Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Промышленные предприятия, имея значительные инновационные возможности, недостаточно внимания уделяют разработке и использованию нематериальных активов, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках. Состояние управления промышленными предприятиями свидетельствует о существовании значительного разрыва между теоретическими основами инновационного развития промышленного предприятия на базе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы инновационного развития промышленного предприятия
    • 1. 1. Инновационное развитие предприятия как один из 8 основных факторов его экономического роста
    • 1. 2. Проблемы разработки и внедрения эффективной 27 стратегии инновационного развития предприятия
    • 1. 3. Возможности формирования системы управления 45 нематериальными активами промышленного предприятия
  • Глава 2. Развитие методических подходов к управлению инновационной деятельностью промышленного предприятия на основе оптимизации структуры нематериальных активов
    • 2. 1. Разработка методов оценки инновационного развития 62 предприятия на основе анализа нематериальных активов
    • 2. 2. Методика определения оптимального объема 73 нематериальных активов в структуре инновационного потенциала предприятия
    • 2. 3. Механизм выбора стратегических приоритетов 88 инновационного развития на основе управления нематериальными активами
  • Глава 3. Основные направления совершенствования управления инновационными процессами промышленного предприятия в современных условиях
    • 3. 1. Рекомендации по практическому применению 106 механизма выбора стратегии инновационного развития
    • 3. 2. Определение экономического эффекта от 124 предложенных разработок
    • 3. 3. Мониторинг процесса эффективного управления 133 инновационным развитием промышленного предприятия

Формирование стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход экономики страны на инновационный путь развития предопределяет динамику экономического роста и уровень конкурентоспособности предприятий внутри отраслей и в мировом хозяйстве. Приоритетными задачами развития экономики промышленных предприятий становится разработка эффективных направлений инновационного развития и методических подходов к построению моделей влияния объема нематериальных активов (НМА) на инновационные изменения на предприятиях. Независимо от экономического состояния, занимаемой доли рынка, размеров, организационно-правового статуса предприятия цель стратегии инновационного развития должна быть направлена на увеличение прибыли за счет оптимизации производства и системы управления нематериальными активами.

Промышленные предприятия, имея значительные инновационные возможности, недостаточно внимания уделяют разработке и использованию нематериальных активов, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках. Состояние управления промышленными предприятиями свидетельствует о существовании значительного разрыва между теоретическими основами инновационного развития промышленного предприятия на базе формирования и использования нематериальных активов и практикой, что обусловливает необходимость разработки мер по преодолению этого разрыва путем разработки стратегии инновационного развития.

Таким образом, существует проблема выбора эффективного инструментария разработки и внедрения стратегии инновационного развития предприятия, оценки экономического воздействия факторов внешней среды на инновационный потенциал, выбора стратегических приоритетов инновационного развития на основе управления нематериальными активами. Решение этих проблем позволит повысить конкурентоспособность предприятий и оперативно определить внутренние возможности их инновационной деятельности.

В России создан определенный теоретический фундамент анализа инновационного развития предприятия. Так, исследованию понятия инновационного потенциала посвящены работы Ахметовой H. Н., Гусакова М. А., Сафонова E.H., Семенова В. П., Шленова Ю. В. В последние годы большое внимание уделяется практическим аспектам инновационного менеджмента — можно отметить труды Балабанова И. Т., Валдайцева C.B., Васильева A.B., Завлина П. Н., Ильенковой С. Д., Казанцева А. К., Миндели Л. Э., Фатхутдинова P.A. и ряд других. Этапы организации инновационной деятельности предприятия рассмотрены Агапцовым С. А., Егоровым А. Ю., Кузнецовым Е. Ю., Куинном Дж.Б., Минцбергом Г., Нойбауэр X., Сафроновым H.A., Трифиловой A.A., Хавиным Д.В.

Необходимо отметить зарубежных ученых, которые рассматривали инновационный потенциал как один из важнейших факторов развития промышленного предприятия: Ансофф И., Беренс В., Водачек Л., Глазоли Б., Водачек О., Дойль П., Друкер П., Кларк Д., Кроссли Р., Миллер В., Стиглер Г., Эрроу К. и др.

Несмотря на значительное количество работ, в экономической литературе недостаточно изучены особенности выбора эффективной стратегии инновационного развития предприятия и специфика построения системы управления его нематериальными активами. Данная область не получила достойного освящения в отечественной экономической литературе и обладает определенной новизной.

Все это послужило основанием для выбора направления исследования, определения целей и задач диссертационной работы. Тема диссертации соответствует п. 4.2 Паспортов специальностей ВАК «Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах».

Цель диссертационной работы заключается в разработке методических основ формирования стратегии инновационного развития промышленного предприятия, обеспечивающей экономическую устойчивость его функционирования на основе управления портфелем нематериальных активов.

Для достижения цели диссертационного исследования ставились следующие основные задачи:

— обосновать и обобщить теоретические аспекты инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами, проанализировать зависимость между эффективностью управления инновационной деятельностью и экономическим ростом предприятия;

— выявить взаимосвязь между структурой нематериальных активов и направлением инновационного развития предприятия;

— разработать методику расчета оптимального объема нематериальных активов в структуре активов предприятия на основе формирования портфеля НМЛ;

— сформировать методический подход к выбору инновационной стратегии на основе определения стоимости нематериального актива и оценки эффективности управления инновационной деятельностью;

— разработать систему мониторинга инновационной деятельности промышленного предприятия посредством анализа изменений структуры нематериальных активов и перспектив развития инновационных проектов.

Предмет исследования — теоретические и практические аспекты формирования стратегии инновационного развития на основе управления нематериальными активами предприятия.

Объект исследования — промышленные предприятия Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати и научно-практических конференций по вопросам стратегического управления инновационным развитием предприятия и эффективной организации инновационных процессов в современной экономике.

При разработке положений диссертации использованы следующие методы исследования: системный анализ, классифицирование, экономическое моделирование, многомерный сравнительный и факторный анализ. Совокупность используемых методов позволила обеспечить достоверность и обоснованность выводов и практических решений.

В качестве информационной базы использованы аналитические материалы ведущих предприятий промышленной отрасли по совершенствованию структуры инновационного потенциала, а также материалы Росстата, Министерства экономического развития РФ и Министерства финансов РФ.

Научная новизна работы заключается в разработке методических основ формирования и эффективного внедрения стратегии инновационного развития промышленного предприятия на основе определения оптимального объема нематериальных активов в структуре активов предприятия.

К основным положениям, которые обладают научной новизной и выносятся на защиту, относятся следующие.

1. Обоснована необходимость разработки стратегии инновационного развития предприятия в аспекте управления нематериальными активами, выявлена зависимость между эффективностью управления инновационной деятельностью промышленного предприятия и его экономическим ростом, дано определение нематериального актива.

2. Предложен метод оценки уровня инновационного развития предприятия, основанный на анализе влияния факторов внешней и внутренней среды и предусматривающий изменение структуры нематериальных активов предприятия.

3. Сформирована методика определения оптимального объема нематериальных активов на основе оценки стоимости и ликвидности нематериальных активов и формирования портфеля НМА.

4. Разработан методический подход к формированию эффективной стратегии инновационного развития на основе управления нематериальными активами, выявления их соответствия стратегическим целям предприятия, оценки структуры и определения ценности нематериальных активов предприятия, а также анализа эффективности портфеля НМА.

5. Разработана система мониторинга инновационных процессов промышленного предприятия на основе оценки результатов инновационной деятельности, эффективности управления нематериальными активами, а также системы диагностики реализуемости инновационных проектов.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования обусловлена необходимостью совершенствования инновационных процессов промышленного предприятия за счет совершенствования механизмов формирования стратегии инновационного развития и методов управления структурой нематериальных активов. Основные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов, связанных с инновационным развитием бизнес-процессов предприятия, управлением его производственной деятельностью и оптимизацией структуры нематериальных активов. Практическая значимость работы состоит в целесообразности применения основных положений диссертации в работе органов власти, формирующих и реализующих целевые программы инновационного развития, менеджментом предприятий. Изложенные в работе теоретические выводы и практические рекомендации по совершенствованию инновационных процессов промышленных предприятий могут быть использованы в учебном процессе вузов, системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

Заключение

.

1. В условиях рыночных отношений промышленному предприятию необходимо осуществлять непрерывное инновационное развитие, которое становится определяющим фактором устойчивого экономического роста.

Содержание инновационного фактора экономического роста можно систематизировать с выделением личностного, материально-технологического, информационного элементов. Личностная составляющая представляет собой повышение качества рабочей силы, а именно, -повышение уровня культуры, квалификации, творческого потенциала работников. Материально-техническая составляющая представляет собой повышение качества основного капитала, используемых материалов и технологий. Информационную составляющую можно определить как создание «электронной системы», пронизывающей производственные процессы, бизнес-процессы.

Новое качество экономического роста характеризуется следующими условиями:

— интенсивным ростом, сопровождающимся повышением эффективности производства за счет нововведений;

— особой структурой прирастающего продукта, состоящего из новых товаров, обусловливающих потребность человека;

— установлением границ, за пределами которых дальнейшее вовлечение инноваций на данном этапе в производство становится убыточным.

Следовательно, под качественным экономическим ростом можно понимать повышение эффективности производственных факторов и увеличение объемов производства за счет инноваций.

Организация инновационной деятельности как непрерывного процесса позволит предприятию достигнуть уровня инновационной готовности для качественного и своевременного достижения стратегических целей. Исходя из этого, инновационное развитие можно рассматривать как совокупность целенаправленных и взаимосвязанных упреждающих мероприятий, обеспечивающих достижение заданного экономического роста для осуществления целей развития предприятия.

2. Для обеспечения выполнения принципа целенаправленности инновационного развития, необходимо наличие стратегии инновационного развития предприятия.

Способность к правильному выбору и эффективной реализации стратегии инновационного развития, практическому использованию инноваций становится необходимым условием достижения качественного экономического роста, научно-технического прогресса и высокой конкурентоспособности предприятия.

Разработанная автором стратегия инновационного развития предприятия представляет собой ряд последовательных мероприятий с обратными связями, которые позволяют вести корректировку целей, задач, а также формировать результирующие показатели экономического состояния производственного комплекса.

Первым шагом в разработке стратегии является формирование принципов и стратегических целей инновационного развития предприятия.

Второй шаг — анализ экономического и инновационного состояния предприятия.

На третьем шаге определяются точки дезорганизующего воздействия факторов внутренней и внешней среды на инновационное развитие предприятия, затрагивающих экономические интересы и приоритеты как предприятия в целом, так и его составляющих по отдельным производствам.

Четвертым шагом стратегии является разработка качественных и количественных показателей изменений инновационного состояния предприятия.

На пятом шаге осуществляется разработка стратегии инновационного развития предприятия, включающая в себя анализ альтернатив и создание системы планов, позволяющих эффективно реагировать на технологические возможности и угрозы, а также осуществлять взаимную увязку выбранной инновационной стратегии с другими функциональными элементами.

Шестым шагом процесса разработки стратегии является прогноз результатов выполнения мероприятий.

Седьмой этап — это реализация стратегии инновационного развития предприятия, в ходе которой происходит процесс дальнейшего саморазвития сконструированной модели. Оценка результатов внедрения стратегии, их сравнение с прогнозными значениями, при необходимости корректировка подхода на основании сделанных выводов проводятся в рамках мониторинга, призванного осуществлять непрерывное систематическое наблюдение за состоянием процессов.

Таким образом, стратегия инновационного развития предприятия устанавливает оптимальную последовательность мероприятий по общим направлениям, способствует созданию новой системы управления, обновления производства, а также контролирует и корректирует деятельность по выполнению намеченных мероприятий на основе осуществления текущего мониторинга.

3. Для разработки стратегии инновационного развития промышленного предприятия принципиально важным становится создание системы управления нематериальными активами предприятия и их оценки.

Нематериальный актив — совокупность информационно-интеллектуальных факторов функционирования экономического субъекта, создаваемых и используемых как внутри организации, так и в окружающей среде с целью формирования уникальных конкурентных преимуществ.

Под управлением НМА понимается совокупность действий и мероприятий, направленных на обеспечение эффективного планирования, организации и контроля процессов формирования, развития и использования интеллектуальных активов предприятия, а также мотивации процессов накопления и умножения нематериальных активов.

Для эффективного управления нематериальными активами организации автором предлагается осуществить формирование и оценку структуры портфеля НМА предприятия.

Портфель НМА — это пакет патентов и охранных документов, защищающих ряд научно-технических направлений, в рамках которых создан наукоемкий товарный продукт.

Автор предлагает следующую последовательность этапов формирования портфеля НМА предприятия.

1. Определение множества нематериальных ресурсов, которые полностью перекрывают все направления, используемые в той или иной мере в полном технологическом цикле создания изделий, и их выход на товарный рынок.

2. Выделение области пересечения НМА, которые дублируются при создании разных образцов техники.

3. Оптимизация формируемых пакетов патентов в рамках общего портфеля НМА с целью минимизации числа патентов в пересекающихся направлениях.

4. Определение цели и задач формирования портфеля НМА с учетом общей стратегии инновационного развития предприятия.

5. Формирование и оценка портфеля НМА на основе комплексной система показателей и в рамках разработанной инновационной стратегии.

Таким образом, формирование портфеля НМА на внутрифирменном уровне позволит использовать его в качестве инструмента для разработки эффективной инновационной стратегии предприятия.

4. Проведенный автором анализ существующих методик оценки инновационного развития предприятия показал, что каждая из них эффективна при использовании одних составляющих оценки инновационного развития, но не учитывает другие компоненты, поэтому необходимо их объединение и формирование на этой основе новой методики.

Исходя из этого, автором предлагается оценивать уровень инновационного развития предприятия в зависимости от влияния факторов внешней и внутренней среды. В свою очередь, для определения степени влияния внешних факторов на инновационное развитие промышленных предприятий предлагается использовать коэффициент инновационной активности внешней среды, а для определения степени влияния внутренних факторов — коэффициент инновационной активности внутренней среды.

Оценку полученного результата рекомендуется осуществить по установленным критериям, характеризующим низкий, средний и высокий уровень инновационного развития.

Анализ воздействия факторов на инновационное развитие предприятия позволяет сделать вывод, что одним из основных факторов ведущим к увеличению инновационного потенциала является степень обновления нематериальных активов. Изменение инновационной структуры тогда происходит успешно и устойчиво, когда НМА максимально сохраняются и стоимость их увеличивается.

Для определения эффективности инновационного развития предприятия на основе анализа НМА автором предлагается использовать отношение стоимости нематериальных активов к капитализации предприятия, которое в момент времени 1+1 должно быть больше, чем в момент времени 1-. Выполнение данного условия означает, что при условии общего роста капитализации предприятия, рост нематериальных активов проходит опережающими темпами, по сравнению с материальными, что указывает на инновационный характер развития предприятия.

5. Для оптимизации инновационного развития предприятия на основе управления НМА автором предлагается использовать методику формирования портфеля нематериальных активов в структуре инновационного потенциала предприятия. Этапы реализации данной методики должны включать в себя анализ инновационного развития предприятия и определение необходимости оптимизации объема нематериальных активов предприятия, определение стоимости и оценку ликвидности НМА, изменение структуры нематериальных активов и формирование портфеля НМА.

Целью формирования портфеля НМА является увеличение инновационного потенциала предприятия на основе совокупности НМА, характеризующихся разной степенью ликвидности и разной стоимостью.

Анализ перспективности различных комбинаций «ликвидностьстоимость НМА» предлагается выполнять на основе матрицы Бостонской консалтинговой группы.

В сформированной матрице каждый элемент (НМА) портфеля занимает свою исходную стратегическую позицию, что дает возможность руководству через их последующую коррекцию выбирать направление вектора инновационного развития предприятия и существенно снизить область выбора стратегий, нацеленных на получение ожидаемого экономического эффекта.

Анализ эффективности портфеля НМА в структуре предприятия предлагается осуществлять на основе логической вероятностно-функциональной модели, которую можно выразить через показатель реализуемости инновационной стратегии. Возможные значения данного показателя были рассчитаны в результате исследования 24 промышленных предприятий различной формы собственности, масштабности и инновационной активности. Максимальное значение показателя свидетельствует о том, что на предприятии присутствуют все виды НМА и достигнут оптимум уровня инновационного развития и эффективности.

6. Механизм выбора стратегических приоритетов инновационного развития на основе управления нематериальными активами охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии, производственных процессов, структуры и инновационного развития предприятия.

Механизм выбора стратегических приоритетов инновационного развития на основе управления нематериальными активами включает в себя анализ следующих элементов:

— уровень инновационности (инновационной активности, инновационного развития) хозяйствующего субъекта;

— стоимость и ликвидность нематериальных активов предприятия;

— эффективности управления инновационной деятельностью;

— стратегия инновационного развития на основе формирования НМА.

При разработке стратегии инновационного развития на основе анализа.

НМА на промышленных предприятиях решаются следующие задачи:

— выявление факторов, определяющих эффективность применения НМА, на качественном уровне и их количественная оценка;

— выбор метода оценки эффективности в зависимости от масштаба влияния результатов использования НМА на деятельность предприятия;

— анализ состава нематериальных активов предприятия путем использования различных подходов и методов;

— оценка рисков и возможных убытков, связанных с выбором того или иного варианта управления НМА;

— оценка затрат и результатов, связанных с выбором того или иного варианта;

— определение расчетного периода, обусловленного сроком полезного использования нематериального актива и сроком действия лицензионного соглашения.

Внедрение в практику механизма выбора стратегических приоритетов инновационного развития на основе управления нематериальными активами позволит более эффективно включать в хозяйственный оборот разнообразные нематериальные активы, имеющиеся у отечественных предприятий, которые являются источниками множества технологических, технических и продуктовых нововведений в современных условиях.

7. Практическое использование и эффективность разработанного автором механизма выбора стратегических приоритетов инновационного развития предприятия были рассмотрены на примере предприятия машиностроительной отрасли ОАО «Волговятмашэлектроснабсбыт» (г. Н. Новгород).

Первым этапом выбора стратегических приоритетов инновационного развития предприятия в соответствии с предложенным механизмом было проведение оценки текущего состояния предприятия и внешней среды. Анализ текущего состояния предприятия показал резкое падение сбыта продукции ОАО «Волговятмашэлектроснабсбыт» и снижение объемов производства, что явилось следствием значительного износа оборудования, недостатком производственных мощностей, низкой конкурентоспособностью, а также недооценки роли научно-технической и инновационной деятельности.

На втором этапе выбора стратегических приоритетов инновационного развития предприятия проведено сравнение текущего состояния предприятия с определенными автором критериями.

Уровень инновационного развития предприятия в зависимости от влияния факторов внешней и внутренней среды был определен как «низкий».

Оценка степени эффективности инновационного развития предприятия на основе анализа НМА также указала на отсутствие инновационной активности на предприятии.

На следующем этапе были определены стоимость и ликвидность НМА, находящихся на балансе предприятия, и сформирован портфель НМА.

При оценке эффективности существовавшего портфеля НМА предприятия рассчитан показатель реализуемости инновационной стратегии, характеризующий низкий уровень инновационного развития. Исходя из этого автором предложено продать некоторые НМА предприятия, а также приобрести новые НМА.

При повторной оценке эффективности портфеля НМА предприятия показатель реализуемости инновационной стратегии составил 17,9, указывая на то, что промышленное предприятие использует около 70% всех возможных НМА, что характеризуется как высокий уровень инновационного развития.

На следующем этапе была сформирована стратегия инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами предприятия и построен прогноз будущих значений показателей предприятия.

Для анализа эффективности стратегии инновационного развития предприятия и определения наилучшего варианта управления нематериальными активами предприятия на основе расположения их в портфеле использовался метод экспертных критериальных оценок.

Оценка эффективности предложенных разработок показала, что реализация стратегии инновационного развития на ОАО «Волговятмашэлектроснабсбыт» обеспечила достижение поставленных стратегических целей предприятия, а именно — увеличение годового выпуска вентиляционно-отопительного оборудования на 180,2 млн руб., а также способствовала расширению ассортимента выпускаемой продукции, улучшению финансово-экономического состояния предприятия и повышению уровня инновационного развития.

8. Мониторинг инновационного развития машиностроительного предприятия — это система оперативного отслеживания и первичного анализа изменений в инновационном развитии машиностроительного предприятия, обеспечивающая формирование и хранение регулярно систематизируемой стратегической и экономической информации о текущих значениях показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показателя уровня инновационного потенциала предприятия и реализуемости инновационной стратегии.

Основными элементами системы мониторинга инновационного развития машиностроительного предприятия являются: охват всех значительных инновационных и экономических изменений на предприятииналичие определенного постоянного состава показателей и индикаторов инновационной деятельности предприятияналичие временных показателей, дополняющих основную систему и изменяющихся в зависимости от инновационных целей предприятия, что обеспечивает гибкость системы мониторингапередача данных по каналам связи на центральный информационный центр, их обработка и хранениепроведение мониторинга из единого организационного центраорганизация доступа потребителей к имеющейся информации.

В настоящей работе под объектами мониторинга понимаются инновационность предприятия и управление НМА, а под субъектамиуправленческая команда предприятия, возглавляемая генеральным директором.

Следовательно, конечной целью мониторинга процесса инновационного развития предприятия является управление изменениями в структуре нематериальных активов путем своевременного информирования о возможности наступления неблагоприятных изменений в инновационном процессе.

Таким образом, реализация разработанной стратегии инновационного развития на ОАО «Волговятмашэлектроснабсбыт» позволила оптимизировать количественные и качественные параметры структуры нематериальных активов в целях минимизации издержек и повышения качества и конкурентоспособности производимой продукции, а также сформировать инновационную структуру управления предприятием, максимально соответствующую его внутренней специфике и обеспечивающую своевременную адекватную реакцию на изменение внешней среды.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д.А., Абрютииа, М.С., Грачев, A.B. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия Текст. / Д. А. Абрютин, М. С. Абрютина, A.B. Грачев. 2-е изд., испр. — М.: Дело, И-Сервис, 2000.
  2. , А.Г. Социально-экономическое развитие России Текст. / А. Г. Аганбегян. -М.: Дело, 2003.
  3. , В.В. Вопросы перехода России на инновационный путь развития в условиях глобализации // Инновации — 2007. № 11.
  4. , И. Новая корпоративная стратегия Текст. / И. Ансофф. — СПб: Изд. Питер, 1999.
  5. , И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? Текст. / И. Т. Балабанов. -М.: Финансы и статистика, 1995.
  6. , И.Т. Инновационный менеджмент Текст. / И. Т. Балабанов. — СПб: Изд-во «Питер», 2001.
  7. , К.В. Инвестиции. Системный анализ и управление Текст. / К. В. Балдин. М.: Изд-во «Дашков и Ко». 2005 г. с. 103
  8. , A.B. Деятельность корпораций Текст. / A.B. Бандурин. — М.:1999.
  9. , A.B., Гуржиев, В.А., Нургалиев, Р. З. Финансовая стратегия корпораций Текст. / A.B. Бандурин, В. А. Гуржиев, Р. З. Нургалиев. -М.: Алмаз, 1998.
  10. , Р., Гусев, В. Описание денежных потоков при разработке схем финансирования инвестиционных проектов Текст. / Р. Блачев, В. Гусев // Инвестиции в России. — 2002. № 2.
  11. Большой экономический словарь Текст. / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002.
  12. , Ф., Смирнова, Г., Нечаева, О. Сущность понятия инновации и его классификация Текст. / Ф. Бездудный, Г. Смирнова, О. Нечаева. // Инновации. -1998. № 2−3.
  13. , Ю. Энциклопедия финансового менеджмента Текст. / Ю. Бригхем. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 1998.
  14. , Ю., Гапенски, JI. Финансовый менеджмент Текст.: полный курс, в 2-х т., пер. с англ. / Ю. Бригхэм, JI. Гапенски. СПб: Экономическая школа, 1997.
  15. , A.B. Предпинимательство Текст. / A.B. Бусыгин. М: Интерпракс, 1994.
  16. , М.И. Внутрифирменное планирование Текст.: Учебник / М. И. Бухалков М.: ИНФРА-М, 1999.
  17. , Е.В. Показатели денежного потока в оценке финансовой устойчивости предприятия // Финансы. 2000. — № 2.
  18. , C.B. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия Текст.: учебное пособие для вузов. / C.B. Валдайцев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  19. , Б.И., Горлова, Л.П., Зернов, Е.Л., и др. Оперативный контроль экономической деятельности предприятия Текст. / Б. И. Валуев, Л. П. Горлова, Е. Л. Зернов и др. М.: Финансы и статистика, 1991.
  20. , О.С. Стратегическое управление Текст.: Учебник / О. С. Виханский. М.: Гардарика, 1998.
  21. , Р., Сухарев, О. Инновации инструмент экономического развития Текст. / Р. Вчерашний, О. Сухарев // Инвестиции в России. — 2000. -№ 11.
  22. , Д. Привлечение потенциала Текст.: пер. с англ., пособия «Эрнст энд Янг» / Д. Гарднер. М.: Джон Уайли энд Санз, 1995.
  23. , Ф. Инновационная деятельность промышленных компаний Текст. / Ф. Глисин // Экономист 2005. — № 4.
  24. Годовой отчет Роспатента за 2006 год Текст., http://www.fips.ru.
  25. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Текст. № 14 ФЗ от 26 января 1996 г., (ред. от 14.07.2008).
  26. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Текст. № 51 ФЗ от 30.11.1994 г., (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008).
  27. , В., Островкин, И. Оценка предприятий. Имущественный подход Текст. / В. Григорьев, И. Островкин. М.: Дело, 1998.
  28. Дергачев, A. JL, Хилл, Д., Казаченко, Л.Д. Финансовая-экономическая оценка минеральных месторождений / A.JI. Дергачев, Д. Хилл, Л. Д. Казаченко. М.: МГУ, 2000.
  29. , П. Менеджмент: стратегия и тактика Текст. / П. Дойль. -СПб: Изд-во «Питер», 1999.
  30. , П.Ф. Инновации и предприянимательство Текст. / П. Ф. Друкер. -М.: Издательский Дом «Грааль», 1992.
  31. , И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления Текст.: учебное пособие / И. А. Егерев. М.: Дело, 2003.
  32. , C.B. США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности производителей Текст. / C.B. Емельянов // Менеджмент в России и за рубежом 2002. — № 3.
  33. , А.Н., Зокин, A.A. Экономическая безопасность как основной приоритет экономической политики России в условиях глобализации. Стратегия и приоритеты экономической политики современной России Текст. / А. Н. Захаров, A.A. Зокин. -М.: ИЭ РАН, 2003.
  34. , A.A. Факторы экономического роста в российской экономике 1998−2000 гг. Трансформационные процессы и экономический рост в современной России / A.A. Зокин. М.: МГИМО, 2001.
  35. , A.M., Иванова, Н.С., Перевозчиков, А. Г. Опционные риски и их учет в ставке капитализации дохода Текст. / A.M. Иванов, Н. С. Иванова, А. Г. Перевозчиков // Финансы и кредит 2000. — № 6.
  36. Инновационная экономика Текст. М.: Наука, 2001.
  37. Инновационный менеджмент Текст.: учебник / под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. — 2001.
  38. Инновационный менеджмент Текст.: учебник для вузов / под ред. д.э.н., проф. О. П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2001.
  39. Инновационный менеджмент Текст.: учебник / под ред. проф. В. А. Швандара, проф. В .Я. Горфинкеля. М.: Вузовский учебник, 2006.
  40. Инновационный менеджмент Текст.: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005.
  41. , О.В. Теория факторов производства в контексте экономики развития. Научный доклад на Президиуме МАОН (Москва, 29.11.2002 г.) Текст. / О. В. Иншаков. Волгоград.: Маркет ДС. — 2002.
  42. , Р., Нортон, Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию Текст.: 2-е изд. испр. и доп., пер. с анг. / Р. Каплан, Д. Нортон. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
  43. , Р., Нортон, Д. Стратегические карты Текст. / Р. Каплан, Д. Нортон. М.: Олимп-Бизнес, 2005.
  44. , М.Е. Особенности стратегического планирования на российском предприятии Текст. / М. Е. Касс // Архитектура. Экономика. Геоэкология: сборник трудов аспирантов и магистрантов. Н. Новгород: ННГАСУ, 2005.
  45. , М.Е. Планирование стратегического развития предприятия на основе SWOT анализа Текст. / М. Е. Касс // Архитектура. Экономика. Геоэкология: сборник трудов аспирантов и магистрантов. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2006.
  46. , М.Е. Повышение эффективности управления инновационным развитием промышленного предприятия на основе формирования системы активизации инновационных процессов Текст. / М. Е. Касс // Транспортное дело в России. 2006, № 9. Ч. 3.
  47. , М.Е. Разработка эффективных методов анализа инновационной деятельности предприятий Текст. / М. Е. Касс // Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития: сборник материалов V
  48. Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2007.
  49. , М.Е. Методы оценки инновационного потенциала предприятия Текст. / М. Е. Касс // Гуманитарные науки: тезисы докладов XII Нижегородской сессии молодых ученых. Н. Новгород: ННГАСУ, 2007.
  50. , М.Е. Основные направления формирования модели инновационного развития предприятия Текст. / М. Е. Касс // Управление в социальных и экономических системах: сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза: РИО ПГСХА, 2007.
  51. , М.Е. Об инновационном сценарии развития экономики и усилении роли нематериальных активов Текст. / М. Е. Касс // Социально-гуманитарные науки: сборник трудов аспирантов и магистрантов. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2008.
  52. , М.Е. Анализ нематериальных активов при управлении инновационным развитием предприятия Текст. / М. Е. Касс // Вестник Волжского Регионального отделения Российской Академии архитектуры и строительных наук: выпуск 11. — Н. Новгород, 2008.
  53. Касс, М. Е. Перспективы формирования стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами
  54. Текст. / М. Е. Касс // Предпринимательство. — 2008, № 4.
  55. , В.Ю. Проектное финансирование: организация, управление риском, страхование Текст. / В. Ю. Катасонов. М.: Анкил, 2000.
  56. , В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами вААР Текст. / В. В. Качалин. М.: Дело, 1998.
  57. , А.Г., Максимов, В.А. Основы инновационного предпринимательства Текст. / А. Г. Кирьяков, В. А. Максимов. Ростов на Дону: Феникс, 2002.
  58. , В.Г. Экономический рост США: ретроспектива и перспектива Текст. / В. Г. Клинов // США-ЭПИ. 1998. № 7.
  59. , М.И., Прекатов, Б.А., Тюриков, Ю. П. Стратегическое планирование инновационной деятельности Текст.: учеб. пособие / М. И. Кныш, Б. А. Прекатов, Ю. П. Тюриков. СПб.: Бизнес-Пресса, 1998.
  60. , В.В. Введение в финансовый менеджмент Текст. / В. В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2000.
  61. , В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности Текст.: 2-е изд., перераб. и доп. / В. В. Ковалев. -М.: Финансы и статистика, 2000.
  62. , Г. Д. Основы инновационного менеджмента Текст. / Г. Д. Ковалев. М.: ЮНИТИ, 1999.
  63. , Д.И. Инновационная деятельность Текст. / Д. И. Кокурин. М.: Экзамен, 2001.
  64. Количественные методы финансового анализа Текст. М.: ИНФРА-М, 1996.
  65. , Н.П. Бухгалтерский учет Текст. / Н. П. Кондраков. — М.: Инфра-М, 2002.
  66. , Т., Колер, Т., Мурин, Д. Стоимость компаний: оценка и управление Текст. / Т. Коупленд, Т. Колер, Д. Мурин. М.: Олимп-Бизнес, 2000.
  67. , Э.И., Журавкова, И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятий Текст.: учеб. пособие. / Э. И. Крылов, И. В. Журавкова. М.: Финансы и статистика, 2001.
  68. , Д.Б. Российские предприятия в начале 2000 года: текущее финансово-экономическое положение и экспансия на внутреннем рынке Текст. / Д. Б. Кувалин // Проблемы прогнозирования. -1999. № 2.
  69. , Л.А. Анализ финансовой деятельности с помощью коэффициентов Текст. / Л. А. Купчина // Бухгалтерский учет. 2000. — № 4.
  70. , Д.С. Об исходных принципах комплексной методики оценки эффективности общественного производства и отдельных хозяйственных мероприятий Текст. / Д. С. Львов // Стандарты и качество. — 2002.-№ 7.
  71. , В.Д., Кузнецова, С.А. Стратегический менеджмент Текст. / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 1999.
  72. Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы охраны интулектуальной собственности» Текст. Нижний Новгород, 17−18 сентября 2002.
  73. , В.Г. Инновационный менеджментТекст.: учебник / В. Г. Медынский. -М.: ИНФРА-М, 2002.
  74. , В.Г., Скамай, Л.Г. Инновационное предпринимательство Текст.: учеб. пособие для вузов / В. Г. Медынский, Л. Г. Скамай. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  75. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов Текст.: вторая редакция. М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.
  76. А. Методы оценки при покупке бизнеса Текст. / А. Соколов // Директор-инфо- 2002. № 10.
  77. , Г. И., Недужий, М.И., Павлов, Н.В., Яшина, H.H. Международные стандарты оценки. Кн. 1,2 Текст.: перевод, комментарии, дополнения / Г. И. Микерин, М. И. Недужий, Н. В. Павлов, H.H. Яшина. М.: Дело, 2000.
  78. , Ю. Инвестиции в конкурентоспособное производство Текст. / Ю. Мишин. М.: Изд-во «Кнорус», 2005.
  79. , М. Слияние по-российски Текст. / М. Молина // БОСС. — 2003. -№ 3.
  80. , Ю.П. Инновационный менеджмент Текст.: учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  81. , Ю.П. Технологиченские инновации и их роль в современных экономических условиях России Текст. / Ю. П. Морозов // Инновации 2000. — № 1−2.
  82. Новая стратегия реструктуризации предприятий машиностроительной отрасли Текст.: Портал машиностроения. www.mashportal.ru.
  83. О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера Текст.: Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210.
  84. Об утверждении стандартов оценки Текст.: Постановление Правительства от 06.06.2001 № 519.
  85. , С.А. Формирование инвестиционного потенциала предприятий промышленности, строительства и городского хозяйства Текст.: монография / С. А. Обозов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2000.
  86. Общая экономическая теория Текст.: под. ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. -М.: ПРОМО-Медия, 1995.
  87. , С.А. Статистические аспекты исследованиядиверсификации корпораций Текст. / С. А. Орехов. — М.: ИНИОН РАН, 2001.
  88. Основы инновационного менеджмента: теория и практика Текст.: учеб. пособие под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. — М.: Экономика, 2000.
  89. Основы инновационного менеджмента Текст.: учебник для вузов под ред. д.э.н., проф. В. А. Швандара. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  90. Оценка бизнеса Текст.: под редакцией А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  91. Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности Текст.: под ред. Карповой H.H., Азгольдова ГГ. Материалы Института профессиональной оценки, 2006.
  92. , В.В., Ковалев, В.В. Как читать баланс Текст. / В. В. Патров, В. В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2007.
  93. , Ж. Управление финансами Текст. / Ж. Перрар. М.: Финансы и статистика, 2001.
  94. , А.Б., Выгон, Г.В. Анализ связи технологической эффективности и рыночной капитализации компаний Текст. / А. Б. Поманский, Г. В. Выгон / Экон. и мат. методы.- 2000. № 2.
  95. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2009 г. Текст. Официальный сайт МЭРТ РФ.
  96. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2003−2005 гг. Текст. М.: Инфо, 2002.
  97. Проект концепции государственной инновационной политики РФ на 20 001- 2005 годы Текст. // Инновации 2000. — № 3−4.
  98. Промышленность России Текст.: Стат. сб. М.: Росстат, 2006.
  99. , Т., Койли, Б. Финансовые инвестиции и риск Текст. / Т. Райе, Б. Койли. -М., 2005.
  100. Россия в цифрах 2008 Текст.: крат.стат.сб. — М.: Росстат, 2008.
  101. , Ф.М. Никулин, Л.Ф., Фаткин, JI.B. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений Текст. / Ф. М. Русинов, Л.Ф. Никулин, Л.В. Фаткин. М: ИНФРА-М, 2002.
  102. , Т.Ф., Стрелков, Е.В. Маркетинг Текст.: словарь-справочник [Текст] / Т. Ф. Рябова, Е. В. Стрелков. М.: Агентство массовой информации, 2002.
  103. , В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ Текст. / В. Н. Садовский. М.: Наука, 1994.
  104. , A.B. Эффективность функционирования инновационных малых предприятий Текст.: Монография / A.B. Сорокин. — М.: Логос, 2000.
  105. Социально-экономическое положение России (январь-июль) 2004 Текст.: статистический сборник. М, Федеральная служба государственной статистики, 2004.
  106. , Е.С. Финансовый менеджмент Текст. / Е. С. Стоянова. -М.: Перспектива, 2006.
  107. Стратегия развития предприятия и инновационные приоритеты // Проблемы теории и практики управления 2005. — № 6.
  108. , Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний Текст.: пер. с англ. / Б. Такер. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.
  109. ПО.Трифилова, A.A. Управление инновационным развитием предприятия Текст. / A.A. Трифилова. -М.: Финансы и статистика, 2003.
  110. , И.Н. Численные методы Текст. / И. Н. Турчак. М, 2006.
  111. Управление организацией Текст.: учебник под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2005.
  112. Управление современной компанией Текст.: учебник под ред. проф. Б. Мильнера (Россия), проф. Ф. Лиса (США). М.: ИНФРА-М, 2001.
  113. , Ф.А. Инновационный менеджмент Текст.: учебник. 2-е изд. / Ф. А. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  114. Финансово-кредитный словарь Текст.: в 3-х томах под ред. В. Ф. Гарбузова. М.: Финансы и статистика, 2004.
  115. Финансово-экономический словарь Текст.: под ред. Назарова М. Г. -М.: Финстатинформ, 2005.
  116. Финансовый менеджмент Текст.: под редакцией Е. С. Стояновой. -М.: Перспектива, 2003.
  117. ПБ.Фоломьев, А. Обоснование инновационного типа воспроизводства Текст. / А. Фоломьев//Экономист- 2005. -№ 8.
  118. , Г. Открытые инновации Текст. / Г. Чесбро. — М.: Поколение, 2007.
  119. , Ф. Эпоха инноваций Текст.: пер. с англ. / Ф. Янсен. М.: Инфра-М, 2002.
  120. С. Нах, Nicolas S. Majluf. Tne Strategy Concept and Progress. A Pragmatic Approach. Prentice-Hall, Inc., 1996.
  121. Bamberger Ingolf. Product / Market Strategies of Small and Medium-sized Enterprises. England: Avebury, 1994.
  122. Bao Tran «IP law aspects in strategic planning» ABI/INFORM Euromoney Ltd. 1995 Managing Intellectual Property March 1995
  123. Boer F.P. The Valuation of Technology. John Wiley & Sons, Inc., 1999.
  124. Bray Stewart. Total Innovation. Pitman Publishing, 1995.
  125. Chesley G. R Valuing Business: Use of accounting earnings Saint Mary’s University, Halifax, NS, 1999.
  126. Damodaran A., Damodaran on Valuation: Security Analysis for Investment and Corporate Finance. John Wiley & sons, 1994.
  127. Denison E. Trends in American economic growth, 1929−1982. Washington: Brookings institution, 2001.
  128. Dixit, A.K., and R.S. Pindyck. Investment under uncertainty. Princeton Un. Press, Princeton, NJ. 1993.
  129. Donald R. Lexmann. Russel S. Winer. Analysis for Marketing Planning.- 4th Edition, 1997.170
  130. Hoffman R., Becker D. Confrontation: A Strategie Management Simulation. — Homewood, Illinois. 1989.
  131. Horngren Ch., Foster G., Srikant D. Cost Accounting. A. Managerial Emphasis. Prentice Hall Int., Inc. — 9th Edition, 1996.
  132. Jensen, M.C. The takeover controversy: analysis and evidence. Oxford Un. Press., 1987.
  133. Johnson A. Edosomwan. Integrating Innovation and Technology Management. John Wiley & Sons. — 1989.
  134. Kaplan, Robert S. Norton, David P. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Harvard Business School Press, 1996.
  135. Liu J. Ohlson J.A. The Faltham-Ohlson, Model: Empirical Indications Anderson School of Management, U.C.L.A., Los Angeles, Stern School of Business, N.Y.U., New York, 1999.
  136. W., Langdon M. 4th Generation R&D. Managing knowledge, Technology and Innovation. John Wiley & Sons, Inc. — 1989.
  137. New Economy. The Changing Role of Innovation and Information Technology in Growth. Paris, OECD, 2000. — P. 7−8.
  138. Pindyck, R. Irreversibility, uncertainty, and investment. J. Econ. Lit. 29,1991.
  139. Pratt Shannon. Valuning a Business: the analysis and appraisal of Closely Held Companies. Second Edition. Dow Jones-Irwin, Homewood, Illinois, 1989.
  140. Roberts H. Statistical versus clinical prediction of the stock market, mimeo, University of Chicago. 1967.
  141. Sick, Gordon. Real Options. R. Jarrow et al., Handbooks in OR & MS, Vol. 9, Finance, ch. 21, 1995.
  142. Wootton S., Home T. Strategic Planning. The Nine Step Programme. -Kogan Page. 1997.
Заполнить форму текущей работой