного промежутка времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12… Читать ещё >

Учет основных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нормативная база.

О бухгалтерском учете. Федеральный закон РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ МФ РФ от 29.07.98 № 34н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Приказ МФ РФ от 30.03.2001 г. № 26н с учетом дополнений и изменений, внесенных приказом МФ РФ № 45н от 18.05.2002 г.

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Приказ МФ РФ от 20.07.1998 г. № 33н.

Классификация ОС, включаемых в амортизационные группы. Постановление правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1.

Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению. Приказ МФ РФ от 310.10.2000 № 94н.

О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ МФ РФ от 28.06.2000 № 60н.

Основные средства— это активы, которые единовременно соответствуют следующим условиям: 1) использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации; 2) использование в течение длительного промежутка времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; 3) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; 4) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Срок полезного использования— период в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить экономические выгоды (доход) организации.).

Единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект. Инвентарный объект- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивный обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно — сочлененных предметов представляющих собой единое целое и предназначенный для определенных работ.

Все основные средства подразделяются в зависимости от того, где они используются:

по отраслям хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и общественное питание и др.

по функциональному назначению: основные средства делятся на производственные, участвующие в производственном процессе и обслуживающие его, и непроизводственные, предназначенные для непроизводственного потребления, оказания услуг, жилищного и культурно-бытового обслуживания работников.

по выполняемым функциям и натурально-вещественным признакам основные средства подразделяются на следующие группы: здания и сооружения, рабочие машины и оборудование; информационное оборудование; средства транспортные; инвентарь производственный и хозяйственный; скот рабочий, продуктивный и племенной (кроме молодняка и скота для убоя); насаждения многолетние (плодово-ягодные, озеленительные, полезащитные и др.); земельные участки и объекты природопользования (вода, недра, др. полезные ресурсы); другие виды основных средств (технические библиотеки, капитальные вложения в улучшение земель и в арендованные основные средства и др.).

По использованиюосновные средства делятся на действующие, запасные и бездействующие. В зависимости от принадлежности основные средства подразделяются на собственные, принадлежащие данной организации, и арендованные, принадлежащие другим организациям.

Аналитический учет ОС. Аналитический учет ведется в разрезе указанной номенклатуры, а также пообъектно.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью ОС приобретенных за плату (в. ч. и бывших в эксплуатации) признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Cостав фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление ОС, приобретенных за плату, определяет п. 8 гл. 2 ПБУ 6/01. В состав данных затрат, в частности, включаются: 1) cуммы, уплачиваемые организацией в соответствии с договором поставки, договором купли — продажи поставщику (продавцу); 2) cуммы, уплачиваемых организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; 3) cуммы, уплачиваемых организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ОС; 4) cуммы регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств; 5) cуммы таможенных пошлин; 6) невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объектов ОС; 7) вознаграждения, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств и т. д.

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией объектов.

Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости и отражаются по дебету счета учета основных средств (01) в корреспонденции со счетом со счетом учета доходов будущих периодов (98), одновременно Дт 98 Кт 91−1.

Порядок формирования первоначальной стоимостью ОС регулирует глава 2 ПБУ 6/01.

Документальное оформление операций по поступлению ОС. Отражение поступления ОС на бухгалтерских счетах.

Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств (формы ОС-1), который составляется на каждый отдельный инвентарный объект и иных документов, в частности подтверждающих их государственную регистрацию в установленных законодательством случаях.

Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3).

Оборудование, не требующее монтажа, принимается к бухгалтерскому учету на основании утвержденного руководителем акта о приемке оборудования (форма ОС-14). Акт составляется в двух экземплярах и подписывается приемной комиссией. При осуществлении монтажных работ подрядным способом в состав приемной комиссии входит также представитель подрядной монтажной организации. По акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов, увеличивающих первоначальную стоимость объекта в результате его ремонта, реконструкции и модернизации, производятся соответствующие записи в прежней инвентарной карточке, на которой он был учтен, если это затруднено, то заводится новая карточка.

Инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6) применяется для учета всех видов основных средств, а также для группового учета однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно — хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость.

Форма заполняется в одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию. Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.

На счетах бухгалтерского учета поступление ОС отражается следующим образом:

Таблица 5 Журнал регистрации хозяйственных операций.

Содержание хозяйственной операции.

Дт.

Кт.

Приобретены ОС:

На сумму фактических затрат (без НДС).

Объект принят к учету.

Внесены ОС в Уставный капитал организации в оценке, согласованной учредителями.

  • 75
  • 01
  • 80
  • 75

Получены ОС по договору дарения или безвозмездно:

произведены затраты по доставке.

60,76.

на рыночную стоимость объектов.

по мере начисления износа (амортизации) принят к учету объект ОС (рын.ст-ть +з-ты по доставке).

  • 98
  • 01
  • 91−1
  • 08

Оприходованы выявленные при инвентаризации излишки ОС.

  • 01
  • 98
  • 98
  • 91−1

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация— процесс накопления по мере реализации готовой продукции (работ, услуг, товара) денежных сумм, соответствующих перенесенной стоимости основных средств и последующее возмещение за счет этих сумм изношенных объектов основных средств. Объектами начисления амортизации являются объекты ОС, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т. п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Указанная операция отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) и кредиту счета 01 «Основные средства»".

Амортизационные отчисления по объекту ОС начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету.

Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

Начисление амортизации по объектам основных средств производится одним из следующих способов (п. 19 ПБУ 6/01): 1) линейный способ; 2) способ уменьшаемого остатка; 3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; 4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Коэффициент ускорения (cпособ уменьшаемого остатка) применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти.

По движимому имуществу, составляющему объект финансового лизинга и относимому к активной части основных средств, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга, коэффициент ускорения не выше 3.

Амортизационные отчисления по объектам ОС отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на счете 02 (например: начислена амортизация по основным средствам, эксплуатируемым во вспомогательном производстве: Дт 23 Кт 02).

Учет затрат на восстановление (модернизация, реконструкция) ОС. Учет затрат на ремонт объектов ОС. Восстановление ОС может осуществляться посредством ремонта, а также модернизации и реконструкции. Ремонт ОС рекомендуется проводить в соответствии с планом, который формируется по видам ОС, подлежащих ремонту. Ремонт может осуществляться хозяйственным или подрядным способом.

На каждый ремонтируемый объект составляется ведомость дефектов. В ней указывают: работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания работ, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.

Затраты на проведение ремонтов в бухгалтерском учете включаются в себестоимость продукции, одним из следующих способов: а) включаются полностью в издержки текущего периода; б) предусматривается создание резерва на ремонт; в) фактические затраты по проведенному ремонту относятся на расходы будущих периодов с последующим включением в издержки производства.

Учет аренды ОС. Виды аренды. Аренду ОС можно разделить на две формы: 1) текущая аренда 2) финансовая аренда (лизинг).

Аренда — это предоставление арендодателем (наймодателем) арендодатору имущества, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования, за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

При текущей аренде объекты ОС, полученные в аренду, учитываются у организаций — арендатора за балансом в оценке установленной договором на счете 001 «Арендованные ОС» .

Доходы у арендодателя от сдачи объектов ОС в аренду отражаются в составе прочих операционных доходов арендодателя (если это не обычный вид деятельности). Арендная плата относится у арендатора на счет затрат Дт 20,23,25,26,44 Кт76.

Отношения в части договора финансовой аренды регулируются ФЗ от 29.10.98 № 164 ФЗ (в редакции ФЗ от 29.01.2002 № 10-ФЗ) «О финансовой аренде (лизинге)» «Указаниям об отражении в б/у операций по договору лизинга», утверждено МФ РФ № 15 от 14.02.97 (в редакции Приказа МФ РФ от 23.01.2002 № 7н).

Договор финансовой аренды (лизинг) — это договор согласно которому, арендодатель обязуется приобрести в собственность указанные арендатором имущество у определенного им продавца, и передать арендатору его за плату во временное владение и пользование. Лизинговая деятельность определена как инвестиционная деятельность по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Таблица 6. Отражение лизинговых операций на счетах бухгалтерского учета. Учет у лизингодателя.

Содержание хозяйственной операции.

Дт.

Кт.

Приобретенные объекты ОС учтены как объекты, подлежащие передаче в лизинг.

Списана балансовая стоимость имущества, передаваемого в лизинг.

91/2.

Отражается сумма задолженности лизингополучателя по договорной стоимости передаваемого имущества.

91/1.

Начислен НДС с операции передачи имущества в лизинг.

91/3.

Отражено превышение общей суммы начисленных лизинговых платежей за имущество над балансовой стоимостью лизингового имущества.

91/9.

Поступила оплата от лизингополучателя.

Пропорционально поступившей части платежа начисляется НДС в бюджет.

Начисленные доходы будущих периодов после поступления оплаты отнесены на прочие доходы.

91/1.

Переданное лизинговое имущество продолжает числиться у лизингодателя на забалансовом счете 011 «ОС, сданные в аренду» до полного погашения задолженности и перехода права собственности на это имущество к лизингополучателю.

Таблица 7 Отражение лизинговых операций на счетах бухгалтерского учета. Учет у лизингополучателя.

Содержание хозяйственной операции.

Дт.

Кт.

Отражение в учете стоимости имущества, полученного по договору лизинга.

Принят к учету НДС по имуществу, полученному в лизинг.

Оприходовано имущество, полученное в лизинг в сумме затрат, связанных с его получением.

Начислены лизингодателю лизинговые платежи за отчетный период (76/3-арендные обязательства; 76/4 — задолженность по лизинговым платежам).

76/3.

76/4.

Перечислено в погашение задолженности по лизинговым платежам.

76/4.

Возмещен из бюджета НДС по фактически перечисленным лизинговым платежам.

Начислен износ по лизинговому имуществу.

20 (25, 26).

После погашения задолженности по лизинговым платежам и перехода права собственности на лизинговое имущество.

01 с/c «Собственные ОС».

01 с/c «Арендованные ОС».

одновременно.

02 с/c «Износ аренд. ОС».

02 с/c «Износ собств. ОС».

Для учета выбытия объектов ОС применяется счет 91 «Прочие доходы и расходы», списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто:

по дебету 91 — остаточная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно могут аккумулироваться на счете учета затрат вспомогательного производства (23/10,69,71), а.

по кредиту— сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам.

Для отражения выбытия ОС рекомендуется открывать к сч. 01 субсчет 01/2 «Выбытие ОС».

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ. Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (Дт 01 Кт 83, Дт 83 Кт 02). Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток) (Дт 84 Кт 01, Дт 02 Кт 84), должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды (Дт 83 Кт 01, Дт 02 Кт 83). Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытый убыток) (на сумму разницы Дт 84 Кт 01, Дт 02 Кт 84), должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности организации.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации (Дт 83 Кт 84).

Вопросы для самоконтроля:

  • 1. Виды аренды и особенности учета арендованных основных средств.
  • 2. Классификация основных средств по функциональному назначению.
  • 3. Документальное оформление операций по поступлению основных средств.
  • 4. Порядок начисления амортизации по основным средствам производственного назначения.
  • 5. Учет поступления основных средств на счетах синтетического учета.
  • 6. Особенности учета затрат на ремонт основных средств.
  • 7. Порядок отражения на счетах фактов выбытия основных средств.
  • 8. Особенности изменения первоначальной стоимости основных средств.
  • 9. Порядок формирования первоначальной стоимости основных средств.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой