Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Преобразования в системе государственного управления в эпоху правления Николая I

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Военное министерство ведало военными сухопутными силами, морское — военными морскими силами. В первой половине XIX в. эти два министерства были важнейшими в общей структуре министерств Российской империи, и именно на них приходилась львиная доля государственного бюджета. Министерство иностранных дел ведало внешними сношениями; на Министерство внутренних дел — новое в структуре центральных… Читать ещё >

Преобразования в системе государственного управления в эпоху правления Николая I (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика системы государственного управления и системы права в России к концу I четверти XIX века.

Основные предпосылки преобразований. К XIX в. Россия объединила множество народов. Государство не вмешивалось в экономический и религиозный быт новых территорий. Против разобщения страны работал продолжавший формироваться территориальный принцип устройства — деления по губерниям, а не по национальным территориям. Хотя по национальным признакам не было ущемлений, занять государственные должности мог только служащий православного вероисповедания. При Александре I свои конституции получили Польша и Финляндия, там действовали собственные органы управления и законы.

Классовое и сословное деление российского общества дополнялось делением этническим. Российская империя стала включать в себя ещё большее количество различных этносов. В состав её территории входили земли с кардинально различавшимся уровнем инфраструктуры и экономического развития, что серьёзно сказывалось на социальной структуре российского общества. Политическая элита, существовавшая на новых территориях, таким образом, включалась в общую структуру российского феодального класса. То же самое происходило и с зависимым населением.

В начале XIX века дворянство было единственной социальной группой, способной влиять на политику. Однако при этом идеологически, экономически и даже этнически оно было очень разобщено. Землевладельцы, не желавшие никаких изменений, соседствовали с образованными государственными служащими, осознающими необходимость изменений в стране. Несмотря на страх перед ужасами Французской революции, многие осознавали, что французская революция вызовет в Европе большие перемены. Поэтому стабилизация монархической власти была закономерным явлением.

Нарастающие противоречия в обществе заставили правительство найти новые методы для решения старых задач. Дворянскому сословию было выгодно упрочнение самодержавно-крепостной строя в России, как гаранта безопасности перед лицом революционных веяний их Европы. Беспокоил дворян и рост недовольства крестьян и мещан. Ручной труд крестьян был даровым и мешал техническому прогрессу. В то же время, появление новых идей и революционные настроения нашли отклики и в самих дворянских кругах, поскольку идея ограничения самодержавия была весьма привлекательна: защита от царского произвола и новые возможности, открывавшиеся перед дворянством в случае ограничения царской власти. Для сохранения политической стабильности государству было необходимо учитывать обе эти тенденции. Срочно были восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, упразднена Тайная канцелярия, возвращены на службу некоторые ранее опальные чиновники, уволены слишком одиозные фигуры, разрешены поездки за рубеж. Таким образом, правительство заручилось доверием дворян и приступило к первой серии реформ.

Высшие органы государственной власти и правовая система. Будучи верховным учреждением империи, Сенат должен был контролировать деятельность коллегий (министерств) и губернаторов, проводить ревизии деятельности местных органов власти, для чего собирал и обобщал необходимые материалы, которые затем передавал в случае необходимости компетентным органам. Кроме того, на Сенат были возложены функции конституционного суда. Постепенно его функции сужались и в 20-е гг. XIX в. Он фактически превратился в высший судебный орган империи. Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял собой совокупность ряда департаментов. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых царем, а также несколько генералов, а во главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Стиль работы Сената характеризовался медлительностью в принятии решений и огромным наплывом дел. В канцеляриях департаментов Сената процветали взяточничество и волокита, чиновники покрывали любое нарушение закона. Сенат постепенно превращался в своеобразную богадельню для престарелых высших чиновников, и деятельность его в целом была малоэффективной.

В 1802 г., с целью укрепить единоначалие, вместо коллегий, созданных Петром I, были учреждены министерства: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Но поскольку верховным распорядителем остался царь, то это ничего не изменило. Так как порядок прохождения дел и функции министерств первоначально не были определены (позднее это сделал М. М. Сперанский).

Военное министерство ведало военными сухопутными силами, морское — военными морскими силами. В первой половине XIX в. эти два министерства были важнейшими в общей структуре министерств Российской империи, и именно на них приходилась львиная доля государственного бюджета. Министерство иностранных дел ведало внешними сношениями; на Министерство внутренних дел — новое в структуре центральных учреждений — были возложены функции по организации и поддержанию общественного порядка. Другой его важной функцией было управление государственной промышленностью и строительством. Министерство юстиции осуществляла судебное управление, Министерство финансов должно было контролировать собираемость налогов, доходы и расходы государства. На Министерство коммерции возлагалась задача содействия торгово-промышленному развитию страны. Министерство просвещения ведало образованием граждан, подготовкой кадров для государственного аппарата, а также контролировало деятельность университетов, институтов, Академии наук, библиотек, музеев и типографий. Важнейшей задачей этого нового для России министерства было осуществление цензуры.

Достаточно эффективной была организация Государственного казначейства, в ведении которого находились вопросы кассового исполнения государственного бюджета и выпуска казначейских билетов, а также создание ревизии государственных счетов — контрольного финансового органа. Были также образованы Главное управление путей сообщения, в ведении которого находились, в частности, вопросы строительства железных дорог, и Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, с помощью которого государство пыталось контролировать деятельность церкви.

В течение всего этого периода существовал Синод, являвшийся высшим органом управления делами православной церкви. Постепенно Синод утратил важные хозяйственные функции, которые перешли к государственным чиновникам, и государство практически полностью подчинило себе церковь, как в плане организационном, так и административном.

В своей работе с 1811 г. министерства руководствовались специальным документом, подготовленным Сперанским, — «Общим уложением министерств», в котором министерства определялись как высшие органы исполнительной власти, власть министров — как высшая исполнительная. Министры назначались императором и подчинялись непосредственно верховной императорской власти. Кроме того, министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о состоянии дел в своей отрасли.

В целом образование министерств усилило централизацию государственного аппарата. Их преимуществами по сравнению с коллегиальной формой управления были значительно более высокая оперативность в делах управления и установление персональной ответственности руководства и непосредственных исполнителей, которым поручалось ведение конкретного дела. Также были значительно расширены возможности канцелярий, возросло их влияние. Для решения межведомственных вопросов созывались совещания министров. С 1812 г. совещания министров были организационно и законодательно оформлены как Комитет министров. В его состав входили министры, а также председатели департаментов Государственного Совета, государственный секретарь и некоторые лица по особому назначению императора. Председатель Комитета министров одновременно был и председателем Государственного Совета и назначался царем. Комитет министров рассматривал вопросы управления страной в целом, подбора кадров для высших должностей в государстве, проекты новых указов, заключения по ним, отчеты министерств и предложенные ими законопроекты, анализ ситуации в стране. Решения Комитета министров получали силу после утверждения их императором.

Функция разработки законопроектов, утверждаемых императором, была возложена на Государственный Совет. Главная задача Государственного Совета была определена как приведение всей правовой системы страны к единообразию. Государственный Совет включал пять департаментов — дел военных, дел гражданских и духовных, законов государственной экономии. Деятельность Государственного Совета была организована в форме общих собраний и заседаний по департаментам. Все текущее делопроизводство было сосредоточено в канцелярии Государственного Совета, которой руководил государственный секретарь.

В след за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации. Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г. К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в слухах. Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П. В. Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.

Неудача всех десяти комиссий определяется тем, что они были охвачены серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т. е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. «Когда главный исполнитель работ» комиссии Г. А. Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он наткнулся на резкий отпор Александра I.

Итак, государственный строй Российской империи в годы правления Александра I выглядел следующим образом: император, имевший всю полноту власти, опирался на разветвленный чиновничий аппарат; высшим совещательным органом при императоре с 1801 по 1810 гг. был Непременный Совет, в который входили 12 человек, назначаемых царем. В 1810 г. Непременный Совет был упразднен, и высшим законосовещательным органом стал Государственный Совет. Реформа 1801−1811 гг. значительно укрепила центральный государственный аппарат. С этого времени местные правительственные и сословные учреждения значительно более тесно, чем раньше, были связаны с центром. Функции высших центральных учреждений — Комитета министров, Государственного Совета и Сената неизбежно нередко переплетались: Комитет министров занимался не только делами высшей администрации; Государственный Совет был не единственным органом, в котором обсуждались законопроекты; Сенат — не единственным органом межведомственного надзора. Ведущим можно считать Комитет министров, который воплотил характерное для феодальной монархии преобладание управления над законностью.

Естественно, что в таких условиях особенное значение приобретали личностные качества высших чиновников и императора.

государственный империя кодификация цензура.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой