Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности развития просветительской идеологии народов южного Урала и Западного Казахстана (конец ХІХ — начало ХХ вв.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Оренбургской губернии основными последователями нового метода были братья купцы Ахмед, Гани и Махмут Хусаиновы, выходцы из Сеитовского посада. В 1891 г. А. Хусаинов построил в Оренбурге мечеть, при которой основал мектеб и медресе «Хусаиния». Туда же были приглашены самые выдающиеся педагогические силы того времени, которые составили учебную программу, включавшую в себя все общеобразовательные… Читать ещё >

Особенности развития просветительской идеологии народов южного Урала и Западного Казахстана (конец ХІХ — начало ХХ вв.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности развития просветительской идеологии народов южного Урала и западного Казахстана (конец ХІХ-начало ХХ вв.)

Историческое развитие народов Среднего Поволжья, Южного Урала и Западного Казахстана в конце ХIХ — начале ХХ в. характеризовалась становлением нового типа культурного взаимодействия и их интеллектуальных элит, формированием общих основ идеологии национального возрождения тюркоязычных общностей региона. Факторы, которые способствовали и обуславливали движение в этом направлении — развитие идеи возрождения своих народов на основе их разностороннего образования и просвещения, подъема культуры на родном языке, установлении равноправия и паритетности тюрко-мусульманских и славяно-христианских народов в государственно-политической системе России. Более четко, в сравнении с предшественниками, эти принципы сформулировал и показал пути их осуществления видный просветитель крымских татар Исмаил Гаспринский (1851−1914гг.) На формирование мировоззрения Гаспринского повлияло знакомство с достижениями науки и культуры в период путешествий по странам Западной Европы и Ближнего Востока. При осмыслении политического и социально-экономического положения тюркскоязычных народов Российской империи Гаспринский-мыслитель пришел к мысли о необходимости решения основных проблем через модернизацию мусульманских учебных заведений, духовное и политическое единение мусульманских тюрков Российской империи и активное взаимодействия русских мусульман. Практическое осуществление своих идей И. Гаспринский начал с издания в Бахчисарае в 1883 г. газеты «Терджиман» (Переводчик), выходившей два раза в месяц. Эта газета, насчитывавшая тысячи подписчиков, выполнила функцию пропаганды нового метода обучения. /усул и джадид/. 'Новый метод' основывался на фонетическом принципе чтения в обучении, а также во внедрении в образовательный процесс светских знаний, отсутствовавших в программах обучения исламских школ: арифметики, русского языка, географии и истории. Кроме этого, И. Гаспринским стремился реализовать посредством газеты свою основную идею, — объединение тюрков-мусульман Российской империи, ибо в противном случае, по его мнению, они будут «обречены на порабощение и ассимиляцию». Он предложил практическую основу формирования такого единстваидею единого тюркского языка, который, и попытался создать в газете «Терджиман».

В конце Х1Хв. в Оренбурге выписывалось 10−12 экземпляров этой газеты, в Троицке -3−4 /1/. К 1912 г. «Терджиман» становится ежедневным печатным органом с пятью тысячами подписчиками в России и за рубежом. /2/.

Газета «Терджиман» оказала определенное влияние на часть российских интеллегентов — мусульман Ю. Акчура, братьев Рамиевых, Р. Фахретдинова, а также на развитие периодической печати — газет и журналов на различных тюркских языках (в частности татарском и казахском).

Идеи джадидизма нашли благодатную почву для своего распространения в Среднем Поволжье, Южном Урале, Казахстане, Средней Азии. Татары Волжско-Уральского региона стали активными проводниками джадидизма. Основная идея, которая овладела многими из них, — развитие и распространение образования. Она нашла отражение в художественных произведениях, на страницах газет и журналов, в песнях шакирдов.

В Оренбургской губернии основными последователями нового метода были братья купцы Ахмед, Гани и Махмут Хусаиновы, выходцы из Сеитовского посада. В 1891 г. А. Хусаинов построил в Оренбурге мечеть, при которой основал мектеб и медресе «Хусаиния». Туда же были приглашены самые выдающиеся педагогические силы того времени, которые составили учебную программу, включавшую в себя все общеобразовательные предметы в объеме курса средних учебных заведений. В медресе «Хусаиния» работали Ризатдин ибн Фахретдин (1859−1936гг.) -ученый, писатель, создатель историко-биографической энциклопедии «Асар»; Муса Бигиев (1874−1947гг.) известный арабист, получивший образование в Каире и Константинополе; Шариф Камал (18 841 942гг.) — писатель, классик татарской литературы; Ф. Каримов (1870−1937гг.) писатель, публицист, автор учебников по географии и истории. Это учебное заведение больше напоминало гимназию, чем духовное училище. В пользу Оренбургского медресе «Хусаиния» учредители оформили вакуф в 100 тысяч рублей деньгами, которым распоряжался попечительский совет. Так, на содержание обучавшихся 500 шакирдов в 1915 г. было израсходавано 2400 рублей /3/. Воспитанниками медресе «Ху-саиния» были: казахский ученый-лингвист К. Жубанов, татарский поэт М. Джалиль, нарком просвещения ТАССР Ш. Г. Ахмадеев.

На средства братьев Хусаиновых были организованы новометодные мектебе и медресе в Сеитовском посаде. В 1898 г. Гани Хусаинов /1836−1902гг./ организовал в Сеитовском посаде краткосрочные педагогические курсы, с целью подготовки учителей для новых школ. Руководителем курсов стал известный татарский деятель Фатих Каримов. Под руководством опытных педагогов курсанты в течение трех месяцев изучали кроме звукового метода обучения, основы арифметики, физики, географии и истории. В 1900 г. на курсах было 70 слушателей, а в 1901 г. -78. /4/. Однако педкурсы в Сеитовском посаде не просуществовали долго, 16 июня 1901 г. по предписанию Оренбургского губернатора полиция их разгромила. На пед-курсах было подготовлено в целом 200 учителей. По оценке Дж. Валидова, «дом Гани Хусаинова был своего рода штабом распространения нового метода в крае». /5/.

В 1903 г. в медресе Сеитовского посада обучалось 2085 шакирдов, из них 1346 татар, 687башкир, 52 казаха./6/. В 1904 г. прибыло в медресе при мечети № 7 Сеитовского посада 25 казахских мальчиков из Уральской и Тургайской областей, в медресе № 1 6 человек из Актюбинского уезда Тургайской об-ласти./7/.

Существенный вклад в распространении новых идейных веяний среди казахского, татарского и башкирского населения региона внес известный татарский деятель, имам Троицка З. Расулев /1833−1917г./, основавший в 1894 г. новометодное медресе «Расулия». Авторитет и влияние З. Расулева были отражены в некрологе, напечатанном в газете «Вакыт» от 4.02.1917г. Там утверждалось, что он мог «считаться „духовным королем“ своего народа» /8/.

В середине 90-х годов новый метод был введен в Троицке в мектебе и медресе, содержавшиеся за счет татарского купца-миллионера В.Яушева. /9/.

В начале ХХ в. на заседании Троицкой городской думы был поднят вопрос о необходимости открытия двух школ для девочек, так как мусульманское население Троицка составляло тогда 12 000 человек./10/.

Определенным влиянием в распространении новых методов обучения пользовалось медресе «Мухаммадия», основанное в 1901 г. в Казани Галымжаном Баруди (1857−1921).

На территории Уфимской губернии новый метод обучения впервые был внедрен в городе Уфе в медресе «Усмания», открытом в 1888 г. муддарисом Х. Усмановым при первой городской мечети .

Наибольшую известность получило в Уфе медресе «Галия», открытое в 1906 г. Зия Кемали (1873−1942).Спонсором строительства учебного здания медресе «Галия» выступил крупный уфимский землевладелец, житель Уфы казах Салимгирей Джантюрин. /11/. В ее стенах учились такие известные казахские писатели как Магжан Жумабаев, Жиенгали Тлепбергенов, Беимбет Майлин, татарские и башкирские писатели М. Гафури и С.Кудаш.

Новые медресе не ограничивались лишь введением звукового метода обучения, они пошли дальше и приступили к реформе учебного курса школ. Так, учебный план медресе «Хусаиния» включал следующие предметы: татарский, русский, арабский языки, историю, математику, географию, физику, химию, педагогику, гражданское законоведение, чистописание, рисование. /12/. Это были уже не схоластические медресе, а учебное заведение светского характера, способствующие получению реальных знаний и полезных навыков, и ставшие центром подготовки кадров национальной интеллигенции гуманитарного профиля. Воспитанники медресе находились под влиянием демократических идей того времени. Более того, как подчеркивал исполняющий должность директора департамента полиции С. Белецкий, воспитанникам, не возбранялось иметь любые учебные пособия и книги зарубежных изданий, хотя они и не были допущены в продажу русской цензурой. Это способствовало расширению их кругозора, ознакомлению с духовными достижениями мировой цивилизации, развитию идей свободомыслия.

Массовое движение учащейся молодежи в поддержку и углубление новых методов обучения вылилось в создание в конце 1904 г. в медресе «Мухаммадия» организации шакирдов «Эль-Ислах». Это нашло отклик и поддержку шакирдов в Уфе, Оренбурге, Троицке и других городах и селениях, где находились крупные медресе. Руководимый татарскими интеллектуалами Ф. Амирханом (1886−1926гг.) и Г. Исхаки, «Эль-Ислах» стремился распространить идеи реформирования национального образования, прогресса во всех медресе России. В свою очередь шакирды требовали разработки единой программы для всех медресе, приглашения ведущих ученых, предоставления самоуправления учебным заведениям. В 1909 г. шакирды медресе «Хусаиния», где функционировал филиал «Эль-Ислаха», выступили против имевшихся там проявлений косности и невежества, отказались заниматься до тех пор, пока педагогический совет, не уволит реакционного муддариса Абдул-РахимаЭфенди./13./.

Таким образом, новометодные медресе, появившиеся на территории Южного Урала повлияли на развитие просветительской идеологии тюрко-мусульманских народов Российской империи.

мусульманский учебный заведение тюркоязычный.

  • 1. ГАОрО ф.6,оп.2.д.114.л.19.
  • 2. Рахимкулова М. Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Оренбург. 1989. С.7
  • 3. ГАОрО ф.6,оп.2.д.114.л.73/
  • 4. Валидов Дж. Очерки истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). М., 1923 г.С.60
  • 5. ГАОрО ф.73,оп.1.д.225.л.1об/
  • 6. ГАОрО ф.6,оп.1.д.17.л.12/.
  • 7. Фархшатов М-Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период (60−90-е годы Х1Хв.) М., 1994.С.84−85/
  • 8. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года.Казань.1926.С.142
  • 9. ГАОрО ф.73,оп.1.д.288.л.3/.
  • 10. Юлдашбаев Б. История формирования башкирской нации.Уфа.1972.С.249
  • 11. ГАОрО ф.6оп.2.д.618.л.392
  • 12. Аршаруни А., Габидуллин З. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М.1931. С. 102.
  • 13. Султангалиева Г. С. Западный Казахстан в системе этнокультури контактов. Уфа. 2001 С.168
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой