Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Процесс учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании поступающих первичных документов поставщиков в реестрах в течение месяца делают записи в хронологическом порядке, т. е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60, ее оплаты и др. В конце месяца обороты по счету 60 из реестров переносят в журнал-ордер № 6, где на каждого поставщика отводят одну… Читать ещё >

Процесс учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОАО «Литмаш» работает как с поставщиками, так и с подрядчиками.

Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, либо одновременно с ними с согласия организации или по её поручению.

В ОАО «Литмаш» с каждым поставщиком и подрядчикам заключается договор на поставку товаров, оказание услуг, который является основным документом, регулирующим отношения сторон, определяет их права и обязанности по поставке товаров (услуг).

Договор заключается на один год, а также на разовые поставки.

Для облегчения и ускорения оформления договорных отношений применяется пролонгация, то есть продление сроков действия договоров. В ОАО «Литмаш» большей частью пролонгируются договоры.

Учет расчетов с поставщиками осуществляется на основании правил, прописанных в учетной политике ОАО «Литмаш».

Большинство поставщиков работают по предоплате, выставляя для оплаты счет, где указываются наименование товара или услуги, и банковские реквизиты поставщика.

ОАО «Литмаш», оплачивая в безналичной форме приобретаемые товары, и услуги авансом (полностью или частично), принимает к вычету предъявленный поставщиком НДС, не дожидаясь фактического поступления товарно-материальных ценностей (приемки результата выполненных работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в соответствии с нормой установленной в специально введенном пункте 12 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации. В бухгалтерском учете возмещение НДС отражается проводкой Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 76 «НДС с авансов выданных».

Аналитический учет по счету 60 в ОАО «Литмаш» ведется по каждому поставщику и по каждому предъявленному счету.

Счет 60 кредитуется на стоимость фактически поступивших или принятых к оплате товарно-материальных ценностей, потребленных услуг и работ в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов товарно-материальных ценностей или затрат.

Например, в мае 2011 года в ОАО «Литмаш» поступили материалы на сумму 23 826 руб. (в т.ч. НДС 3634,47) от ООО «Гравитон». Счет данного поставщика был акцептован в этом же месяце на указанную сумму (Таблица1).

Счет 60 по дебету, на котором отражаются суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, корреспондирует со счетами учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Например, в ОАО «Литмаш» в мае 2011 года был оплачен счет поставщика ООО «Маяк» на сумму 770 руб. (Дт 60.1 Кт 51).

Учет авансов, выданных под поставку материальных ценностей (работ, услуг), осуществляется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно, на отдельном субсчете «Расчеты по авансам выданным».

В бухгалтерском учете суммы выданных авансов отражаются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками» субсчет «Расчеты по авансам выданным» в корреспонденции с кредитом счетов по учету денежных средств.

Эти суммы числятся на данном субсчете до тех пор, пока они не будут зачтены поставщиком в погашение долга за полученные материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги).

Суммы выданных авансов, зачтенные поставщиком после поставки материальных ценностей (работ, услуг), отражаются по кредиту счета 60.2 «Расчеты с поставщиками субсчет «Расчеты по авансам выданным» в корреспонденции с дебетом счета 60.1 «Расчеты с поставщиками».

Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков.

Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые товарно-материальные ценности кроме обычных счетов-фактур по расчетам с поставщиками за поставленную продукцию, товары, услуги применяются также специализированные счета-фактуры для учета НДС.

Помимо счет — фактур, выписывается и товарная накладная, которая является сопроводительным документом при перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 г. № 1−794/32−5).

При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя в соответствии с Постановлением № 78 ТТН, выписывается в четырех экземплярах.

Организация одновременно со специализированными счетами-фактурами ведет также журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж по налогу на добавленную стоимость.

Специализированная форма счета-фактуры выписывается поставщиком на покупателя в двух экземплярах. Первый экземпляр в течение 10 дней с даты отгрузки представляется покупателю; он дает право на учет сумм НДС после оплаты товара. Второй экземпляр счета-фактуры остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС по реализованной продукции.

Получаемые и выдаваемые счета-фактуры записываются раздельно в журналы учета счетов-фактур и хранятся в течение полных 5 лет с даты их получения или выдачи. Счета-фактуры подшиваются к журналу и пронумеровываются.

Поставщики кроме учета журнала выданных счетов фактур ведут также специальную книгу продаж, которая предназначена для регистрации счетов фактур. Учет счетов-фактур в книге ведется в хронологическом порядке по мере отгрузки товаров, оказания услуг или получения предоплаты. Записи делаются не позднее 10 дней после совершения операции.

В книге продаж отражаются все реквизиты, содержащиеся в счетах-фактурах, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения налогом в 18 и 10%, отдельно показываются продажи, не облагаемые налогом.

В свою очередь у покупателей товаров, работ, услуг, кроме журнала учета получаемых от поставщиков счетов-фактур, ведется специальная книга покупок, в которой регистрируются счета-фактуры, представляемые поставщиками. Цель ведения книги покупок заключается в определении сумм НДС, подлежащего зачету.

Книга покупок включает все реквизиты поступающих счетов-фактур поставщиков, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения налогом в 18 и 10%, отдельно показываются покупки, не облагаемые по действующему положению НДС.

Аналитический учет по счету 60.1 на ОАО «Литмаш» ведется по каждому предъявленному счет — фактуре.

Регистром учета расчетов с поставщиками является журнал-ордер № 6.

Журнал-ордер № 6 открывается на год с использованием вкладных листов. Реестры операций по расчетам с поставщиками ведут раздельно по каждому поставщику за тот же период, что и журнал-ордер. -№ 6.

На основании поступающих первичных документов поставщиков в реестрах в течение месяца делают записи в хронологическом порядке, т. е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60, ее оплаты и др. В конце месяца обороты по счету 60 из реестров переносят в журнал-ордер № 6, где на каждого поставщика отводят одну строку.

Записи по кредиту счета 60 производят по графам в корреспонденции с дебетуемыми счетами по учету товарно-материальных ценностей (07, 10, 11 и 15), затрат на производство (20−26), капитальных вложений (08) и др. Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражения операций по дебету счета 60, т. е. записей об оплате поставщикам и подрядчикам за поставленные товарно-материальные ценности и, выполненные работы и услуги и другим списаниям. При записях по дебету счета указывают кредитуемые счета (счета по учету денежных средств, кредитов банка и др.).

Суммы, принятые к платежу по кредиту счета 60, отражаются в соответствующих графах журнала-ордера № 6 по слагаемым, определяющим покупную стоимость поступивших товарно-материальных ценностей; отдельно записывается сумма зачетов, НДС и общая сумма, принятая к оплате.

В конце месяца в журнале-ордере № 6 выводят остатки: по дебету — суммы, оплаченные поставщикам; по кредиту — суммы, причитающиеся к оплате поставщикам.

Для сверки с контрагентами ОАО «Литмаш» использует Акт сверки расчетов, где отражаются дата, сумма и документ являющийся основанием для расчетов, а именно счета-фактуры и их номера, для отражения задолженности и выписки банка и платежное поручение для отражения оплаты.

Инвентаризации по расчетам с поставщиками на ОАО «Литмаш» проводится ежемесячно.

Предприятие не подлежит обязательному аудиту, и вследствие чего аудиторские проверки не проводились.

Таблица 1 Бухгалтерские записи по счету 60 «Расчеты с поставщиками.

№.

Содержание операций.

Сумма.

Корреспондирующие счета.

дебет.

кредит.

Перечислена предоплата поставщику (в том числе НДС — 1800 руб.).

60.2.

Принят к вычету НДС на основании полученного от продавца счета-фактуры на аванс.

68.2.

76. ав.

Получены материалы НДС по полученным материалам.

  • 10 000
  • 1800
  • 10.1
  • 19.3
  • 60.1
  • 60.1

Зачтена сумма аванса.

60.1.

60.2.

Восстановлен НДС, принятый к вычету с аванса.

76. ав.

68.2.

Принят к вычету НДС по полученным материалам.

68.2.

19.3.

Акцептованы счета-фактуры поставщиков за поступившие и оприходованные материалы.

Отражен НДС по поступившим материалам.

  • 23 826
  • 3634,47
  • 10.1
  • 19.3
  • 60.1
  • 60.1

Приняты к оплате счета поставщиков за выполненные ими работы и оказанные услуги для капитального строительства.

60.1.

Отражена сумма НДС.

2166,10.

19.1.

60.1.

Акцептованы счета поставщиков за выполненные ими работы и оказанные услуги, в т. ч. предоставление энергии, газа, пара, воды, для цехов основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и обще-хозяйственных нужд.

20,23,25, 26.

60.1.

Счета поставщиков и подрядчиков приняты к оплате за выполненные услуги при производстве работ, относящихся к расходам будущих периодов.

60.1.

Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные товары, с НДС.

12 712 2288.

  • 41.1
  • 19.3
  • 60.1
  • 60.1

Отражен зачет задолженности между поставщиками и покупателями (заказчиками).

62.1.

60.1.

Погашена задолженность перед поставщиками.

60.1.

50, 51, 55.

При оплате счетов-фактур произведены зачеты по предварительно выданным авансам и оплаченным счетам поставщиков и подрядчиков.

60.2.

60.1.

Суммы задолженности покупателей зачтены в погашение долгов перед поставщиками.

60.1.

62.1.

Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах.

60.1.

Задолженность перед поставщиками и подрядчиками погашена полученными краткосрочными или долгосрочными кредитами банков (оплата акцептованных платежных документов).

60.1.

66, 67.

Пример: на основании договора поставки № 1012 от 01.06.11 г. (Приложение 1) и счета на оплату (Приложение 2), с приложенной к ней доверенности покупателя (Приложение 3), происходит формирование товарной накладной № 379 от 24.06.11 г. (Приложение 4), по которой отпускается купленный метало профиль размером 0,93*1,5 м. На основании товарной накладной формируется счет-фактура.

После оплаты товара по счету-фактуре № 379 от 24.06.11 г. (Приложение 5) на сумму 23 800,00 руб., в т. ч. НДС — 3630,51 руб., ОАО «Литмаш» получил товар по накладной № 379 от 24.06.11 г. В бухгалтерском учете ООО «Витринит» были произведены следующие записи:

Списана себестоимость товара:

Дебет 90.2.1 «Продажи» Кредит 41.1 «Товары» на сумму 20 169,49 руб.

Отражена выручка от реализации товара:

Дебет 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90.1.1 «Продажи» — на сумму 23 800,00 руб.

Выделен НДС с суммы, поступившей за товар:

Дебет 90.3 «Продажи».

Кредит 68.2 «Расчеты по налогам и сборам» — на сумму 3630,51 руб.

Списан с авансов реализованный товар:

Дебет 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на сумму 23 800,00 руб.

НДС с аванса:

Дебет 68.2 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на сумму 3630,51 руб.

При реализации товара с отсрочкой платежа покупателя, используем предыдущий пример с изменением условий, происходит списание товара со склада и отражается следующими бухгалтерскими записями:

Списана себестоимость товара:

Дебет 90.2.1 «Продажи» Кредит 41.1 «Товары» на сумму 20 169,49 руб.

Отражена выручка от реализации товара:

Дебет 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90.1.1 «Продажи» — на сумму 23 800,00 руб.

Отражена сумма НДС, полученная от реализации, и не подлежит определенное время уплате в бюджет:

Дебет 90 «Продажи» субсчет «Налог на добавленную стоимость».

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора» субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС» — на сумму 3630,51 руб.

Когда покупатель полностью оплатит товар и деньги поступят на расчетный счет поставщика составляется проводка:

Дебет 51 «Расчетные счета».

Кредит 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» — на сумму 23 800,00 руб.

Отсюда выделяется НДС и закрывается субсчет «неполученный НДС» .

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредитора» субсчет «Расчеты по неоплаченному НДС».

Кредит 68.2 «Расчеты по налогам и сборам — на сумму 3630,51 руб.

На основании выписанного и оплаченного счета — фактуры формируется книга продаж. Бухгалтера ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур.

Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. В случае частичной оплаты за отгруженные товары, при принятии учетной политики для целей налогообложения по мере поступления денежных средств регистрация бухгалтером счета-фактуры в книге продаж производится на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета-фактуры по этим отгруженным товарам и пометкой по каждой сумме «частичная оплата». Регистрация счетов-фактур с одинаковыми реквизитами в книге допускается только в случаях поступления средств в порядке частичной оплаты, а также отгрузки товаров под полученную сумму авансовых или иных платежей с соответствующей корректировкой (зачетом) ранее начисленных сумм налога по платежу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой