Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема этнополитических конфликтов в Африканских странах Южнее Сахары (на примере конфликта в Нигерии)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Политическая стабильность — один из решающих факторов экономического роста и процветания любой страны. Между тем, к концу ХХ века Нигерия так и не сумела решить эту проблему. В течение почти 30 лет из пяти с лишним десятилетий самостоятельного развития Нигерии, провозгласившей независимость 1 октября 1960 г., у власти в стране находились военные режимы. Присущие этим режимам коррумпированность… Читать ещё >

Проблема этнополитических конфликтов в Африканских странах Южнее Сахары (на примере конфликта в Нигерии) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема этнополитических конфликтов в Африканских странах Южнее Сахары (на примере конфликта в Нигерии)

Проблемы межэтнических противоречий в Нигерии корнями уходят вглубь истории. Современная Нигерия это государство, которая возникла в результате колониальной политики западных держав. На территории современной Нигерии проживают более десятка разных племен говорящих на разных языках и придерживающихся разных религий. Колониальная администрация, руководствуясь классическим принципом «разделяй и властвуй» в процессе управления опиралась на самые сильные и влиятельные племена, игнорируя мнения меньшинств, что в конце привело к нарастанию гражданского противостояния.

Нигерия, официально Федеративная Республика Нигерия, — федеративная конституционная республика, в состав которой входит 36 штатов и федеральный столичный округ Абуджа. Страна расположена в Западной Африке и граничит с Республикой Бенин на западе, Чад и Камерун на востоке, и Нигером на севере. Южное побережье страны омывается Гвинейским заливом Атлантического океана. Столица Нигерии — Абуджа, самый крупный город — Лагос. Хауса, игбо и йоруба являются тремя наиболее крупными и влиятельными этническими группами. С точки зрения религии, в Нигерии примерно равное соотношение мусульман и христиан, есть также небольшой процент тех, кто придерживается традиционных религиозных верований.

Африканский континент является самым нестабильным регионом мира, надежды многих народов на то, что после обретения независимости они получат возможность построения своего государства, не осуществились во многих странах. Сегодняшняя Африка является самым отсталым в развитии регионом, которому чужды понятия демократия, толерантность и политическая стабильность.

Нестабильность в развитии, прежде всего, связано с огромным числом межэтнических столкновений, в которых увязла постколониальная Африка.

Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По грубым подсчетам, на континенте живут примерно 50 наций и народностей и 3000 различных племен, говорящих на тысяче языков. Положение осложняется тем, что в результате колониального раскроя территории Африки государственные, политические границы не имеют ничего общего с естественными, историческими границами обитания африканского населения.

Политика колониальных властей, прежде всего, была направлена на сохранение политического влияния даже при условии получения независимости.

За последние полвека независимости на Африканском континенте имело место более ста межэтнических столкновений, одним из самых трагичных из них можно назвать события происшедшие в районе Африканского рога и Руанде.

Современные межэтнические конфликты зачастую используются многими центрами силы в своих интересах. Так например конфликты в Нигере, Нигерии, Чаде и в Судане начали принимать окраску межрелигиозного противостояния, в которую активно начинает вмешиваться и Аль-Каида.

Рассматривая причины многих этнополитических конфликтов, многие ученые видят причину в экономических и религиозных проблемах молодых государств Африки. В большинстве стран, где удалось преодолеть межэтнические противостояния, решение проблем стало возможным благодаря демонтажу политической системы, которая во многом опиралась на определенные этнические группы.

Так, например, в Нигерии удалось сохранить целостность страны, после принятия новой конституции, которая разрешала другим этническим группам принимать активное участие в общественной и политической жизни страны. В Эфиопии проблему решили методом раздела страны на две части мусульманскую и христианскую. Хотя, отделение Эритреи от Эфиопии прошло мирно, но со временем напряженность в отношениях двух государств усилилась.

Конфликт в Эфиопии имеет глубокие исторические корни. В этом деле особую роль играла Итальянская колониальная администрация в 30-е гг. ХХ вв. Эритрея была под властью Британии. После принятия решения ООН в 1952;62 гг. две колонии были объединены в одно государство (по решению ООН) — Федерация Эфиопии и Эритреи; с 1975 г. — Социалистическая Эфиопия (в результате свержения императора Хайле Селассие I); с 1987 г. — Народная Демократическая Республика Эфиопия; с 1991 г. — Эфиопия. 1].

Мало кто отдает сегодня должное внимание федеративному статусу Нигерии, хотя как государство оно никогда не было единым, населяющие страну этносы сильно отличались друг от друга. Нынешнее тяжелое положение Нигерии это последствия колониальной политики Британской империи.

Политическая стабильность — один из решающих факторов экономического роста и процветания любой страны. Между тем, к концу ХХ века Нигерия так и не сумела решить эту проблему. В течение почти 30 лет из пяти с лишним десятилетий самостоятельного развития Нигерии, провозгласившей независимость 1 октября 1960 г., у власти в стране находились военные режимы. Присущие этим режимам коррумпированность, игнорирование демократических свобод, некомпетентность в управлении экономикой и прочие негативные черты обусловили затяжной политический и экономический кризис всей государственной системы. В речи на церемонии вступления в должность 29 мая 1999 г. новый президент Нигерии Олусегун Обасанджо заявил: «Вместо прогресса и развития, которые следовало бы ожидать от тех, кто стоял у власти, … мы ощущали постоянное ухудшение качества управления страной, что вело к нестабильности и ослаблению всех государственных институтов» .

Военные приходили к власти под лозунгами борьбы с коррупцией, Режимы Агийи Иронси, Якубу Говона, Мурталы Мухаммеда, Мухаммада Бухари и др. всегда выдвигали в качестве основной причины смещения предыдущего режима беспредельную коррупцию государственных чиновников, казнокрадство. Для решения вопроса в государственных органах требовались взятки чиновникам всех уровней; существовала даже узаконенная шкала таких подношений. Коррупция создавала перекосы в хозяйственном управлении, вытесняла капиталовложения из производственного сектора, серьезно препятствовала экономическому росту. Упадок наблюдался во всех сферах производства, прежде всего, в государственном секторе.

В силу сказанного, в условиях острого политического кризиса, перевороты, следствием которых была жесткая централизация власти, играли нередко на первых порах прогрессивную роль, поскольку обычно сопровождались проведением новым руководством страны политических и экономических реформ. Однако со временем коррупция еще более пышно расцветала при этих режимах. «Нигерии следует культивировать идею о том, что государственные перевороты — не решение внутриполитических проблем, писал нигерийский дипломат и ученый Е.Окпокпо. — Решение этих проблем — в культуре политического диалога и дебатах между оппонентами. Именно политический диалог как принципиальный механизм решения кризисных ситуаций должен показать международному сообществу, что нигерийцы — народ, заслуживающий уважения и достойного места в сообществе наций». Как известно, до начала ХХ века в стране, известной сегодня как Нигерия, существовали также ряд независимых и иногда враждебных друг другу национальных государств с языковыми и культурными различиями.

Генерал-губернатор Нигерии в период между 1920 — 1931 гг., сэр Хью Клиффорд, описывал Нигерию как «совокупность независимых государств, разделенных друг от друга большими расстояниями, не имеющих общей истории и традиций, разные по этническому, расовому, племенному происхождению, с огромной долей политической, социальной и религиозные розни"[2].

Формирование Нигерии как многопрофильного — национального государства началось в 1900 году с созданием Северного и Южного протекторатов вместе с колонии Лагос подконтрольной британскому правительству.

Дальнейшие усилия по унификации и интеграции было принято в мае 1906 года, когда колония Лагос и протекторат Южная Нигерия, которая существовала отдельно, были объединены.

Даже тогда Северная и Южная Администрации были самостоятельными и отдельными друг от друга. Каждый был непосредственно ответственен по делам колоний. Первый важный акт принятые англичанами в политической эволюции Нигерии в современное государство стало объединение администрации двух секций Нигерии с 1 января 1914 года.

Таким образом, для удобства управления Северная и Южная Нигерия были объединены в единое государство в 1914 году. В колониальную провинцию Нигерия были объединены мусульманские народы севера и христианское меньшинство юга.

Нигерия была разделена на четыре административных единиц в 1940 году: это Лагос, Северный, Восточный и Западный провинции. Политические партии были сформированы на региональной и этнической основе. По конституции Макферсона 1951 года, больше прав автономии были предоставлены регионы с более сильным экономическим потенциалом.

Разрывы между регионами расширялись. Впервые Север открыто начал говорить о возможности выхода из состава страны. Запад также угрожал подобным действием. Конституция 1954 г. подтвердила пожелания нигерийских лидеров двигаться и оставаться далеко друг от друга. Лидеры согласились на федеральном начале [3].

Кроме того, 7 октября 1960 г. Нигерия была принята в Организацию Объединенных Наций как 99-члена. В начале 1960 года Нигерия начала предоставлять войска для миротворческих действии ООН в Заире. Позже, основная активность в Нигерии на мировой арене была направлена на ликвидацию апартеида и расизма в Африке. В 1963 году Нигерия стала республикой. К 1964 году, нигерийских подразделений армии составляют основу сил ООН.

Непосредственной причиной возникновения гражданской войны может считаться переворот 1966 г. возглавляемый выходцами с востока страны, которые изменили политическую ситуацию, и уничтожили хрупкое доверие существовавшее между основными этническими группами.

Военный переворот был оценен северянами как попытка национальных и религиозных меньшинств установить контроль над всей страной. Вскоре после подавления восстания Федеральное правительство приняло решение об отмене Федерального статуса государства. В мае 1967 года четыре восточные провинции объявили о создании независимого государства Биафра во главе с военным губернатором восточных провинций подполковником Одумегву Оджукву. Данный инцидент был расценен правительством как попытка раздела страны на две части. Хотя изначально Одумегву Оджукву предлагал создание конфедерации как новую форму государственного объединения. Конфедерация обеспечила бы полную экономическую независимость богатых нефтью восточных провинций Нигерии. После того как данный ультиматум был опровергнут центральным правительством, возникли противоречия на этнической почве. 30 тысяч восточных нигерийцев, проживающих на Севере, на Западе, в Лагосе были убиты. Всего в погромах 1966;67 гг. 40−50 тысяч игбо были убиты и около 2-х миллионов бежали на Восток, после того, как их собственность и дома были разрушены. К 1966 году приблизительно 1 миллион 300 тысяч игбо проживали на Севере, ещё 500 тысяч — на Западе. С Восточной области началось бегство выходцев Севера [4].

Мировое общество по-разному отреагировало на эти события в стране. За территориальную целостность единство Нигерии выступили Великобритания, СССР, арабские страны, а за независимость Биафры вступились Франция, Испания, Португалия, ЮАР, Китай, Израиль. Однако ООН и Организация Африканского Единства отказалась признать Биафру независимым субъектом международного права, и призвали к отказу от идеи независимости.

Активные боевые действия 1967 года продолжались, вплоть до поражения сил сторонников независимой Биафры до января 1970 года.

Начальный период войны был успешен для сил востока. Налаженная сеть торговли нефтепродуктами давала возможность мятежникам прибегать к найму иностранцев в качестве военной силы. Но коренной перелом случился в середине 1969 года, когда войска севера начали контрнаступление и практически изолировали мятежные провинции от остального мира. Проведенные две мирные конференции по вопросу урегулирования положения в Нигерии прежде всего были направлены на приостановление этнических чисток и боевых действий. Ближе к концу 1969 года стало понятно, что шансов на обретение независимости у Биафры нет [5].

10 января 1970 года подполковник Оджукву понимая безнадежность ситуации бежал из страны. 14 января командующие мятежниками передали через представителей СССР сообщение о капитуляции.

Гражданская война окончилась поражением сторонников независимости Биафры. Ее результатом стало уменьшение населения страны на 2 миллиона человек, значительная часть которого умерло от голода (большинство жертв — дети). Область, считавшаяся перед войной одной из самых развитых в Африке, была опустошена. 6] Основной целью данной статьи было определение главных факторов, оказывающих негативное влияние на развитие Нигерии. Анализ внешних и внутренних факторов развития Нигерии после получения зависимости, перспектив ее развития и единства, а также роли и влияния других стран в процессах формирования политических стабильности позволяет констатировать следующее:

  • · вмешательство военных в политическое управление всегда влекло за бой усиление политической нестабильности, однако, в переломные моменты истории именно военные смогли предотвратить национальный кризис и раскол раны;
  • · личные амбиции нигерийских политиков и стремление политической элиты к власти, выражающиеся в манипулировании общественным мнением при мощи средств массовой информации, дестабилизируют и без того сложную политическую ситуацию в стране и вызывают эскалацию насилия;
  • · активное вмешательство традиционных правителей и религиозных лидеров в политику ведёт к разжиганию межэтнической и межрелигиозной розни;
  • · тесная связь религии и политики является преградой для достижения политической стабильности в стране;
  • · отсутствие единства среди нигерийцев и крайне низкий уровень общественного самосознания является основным фактором, определяющим кризисное социально-политическое развитие Нигерии;
  • · Нигерия добилась определённых успехов на международной арене, не смотря на внутреннюю напряжённость, и её внешняя политика является стабилизирующим фактором в странах Западной Африки и Африканского континента.

Подводя итоги конфликта в Нигерии можно с уверенностью отметить, что основа конфликтной ситуации имела глубокие корни со времен колониализма.

Хотя современная форма федерального устройства и обеспечивает равные возможности для экономического и политического развития регионов страны, тем не менее ситуация на этно-религиозной основе остается очень напряженной. Нестабильность развития мировой экономики зачастую отражается, прежде всего, на странах с экспортно-ориентированной экономикой.

гражданский война межэтнический колониальный.

  • 1. Гальперин Г. Л. Эфиопия: население, ресурсы, хозяйство. — Москва, 1976. С. 36.
  • 2. Бельский В. Континент конфликтов // Международная жизнь. — - № 8. — C. 69−75. 3 Васильев А. Воюющий континент // Красная звезда. — 2001. — 17 февраля — С. 6.
  • 3. Большов И. Г. Нигерия: кризис в экономике. — Москва, 2000. С.
  • 4. Кочакова Н. В. Традиционные институты управления и власти (по материалам Нигерии и Западной Африки). — Москва, 1983. С. 75.
  • 5. Adebayo Bello «Traditional Leaders and Power in Politics». — London, 1999. 148−159.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой