Список литературы.
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка
Одно из любимых развлечений Ошибии — одевать свою одежду. Одевание одежды происходит здесь, как красочный праздник: на Центральную площадь каждый приносит кто платье, кто свитер. И начинают одевать: «Стой спокойно, платье, не вертись! Сейчас я тебя одену! Я надену на тебя джинсы, куртку, повяжу платочек». Платье одето! Правда, жители здесь ходят почему-то голышом, а все потому, что они одевают… Читать ещё >
Список литературы. Формирование познавательных УУД на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Дусовицкий А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/А.К. Дусовицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З.И.Шелкунова-
- 2-е изд.-М.: Вита-Пресс, 2010
- 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной-школе; от действия к мысли: пособие для учителя/-М.: Просвещение, 2008.
- 3. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании?// Начальная школа плюс до и после-2001.-№ 01.-C.3−6.
- 4. Планируемые результаты начального общего образования./под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.-М.:Просвещение, 2008.
- 5. Соломатина Л. С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования.//
Начальная школа-2010.-№ 12.-C.14−22.
- 6. Стасько А.В.Личностно-ориентированное обучение-средство формирования познавательной активности учащихся.//Начальная школа.-2009.-№ 7.-C.42−44.
- 7. Тихомирова Е. М. Занимательный материал по русскому языку//Начальная школа.-2010.-№ 7.-C.29−33.
- 8. Тяжелова М. Г. Приемы развития личностной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка.//Начальная школа.-2007.-№ 11.-C.29−33.
- 9. Шаповалов В.В.О познавательном интересе и приемах его активизации.//Начальная школа.-2009.-№ 7.-C.26−29.
- 10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.-М.:Просвещение, 2011.
- 11. Интернет-ресурсы: www.openclass.ru/node/139 926
- 12. Интернет-ресурсы: www.zavuch.info/methodlib/295/43 912/metodsovet.s
- 13. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Академия, 2010. — C338.
- 14. Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания русского языка / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. — 2002. — № 3. -C. 105.
- 15. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. — 2010. — № 9. — С. 10.
- 16. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 2. — С. 3−6.
- 17. Лежнева Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы [Текст] / Н. В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2002. — № 1. — С.14.
- 18. Медведева Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 11. — С. 59.
- 19. Осмоловская И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012. — № 10. — С. 6.
- 20. Соловейчик М. С. Русский язык в начальных классах: сб. методических задач. Ч. 1. Методика развития речи младших школьников / М. С. Соловейчик. — М.: Линка-Пресс.-1994. -C.80
Приложение № 1.
Грамматические сказки как одно из условий формирования познавательного интереса. Используются на этапе закрепления. Грамматическая сказка способствует лучшему усвоению материала, развивает мышление и воображение. Ученики распределяются по группам, в каждой из которой есть сильный ученик. Группа получает задание написать сказку на определенную тему. В процессе коллективного сочинения сказки выясняется тот, кто может попробовать себя в самостоятельной работе. Такой ученик в следующий раз пишет сказку сам.
Рассмотрим на примере урока языка при изучении некоторых тем: «Глагол», «Изменение имен существительных по падежам», «Части речи», «Правописание суффиксов-ек; -ик;».
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа. Суффикс ик был прилежным учеником, а его друг — суффикс ек — был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялась улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, суффикс решил считать её беглой. И если сейчас мы изменяем слово и гласная убегает, то пишем ек, если остаётся — ик.
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. «Без командира нам не обойтись», — решили слова. Позовём-ка мы на помощь королеву Морфологию!
Кто из вас обозначает предмет? — спросила королева.
Мы обозначаем предмет, — ответили они.
Становитесь под знамя «Существительное», — ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова. Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от значения, объединились под своими знамёнами. Именно от Морфологии зависит, в каком порядке, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать — Именительный. Родился — стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.
Одно из любимых развлечений Ошибии — одевать свою одежду. Одевание одежды происходит здесь, как красочный праздник: на Центральную площадь каждый приносит кто платье, кто свитер. И начинают одевать: «Стой спокойно, платье, не вертись! Сейчас я тебя одену! Я надену на тебя джинсы, куртку, повяжу платочек». Платье одето! Правда, жители здесь ходят почему-то голышом, а все потому, что они одевают свою одежду, а на себя надеть им уже нечего.
Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю».
Частица не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Вот однажды не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и кинулся к словарям. Когда же он возвратился, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла. Так глагол доказал, что в некоторых случаях не жить не может без глагола.
Приложение№ 2.
Тема: Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.
— Наблюдение над особенностями окончаний имён прилагательных, развитие умений выделять окончания прилагательных и определять их родо-числовую принадлежность.
П — повышенный уровень М — максимальный уровень.
Этапы урока. | Ход урока. | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов). |
Й. Актуализация знаний. |
Комментированная запись числа. — Напишите «Классная работа». 3 4. Проверка домашнего задания. Устный рассказ по ключевым словам «Что я знаю об имени прилагательном». (Ключевые слова могут быть записаны на доске.) Ученики слушают, задают вопросы после прослушивания. Самооценка ученика и оценка класса. | Познавательные УУД.
|
II. Формулирование проблемы. | 1 3 3.
| 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД.
|
III. Открытие знаний. |
Выполняется по заданию. Возможный вариант: карандашом в книге дети выделяют окончание прилагательного. Сначала читают первые 5 сочетаний.
Сделайте вывод: как найти окончание в имени прилагательном?
Выполняется по вариантам самостоятельно. I вариант: первые 3 сочетания (о весне). II вариант: следующие 3 сочетания (о зиме).
Ученики делают вывод: окончания прилагательных зависят от формы существительного и изменяются вслед за ней, в окончании у прилагательных 2−3 буквы.
| |
IV. Развитие умений. | 3 4 6 1 3. Работа в учебнике. — Прочитайте текст (представлен на доске или слайде). Выпишите имена прилагательные. Выделите окончания, укажите род и число. Я люблю скромное ветвистое дерево рябину. Люблю её пёстрые зелёные листочки. Они шелестят даже при лёгком ветерке. Есть что-то весёлое, радостное, русское в этом дереве. (По И. Соколову-Микитову) Разбор по составу слов. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
| Личностные результаты.
Коммуникативные УУД.
|
V. Итог урока. |
| |
VI. Домашнее задание. | Упр. 6, с. 100. |
Приложение № 3.
Приложение № 4.
Приемы организации словарной работы Аналогичные цели-увелечение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект-преследуются и во время проведения основных частей словарно-орфографической работы. Каждый прием имеет свою специфику использования и несет определенную функциональную нагрузку.
Первый прием-поиск предназначенного для ознакомления слова, связанный с работой по фонетике и повторением изученного учебного материала, осуществляемый на основе точных установок учителя.
Например, учитель на доске помещает следующее изображение:
и предлагает детям выполнить задание: «Мысленно уберите буквы обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Какое это слово?" (береза) Этот прием, наряду с формированием лингвистических знаний и умений, обеспечивает увеличение объема и углубление сосредоточенности внимания, его оптимальное распределение, развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.
Второй прием заключается в уменьшении количества конкретных указаний учителя, помогающих учащимся определить искомое слово. Например: «Вы прочитаете новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова:
Ь.
А Б Р Л.
К О.
Какое слово вы прочитали, и каким образом вы это осуществили?" Возможный ответ: «Мы прочитали слово корабль. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли буквы, которые в них написаны».
Приложение № 5.
Тема: Изменение имен прилагательных по родам Цели: — создать условия для ознакомления учащихся с изменением прилагательных по родам, родовым окончаниям;
— способствовать развитию логического мышления, наблюда;
тельности;
— содействовать воспитанию интереса к учебе Изучение нового материала На доске сделана запись:
лес большая зимняя дорога большое зимнее озеро большой зимний суровый У. Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи.
Д.В левом столбике написаны имена существительные, отвечают на вопросы что? И обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.
У. Какого рода данные имена существительные?
Д. Существительное лес мужского рода, существительное дорога женского рода, существительное озеро среднего У. Подберите к слову лес соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос.
Д.Лес какой? большой зимний суровый.
У.Подберите к существительному дорога соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос.
Д.Дорога какая? большая зимняя.
У.Сделайте такую же работу в отношении существительного озеро.
Д.Озеро какое? большое зимнее.
У.Какие действия мы осуществляли с именами существительными?
Д.Мы заменили существительные одного рода на существительные другого рода.
У.Когда существительные одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное. Определите род прилагательных, которые относятся к существительному лес, и обоснуйте свой ответ.
Заполнение таблицы в процессе беседы.
Измененение имен прилагательных по. |
Д.Прилагательные большой зимний суровый мужского рода, так как они относятся к существительному мужского рода лес.
У.Определите род прилагательных, связанных с существительным дорога.
Д.Прилагательные большая зимняя женского рода, потому что они связаны с существительным женского рода дорога.
У.Определите род прилагательных большое зимнее.
Д.Прилагательные большое зимнее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода озеро.
У.На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода?
Д.Прилагательные большое зимнее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода озеро.
У. На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода?
Д.Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания-ой, — ий, — ый.
Изменение имен прилагательных по родам.
мужской.
какой?
— ой, — ий,;
У.Назовите вопрос и окончания имен прилагательных женского рода.
Д.Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания — ая, — ял.
Изменение имен прилагательных по родам.
мужской женский.
какой? какая?
— ой, — ий, — -ая,-яя У. На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные среднего рода?
Изменение имен прилагательных по родам.
мужской женский средний.
какой? какая? какое?
— ой, — ий, — -ая,-яяое,-ее У. Сформулируйте вывод на основе нашей таблицы. Как изменяется имя прилагательное? Как определяется род имени прилагательного?
Д. Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого же рода имя прилагательное. Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания — ой, — ий, — ый. Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания — ая, — яя. Имена прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания — ое, — ее.
У.Изменение имен прилагательных по родам — это грамматический признак прилагательного.
Приложение № 6.
Что такое чайнворд?
Слово чайнворд английского происхождения и означает цепь слов. Принцип игры заключается в том, что слова следуют одно за другим в виде цепочки, в которой последняя буква первого слова является первой буквой следующего.
Рисунок 3. Чайнворд «Новогодняя ёлка».
По каким признакам можно объединить эти слова?
Эти слова — имена существительные, словарные слова.
.Какие слова и по каким признакам можно назвать «лишними» и почему?
Яблоко — существительное ср. рода. Это слово осталось белого цвета на ёлочной гирлянде.
Дежурный одушевлённое существительное.
Россия — имя собственное.
Приложение № 7.
1. Пропавшие буквы в веселых стихах В выделенных словах пропала буква-шалунья. Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву.
Серый вол, голодный, злой,.
Бродит по лесу зимой.
(Вол — волк).
Стол высокий, метра три,.
Крепко держит фонари.
(Стол — столб).
Землю роет старый кот,.
Под землёю он живёт.
(Кот — крот).
Кран зажёгся голубой ;
Фильм посмотрим мы с тобой.
(Кран — экран).
Шар на шею повязал.
И ангину не поймал.
(Шар — шарф).
Лень с ветвистыми рогами.
Мчит на встречу мне и маме.
(Лень — олень).
От весёлой острой утки.
Хохотали мы все сутки.
- (Утки — шутки)
- 2. К каждому слову прибавьте одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова (например, шпага-шпагат, база-базар и т. д. Из добавленных букв при чтении сверху вниз составится пословица.
Шпага блок рыба ария тир катер База газ плата парк бак бор Дача свет сачок сон угол рис Заря шёл клад том дуло сук Кума пол пот банк тара.
- (Ответ: Труд человека кормит, а лень портит)
- 3.Где пословица зарыта?
Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.
Уха (1), Капуста (2), Фара (2), Халат (2), Глагол (3), Коза (2, Велосипед (3), Веник (2), Имя (1).
Ответ: У страха глаза велики.
4. Соберите пословицу.
В каждой пословице выберите по слову и составьте новую.
А) От иной похвалы хоть в землю уйти.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Не солома красит гумно, а зерно.
Человека встречают по одёжке, а провожают по уму.
Где охота и труд, там и поля цветут.
Ответ: Землю солнце красит, а человека труд.
Приложение № 8.
Тема: Роль имён прилагательных в речи.
— Развитие умений согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных.
— Развитие умений подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи.
П — повышенный уровень М — максимальный уровень.
Этапы урока. | Ход урока. | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов). |
Й.Актуализация знаний. |
Комментированная запись числа. — Напишите «Классная работа». 3 4. Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.
| Познавательные УУД.
|
II. Формулирование проблемы. | 1 3 3.
| 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
III. Развитие умений. | 3 4 6 1 3. Работа в учебнике.
Выполняется по заданию до конца. Образец записи: Сначала ученики читают стихотворение про себя. Беседа:
— Какова роль прилагательных в речи? (Они уточняют, украшают речь, помогают нарисовать словами картину.). Чтение вслух, запоминание, запись по памяти, обозначение орфограмм. Взаимопроверка в парах. Выписывание словосочетаний. Словарная работа: печальный.
Сначала ученики читают словосочетания, подчёркивают карандашом орфограммы, затем устно составляют предложения. Затем проводится комментированная запись лучших предложений. Словарная работа: слова счёт, считать.
Устное комментирование: сначала ученики подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные, затем определяют их род и число. Индивидуальная запись получившегося текста. Взаимопроверка. Выборочное чтение текстов. Вопросы после чтения:
существительные, по которым определяются род и число прилагательных.). 3. Упр. 319 — развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять их роль в тексте. Выполняется самостоятельно. Коллективная проверка. — Какую роль играют прилагательные в этом тексте? Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
Ученики формулируют тему урока: Роль имён прилагательных в тексте. | Регулятивные УУД.
Личностные результаты.
Коммуникативные УУД.
|
IV. Итог урока. |
| |
V. Домашнее задание. |
|
Приложение № 9.
Умения. | Высокий уровень. | Средний уровень. | Низкий уровень. |
№ 1"Отсутствующая буква". | 3=30… |