Теоретические аспекты учета расчетов с подотчетными лицами
Второй уровень — система национальных стандартов по бухгалтерскому учету. К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главное назначение таких положений — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе о бухгалтерском учете. ПБУ представляют собой общие предписания по ведению… Читать ещё >
Теоретические аспекты учета расчетов с подотчетными лицами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
подотчетный первичный командировка проверка.
Нормативное регулирование учета расчетов с подотчетными лицами
Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете — обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам. В Российской Федерации Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня, которые представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Система регулирования бухгалтерского учета в России.
Уровень. | Документы. | Органы, принимающие документы. |
I уровень — правовой. | Федеральные законы, указы, постановления. | Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ. |
II уровень — нормативный. | Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. | Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ. |
III уровень — методический. | Нормативные акты (иные, чем положения),. методические указания. | Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы. |
IV уровень — организационно-распорядительный (уровень фирмы). | Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т. п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта. | Организации, консультационные фирмы. |
Первый уровень. Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила.
Второй уровень — система национальных стандартов по бухгалтерскому учету. К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главное назначение таких положений — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе о бухгалтерском учете. ПБУ представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций на отдельных участках учета и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.
Третий уровень — методические указания и инструкции по ведению бухгалтерского учета, разработанные и утвержденные федеральными органами, министерствами и ведомствами, которым федеральным законом предоставлено право регулирования бухгалтерского учета в пределах их компетенции. Документы третьего уровня имеют рекомендательный характер.
Четвертый уровень — рабочие документы организации, утвержденные руководителем, разработанные с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров предприятия. Нормативные документы четвертого уровня не являются обязательными для всеобщего применения. Их назначение иное — определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов.
К нормативным документам, регулирующим учет расчетов с подотчетными лицами, относятся документы, представленные в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учёта расчетов с подотчетными лицами.
Уровень регулирования. | Наименование документа. |
Первый (законодательный). |
|
Второй (методологический). |
|
Третий (разъяснительный). |
|
Четвёртый (внутрихозяйственный). |
|
Рассмотрим более подробно наиболее важные на наш взгляд нормативные документы, регулирующие учет расчетов с подотчетными лицами. Документы законодательного уровня (табл. 1.2) прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учёта в организации. Они обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами.
Необходимо отметить, что расчеты с подотчетными лицами могут осуществляться как в наличной, так и безналичной форме. В наличной форме расчеты осуществляются через кассу, а в безналичной форме с помощью платежных карт.
Основным документом, регулирующим наличные и безналичные расчеты, является Гражданский кодекс РФ. В статье 861 дается определение наличных и безналичных расчетов, определяется порядок осуществления данных сделок.
Федеральный закон № 54-ФЗ раскрывает основные понятия, сферу применения контрольно-кассовой техники, а также определяет порядок ведения расчетов при помощи платежных карт.
Закон о бухгалтерском учёте определяет порядок оценки имущества организации, правила оформления бухгалтерской документации: учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, в том числе и учет расчетов с подотчетными лицами, ведется в валюте РФ — рублях; документы оформляются на русском языке. Также в законе дается определение бухгалтерской отчетности, определяется ее состав, сроки предоставления, определяется обязанность организации проводить инвентаризацию, случаи проведения инвентаризации, отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте.
Документы методологического уровня (табл. 1.2) устанавливают общие правила ведения бухгалтерского учёта в организациях различных организационно-правовых форм и порядок отражения в учёте отдельных видов хозяйственных операций.
Положение № 34н разъясняет положения закона о бухгалтерском учёте, устанавливает правила оценки расходов на оплату труда, рассматривает требования к ведению бухгалтерского учёта, документирование хозяйственных операций, регистры бухгалтерского учёта.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению предусматривают для наличных расчетов использование для учета расчетов с подотчетными лицами счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». В инструкции приведен порядок использования данного счета, т. е. раскрывается информация о корреспондентских счетах, отражаемых по дебету и по кредиту счета.
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» применяется в части организации учета кассовых операций в иностранной валюте. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» определяет порядок учета денежных средств в иностранной валюте, порядок пересчета стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, порядок учета курсовой разницы.
ПБУ 10/99 «Расходы организации» определяет понятие расходов, виды, группировку по экономическим элементам:
- — Материальные затраты;
- — Затраты на оплату труда;
- — Отчисления на социальные нужды;
- — Амортизация;
- — Прочие затраты.
Документы разъяснительного уровня (см. таб. 1.2) рассматривают возможные варианты постановки бухгалтерского учёта в организации. Они разрабатываются и вводятся в действия в соответствии с документами первого и второго уровней регулирования бухгалтерского учёта.
Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств определяют порядок проведения инвентаризации кассы и оформления её результатов.
Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденное ЦБ РФ, определяет порядок осуществления операций с наличными денежными средствами. Согласно этому нормативному документу все предприятия вне зависимости от организационно — правовой формы обязаны хранить свободные денежные средства в банках на соответствующих счетах, открытых на основании договора. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых банком по согласованию с руководителем этих предприятий.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации раскрывает Порядок ведения операций по кассе. Так в ст.ст. 1−3 Порядка ведения кассовых операций определено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В статье 5 Порядка ведения кассовых операций указано, что предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий.
Кассовые операции на предприятии осуществляются кассиром. Кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Также данный нормативный документ определяет требования к помещению кассы, так в статье 29 Порядка ведения кассовых операций указано, что помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций — заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.
Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей организаций, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы внутрихозяйственного уровня (см. табл. 1.2) разрабатываются хозяйствующим субъектом при формировании учётной политики и определяют способы ведения учёта исходя из особенностей хозяйственной деятельности организации.
Рабочий план счетов организации — это систематизированный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
В графике документооборота определяется круг лиц ответственных за оформление документов и указывается порядок, место и время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
Таким образом, все указанные нормативные документы прямо или косвенно регулируют порядок учета расчетов с подотчетными лицами.