Практическая работа «Определение объема выборки сети опорных магазинов»
Пусть перед нами стоит задача отобрать в системе обпотребсоюза магазины, в которых необходимо организовать изучение покупательского спроса на холодильники. Располагаем магазины в порядке возрастания доли продажи холодильников в их товарообороте, то есть составляем ранжированный ряд магазинов по этому показателю. Анализируя выборочную сеть опорных магазинов полученный результат свидетельствует… Читать ещё >
Практическая работа «Определение объема выборки сети опорных магазинов» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выборочная розничная сеть должна быть сформирована таким образом, чтобы, во-первых, она отражала структуру всей розничной сети, торгующей интересующей нас группой товаров, а, во-вторых, результаты полученной информации о спросе были репрезентативны, т. е. наиболее полно характеризовали спрос всего населения, обслуживаемого потребительской кооперацией.
Пользуясь приведенными в табл. 4 данными 10%-й микровыборки магазинов, торгующими интересующими службу изучения спроса товарами, необходимо сформировать выборочную сеть опорных магазинов для отбора нужной информации о спросе.
В табл. 1 приведены типы магазинов, реализующих продовольственные товары, в табл.2 — типы магазинов реализующие некоторые непродовольственные товары, а в табл. 3 указано количество таких магазинов в системе облпотребсоюза.
Таблица 1.
Наименование товара. | Тип магазина. | |||
(товарной группы). | продтовары. | рыбный. | хлебный. | товары повседн. спроса (ТПС). |
Мясо и мясопродукты. | ; | ; | ; | |
Хлебопродукты. | ; | |||
Рыба и рыбопродукты. | ; | |||
Сахар | ; | |||
Яйца. | ; | ; |
Таблица 2.
Наименование товара. | Тип магазина. | ||
(товарной группы). | универмаг. | культтовары. | хозтовары. |
Швейные машины. | ; | ||
Стиральные машины. | ; | ||
Электропылесосы. | ; | ||
Холодильники. | ; | ||
Телевизоры. | ; |
Таблица 3.
Тип магазина. | Вариант. |
По торговле непродовольственными товарами. | |
Универмаг. | |
Культтовары. | |
Хозтовары. | |
ИТОГО. | |
По торговле продовольственными товарами. | |
Продтовары. | |
Рыбный. | |
Хлебный. | |
ТПС. | |
ИТОГО. | |
ВСЕГО. |
Доля продажи товаров (холодильников) в товарообороте магазинов Таблица 4.
№ магазина в 10%-й механической выборке. | Вариант. |
5,5. | |
6,4. | |
7,4. | |
8,2. | |
9,1. | |
10,3. | |
12,1. | |
13,9. | |
14,9. | |
15,8. | |
16,7. | |
17,7. | |
18,5. | |
19,4. | |
Количество магазинов, в которых будет изучаться покупательский спрос на холодильники, обычно рассчитывается по формуле бесповторной выборки для средней:
где n — численность единиц выборки;
t — коэффициент кратности ошибки, обычно принимаемый для вероятности p = 0,954 равным 2;
— дисперсия, определяемая по формуле:
или.
х — значение доли продажи товара в общем объеме товарооборота магазина, %;
— среднее значение этой доли, определяемое по результатам 10%-й механической выборки, рассчитываемой по формуле или, где f — количество n магазинов в группе;
— количество 10% - го отбора магазинов;
N — общее количество магазинов, торгующих данным товаром;
?х — предельная ошибка средней, для практических расчетов обычно принимается равной 10% средней.
где v2 — квадрат коэффициента вариации, определяемый по формуле:
Пусть перед нами стоит задача отобрать в системе обпотребсоюза магазины, в которых необходимо организовать изучение покупательского спроса на холодильники. Располагаем магазины в порядке возрастания доли продажи холодильников в их товарообороте, то есть составляем ранжированный ряд магазинов по этому показателю.
Таблица 5.
Номер магазина в ранжированном ряду. | Доля продажи холодильников в товарообороте магазина, х. | ||
5,5. | — 7,5. | 56,25. | |
6,4. | — 6,6. | 43,56. | |
7,4. | — 5,6. | 31,36. | |
8,2. | — 4,8. | 23,04. | |
9,1. | — 3,9. | 15,21. | |
10,3. | — 2,7. | 7,29. | |
— 2. | |||
12,1. | — 0,9. | 0,81. | |
13,9. | 0,9. | 0,81. | |
14,9. | 1,9. | 3,61. | |
15,8. | 2,8. | 7,84. | |
16,7. | 3,7. | 13,69. | |
17,7. | 4,7. | 22,09. | |
18,5. | 5,5. | 30,25. | |
19,4. | 6,4. | 40,96. | |
ВСЕГО. | 219,9. | ; | 349,77. |
Из табл.2 видно, что в облпотребсоюзе холодильниками торгуют магазины двух типов — универмаг и хозтовары. Пусть общее количество этих магазинов 172. Для оценки колебания продажи холодильников в общем товарообороте проводят 10% -й механический отбор магазинов. Таких магазинов в нашем случае необходимо отобрать 17. На основании результатов микровыборки оцениваем коэффициент вариации (таблица 5).
Имеем ;
Дисперсия.
Находим квадрат коэффициента вариации:
v2=20.6/169=0.121 893.
Выборочная совокупность магазинов равна:
Аналогичный результат будет получен, если предельную ошибку средней следует принять равной 10% ее значения, т. е. 1,3.
После определения объема выборочной совокупности магазинов определяют предельную ошибку выборки по формуле:
где t принимается равным 2;
— средняя ошибка выборки для случайного бесповторного отбора:
=0,648, а? х = 1,3.
Анализируя выборочную сеть опорных магазинов полученный результат свидетельствует о том, что рассчитанный объем выборки n = 38 с вероятностью p = 0,954 может находится в интервале (38 — 1,3) — (38+1,3), равном 36,7−39,3 или, при округлении показателей, от 36 до 40 магазинов.
Пусть в системе облпотребсоюза холодильниками торгуют 30 универмагов и 142 магазинов «Хозтовары». Поскольку в выборку попадает каждый 4,53-й магазин (172/38), то следует выбрать универмагов 30/4,53 = 6,62, а магазинов «Хозтовары» 142/4,53 = 31,3, всего 38.