Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Франция. 
Церкви. 
Готическая архитектура стран Европы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В кафедральном соборе в Сансе (освящен в 1168), первом из крупных готических соборов, мы находим ребристые шестилопастные (шестисегментные) своды, полностью развитой готический шеве, аркбутаны и оригинальное скульптурное оформление капителей колонн. Во множестве ранних готических соборов, включая собор в Нуайоне, парижский собор Нотр-Дам и собор в Лане, заложенных между 1140 и 1174, общими… Читать ещё >

Франция. Церкви. Готическая архитектура стран Европы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во Франции, как впрочем и почти в любой стране Европы, доминирующим типом готического сооружения были церкви. Если в предыдущий романский период главенствующую роль в архитектуре играли монастыри, то в готическую эпоху их место занимают кафедральные соборы. Труды Сугерия, великого главы аббатства Сен-Дени, представляют собой промежуточное звено между монастырской архитектурой и архитектурой кафедрального собора. Полагая, что красота способна служить посредником между душой человека и его интуитивным постижением божественного, Сугерий занялся перестройкой монастырского храма времен Каролингов. На строительство расположенной в пригороде Парижа церкви были привлечены мастера со всех концов страны. С момента освящения (1144) церковь Сен-Дени стала образцом нового стиля. В сохранившихся со времен Сугерия частях сооружения (западный фасад и «шеве» — развитая восточная часть собора с гирляндой абсид) уже различимы элементы зарождающейся готической архитектуры: выделенные западные башни, трехчастное членение фасада и ребристые своды. К этому времени уже были изобретены и аркбутаны. В соборах Кана или Дарема эти висячие арки еще скрыты под стропильным строением над боковыми нефами, но в Клюни (1135) они уже видны над боковыми кровлями. Таким образом, к 1150 была создана вся архитектурная схема, получившая развитие в соборах следующего поколения.

Следующее столетие — век гигантской строительной энергии, свидетельством чего служит возведение в Европе почти 600 церквей в размерах кафедральных соборов. Инициатива архитектурных замыслов перешла от аббатов к епископам.

Во Франции территория, находившаяся под управлением епископа, совпадала с территорией, ранее зависящей от римского города, и с 9 в. слово «civitas» означало кафедру или диоцез (епархию). Ведущую роль в интеллектуальной жизни играла теперь не монастырские библиотеки, а школы при кафедральных соборах. Ряд кафедральных городов, включая Нуайон, Лан, Амьен или Реймс, получили хартию на введение коммунального управления, а возросшие свободы стимулировали развитие торговли. Скачкообразно выросло население городов, существовавшие церкви перестали вмещать всех верующих.

В кафедральном соборе в Сансе (освящен в 1168), первом из крупных готических соборов, мы находим ребристые шестилопастные (шестисегментные) своды, полностью развитой готический шеве, аркбутаны и оригинальное скульптурное оформление капителей колонн. Во множестве ранних готических соборов, включая собор в Нуайоне, парижский собор Нотр-Дам и собор в Лане, заложенных между 1140 и 1174, общими чертами выступают шестисегментный ребристый свод, относительно небольшой размер окон, сводчатые галереи над боковыми нефами, чередование цилиндрических колонн и массивных столбов, над которыми смыкаются ребра сводов и капители с зубчатым оформлением. В них проявилась и смена концепции интерьера — переход от массивности и тесноты романского интерьера к легкости и устремленности ввысь готического интерьера, в целом словно движущегося к кульминационному пункту — алтарю.

Что касается экстерьера, то первоначальный замысел включал сооружение множества башен — в Лане их должно было быть семь, в Шартре девять, однако работы над большинством из них были прекращены. Средства, по смете предназначавшиеся для возведения башен и шпилей, чаще всего направлялись на ремонтные работы или на завершение более важных элементов сооружения. Тем удивительнее воспринимаются два западных шпиля Шартрского собора, из которых южный датируется перестройкой храма в 1195, тогда как северный, завершивший ансамбль, был возведен на 300 лет позднее.

Столь же исключительны витражи Шартрского собора, сохранившиеся здесь лучше, чем где бы то ни было во Франции. 130 окон переливаются цветами как драгоценные камни, меняясь со сменой освещения снаружи. Собор в начатый в 1192, при всей простоте своего плана является достойным соперником Шартрского благодаря своему объему и поэтичности общего замысла.

В 13 в. были сооружены соборы в Реймсе (заложен в 1212), в Амьене (1218−1279), в Ле-Мане (1217−1254) и в Бове (перестроен после пожара 1225). Реймсский собор, жестоко пострадавший во время Первой мировой войны, служил центром паломничества и местом коронации королей, он был покрыт скульптурами с самого основания до пинаклей. Под всеми тремя арками западного портала были устроены окна вместо обычных здесь рельефных тимпанов.

Собор в Амьене прославился великолепием своего интерьера, в котором своды нефа поднимаются на высоту четырнадцатого этажа. Его фасад также богато орнаментирован скульптурой, некогда раскрашенной и позолоченной.

Собор в Ле-Мане необычен своими 13 многогранниками капелл, радиально расходящихся от двойной обходной галереи. Его аркбутаны, подпирающие хоры и боковые нефы, расчленяются и удваиваются по мере движения от внутренних опор к внешним свободно стоящим столбам.

Собор в Бове обозначил собой кульминацию в развитии планировочного решения и отразил чрезмерную амбициозность и епископа и архитектора, в результате чего от первоначального сооружения до нашего времени дошли только перестроенные хоры. Они перекрыты сводами, поднимающимися на 48 м над полом, а над ними вздымалась крутая кровля, конек который находился на высоте 22 этажей. Здесь своды были подняты на беспрецедентную высоту, а толщина и прочность опор и контрфорсов оказалось уменьшены сверх разумных пределов. В результате в 1284 своды рухнули, и следующие сорок лет ушли на их восстановление. Попыток перестройки главного нефа никогда не предпринималось, и в праздник Вознесения 1573 шпиль собора высотой 153 м, возведенный между 1560 и 1569, также рухнул. Слабым местом оказались, видимо, опоры главного нефа. И все же собор в Бове остался памятником отваге и дерзновенности средневековых строителей.

После собора Бове упадок церковной архитектуры был уже неотвратим, тем более что весь 14 в. Франция вела внутренние и внешние войны. В этом веке началась Столетняя война с Англией (1337−1453), а в 1348 по всей Европе забушевала чума — «черная смерть». Строительная активность сократилась настолько, что многие постройки так и не были завершены в эту эпоху. Главный неф собора в Клермоне, строительство которого началось в 13 в., оставался наполовину недостроенным весь 14 в. Кафедральный собор крепости в Альби был завершен в 14 в. скорее всего потому, что это место было центром борьбы с ересью альбигойцев. Однако и в нем великолепная крестная перегородка была выполнена веком позже. Хоры собора Сент-Уэн в Руане и трансепт Руанского собора могут служить иллюстрацией изменения готического стиля во Франции 14 в. Опоры стали тоньше, своды и их ребра легче, а скульптура фигур и растительный декор приобрели оттенок натуралистичности. В скульптурном декоре соборов отчетливо различимы листья плюща, терновника, розы, инжира и клевера.

Чтобы верно оценить изменения в архитектуре Франции 15 в., необходимо вспомнить, что всю первую половину столетия англичане контролировали обширную часть ее севера, а в 1421 ими был занят и Париж. Непрерывное кружево межоконных ребер и применение обратной кривой были характерны для английской готики с начала 14 в., так что вполне вероятно, что появление этих элементов во Франции было вызвано продолжительным контролем англичан. Тем не менее, готика 15 в. во Франции именуется не «украшенной», как в Англии, а «пламенеющей», в которой контуры межоконных ребер напоминают языки пламени. Характерная для того времени французская арка имеет форму перевернутого сердца или туза пик. И фронтоны и шпили обработаны просечным кружевным рисунком, подобным тому, что сохранилось в соборе в Кодбек-ан-Ко. Благодаря использованию промежуточных ребер своды имеют дополнительные лопасти. Капитель почти не выражена, а скульптурные отливы, кажется, проникают прямо в тело столба или колонны, из которых они поднимаются, переходя на свод. В соборах 15 в. стало еще больше света в связи с сокращением высоты галерей над боковыми нефами или даже полным отказом от них и увеличением высоты верхних боковых окон.

В 15 в. было заложено немного церквей, а размеры построенных весьма скромны. Строительные работы продвигались столь замедленно, что в пределах столетия фактически завершенными были лишь считанные соборы. И все же есть замечательные исключения, среди которых особое место занимает собор Сен-Маклу в Руане (1432−1517). Понять особенности проектного замысла и одновременно постичь роль моделей в средневековом зодчестве помогает макет собора, выполненный из папье-маше и хранящийся в Руанском музее. Именно благодаря этой модели мы можем составить представление о формах деревянной конструкции шпиля над средокрестием, который был разрушен в 18 в.

Среди иных примеров пламенеющей готики — собор Троицы в Шербуре, главный неф собора Сент-Уэн в Руане, портал и фасад церкви Сен-Жермен л’Оксеруа в Париже, церковь Сен-Жак в Дьеппе и хоры кафедрального собора в Меце. Стиль не исчерпал себя и в 16 в., так что трансепт кафедрального собора в Бове в стиле пламенеющей готики датируется 1548 — временем распространения раннего французского Ренессанса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой