Дикция.
Дикция и выразительное чтение
![Реферат: Дикция. Дикция и выразительное чтение](https://gugn.ru/work/7312332/cover.png)
Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции. Многие говорят зажатым, стиснутым голосом. Разработаны Сергеем Машкевичем, редактором новостей ТРК «ЭХО» (г. Рязань) для дикторов означенной телерадиокомпании. Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти… Читать ещё >
Дикция. Дикция и выразительное чтение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дикция (от лат. dictio — произнесение речи) — произношение, манера выговаривать слова. В актерском искусстве дикция является:
- — средством донесения текстового содержания произведения;
- — одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа.
Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа (т.е. если гласная имеет полетность, согласная «полетит» вслед за ней).
В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.
Культура предполагает знание и соблюдение правил орфоэпии, и правильное ударения в словах (логика речи).
Орфоэпия это единообразное, присущее русскому литературному языку произношение, правильность речи.
Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.
Звукообразующими органами речи являются: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, гортань, задняя стенка зева и голосовые складки.
Активную роль выполняют: голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть. Пассивную роль выполняют: зубы, твердое нёбо, задняя стенка зева и верхняя челюсть. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат. Его работу называют артикуляцией.
Непринужденность, целесообразность и экономность движений органов речи, их соподчиненность с работой органов дыхания и резонаторами являются надежным условием правильной дикции.
Логика речи.
Необходимо выделить главные несущие основную смысловую нагрузку, а потому ударные и второстепенные слова. Донести смысл каждой фразы.
Профессор Г. М.П.И. им. Гнесиных Н. К. Мешко, говоря о культуре пения, определяет интонацию как «смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит песня, певец должен усвоить смысл песни, понять чувства, передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса. Неправильные смысловые акценты порождают и искажают содержание песни» .
Гениальный режиссер К. С. Станиславский, работая в оперном театре, говорил: «Пойте мысль!» Подчеркивая тем самым необходимость «протянуть» мысль от начала фразы к ее логической вершине. При любом исполнении (прозы или песни) необходимо помнить о смысле.
Многие говорят зажатым, стиснутым голосом. Разработаны Сергеем Машкевичем, редактором новостей ТРК «ЭХО» (г. Рязань) для дикторов означенной телерадиокомпании.