Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие наблюдательности, мышления и практических действий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очень существенно то, что у школьников экспериментального класса выявлено интенсивное развитие по всем трем прослеженным линиям. Таким образом, показана разносторонняя эффективность экспериментальной дидактической системы, ее роль в общем развитии школьников. Таким образом, ведущей тенденцией современного начального образования в нашей стране, как и за рубежом, является ориентация на психическое… Читать ещё >

Развитие наблюдательности, мышления и практических действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В монографии «Обучение и развитие» общее развитие рассматривается как целостное движение психики. «В изучении хода общего развития мы исходим из представления о целостности развития… Общее психическое развитие ребенка происходит как поступательное движение его взаимодействия с окружающим миром». И затем ставится и обсуждается вопрос о том, как проникнуть в эту целостность. «Какова же целесообразная структура методики психологического изучения развития? — пишет автор.— Адекватным мы считаем изучение по линиям развития психической деятельности. Своеобразие каждой из них как определенной формы проявления единого дает возможность проникнуть в сущность поступательного движения психической деятельности. Отмеченный способ изучения отвечает требованиям анализа как разложения на единицы. Такой анализ дает возможность познать целое, в то время как противоположный ему вид анализа — разложение на элементы — уничтожает свойства целого». Далее обосновывается адекватность методик изучения наблюдательности, мышления, практических действий задаче изучения общего развития школьников, показывается, что эти линии развития, отличаясь своеобразием по своему содержанию и структуре, в то же время при определенной методике их исследования отражают характер психической деятельности с точки зрения ее целостности.

Основными критериями при определении уровня развития были развитие наблюдательности, абстрактного мышления, практических действий.

По результатам применения экспериментальной системы начального обучения для общего развития школьников 1−2 классов научные работники смогли сделать вывод, что по трем упомянутым линиям (наблюдательности, мышления и практических действий) было выявлено, на какой ступени развития находились школьники в начале школьного обучения, а затем через два года. Факты свидетельствовали о выдающемся прогрессе развития учеников экспериментального класса на протяжении двух лет обучения по сравнению с учениками обычных классов. Добытые факты подтверждают, что система Занкова служит развитию различных форм психической деятельности школьников.

Очень существенно то, что у школьников экспериментального класса выявлено интенсивное развитие по всем трем прослеженным линиям. Таким образом, показана разносторонняя эффективность экспериментальной дидактической системы, ее роль в общем развитии школьников.

Следует заметить, что при этой системе достигается высокий результат в развитии всех учащихся, в том числе самых сильных и наиболее слабых.

Обучение по системе Занкова в наше время.

За прошедшее десятилетие в образовательной системе России произошли кардинальные изменения: на смену унифицированному монолиту советской школы пришло вариативное образование: школы, учителя, родители получили реальное и закрепленное законом право на выбор программ, учебников, образовательных технологий. Существует настоятельная потребность в содержательном анализе процесса реализации дидактической системы развивающего обучения Л. В. Занкова в изменившейся социальной и образовательной ситуации: в осмыслении позитивных и негативных тенденций, достижений, проблем, противоречий и перспектив.

Одним из существенных результатов научной разработки и реализации в школьной практике дидактической системы Л. В. Занкова является то обстоятельство, что идеи развивающего обучения утвердились в педагогическом и общественном сознании и оказывают влияние на всю систему российского образования. При любых педагогических инновациях стало хорошим тоном ссылаться на Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова; подчеркивать проблемную структуру учебных материалов, ориентацию на зону ближайшего развития детей, направленность на организацию учебно-поисковой деятельности детей в атмосфере сотрудничества и сотворчества учителя и детей. Еще недавно административная оценка успешности педагогической деятельности школьного учителя включала в себя, прежде всего сведения о проценте успеваемости. Сейчас в официальных документах декларируется, что смысл профессиональной деятельности учителя видится в создании условий, благоприятных для проявления и развития личностного потенциала учащихся. Другое дело, что в действительности имеется в виду под этими понятиями. Но несомненно, что в общественном и педагогическом сознании происходит смена приоритетов, что идеи развивающего обучения вошли в российское образование.

В современных концепциях начального образования в качестве основной, главной и определяющей его цели называется развитие личности младших школьников. Усвоение детьми знаний, умений и навыков должно становиться средством достижения этой цели. Анализ научных данных о перспективах развития образования, о тенденциях развития отечественной и зарубежной образовательных систем, изучение прогнозов экспертов свидетельствуют о том, что в третьем тысячелетии именно личностно развивающие педагогические системы будут занимать доминирующие позиции в мировом контексте.

Таким образом, ведущей тенденцией современного начального образования в нашей стране, как и за рубежом, является ориентация на психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения.

Главным результатом дидактической системы Л. В. Занкова, на мой взгляд, является ее приход в массовую школу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой