Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Декларирование соответствия: варианты декларирования, доказательные материалы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кружки качества — самостоятельно разрабатывают методы обнаружения производственных дефектов, предлагают меры их устранения, ведут поиск узких мест в процессе производства, намечают первоочередные задачи. Заседания проводятся еженедельно, если они проходят во внерабочее время, обычно компания выплачивает компенсацию. Участие в работе — добровольное. Каждый кружок возглавляет лидер, который… Читать ещё >

Декларирование соответствия: варианты декларирования, доказательные материалы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно понятию, данному в статье 2 Закона № 184-ФЗ:

«декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов».

Осуществление обязательной сертификации путем декларирования соответствия было предусмотрено еще действовавшим ранее Законом о сертификации, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года № 766 был утвержден перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия и Порядок принятия декларации о соответствии и ее регистрации. Оба этих документа действуют и по сей день. Как уже говорилось, изменения законодательства имеют тенденцию на снижение излишней обязательной сертификации, так в указанный перечень включено около 20 процентов продукции ранее подлежащей обязательной сертификации.

Согласно пункту 3 статьи 46 Закона № 184-ФЗ, до вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации определяет и ежегодно дополняет перечень отдельных видов продукции, в отношении которых обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия, осуществляемым в порядке, установленным Законом № 184-ФЗ.

Декларирование производится по одной из схем, приведенных в пункте 1 статьи 24 закона № 184-ФЗ. Всего схем декларирования две:

  • 1. принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • 2. принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее — третья сторона).

Заявителем при декларировании соответствия может выступать юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и физическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, выступающие в качестве:

  • · продавца;
  • · изготовителя;
  • · лица, выполняющего функции иностранного изготовителя.

В законе не дается понятия «лица выполняющего функции иностранного изготовителя». Таким образом, для того чтобы понять, что это за субъект, необходимо проанализировать положения статьи 24 Закона № 184-ФЗ. Скорее всего, это лицо, на которое возлагается ответственность за соответствие продукции иностранных изготовителей (изготовителя) требованиям технических регламентов, то есть, лицо которое обеспечивает это соответствие и несет ответственность за нарушение. Возможно, подобный субъект будет действовать на основе договора с иностранным изготовителем. Однако, внесение в Закон № 184-ФЗ определения указанного субъекта значительно облегчило бы применение данной нормы на практике.

Необходимо отметить, что круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Схема декларирования соответствия с предусмотренным участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте только в том случае, если отсутствие упомянутой третьей стороны влечет за собой недостижение целей подтверждения соответствия.

В статье 24 Закона № 184-ФЗ характеризуются особенности применения схем декларирования.

Так, в пункте 2 данной статьи говорится о декларировании соответствия на основании собственных доказательств. При применении этой схемы, заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав материалов образующих доказательственную базу, определяется соответствующим техническим регламентом. В качестве доказательственных материалов могут использоваться:

  • · техническая документация;
  • · результаты собственных исследований (испытаний) и измерений;
  • · и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Указание на «другие документы» свидетельствует о том, что данный список не является окончательным. Основной признак допустимости доказательства, в данном случае, заключается в том, что документ должен являться мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 46 закона № 184-ФЗ:

«До вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя».

Пункт 3 статьи 24 закона № 184-ФЗ посвящен декларированию соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств. При применении этой схемы заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном для первой схемы декларирования:

«включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);

предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации".

Сертификат системы качества, в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Закона № 184-ФЗ, может быть использован в составе доказательства при принятии декларации о соответствии любой продукции. Исключение составляют случаи, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.

В пункте 5 статьи 24 Закона № 184-ФЗ установлены основные требования к содержанию декларации. Согласно этому пункту декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать следующие сведения:

«наименование и местонахождение заявителя;

наименование и местонахождение изготовителя;

информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

указание на схему декларирования соответствия;

заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;

сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

срок действия декларации о соответствии;

иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения".

Перечень, предусмотренный в Законе № 184-ФЗ, не является исчерпывающим и может быть дополнен иными сведениями, предусмотренными соответствующими техническими регламентами, которые не нашли отражения в Законе № 184-ФЗ.

Техническим же регламентом определяется срок действия декларации.

Форма декларации утверждена Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № 54 от 22 марта 2006 года. Этим же приказом утверждены рекомендации по заполнению формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов.

Обязанность надлежаще оформить и представить декларацию о соответствии закреплена Законом № 184-ФЗ за заявителем.

Декларация, оформленная по установленным законом № 184-ФЗ правилам, подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.

Правительством Российской Федерации определяется порядок ведения реестра деклараций соответствия порядок предоставления сведений содержащихся в этом реестре и порядок оплаты за предоставление указанных сведений.

Ведение реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, согласно Положению о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года № 294, подлежит данному органу исполнительной власти.

Как упоминалось, реформа системы технического регулирования Российской Федерации происходит в длительный период времени, и в течении переходного периода декларирование соответствия происходит в соответствии с Порядком принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 года № 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации».

Пунктом 7 статьи 24 Закона № 184-ФЗ устанавливается обязанность заявителя хранить декларацию о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы в течении трех лет с момента окончания срока действия декларации. А второй вариант декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Японский опыт управления качеством. Ведущие ученые в области качества. Характеристика особенностей японского управления качеством Современная история движения за качество берет свое начало в конце 40-х — начале 50-х годов, когда японцы стали успешно применять на практике достижения американских специалистов в области управления качеством Э. Демингаи Дж Джурана.

На промышленных предприятиях был введен цикл PDCA «планирование — выполнение — проверка — корректирующее воздействие» («plan — do — checkaction), т. е. так называемый цикл Деминга, который охватывал проектирование, производство, сбыт продукции, анализ и корректирующие действия, направленные на повышение уровня качества.

Для управления технологическим процессом широко использовались контрольные карты. Была учреждена премия имени Деминга в области качества. Стали проводиться общеяпонские конференции по вопросам качества, а также общенациональный «месяц качества». Создана благоприятная атмосфера, в которой с наибольшей последовательностью реализованы комплексный подход и принципы системного управления качеством.

В настоящее время комплексный подход к управлению качеством в Японии состоит из пяти основных функциональных элементов:

  • 1. Статистический анализ качества.
  • 2. «Тотальный» контроль качества в рамках фирмы.
  • 3. Массовое обучение персонала.
  • 4. Развитие кружков качества.
  • 5. Непосредственное участие высшего руководства в движении за качество.

По мнению японских специалистов, статистические методы анализа обязательны: с их помощью определяется реальная взаимосвязь между многочисленными факторами, влияющими на процесс производства изделия, и его качеством на выходе. Статистика, устанавливая причинно-следственные связи, оказывает влияние на технологический процесс, позволяет свести объем производственных дефектов до минимума. Однако эффект от применения статистического подхода возможен только тогда, когда его методы применяются последовательно, комплексно и охватывают весь производственный цикл.

При этом в Японии применение статистических методов, как правило, используется во всех звеньях производственно-сбытовой цепи и охватывает поставщиков, посредников, дилеров, розничных торговцев.

В концепцию «тотального» контроля входят следующие принципы:

контроль качества осуществляется на всех этапах производства продукции;

в систему контроля качества включаются все подразделения, все без исключения сотрудники;

ответственность за качество продукции ложится на всех сотрудников;

высшие эшелоны управления оказывают полную поддержку мероприятиям, проводимым по программе «тотального» контроля.

Основные принципы «тотального» контроля качества в промышленном производстве Японии оформлены в виде лозунгов, например:

" Любой работник имеет право остановить конвейер, если видит, что прошел брак" .

" Путь к достижению высокого качества продукции должен быть ясен как день!" .

" Осуществляй 100%-ную проверку выпускаемых изделий!" .

Подробно концепция «тотального» контроля будет рассмотрена дальше.

Реализация принципов «тотального» контроля, всей системы в целом невозможно без всеобщего целенаправленного обучения персонала организации. Оно проводится по двум направлениям: обучение рядовых работников и обучение мастеров и менеджеров.

Массовое обучение персонала проходит в рамках рабочих групп. В результате совместной деятельности члены групп расширяют опыт выявления и устранения дефектов, поиска более эффективных путей решения возникающих проблем. Расширяют свой кругозор и знания за счет встреч с рабочими группами смежников, посещения семинаров, конференций, организованных штабами качества.

Процесс обучения в учебных центрах организаций направлен не только на то, чтобы дать персоналу теоретические знания, но, прежде всего на то, чтобы развить его практические навыки работы со статистическими методами выявления причин производственных дефектов. Обучение, как правило, проводится во внерабочее время и обязательно включает цикл тренировок в течение шести-восьми недель.

Наряду с массовым обучением рядовых работников в Японии разработана специальная программа обучения мастеров и менеджеров, состоящая из следующих разделов:

управление движением за качество;

статистический анализ причин возникновения дефектов;

тренинг по выработке решений проблем и задач на основе примеров конкретного производства.

Обучение мастеров и менеджеров включает 6-ти дневной теоретический курс и 4-х месячную практическую деятельность. Японские специалисты всегда подчеркивают, что процесс обучения необходимо начинать с руководителей высшего звена. Обычно проводить занятия приглашаются специалисты-консультанты по качеству. При этом необходимым условием эффективности процесса обучения является единство теоретических знаний и конкретных примеров, рекомендаций. Принятие собственной программы обучения руководство японских фирм согласует с необходимыми производственными целями (снижение уровня дефектности, повышение производительности труда на отдельном участке производства или всего предприятия в целом).

Важным элементом процесса обучения является система аттестаций. Обязательная аттестация проводится не только после завершения процесса обучения, но и периодически для всех без исключения сотрудников, в том числе и для управляющих-менеджеров. Ее периодичность зависит от категории сотрудников и проводится руководством соответствующих подразделений с привлечением ведущих специалистов. Некоторые категории сотрудников проходят государственную аттестацию. Успешная сдача государственного экзамена предполагает повышение зарплаты.

Помимо этого процесс обучения несет в себе еще одну очень важную функцию — воспитательную.

Однако считается, что существенного изменения отношения сотрудников к целенаправленной, творческой работе по улучшению качества, можно добиться лишь вовлечением их к участию в кружках качества.

Кружки качества — самостоятельно разрабатывают методы обнаружения производственных дефектов, предлагают меры их устранения, ведут поиск узких мест в процессе производства, намечают первоочередные задачи. Заседания проводятся еженедельно, если они проходят во внерабочее время, обычно компания выплачивает компенсацию. Участие в работе — добровольное. Каждый кружок возглавляет лидер, который и организует обсуждение, направляет дискуссию. Как правило, кружок возглавляет бригадир или мастер, которому помогает инструктор, ответственный за ведение журнала заседаний и выполнение программ тренировок. В крупных компаниях кружки качества возглавляет совет групп, а координирует их деятельность специальный представитель.

Японские кружки качества можно охарактеризовать следующим образом:

состоят из 8−10 членов — работников одного участка;

лидер или избирается, или назначается, членство добровольное;

заседания проходят еженедельно в течение одного часа;

отрабатывается методика принятия групповых решений, статистических методов;

направлены на улучшение коммуникаций среди работников, а также между исполнителями и руководством ;

обычно практикуется символическое (моральное) вознаграждение за участие в его работе;

основное внимание направлено на выявление и решение проблем, напрямую связанных с обнаружением и устранением дефектов, а также на успешную деятельность отдельных работников и подразделения в целом.

После регистрации Японским союзом ученых и инженеров (JUSE) и соответствующей публикации в журнале «Мастер и контроль качества» кружок получает официальный статус.

Регулярно проводятся конференции кружков качества разных уровней, как общенациональное мероприятие — всеяпонский съезд представителей кружков качества.

Причины успеха работы кружков качества в Японии кроются в специфике японской культуры, которая характеризуется высокой оценкой группового поведения, кланового коллективизма. В сознании японцев доминируют групповые ценности, которые всегда оценивались выше индивидуальных. Исторически укоренившаяся клановая социальная психология создала благоприятную почву для вовлечения работников на путь интенсификации своих усилий во имя достижения одной из важнейших целей компании — повышения качества. У японца процветание фирмы, на которой он работает, вызывает неподдельную гордость. Поэтому забота о качестве, репутации фирмы у рядовых работников выступает на первый план.

Результативная деятельность кружков качества обеспечивается также высоким общеобразовательным уровнем их членов. Данный факт в свою очередь способствует широкому участию членов кружков в различных мероприятиях, направленных на повышение уровня специальной подготовки (лекции, семинары, курсы, конференции).

Другой традиционной нормой японской культуры является стремление к оценке (ранжированию) элементов социальной структуры. Применительно к группам качества в Японии введена специальная оценочная шкала, которая позволяет получить довольно полное представление о работе той или иной группы качества. При этом качественные и количественные оценки деятельности группы стимулируют только моральное удовлетворение, творческую активность ее членов и не являются критерием для поощрений и взысканий.

Принципы кружков качества сформулированы в виде следующих лозунгов:

" Думай о качестве ежеминутно!" ;

" Что сегодня кажется прекрасным, завтра — устареет" ;

" Качество определяет судьбу предприятия" .

Важно отметить, что принципы, взятые в основу кружков качества, касаются не только сугубо производственной сферы. Они приобрели черты своеобразного стиля жизнедеятельности, социальных норм регуляции поведения в японском обществе. Отсюда можно выделить характерную особенность разработки японской системы управления качеством характеризующуюся тем, что в ее состав вводят систему связи с потребителями и систему связи с поставщиками. По мнению японских специалистов, поставщик, покупатель и продавец вместе должны прилагать усилия к достижению высоких и стабильных показателей качества. Главным для них является установление причин ненадежного качества, независимо от того, будут ли они выявлены у поставщика или потребителя, принятие совместных мер для их выявление и устранение в самые сжатые сроки. Принято считать, что японский подход к управлению качеством имеет свою специфику. Однако сравнительный анализ показал, что отличия заключаются, прежде всего, в стиле, методах реализации подхода, а не в его теоретических положениях, которые носят универсальный характер.

Можно перечислить следующие отличительные черты японского подхода к управлению качеством:

направленность на постоянное совершенствование процессов и результатов труда всего персонала;

приоритет контроля качества процессов, а не качества продукции;

особое внимание на предотвращение возможности допущения дефектов;

решение возникающих проблем по принципу восходящего потока (направленность от последующей операции к предыдущей);

развитие принципа «твой потребитель — исполнитель следующей производственной операции» ;

возложение всей ответственности за качество результатов труда на непосредственного исполнителя;

активизация человеческого фактора (поощрение творческого поиска, применение методов морального стимулирования и воздействия).

Для каждого работника японских компаний ясно, четко и очень кратко сформулированы принципы участия в программе обеспечения качества:

не создавай условия для появления дефектов;

не передавай дефектную продукцию на следующую стадию;

не принимай дефектную продукцию с предыдущей стадии;

не изменяй технологические режимы;

не повторяй ошибок.

Таким образом, внедрение новейших технологий не только в области производства и обслуживания, но и в области управления, в том числе управления качеством позволило Японии выйти на передовые рубежи мировой экономики, говорить о «японском чуде» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой