Этапы выбора поставщика
Рейтинг — субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства. Рейтинг может служить основой для построения шкал оценок, в частности, при оценке надежности отдельных поставщиков. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия неравнозначны с точки зрения целей… Читать ещё >
Этапы выбора поставщика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Возможны два направления выбора поставщика:
- 1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих компаний.
- 2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка, с которым компания уже работает, или совершенно нового рынка.
Для проверки потенциального поставщика часто необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ.
От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность [6, c. 113].
Перечислим и охарактеризуем основные этапы выбора поставщика:
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы: — объявление конкурса (тендера); — изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.; — посещение выставок и ярмарок; — переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
Конкурсные торги (тендеры) — распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Конкурсные торги проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму или наладить долгосрочные связи. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель решает проблему получения требуемого предложения, одновременно, выбирая наилучшего поставщика [3, c. 67].
Проведение тендера включает следующие этапы:
- · Реклама.
- · Разработка тендерной документации.
- · Публикация тендерной документации.
- · Приемка и вскрытие тендерных предложений.
- · Оценка тендерных предложений.
- · Подтверждение квалификации участников торгов.
- · Предложение и присуждение контракта.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно дополняется [3, c. 68]. 2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
Для повышения объективности оценки потенциального поставщика предприятия могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и т. д.
Для сбора информации, необходимой для применения перечисленных критериев, требуется использование разнообразных источников.
Ими могут быть, например:
- — собственное расследование;
- — юридические лица или «осведомители» официальных органов;
- — банки и финансовые институты; конкуренты потенциального поставщика; торговые ассоциации, информационные агентства;
- — государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы, обладающие открытой для ознакомления информацией.
В отборе источников информации следует руководствоваться следующими правилами:
- — Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации.
- — Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации [9, c. 143]. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.
Рейтинг — субъективная оценка какого-либо явления по заданной шкале. С помощью рейтинга осуществляется первичная классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства. Рейтинг может служить основой для построения шкал оценок, в частности, при оценке надежности отдельных поставщиков [1, c. 93]. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса. Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.
Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку [2, c. 186].