Осуществление аудиторских процедур и анализ результатов их выполнения
Процедура 4 Проверка соответствия аналитического учёта расчётов с поставщиками с данными синтетического учёта Для проверки соответствия аналитического учёта счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» с данными синтетического учёта аудитор сверяет данные оборотно — сальдовой ведомости по счёту 60 с данными главной книги, анализ данных представлен в таблице 12. Методика сбора аудиторских… Читать ещё >
Осуществление аудиторских процедур и анализ результатов их выполнения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В ходе проверки аудитору необходимо внимательно проанализировать договоры поставки продукции накладные, счета-фактуры, принятую в организации учетную политику, акты сверок, учетные регистры.
Одним из ответственных, сложных и трудоемких видов работ, выполняемых в ходе аудита, является юридическая и экономическая экспертиза договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения и подготовка заключений по ее результатам. При этом от аудитора требуется составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров, о правильности используемых принципов оценки активов, схем бухгалтерских записей, порядка налогообложения, ответственности по договорам, о соблюдении договоров экономическими субъектами .
Процедура 1 Правовая экспертиза и проверка правильности оформления договоров. Для аудита договоров выбран договор поставки № 28 от 12.04.2010 г. с ООО «Ю.М.К.». Приложением к договору является Прайс — лист. Проверка правильности оформления договор отражена в рабочем документе аудитора (табл. 5).
Таблица 5 Проверка правильности оформления договоров.
№ п/п. | Документ. | Наименование поставщика (подрядчика). | Вид договора. | Наличие в договоре. | Выводы аудитора. | ||
№. | Дата. | Рекви зитов. | Подписей и печатей. | ||||
12.04.11. | ООО «Ю. М. К». | Договор поставки. | имеются. | имеются. | Рекомендуется ставить подпи си сторон на каждом листе договора во из бежание под мены листов. |
Сравнение нормативно-правовой информации об условиях и других характеристиках договоров с данными, зафиксированными в договоре, с фактическими сведениями о выполнении сделок дает возможность обеспечить юридический анализ хозяйственных договоров и обобщить его результаты.
Материалы правовой экспертизы договоров отражены в рабочем документе (табл. 6).
Таблица 6 Правовая экспертиза договоров.
Условия. | Варианты исполнения: | |||
договора. | общие. | по договору купли-продажи. | в анализируемом варианте. | Вывод. |
1. Стороны. | Дебитор, кредитор | Покупатель, Поставщик. | ПокупательООО «Вираж», Поставщик ООО «Ю.М.К»,. | Соответствует нормативным актам. |
2. Предмет. | Объекты гражданских прав. | Товары, вещи. | Отделочные материалы. | ____"______. |
3. Сроки исполнения. | День исполнения. | Определяется условиями договора. | Период действия договора. | ____"______. |
4. Момент возникновения права собствен ности. | Момент передачи товара и. | Вручение товара покупателю или указанному им лицу; | Момент вручения товара покупателю. | ____"______. |
В результате проверки договоров можно сделать вывод, что документы оформлены с позиций действующего законодательства, имеют юридическую силу.
Процедура 2 Аудит организации первичного учёта расчётов с поставщиками.
Принимая во внимание, что СВК ООО «Вираж» является надежной, в соответствии с программой, проверка расчетов с покупателями начинается с аудита документооборота, который осуществляется по формальным признакам. Для этого необходимо проверить первичные документы на предмет их унификации и правильности оформления (наличие всех реквизитов, подписей, печати, даты, номера документа).
Результаты проверки первичных документов оформлены рабочим документом (табл. 7).
Таблица 7 Проверка правильности документального оформления поступления товаров за 2011 г. в ООО «Вираж».
№ п/п. | Реквизиты документа. | Характер выявленного нарушения. |
Накладная № 46 от 11.03.2011. ООО «Дом обоев». Накладная № 97 от 24.05.2011. ООО «Сбыт». | Отсутствуют подписи лиц,. получивших товары. | |
Накладная № 34 от 16.03.2011. Накладная № 85 от 27.03.2011. Накладная № 17 от 14.05.2011. | Отсутствуют данные от продавца. | |
Товарный отчет № 21. от 11.02.2011, составленный. Петровым А.А. Товарный отчет № 77. от 26.03.2010, составленный. А.А. Петровым. | Документ содержит исправления в. виде зачеркивания, не заверенные. подписью ответственного лица,. отсутствует виза руководителя. | |
Накладная № 351 от 08.08.2011. | Отсутствует расшифровка приобретенных товаров, указано «отделочные материалы». |
Аудиторские доказательства наличия подтверждающих документов по приобретению товаров собираются путем проверки: приходных документов товарно-кассовых отчетов, оформленных материально ответственными лицами; документов, полученных от обслуживающего банка и поставщиков, письменных подтверждений и устного опроса материально ответственных лиц, коммерческого директора и главного бухгалтера .
Организация работы сбора аудиторских доказательств по этой процедуре заключается в следующем: просматриваются приходные документы выбранных товарно-кассовых отчетов, выписывается наименование поставщика товаров; далее просматривается папка с договорами, закупочными актами, соглашениями о сделках, письмами-заявками и телеграммами на поставку товаров. Затем проверяется наличие счетов-фактур поставщиков по каждой конкретной поставке и отражается в рабочем документе, представленном в табл. 8.
Таблица 8 Проверка наличия подтверждающих документов на приобретение отделочных материалов.
№. п/п. | Наименование поставщика. | Приходный документ,. №, дата. | Договор (соглашение)№, дата. | Счет-фактура,. №, дата. | Причина. отсутствия. необходимых. документов. |
ООО «Артес». | № 18 от. 03.07.2011. | Нет. | N 23. от 03.07.2011. | Договор не заключен. | |
ООО «Обои Саратов». | № 25 от. 24.06.2011. | Договор № 34. от 15.03.2011. | Сч/ф не предъявлен, в учете числится как. отфактурованная. поставка. | ||
ООО «Дом торговли». | № 39 от. 18.08.2011. | Нет. | № 57. от 01.09.2011. | Договор не заключался, счет предъявлен с опозданием, в учете. не обозначено, что это. неотфактурованная поставка. |
Анализируя данные таблице 8, можно определить состояние разрешительных моментов на проведение товарных операций по закупкам товаров, что позволяет выявить наличие несанкционированных торговых сделок, определить добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным товарам, по которым нет счетов-фактур. Если установлено наличие неотфактурованных поставок (отсутствие счета-фактуры на оприходованный товар), путем устного опроса бухгалтера по учету движения товара устанавливают факт затребованности счетов-фактур от поставщиков, наличие запроса. Если запросы отсылались поставщикам, то необходимо проверить ответы на них. При отсутствии запросов или ответов на них должна быть проведена сверка расчетов с этим поставщиком путем отсылки письменного запроса. Проверка наличия счетов-фактур поставщиков по каждой конкретной поставке и отражается в рабочем документе.
Для проверки аудитор выбрал товарную накладную ф. ТОРГ 12 № 261−30 от 26.04.2010 на поставку отделочных материалов от ООО «Ю.М.К.», счёт фактуру 261−30 от 26.04.2010 .
Товар оплачен платёжным поручением № 47 от 25.04.2011.
Результаты проверки оформлены в рабочем документе (табл. 9).
Таблица 9 Проверка наличия документов на поставку товара от ООО «Ю.М.К.».
Документ. | № и дата документа. | Наименование поставщика. | Наименование товара. | Сумма по документу. | Характер нарушения. | ||
Всего. | в т.ч. НДС. | ||||||
ТТН. | 261−30. | 25.04.11. | ООО «Ю М К». | Отделочные материалы. | 55 160,00. | 8414,37. | отсутствует расшифровка подписи на накладной. |
сч-ф. | 261−30. | 25.04.11. | ООО «Ю М К». | Отделочные материалы. | 55 160,00. | 8414,37. | нарушений нет. |
пл. пор. | 25.04.11. | ООО «Ю М К». | Отделочные материалы. | 55 160,00. | 8414,37. | нарушений нет, поручение отражено в выписке банка. |
При проведении аудиторской проверки целесообразно выборочно сопоставить данные регистров. Результаты проверки поступления оформлены рабочим документом аудитора (табл. 10).
Таблица 10 Проверка фактического оприходования товара
№ п/п. | Документ. | Наименование поставщика (подрядчика). | Наименование товара (услуги). | Сумма, руб. | Выводы аудитора. | ||
№. | Дата. | Указано по документу. | Фактически оприходовано. | ||||
261−30. | 25.04.11. | ООО «Ю.М.К». | Отделочные материалы. | 55 160,00. | 55 160,00. | нарушений нет. |
В результате исследования можно сделать вывод о том, что в оформлении первичных документов имеется ряд недочётов: отсутствие подписей на документах, неразборчиво указаны расшифровки подписей на накладных.
Процедура 3 Аудит состояния задолженности поставщикам Подтверждением расчётов с дебиторами и кредиторами является акт сверки, который может быть использован как из первичной документации аудируемого лица, так и по запросу аудитора.
Аудитором проверено наличие актов сверки с поставщиками, произведена сверка сальдо в отчётности аудируемого лица с суммой задолженности, указанной в акте.
По данным оборотносальдовой ведомости по счёту 60 задолженность на 01.01.2012 перед ООО «Ю.М.К.» отсутствует, что подтверждается актом сверки с поставщиком. На документе имеются все необходимые реквизиты: подписи сторон и печати .
В рабочем документе аудитора (табл. 11) отражено соответствие сальдо счёта 60 расчётным документам ООО «Вираж».
Таблица 11 Проверка соответствия сальдо по счёту 60 расчётным документам
№ п/п. | Наименование поставщика. | Наименование договора. | Дата возникновения задолженности. | Сальдо задолженности на счетах 60,76. | Соответствие сальдо расчётным документам, выпискам. | Вывод аудитора. | |
дебет. | кредит. | дебет. | кредит. | ||||
ООО. «Дом обоев». | Договор поставки. | 15.06.11. | 114 000−00. | 114 000−00. | Верно. | ||
ООО «АДС». | Договор оказания услуг. | 30.11.11. | 2714−31. | 2714−31. | Верно. | ||
ООО «Багет». | Договор поставки. | 10.12.11. | 950−03. | 950−03. | Верно. | ||
ИТОГО. | 666 619−03. | 5 418 875−71. | 666 619−03. | 5 418 875−71. |
На основании проверки первичных документов и записей в регистрах бухгалтерского учёта аудитор делает вывод о достоверности данных документов.
Процедура 4 Проверка соответствия аналитического учёта расчётов с поставщиками с данными синтетического учёта Для проверки соответствия аналитического учёта счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» с данными синтетического учёта аудитор сверяет данные оборотно — сальдовой ведомости по счёту 60 с данными главной книги, анализ данных представлен в таблице 12.
На 31.12.2011 сальдо счёта 60 составило:
сч. 60.1 (К) 6 833 463 руб. 93 коп.
сч. 60.2 (Д) 1 071 720 руб. 39 коп.
Таблица 12 Анализ данных синтетического и аналитического учёта по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Данные оборотно — сальдовой ведомости. | Данные главной книги. | ||||||
Дата. | счёт. | Сумма (Д). | Сумма (К). | Дата. | счёт. | Сумма (Д). | Сумма (К). |
31.12.2011. | 60.1. | 6 833 463,93. | 31.12.2009. | 60.1. | 6 833 463,93. | ||
31.12.2011. | 60.2. | 1 071 720,39. | 31.12.2009. | 60.2. | 1 071 720,39. |
В результате исследования можно сделать вывод о том, что сальдо на счете 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» по синтетическим счетам соответствует сальдо на счёте 60 аналитического счёта.
Процедура 5 Проверка правильности составления бухгалтерских проводок.
Методика сбора аудиторских доказательств достоверности корреспонденции счетов, заключается в прослеживании правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с поступлением товара, операций по приемке, хранению и отпуску товаров и их соответствие Плану счетов бухгалтерского учёта .
Корреспонденция счетов по приобретению товаров представлена в табл. 13.
Таблица 13 Отражение поступления товара в бухгалтерском учете.
Содержание хозяйственной операции. | Сумма, руб. | Корреспонденция аудируемого лица. | Корреспонденция аудитора. | Заключениеаудитора. | ||
Дебет. | Кредит. | Дебет. | Кредит. | |||
Перечислен аванс под поставку товара. | 35 234−00. | 60.2. | 60.2. | Нарушений нет. Отсутствие разработанной корреспонденции счетов. | ||
Акцептован счёт поставщика за отделочные материалы. | 29 859−32. | 60.1. | 41.1. | 41.1. | 60.1. | |
Выделен НДС. | 5374−68. | 19.1. | 60.1. | 19.1. | ||
Зачтён аванс. | 35 234−00. | 60.1. | 60.2. | 60.1. | 60.2. | |
Отражена торговая надбавка. | 8957,80. | 41.1. | 41.1. | |||
Начислены транспортные расходы. | 5374−68. | 60.1. | 60.1. |
Недостача или порча товара по вине поставщика отражается следующей записью:
Дебет 76 «Расчёты по претензиям».
Кредит 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Товар, принятый на ответственное хранение, учитывается на забалансовом счёте 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» по покупной стоимости.
В результате исследования корреспонденции счетов по приобретению товаров было выявлено ошибка. Хозяйственная операции отражена на счетах бухгалтерского учёта не правильно, это может привести к искажению бухгалтерской отчетности.
Процеду 6 Проверка достоверности бухгалтерской отчётности Сальдо по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» отражается в бухгалтерской отчётности предприятия.
В таблице 14 проведена проверка правильности заполнения данных об остатках кредиторской задолженности.
Таблица 14 Проверка правильности заполнения данных об остатках кредиторской задолженности на 31.12.2011 года тыс. руб.
Показатель. | по данным предприятия. | по данным аудитора. |
Наименование. | ||
А. | ||
Кредиторская задолженность: краткосрочная — всего. | ||
в том числе: расчеты с поставщиками и подрядчиками. | ||
авансы полученные. | ||
расчеты по налогам и сборам. | ||
займы. | ||
прочая. | ||
Итого. |
В результате исследования можно сделать вывод о том, данные об остатках кредиторской задолженности в бухгалтерской отчётности ООО «Вираж» за 2011 год. есть ошибка, сумма кредиторской задолженности рассчитан неправильно.
Как показала аудиторская проверка, бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии ООО «Вираж» ведется некорректно. Имеются значительные ошибки искажающие бухгалтерскую отчетность.