Формирование спроса и предложения на рынке молочной продукции
Молочная промышленность — одна из приоритетных отраслей развития экономики Республики Беларусь, которая располагает высоким производственным и экономическим потенциалом в производстве и переработке молока. Продовольственный рынок характеризуется многообразием ассортимента продуктов питания отечественных и зарубежных производителей. На протяжении последних трех лет Беларусь входит в пятерку… Читать ещё >
Формирование спроса и предложения на рынке молочной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Молочная промышленность — одна из приоритетных отраслей развития экономики Республики Беларусь, которая располагает высоким производственным и экономическим потенциалом в производстве и переработке молока. Продовольственный рынок характеризуется многообразием ассортимента продуктов питания отечественных и зарубежных производителей. На протяжении последних трех лет Беларусь входит в пятерку ведущих поставщиков молока и молочных продуктов в мире, производя 0,9% от мирового объема молока и стабильно занимая 4−5% в мировой торговле. Согласно аналитическим отчетам IDF (Международная молочная Федерация) в списке ведущих мировых экспортеров молокопродуктов Беларусь занимает 5-ю позицию в мире в сегменте твердых и полутвердых сыров (6% мирового экспорта). По сухому обезжиренному молоку республика на 5-ой позиции (4%), по сухому цельному молоку — на 7-ой. В структуре глобальной торговли объем экспорта масла из Республики Беларусь стабильно растет. Страна вошла в тройку лидеров и занимает 8% от общемирового объема экспорта масла, опередив США (7%) и Австралию (7%). В этом сегменте Беларусь уступает только Новой Зеландии (49%) и ЕС (19%) [6].
В целях удовлетворения спроса населения страны продукцией животноводства увеличивается ассортимент и объемы вырабатываемой в стране молочной продукции. По пищевой ценности молоко одерживает первенство среди всей животноводческой продукции, так как имеет широкий спектр полезных для организма человека веществ. В прошедшем году годовой объем производства молока в сельскохозяйственных организациях страны достиг 5,8 млн. тонн, объем переработки — 5,3 млн.тонн. Переработка молока в республике по состоянию на начало текущего года была сосредоточена в 43 организациях, ассортимент молочной продукции превышал 1,2 тыс. наименований. Разрабатываются и создаются новые виды цельномолочной продукции, расширяется ассортимент творожных десертов, кисломолочных продуктов и др. Ассортимент вырабатываемой в республике молочной продукции включает более 1000 наименований, в том числе 30 сортов масла, более 160 сыров, свыше 500 наименований цельномолочной продукции. Минздравом Республики Беларусь доводятся рациональные нормы потребления молока и молочных продуктов — 393 кг на душу населения в год, из них цельного молока — 120 кг; обезжиренного — 6,8 кг; творога — 8 кг; сыра и брынзы — 6,6 кг; сливочного масла — 6 кг; сметаны — 5,8 кг. Потребление молока в мире на душу населения за последние 10 лет выросло на 11%, объём мировой торговли молочными продуктами (в пересчете на молоко) за этот период увеличился на 38% - до 53, 4 млн. тонн [3, с. 52].
Динамика производства и потребления молока в расчете на душу населения (рис.) свидетельствует, что Республика Беларусь относится к группе стран с наиболее благоприятными продовольственными возможностями в молочной отрасли: производство продукции превышает спрос населения на нее.
Рис. Производство и потребление молока и молочной продукции на душу населения, кг
Анализируя динамику потребления молока на внутреннем рынке, можно с уверенностью утверждать, что спрос на данный вид продукта имеет долгосрочную тенденцию к снижению. Так, начиная с 2000 г. потребление молока на душу населения в Республике Беларусь сократилось с 296 кг до 252 кг в 2011 г., а производство молока в 2011 г. составило 687 кг, по сравнению с 450 кг на душу населения в 2000 г. Исходя из представленных данных можно сделать вывод, что внутреннее потребление молока на душу населения значительно ниже рекомендуемой нормы; в 2011 г. эта разница достигла 141 кг, поэтому в кратчайшие сроки необходимо принять меры относительно стимулирования потребления молока и молочных продуктов на внутреннем рынке. Однако, ориентируясь на медицинские нормы потребления молока и молокопродуктов, необходимо принять и реализовать комплекс мер экономического характера, ведь население нашей страны не потребляет необходимого количества молочной продукции. Вероятно, нужно делать более доступными продукты питания, в частности молочные продукты, ориентируясь на реальный уровень материального обеспечения населения страны, необходимо повысить информированность в отношении основных проблем, вызванных недостаточным потреблением молока и молочных продуктов, определить подходы к их решению и обеспечить основу для осуществления основных мероприятий; повысить приверженность перерабатывающих предприятий и организаций здравоохранения в целях разработки стратегии сбыта и позиционирования молочной продукции на внутреннем рынке; сформировать стратегию питания детей школьного и дошкольного возраста, разработать программу по обеспечению учащихся молоком и молочными продуктами на примере программы «Школьное молоко»; привлечь маркетинговые службы предприятий для разработки стратегии позиционирования молока с учетом характеристик разных потребительских групп. Ведь реализация стратегической задачи государства заключается в росте качества жизни, что предполагает первоочередной рост потребления продуктов. Достижение потребления в пределах рациональных норм предполагает принятие мер поддержки спроса.
Индексы изменения производства и потребления молока и молочной продукции на душу населения в динамике за ряд лет показывают, что потребительский рынок молока и молокопродуктов в Республике Беларусь характеризуется превышением предложения над спросом (табл. 1).
Таблица 1. Динамика изменения производства и потребления молока и молочной продукции на душу населения
Показатели. | Годы. | ||||||||
Производство молока на душу населения, кг. | |||||||||
Индекс изменения производства молока на душу населения. | 0,61. | 1,30. | 1,05. | 1,01. | 1,06. | 1,06. | 1,01. | 0,98. | |
Потребление молока на душу населения, кг. | |||||||||
Индекс изменения потребления молока на душу населения. | 0,70. | 0,89. | 0,98. | 0,98. | 0,94. | 0,96. | 1,08. | 1,02. | |
Индекс соотношения к научной норме (393 кг). | 0,75. | 0,67. | 0,65. | 0,64. | 0,60. | 0,58. | 0,63. | 0,64. | |
Коэффициент фактического потребления. | 1,52. | 2,24. | 2,39. | 2,44. | 2,76. | 3,04. | 2,83. | 2,73. | |
Коэффициент нормативного потребления. | 1,15. | 1,49. | 1,56. | 1,57. | 1,66. | 1,76. | 1,77. | 1,75. | |
Так, производство молока на душу населения в 2011 г. увеличилось на 17% по сравнению с 2000 г., уровень производства молока более чем в 2 раза превышает фактическое потребление (Ксф — 2,73) и в 1,7 раза — нормативную потребность (Ксф — 1,75). Это свидетельствует о наличии экспортных ресурсов молочной продукции. Потребление молочной продукции зависит не только от предложения, но и от уровня денежных доходов населения и цен на нее. Доля молока и молокопродуктов в структуре потребляемых населением продуктов существенно не изменилась и составляет 25−30% [2, с. 154].
Предложение молока определяется уровнем его производства и не зависит от формирования переходящих запасов, однако ввоз и вывоз являются факторами, влияющими на уровень его товарного предложения. Поскольку производство значительно превышает спрос по ряду основных видов молочной продукции, Беларусь является одним из лидирующих экспортеров в мире (табл. 2).
Таблица 2. Ресурсы использование молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко), тыс. тонн
Ресурсы. | |||||||||
Запасы на начало года. | 266,0. | 154,6. | 151,6. | 178,9. | 200,1. | 439,4. | 225,8. | 269,8. | |
Производство. | 4489,6. | 5675,6. | 5895,4. | 5903,5. | 6224,6. | 6576,9. | 6626,7. | 6504,5. | |
Импорт. | 54,4. | 49,8. | 85,9. | 65,3. | 60,6. | 40,0. | 49,2. | 32,9. | |
Итого ресурсов. | 4810,0. | 5880,0. | 6132,9. | 6147,7. | 6485,3. | 7056,3. | 6901,7. | 6807,2. | |
Использование. | |||||||||
Потребление в республике. | 3729,9. | 3362,3. | 3277,4. | 3222,7. | 3061,0. | 3073,0. | 3324,4. | 3256,7. | |
Личное потребление. | 2952,8. | 2529,8. | 2472,4. | 2417,1. | 2258,2. | 2166,5. | 2347,9. | 2385,8. | |
Экспорт. | 785,7. | 2366,1. | 2676,6. | 2724,9. | 2984,9. | 3575,5. | 3307,5. | 3304,8. | |
Запасы на конец года. | 294,4. | 151,6. | 178,9. | 200,1. | 439,4. | 225,8. | 269,8. | 245,7. | |
В 2011 г. Беларусь произвела 6,504 млн. тонн молока, из которых экспортировала более 4 млн. тонн на сумму свыше USD 500 млн. (106,7% к уровню 2010 г.). Следует подчеркнуть, что основным рынком сбыта белорусской молочной продукции является Российская Федерация. В среднем около 94% экспорта молочной продукции в Беларуси приходится на Россию. потребление производство молочный рынок Импорт молочной продукции также в основном происходит из России (в среднем более 80%).
Кроме того, молочная продукция импортируется из Украины и Европы (Бельгия, Германия, Италия, Испания, Литва, Нидерланды, Польша, Финляндия, Франция и др.). В целом же в 2011 г. импорт молочных продуктов составил около 45 млн долл. США (всего 4% экспорта). Импорт молочной продукции в 2011 г. оценивается в 57,0 млн долл. США. Почти 40% импорта приходится на статью «пахта, йогурты, кефир», в которой, в свою очередь, 50% занимают йогурты и 30% приходится на сыры и творог.
Прогнозируется, что Россия сохранит свою привлекательность для белорусской продукции и в перспективе (табл. 3). Это обусловлено ёмкостью и особенностями российского рынка, идентичностью потребительских предпочтений населения, общностью границ и необходимостью обеспечения совместной продовольственной безопасности в рамках интеграционных формирований (Союзное государство Беларуси и России, Единое таможенное пространство России, Беларуси и Казахстана, ЕврАзЭС, СНГ) [7, с. 71].
Таблица 3. Прогноз реализации основных видов молочной продукции в 2015 г., тыс. тонн
Продукция. | Внутренний рынок. | Экспорт. | Всего. реализовано. | ||||||
объемы тыс. тонн. | удельный вес, %. | всего. | удельный вес, %. | в том числе страны СНГ. | другие страны. | ||||
всего. | в РФ. | ||||||||
Молокопродукты. | |||||||||
Масло животное. | |||||||||
Сыры. | ; | ||||||||
ЦМП в пересчете на молоко. | ; | ||||||||
Творог. | ; | ||||||||
СЦМ. | |||||||||
СОМ. | |||||||||
Молочные консервы сгущенные, муб. | ; | ||||||||
Сухая сыворотка. | |||||||||
Вместе с тем стало известно, что Россия предполагает снизить импортные закупки молочной продукции из-за рубежа и стабилизировать импорт на уровне 4 млн. тонн. Доля Беларуси здесь может составить (при самых благоприятных условиях) не более 3 млн. тонн или примерно на уровне согласованных в последнее время объемов поставок. Известно, что товарность молока должна составить 90% от объемов производства. Следовательно, на переработку может быть поставлено в 2015 г. 7,3 млн. тонн молока, что дает возможность произвести: цельномолочной продукции — 1,7 млн. тонн, сыров — 175 тыс. тонн, масла — 160 тыс. тонн и т. д.
Заключение
Определяющим условием завоевания рынка является более высокое относительное качество молочной продукции с учетом запросов потребителей. Так как при рыночных отношениях цены на молочную продукцию определяются уровнем спроса и предложения, становится очевидной важная роль влияния достижений научно-технического прогресса на молокоперерабатывающее производство. Наращивание поставок белорусской продукции в другие страны и регионы СНГ возможно и необходимо. Кроме того, практически все страны, ощутив продовольственный дефицит, принимают усилия по наращиванию собственного производства молока. Так, потенциальные поставки молока и молочной продукции на рынке стран СНГ, кроме России, в ближайшей перспективе из Беларуси можно оценить в объеме 550−650 тыс. тонн.
В настоящее время происходит усиление концентрации предприятий молочной промышленности: контролируемые государством мелкие и убыточные предприятия присоединяются к более крупным, эффективно работающим, таким образом производится укрупнение молокоперерабатывающих предприятий. Параллельно началась самостоятельная консолидация производителей молочной продукции, создан Союз «молочников». В то же время происходит ужесточение конкуренции на внутреннем рынке в силу достижения высокой степени насыщения национального рынка молочными продуктами. Следует отметить, что конкурентоспособность последних значительно возросла благодаря внедрению современных технологий, улучшающих качество продукции, обеспечивающих более длительные сроки годности и гарантирующих ее безопасность для потребителя.
- 1. Гануш, Г. И. Приоритетные направления экспортных поставок молочной продукции / Г. И. Гануш, Л. Ф. Догиль //Научный поиск и инновационные преобразования в агропромышленном комплексе: сборник научных статей. — Минск: БГАТУ, 2009. — 234 с.
- 2. Ильина, З. М. Рынок продовольствия и сырья: 8. Молоко: монография / З. М. Ильина. — Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. — 250 с.
- 3. Климова, М. Общие тенденции развития молочной отрасли / М. Климова // Продукт. by: продовольственный торгово-промышленный журнал. — 2010. — № 9. — С. 52−54.
- 4. Кузнецов, А. Молоко набирает обороты /А. Кузнецов // Белорусское сельское хозяйство. — 2012. — № 9. — С. 93−95.
- 5. Мелещеня, А. В. Проблемы развития молочной промышленности на современном этапе / А. В. Мелещеня // Актуальные вопросы переработки мясного и молочного сырья: сб. науч. тр. Вып. 4. — Минск: РУП «Институт мясомолочной промышленности», 2010. — С.2−7.
- 6. Научные принципы регулирования развития АПК. — Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2011. — С 71−76.
- 7. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск, 2011. — 633 с.