Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование спроса и предложения на рынке молочной продукции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Молочная промышленность — одна из приоритетных отраслей развития экономики Республики Беларусь, которая располагает высоким производственным и экономическим потенциалом в производстве и переработке молока. Продовольственный рынок характеризуется многообразием ассортимента продуктов питания отечественных и зарубежных производителей. На протяжении последних трех лет Беларусь входит в пятерку… Читать ещё >

Формирование спроса и предложения на рынке молочной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Молочная промышленность — одна из приоритетных отраслей развития экономики Республики Беларусь, которая располагает высоким производственным и экономическим потенциалом в производстве и переработке молока. Продовольственный рынок характеризуется многообразием ассортимента продуктов питания отечественных и зарубежных производителей. На протяжении последних трех лет Беларусь входит в пятерку ведущих поставщиков молока и молочных продуктов в мире, производя 0,9% от мирового объема молока и стабильно занимая 4−5% в мировой торговле. Согласно аналитическим отчетам IDF (Международная молочная Федерация) в списке ведущих мировых экспортеров молокопродуктов Беларусь занимает 5-ю позицию в мире в сегменте твердых и полутвердых сыров (6% мирового экспорта). По сухому обезжиренному молоку республика на 5-ой позиции (4%), по сухому цельному молоку — на 7-ой. В структуре глобальной торговли объем экспорта масла из Республики Беларусь стабильно растет. Страна вошла в тройку лидеров и занимает 8% от общемирового объема экспорта масла, опередив США (7%) и Австралию (7%). В этом сегменте Беларусь уступает только Новой Зеландии (49%) и ЕС (19%) [6].

В целях удовлетворения спроса населения страны продукцией животноводства увеличивается ассортимент и объемы вырабатываемой в стране молочной продукции. По пищевой ценности молоко одерживает первенство среди всей животноводческой продукции, так как имеет широкий спектр полезных для организма человека веществ. В прошедшем году годовой объем производства молока в сельскохозяйственных организациях страны достиг 5,8 млн. тонн, объем переработки — 5,3 млн.тонн. Переработка молока в республике по состоянию на начало текущего года была сосредоточена в 43 организациях, ассортимент молочной продукции превышал 1,2 тыс. наименований. Разрабатываются и создаются новые виды цельномолочной продукции, расширяется ассортимент творожных десертов, кисломолочных продуктов и др. Ассортимент вырабатываемой в республике молочной продукции включает более 1000 наименований, в том числе 30 сортов масла, более 160 сыров, свыше 500 наименований цельномолочной продукции. Минздравом Республики Беларусь доводятся рациональные нормы потребления молока и молочных продуктов — 393 кг на душу населения в год, из них цельного молока — 120 кг; обезжиренного — 6,8 кг; творога — 8 кг; сыра и брынзы — 6,6 кг; сливочного масла — 6 кг; сметаны — 5,8 кг. Потребление молока в мире на душу населения за последние 10 лет выросло на 11%, объём мировой торговли молочными продуктами (в пересчете на молоко) за этот период увеличился на 38% - до 53, 4 млн. тонн [3, с. 52].

Динамика производства и потребления молока в расчете на душу населения (рис.) свидетельствует, что Республика Беларусь относится к группе стран с наиболее благоприятными продовольственными возможностями в молочной отрасли: производство продукции превышает спрос населения на нее.

Производство и потребление молока и молочной продукции на душу населения, кг.

Рис. Производство и потребление молока и молочной продукции на душу населения, кг

Анализируя динамику потребления молока на внутреннем рынке, можно с уверенностью утверждать, что спрос на данный вид продукта имеет долгосрочную тенденцию к снижению. Так, начиная с 2000 г. потребление молока на душу населения в Республике Беларусь сократилось с 296 кг до 252 кг в 2011 г., а производство молока в 2011 г. составило 687 кг, по сравнению с 450 кг на душу населения в 2000 г. Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что внутреннее потребление молока на душу населения значительно ниже рекомендуемой нормы; в 2011 г. эта разница достигла 141 кг, поэтому в кратчайшие сроки необходимо принять меры относительно стимулирования потребления молока и молочных продуктов на внутреннем рынке. Однако, ориентируясь на медицинские нормы потребления молока и молокопродуктов, необходимо принять и реализовать комплекс мер экономического характера, ведь население нашей страны не потребляет необходимого количества молочной продукции. Вероятно, нужно делать более доступными продукты питания, в частности молочные продукты, ориентируясь на реальный уровень материального обеспечения населения страны, необходимо повысить информированность в отношении основных проблем, вызванных недостаточным потреблением молока и молочных продуктов, определить подходы к их решению и обеспечить основу для осуществления основных мероприятий; повысить приверженность перерабатывающих предприятий и организаций здравоохранения в целях разработки стратегии сбыта и позиционирования молочной продукции на внутреннем рынке; сформировать стратегию питания детей школьного и дошкольного возраста, разработать программу по обеспечению учащихся молоком и молочными продуктами на примере программы «Школьное молоко»; привлечь маркетинговые службы предприятий для разработки стратегии позиционирования молока с учетом характеристик разных потребительских групп. Ведь реализация стратегической задачи государства заключается в росте качества жизни, что предполагает первоочередной рост потребления продуктов. Достижение потребления в пределах рациональных норм предполагает принятие мер поддержки спроса.

Индексы изменения производства и потребления молока и молочной продукции на душу населения в динамике за ряд лет показывают, что потребительский рынок молока и молокопродуктов в Республике Беларусь характеризуется превышением предложения над спросом (табл. 1).

Таблица 1. Динамика изменения производства и потребления молока и молочной продукции на душу населения

Показатели.

Годы.

Производство молока на душу населения, кг.

Индекс изменения производства молока на душу населения.

0,61.

1,30.

1,05.

1,01.

1,06.

1,06.

1,01.

0,98.

Потребление молока на душу населения, кг.

Индекс изменения потребления молока на душу населения.

0,70.

0,89.

0,98.

0,98.

0,94.

0,96.

1,08.

1,02.

Индекс соотношения к научной норме (393 кг).

0,75.

0,67.

0,65.

0,64.

0,60.

0,58.

0,63.

0,64.

Коэффициент фактического потребления.

1,52.

2,24.

2,39.

2,44.

2,76.

3,04.

2,83.

2,73.

Коэффициент нормативного потребления.

1,15.

1,49.

1,56.

1,57.

1,66.

1,76.

1,77.

1,75.

Так, производство молока на душу населения в 2011 г. увеличилось на 17% по сравнению с 2000 г., уровень производства молока более чем в 2 раза превышает фактическое потребление (Ксф — 2,73) и в 1,7 раза — нормативную потребность (Ксф — 1,75). Это свидетельствует о наличии экспортных ресурсов молочной продукции. Потребление молочной продукции зависит не только от предложения, но и от уровня денежных доходов населения и цен на нее. Доля молока и молокопродуктов в структуре потребляемых населением продуктов существенно не изменилась и составляет 25−30% [2, с. 154].

Предложение молока определяется уровнем его производства и не зависит от формирования переходящих запасов, однако ввоз и вывоз являются факторами, влияющими на уровень его товарного предложения. Поскольку производство значительно превышает спрос по ряду основных видов молочной продукции, Беларусь является одним из лидирующих экспортеров в мире (табл. 2).

Таблица 2. Ресурсы использование молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко), тыс. тонн

Ресурсы.

Запасы на начало года.

266,0.

154,6.

151,6.

178,9.

200,1.

439,4.

225,8.

269,8.

Производство.

4489,6.

5675,6.

5895,4.

5903,5.

6224,6.

6576,9.

6626,7.

6504,5.

Импорт.

54,4.

49,8.

85,9.

65,3.

60,6.

40,0.

49,2.

32,9.

Итого ресурсов.

4810,0.

5880,0.

6132,9.

6147,7.

6485,3.

7056,3.

6901,7.

6807,2.

Использование.

Потребление в республике.

3729,9.

3362,3.

3277,4.

3222,7.

3061,0.

3073,0.

3324,4.

3256,7.

Личное потребление.

2952,8.

2529,8.

2472,4.

2417,1.

2258,2.

2166,5.

2347,9.

2385,8.

Экспорт.

785,7.

2366,1.

2676,6.

2724,9.

2984,9.

3575,5.

3307,5.

3304,8.

Запасы на конец года.

294,4.

151,6.

178,9.

200,1.

439,4.

225,8.

269,8.

245,7.

В 2011 г. Беларусь произвела 6,504 млн. тонн молока, из которых экспортировала более 4 млн. тонн на сумму свыше USD 500 млн. (106,7% к уровню 2010 г.). Следует подчеркнуть, что основным рынком сбыта белорусской молочной продукции является Российская Федерация. В среднем около 94% экспорта молочной продукции в Беларуси приходится на Россию. потребление производство молочный рынок Импорт молочной продукции также в основном происходит из России (в среднем более 80%).

Кроме того, молочная продукция импортируется из Украины и Европы (Бельгия, Германия, Италия, Испания, Литва, Нидерланды, Польша, Финляндия, Франция и др.). В целом же в 2011 г. импорт молочных продуктов составил около 45 млн долл. США (всего 4% экспорта). Импорт молочной продукции в 2011 г. оценивается в 57,0 млн долл. США. Почти 40% импорта приходится на статью «пахта, йогурты, кефир», в которой, в свою очередь, 50% занимают йогурты и 30% приходится на сыры и творог.

Прогнозируется, что Россия сохранит свою привлекательность для белорусской продукции и в перспективе (табл. 3). Это обусловлено ёмкостью и особенностями российского рынка, идентичностью потребительских предпочтений населения, общностью границ и необходимостью обеспечения совместной продовольственной безопасности в рамках интеграционных формирований (Союзное государство Беларуси и России, Единое таможенное пространство России, Беларуси и Казахстана, ЕврАзЭС, СНГ) [7, с. 71].

Таблица 3. Прогноз реализации основных видов молочной продукции в 2015 г., тыс. тонн

Продукция.

Внутренний рынок.

Экспорт.

Всего.

реализовано.

объемы тыс. тонн.

удельный вес, %.

всего.

удельный вес, %.

в том числе страны СНГ.

другие страны.

всего.

в РФ.

Молокопродукты.

Масло животное.

Сыры.

;

ЦМП в пересчете на молоко.

;

Творог.

;

СЦМ.

СОМ.

Молочные консервы сгущенные, муб.

;

Сухая сыворотка.

Вместе с тем стало известно, что Россия предполагает снизить импортные закупки молочной продукции из-за рубежа и стабилизировать импорт на уровне 4 млн. тонн. Доля Беларуси здесь может составить (при самых благоприятных условиях) не более 3 млн. тонн или примерно на уровне согласованных в последнее время объемов поставок. Известно, что товарность молока должна составить 90% от объемов производства. Следовательно, на переработку может быть поставлено в 2015 г. 7,3 млн. тонн молока, что дает возможность произвести: цельномолочной продукции — 1,7 млн. тонн, сыров — 175 тыс. тонн, масла — 160 тыс. тонн и т. д.

Заключение

Определяющим условием завоевания рынка является более высокое относительное качество молочной продукции с учетом запросов потребителей. Так как при рыночных отношениях цены на молочную продукцию определяются уровнем спроса и предложения, становится очевидной важная роль влияния достижений научно-технического прогресса на молокоперерабатывающее производство. Наращивание поставок белорусской продукции в другие страны и регионы СНГ возможно и необходимо. Кроме того, практически все страны, ощутив продовольственный дефицит, принимают усилия по наращиванию собственного производства молока. Так, потенциальные поставки молока и молочной продукции на рынке стран СНГ, кроме России, в ближайшей перспективе из Беларуси можно оценить в объеме 550−650 тыс. тонн.

В настоящее время происходит усиление концентрации предприятий молочной промышленности: контролируемые государством мелкие и убыточные предприятия присоединяются к более крупным, эффективно работающим, таким образом производится укрупнение молокоперерабатывающих предприятий. Параллельно началась самостоятельная консолидация производителей молочной продукции, создан Союз «молочников». В то же время происходит ужесточение конкуренции на внутреннем рынке в силу достижения высокой степени насыщения национального рынка молочными продуктами. Следует отметить, что конкурентоспособность последних значительно возросла благодаря внедрению современных технологий, улучшающих качество продукции, обеспечивающих более длительные сроки годности и гарантирующих ее безопасность для потребителя.

  • 1. Гануш, Г. И. Приоритетные направления экспортных поставок молочной продукции / Г. И. Гануш, Л. Ф. Догиль //Научный поиск и инновационные преобразования в агропромышленном комплексе: сборник научных статей. — Минск: БГАТУ, 2009. — 234 с.
  • 2. Ильина, З. М. Рынок продовольствия и сырья: 8. Молоко: монография / З. М. Ильина. — Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. — 250 с.
  • 3. Климова, М. Общие тенденции развития молочной отрасли / М. Климова // Продукт. by: продовольственный торгово-промышленный журнал. — 2010. — № 9. — С. 52−54.
  • 4. Кузнецов, А. Молоко набирает обороты /А. Кузнецов // Белорусское сельское хозяйство. — 2012. — № 9. — С. 93−95.
  • 5. Мелещеня, А. В. Проблемы развития молочной промышленности на современном этапе / А. В. Мелещеня // Актуальные вопросы переработки мясного и молочного сырья: сб. науч. тр. Вып. 4. — Минск: РУП «Институт мясомолочной промышленности», 2010. — С.2−7.
  • 6. Научные принципы регулирования развития АПК. — Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2011. — С 71−76.
  • 7. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск, 2011. — 633 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой