Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История военного искусства — составная часть военной истории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке современных проблем стратегии и оперативного искусства особого внимания заслуживает опыт начального периода Великой Отечественной войны, приведший к неудачному исходу. Война, развязанная фашистской Германией, имела задачу — огнем и мечом покорить народы нашей страны, полностью лишить их государственной самостоятельности, национальной культуры и самобытности, истребить десятки… Читать ещё >

История военного искусства — составная часть военной истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История военного искусства — составная часть военной истории

Х.С. Муханбеткалиев В мире нет ни одного народа, судьбу которого не определяли бы личности. В жизни наших предков-кочевников личности, обладающие высоким разумом, огромной силой воли, патриотизмом, мощным национальным духом, играли еще большую роль.

Жизнь Бауыржана Момышулы — пример для подражания сегодняшнему офицерскому составу, воинам Вооруженных Сил Республики Казахстан. Свою жизнь народный герой и писатель посвятил народу, который на протяжении веков «успешно решал … задачи, соединял народы, … покорял пространство и время истории. Казахи всегда были умелыми и мужественными воинами, способными переносить тяготы и лишения походного быта, неделями находясь в седлах боевых коней"1.

В годы Великой Отечественной войны Момышулы проявил себя как достойный наследник боевой славы прославленных казахских батыров. Президент страны Н. А. Назарбаев сказал: «Помните, истинными офицерами были отец Абая Кунанбай, Чингиз и Чокан Валихановы, Губайдулла Джангиров, Халел Досмухамедов, Санжар Асфендияров, Андрей Зенков, Бауыржан Момышулы и многие другие выдающиеся сыны нашего Отечества. Они составляли не только элиту армии, но и всего общества"2.

В истории Великой Отечественной войны для нас важен не просто опыт Бауыржана Момышулы, не то, что лежит на его поверхности, а те глубинные, подчас скрытые, устойчивые процессы и явления, которые имеют тенденции к дальнейшему развитию, проявляют себя порой в новых, совершенно иных формах, чем это было в предшествующей войне. Такой опыт никогда не может полностью потерять своего значения, если его действительно глубоко анализировать и делать из него научно обоснованные выводы, извлекать уроки.

Знание истории своего народа необходимо всем людям. Но особенно необходимо оно профессиональным военным, и это хорошо знал Бауыржан Момышулы. Он говорит: «Забвение героизма — это трагедия народа. История этого вам… не простит… Надежной опорой народа являются тысячи мужественных воинов, его верных сынов, молодых, даже совсем юных. Вас, которые ни слова не сказали о них, не написали ни строчки об их мужестве, обагренном кровью. Многих из вас сама история выставит у позорного столба"3.

Изучение минувших военных событий и, прежде всего, операций Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, тщательный анализ как поучительных моментов, так и промахов, ошибок, недостатков в деятельности военачальников и штабов расширяют оперативно-стратегический кругозор, обогащают военную эрудицию офицеров.

История военного искусства является составной частью военной истории, исследует возникновение и эволюцию форм и способов вооруженной борьбы, обобщает опыт прошлых войн, развития военного искусства и вскрывает его закономерности, создавая тем самым основу для развития современной военной теории.

При разработке современных проблем стратегии и оперативного искусства особого внимания заслуживает опыт начального периода Великой Отечественной войны, приведший к неудачному исходу. Война, развязанная фашистской Германией, имела задачу — огнем и мечом покорить народы нашей страны, полностью лишить их государственной самостоятельности, национальной культуры и самобытности, истребить десятки миллионов советских людей. Война со всей убедительностью показала, что сила советского военного искусства явилась результатом творчества командования, штабов, политорганов и миллионов советских воинов, в числе которых были и воины-казахстанцы.

Несомненно, многое из положений оперативного искусства и тактики, которыми руководствовались во время минувшей войны, сейчас устарело. Но не устарели опыт, методы и мастерство подготовки боя и участия в операциях Великой войны Бауыржана Момышулы, никогда не устареет творчество, с которым решались им самые сложные проблемы ведения боевых действий. История военного искусства — наука конкретная. Она изобилует множеством сходных, типичных для военного дела ситуаций. Изучая опыт прошлого, необходимо скрупулезно отбирать в нем все то, что соответствует новым условиям и не утратило своего значения для современности. Следовательно, изучение и творческое применение в современных условиях боевого опыта Бауыржана Момышулы—одна из важных задач обучения войск, их штабов и командиров всех степеней, а также насущная задача в деле дальнейшего теоретического осмысления проблем военной науки и военного искусства на современном этапе.

Изучение истории военного искусства является одним из важнейших средств развития творческого, самостоятельного мышления офицеров, повышения их общей и военной культуры. Она оказывает прямое и непосредственное влияние на процесс становления боевого мастерства командного состава. Без военно-исторических знаний не может быть настоящего военного образования. Анализ многочисленных военных событий дает возможность глубже проникать в тайны военного искусства, вскрывать социальную сущность и цели войн, способы их ведения, видеть эволюцию военного дела, вскрывать причины побед и поражений в войнах, отдельных сражениях и операциях.

Без глубокого освоения исторического опыта, уроков военной истории трудно должным образом осмыслить сущность тех явлений и процессов в военном деле, которые имеют место и происходят в настоящее время, а тем более спрогнозировать основные направления их развития в будущем. Знать военную историю офицеру важно потому, что она развивает нравственную природу человека путем изучения прошлого, «чтобы воспитать молодое поколение, чтобы оставить грядущему поколению не искаженную историю», — отмечал Момышулы (46).

Правильно оценивать роль истории — это не значит звать к прошлому. Изучение опыта важно не в смысле его механического перенесения в современные условия. Такой перенос — грубая ошибка. Главное — учитывать этот опыт и творчески использовать его, брать из прошлого уроки на будущее, разумно сочетать выводы из истории с проблемами современности. Министр обороны Республики Казахстан генерал армии М. К. Алтынбаев требует дальнейшего улучшения военно-исторической подготовки командных кадров. Главное требование — обеспечить тесную связь военно-исторической и оперативно-тактической подготовки слушателей и курсантов, умело использовать богатый опыт Великой Отечественной войны для овладения искусством ведения боевых действий в современных условиях.

И наконец, знание истории военного искусства является одним из наиболее действенных источников патриотического воспитания командных кадров. Оно помогает, на примерах героических подвигов казахстанцев, активных и решительных действий соединений и частей в годы войны и т. д. формировать у обучаемых высокие морально-политические и психологические качества, воспитывать решительность, стойкость и способность к преодолению любых трудностей.

На военной службе, где вся жизнь и деятельность военнослужащих строго регламентирована, основным методом воинского обучения и воспитания Момышулы считал убеждение и принуждение. «Командир, — утверждал он, — должен умело применять все меры воздействия на бойца, не унижая его человеческого достоинства, действуя на его чувства, совесть, психику, — а это целое искусство, к овладению которым должен стремиться любой здравомыслящий командир» (101).

Основным методом воспитания он признавал убеждение. «Гораздо приятнее человека убедить, чем принуждать, — мыслит он. — Убежденный свои обязанности выполняет не только сознательно, но и творчески» (109).

Бауыржан Момышулы рассматривал проблемы воинского воспитания в неразрывной связи с политическим воспитанием военнослужащих, так как все необходимые для воинской службы морально-боевые качества можно воспитать только на основе высокой политической сознательности, преданности Отчизне, когда каждый воин понимает значение воинского долга. Основной базой идейно-политической подготовки к защите Родины он считал и военно-патриотическую работу среди населения. Большое значение в этой связи он отводил тесным контактам воинских частей с местными гражданскими организациями, школами, высшими учебными заведениями.

Большое место талантливый полководец уделял вопросу изучения командным составом морально-психологического состояния своих подчиненных, без знания которого невозможно правильно и последовательно влиять на подчиненных. Момышулы считал, что морально-психологические особенности должны учитываться при призыве в армию, отборе в училища для подготовки командных кадров.

«На собственном опыте убедился, что в воспитании боевых качеств бойца колоссальное значение играет военное прошлое народов и национальные традиции». Он с гордостью говорит, что казахский народ не является пасынком среди советских народов, что он достиг истинного равенства с другими народами родины, сохранив обычаи, традиции, свой язык, свои песни, свои корни, свое лицо, свою психологию. «Разве не возникла необходимость воспитывать молодежь на лучших своих традициях нашего народа, сегодняшнюю культуру развивать неотрывно от древней нашей культуры», — отмечает Момышулы (14).

Традиция является одним из основных источников воспитания и имеет большое значение. Продолжая эту мысль, Момышулы пишет: «Традиция — документальные, словесные предания (легенды) о воинской доблести в прошлом, в характере данной части в настоящем. Воспитание на принципах подражания примерам героев прошлого и настоящего формируют у новобранца традиционные представления и понятия о воинской доблести и стремление быть не хуже и службу нести не хуже, чем его предшественники, о которых вспоминают с благодарностью, рассказывают легенды, поют песни и возвышают как образ. Сохранять, укреплять и умножать традиции — святейший долг и обязанность командира перед памятью предшественников, украсивших знамя славой ценой крови и жизни» (52).

Действительно, нужно задуматься над такими вопросами: «Как можно лишать народ его традиций, воспитывающих благородные боевые качества? Разве их можно складывать в архив? Разве это приносит пользу?» Нет. Подвиги славных казахских джигитов Едиге, Кобланды, Бекета, Наурызбая, Исатая, Махамбета, Алпамыса и других должны стать традицией современных джигитов.

Как требует Министр обороны, офицерский состав казахстанской армии должен знать методы воинского воспитания, основные этапы развития военного искусства — в важнейших операциях Великой Отечественной войны и в послевоенный период, а также основы боевого применения видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, характер боевых действий в локальных войнах после второй мировой войны.

Таким образом, изучение военной истории и ее составной части — истории военного искусства, позволит глубже познать процессы, происходящие в военном деле, уяснить эволюцию средств, форм и способов ведения вооруженной борьбы, вскрыть закономерности и тенденции развития современного военного искусства и на основе этого определить вероятный характер его изменений в ближайшем будущем.

Определяющими в военно-научном исследовании Бауыржана Момышулы являются следующие основные положения:

  • — военная служба для каждого гражданина страны — священный и почетный долг;
  • — служба в армии для молодого человека — это школа моральной и физической закалки;
  • — каждый воин строго и точно должен соблюдать порядок и правила, установленные законом, уставами и приказами начальников;
  • — каждый воин обязан быть дисциплинированным, в совершенстве знать и беречь свое оружие, постоянно совершенствуя свои знания, быть готовым проявлять разумную инициативу, дорожить своим войсковым товариществом. Основной метод укрепления воинской дисциплины — убеждение. Меры принуждения — для нерадивых. Командир применяет метод принуждения как крайнюю меру воспитания нерадивого4.

Народ, имеющий великую историю, возродив свою историческую память, национальный дух и патриотизм, начнет свое возрождение.

офицерский вооруженный борьба военный.

  • 1. Назарбаев Н. А. В потоке истории. — Алматы: Атамура, 1999.
  • 2. Назарбаев Н. А. Реформирование Вооруженных Сил — веление времени // Казахстан сарбазы — Воин Казахстана. —1998. 20 янв.
  • 3. Момышулы Б. Психология войны. — Алматы: Казахстан, 1993. В дальнейшем при ссылках на данное издание в тексте будут указаны страницы.
  • 4. Бакаев А. К. Защита Отечества (военно-исторический опыт: проблемы, противоречия и достижения). — Алматы: Типогр. ОП, 1996. — С. 194.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой