Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учет расчетов с поставщиками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличительной особенностью расчетов за работы и услуги является то, что не всегда стоимость оказанной услуги или выполненной работы можно сразу отнести к тому или иному виду затрат (прямые, косвенные, общепроизводственные, общехозяйственные и т. п.) и распределить между потребителями внутри организации (подразделениями). Например, стоимость электроэнергии, воды, газа и др. Поэтому одновременно… Читать ещё >

Учет расчетов с поставщиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

и подрядчиками Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками направлен на сбор и обобщение информации о расчетах за полученные покупателем товарно-материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги. Он осуществляется на базе следующих нормативных документов:

  • — Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • — Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • — Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 07.05.2013 г. № 100-ФЗ);
  • — Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ;
  • — Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 г. № 94-ФЗ);
  • — Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»;
  • — Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
  • — Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету „Расходы организации“ ПБУ 10/99»;
  • — Положение о безналичных расчетах в РФ, утвержденное ЦБ РФ 03.10.2002 г. № 2 — П;
  • — Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»;
  • — Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;

Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками определяет форма расчетов, которая представляет собой совокупность способов и приемов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств между участниками расчетов и учреждениями банков. При выборе формы расчетов необходимо принять во внимание все ее преимущества и недостатки. В настоящее время предприятия осуществляют свои расчеты:

  • — наличными денежными средствами;
  • — платежными поручениями;
  • — платежными требованиями;
  • — аккредитивами;
  • — расчетными чеками;
  • — банковскими корпоративными (пластиковыми) картами;
  • — с использованием векселей.

Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в договорах о приобретении материальных ценностей, выполнении работ и услуг или их реализации.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор, не содержащий хотя бы одно существенное условие, не считается заключенным (ст. 432 ГК РФ). Кроме того, договор является основным документом, определяющим права и обязанности покупателя и поставщика (подрядчика).

Для формирования учетной информации особое значение имеют сведения о поставках: наименование товара, его количество, цена, формы расчетов, сроки поставки и ее оплаты, условия транспортировки, момент перехода права собственности на приобретенные товары, материалы и другое имущество от продавца к покупателю.

Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиками (подрядчиками) являются расчетные документы и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки. К расчетным документам относят счета и счета-фактуры.

Документом, свидетельствующим о факте свершения сделки, является товарно-транспортная накладная, которая составляется поставщиком, если он сам организует доставку товара покупателю. В случае, когда продавец отпускает товар покупателю непосредственно со своего склада, он оформляет товарную накладную по форме ТОРГ-12, рекомендованную Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, по которой он передает товар представителю организации-покупателя. Данная товарная накладная является основанием для оприходования этих ценностей.

Материальные ценности, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы, считаются неотфактурованными поставками. Они принимаются на склад, согласно ПБУ 5/01, с составлением акта о приемке материалов не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику. Организация принимает меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов.

Материальные ценности, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы, считаются неотфактурованными поставками. Они принимаются на склад, согласно ПБУ 5/01, с составлением акта о приемке материалов не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр акта направляется поставщику. Организация принимает меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов.

Согласно ПБУ 5/01, при полном соответствии фактического количества ценностей в момент сдачи на склад количеству, указанному в документах поставщика, заведующий складом или кладовщик составляет приходный ордер. При установлении в поступивших ТМЦ несоответствий ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика, а также в случаях, когда качество материальных ценностей не соответствует предъявляемым требованиям (вмятины, царапины, поломка, бой, течь и т. д.), приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов. В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется. Акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и (или) транспортной организации. При приемке товаров составляется соответственно акт о приемке товаров и акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей.

При покупке услуг, покупатель обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, с участием представителя исполнителя осмотреть и принять выполненную работу (ее результат). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе, покупатель должен немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.

Прием-передача объектов между организациями для включения в состав основных средств организации-получателя оформляется актами о приемке, которые утверждаются руководителем организации. К актам прилагается и техническая документация, относящаяся к данным объектам.

При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товаров (работ, услуг) должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты, а именно:

  • — кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру;
  • — платежное поручение с отметкой банка об исполнении;
  • — документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

Эти первичные документы являются основанием для отражения информации в бухгалтерском учете организации о совершенных хозяйственных операциях с поставщиками и подрядчиками, в результате взаимодействия контрагентов при приобретении продукции, товаров, работ, услуг, других активов. Такие операции осуществляются посредством проведения как денежных, так и неденежных расчетов. Проведение расчетных операций сопровождается передачей актива и сопровождающих документов.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется методом начисления, то есть все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, должны быть отражены на счете 60, независимо от времени оплаты. Таким образом, реализуется допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, предусмотренное ПБУ 1/98. На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитываются следующие расчеты:

  • — за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т. п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
  • — за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, то есть так называемые неотфактурованные поставки;
  • — за излишки, товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке (когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков);
  • — за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);
  • — за все виды услуг связи;
  • — генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;
  • — генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР).

Отметим, что приведенный перечень не является исчерпывающим. Однако он дает общую характеристику операций расчетов с поставщиками и подрядчиками. На бухгалтерский учет приобретения материальных ценностей влияют условия договора, заключенного между поставщиком и покупателем. К ним относится в первую очередь момент перехода права собственности на материальные ценности.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя возникает по договору с момента передачи ценностей. Однако, участники договора могут установить отличный от общепринятого момент перехода права собственности на реализуемые ценности (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Помимо условий о переходе права собственности порядок бухгалтерского учета операций по приобретению материальных ценностей определяется условиями о цене и порядке оплаты материальных ценностей.

Таким образом, порядок бухгалтерского учета приобретения материальных ценностей определяют два фактора: момент перехода права собственности на материальные ценности от продавца к покупателю и установленное договором условие оплаты материальных ценностей (последующая или предварительная оплата).

Выделяют четыре наиболее распространенных варианта оплаты материальных ценностей и перехода права собственности на них.

Вариант 1:

По условиям договора право собственности на получаемые ценности переходит от поставщика в момент их передачи, покупатель может принять их к учету. Причем задолженность перед поставщиком отражается в сумме цены приобретения с НДС. Оприходование материальных ценностей и наличие счета-фактуры дает возможность предъявления суммы налога к вычету. Делаются бухгалтерские записи, приведенные в таблице 1:

Таблица 1 Оплата товарно-материальных ценностей после их получения.

Корреспонденция счетов.

Сумма.

Содержание хозяйственной операции.

Дебет.

Кредит.

08, 10, 15, 41.

60−2.

Стоимость приобретения материальных ценностей без НДС.

Отражено получение права собственности на материальные ценности.

60−2.

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца.

Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям.

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца.

НДС предъявлен к вычету.

60−2.

50,51, 52, 55.

Фактически перечисленная сумма денежных средств.

Произведена оплата поставщику.

Вариант 2:

Предварительная оплата материальных ценностей покупателем, не приводящая к получению им права собственности на них. Перечисление денег поставщику приводит лишь к возникновению дебиторской задолженности, которая отражается в учете покупателя по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Авансы выданные». Право собственности на материальные ценности возникает у покупателя лишь после их получения от продавца. После этого материальные ценности могут быть оприходованы на баланс покупателя, а НДС по ним предъявлен к вычету.

В данном случае делаются бухгалтерские записи, приведенные в таблице 2.

Таблица 2 Предварительная оплата ТМЦ

Корреспонденция счетов.

Сумма.

Содержание хозяйственной операции.

Дебет.

Кредит.

60−1.

50,51, 52, 55.

Сумма фактически уплаченных денежных средств.

Перечислен аванс продавцу.

08, 10, 15, 41.

60−2.

Стоимость приобретения материальных ценностей без НДС.

Отражено получение права собственности на материальные ценности.

60−2.

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца.

Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям.

60−2.

60−1.

Сумма фактически уплаченных денежных средств.

Сумма аванса зачтена в качестве оплаты за материальные ценности.

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца.

НДС предъявлен к вычету.

Вариант 3:

У организации-покупателя право собственности на приобретаемые материальные ценности возникает только после их оплаты. До перечисления денег поставщику поступившие материальные ценности учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». После оплаты право собственности на материальные ценности переходит к покупателю, и, следовательно, в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» их следует отражать на счетах балансового учета. Только после этого согласно предписаниям ст. 171 HK РФ, НДС, относящийся к оприходованным материальным ценностям, может быть предъявлен к вычету.

Делаются бухгалтерские записи, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 Учет полученных товарно-материальных ценностей на забалансовом счете 002.

Корреспонденция счетов.

Сумма.

Содержание хозяйственной операции.

Дебет.

Кредит.

Сумма, указанная в товаросопроводительных документах.

Отражено поступление материальных ценностей от поставщика.

60−2.

50,51, 52, 55.

Фактически перечисленная сумма денежных средств.

Произведена оплата поставщику.

08, 10, 15, 41.

60−2.

Стоимость приобретения материальных ценностей без НДС.

Отражено получение права собственности на материальные ценности.

60−2.

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца.

Отражен НДС по приобретенным материальным ценностям.

Сумма, указанная в товаросопроводительных документах.

Списаны с забалансового учета материальные ценности, по которым получено право собственности.

Сумма НДС в соответствии со счетом-фактурой, полученным от продавца.

НДС предъявлен к вычету.

Для отражения на счетах бухгалтерского учета принятия выполненной работы (оказанной услуги) используются счета учета производственных расходов (20, 25, 26 и др.). Задолженность организации согласно расчетным документам подрядчиков за принятые работы, услуги, отражается записью:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажи».

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Отличительной особенностью расчетов за работы и услуги является то, что не всегда стоимость оказанной услуги или выполненной работы можно сразу отнести к тому или иному виду затрат (прямые, косвенные, общепроизводственные, общехозяйственные и т. п.) и распределить между потребителями внутри организации (подразделениями). Например, стоимость электроэнергии, воды, газа и др. Поэтому одновременно с регистрацией документов, подтверждающих стоимость оказанных услуг (работ), их оплату, бухгалтерия должна иметь распределительные документы внутреннего характера об объеме и стоимости полученных услуг каждым потребителем. С этой целью бухгалтерия может накапливать информацию об объеме, виде и стоимости полученных услуг каждым из них в отдельных регистрах в разрезе статей затрат (содержание зданий, сооружений, оборудования, охрана труда и т. д.).

Учет расчетов по претензиям ведется с использованием субсчета 2 «Расчеты по претензиям», открытого к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Он предназначен для обобщения информации о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным им, признанным и присужденным штрафам, пеням и неустойкам. Расчеты по претензиям к поставщикам и подрядчикам могут возникнуть, когда счет поставщика (подрядчика) был акцептован и оплачен до поступления ТМЦ, а при приемке на склад товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, и арифметические ошибки.

Учет претензий к поставщикам и подрядчикам оформляются бухгалтерскими записями, приведенными в таблице 4.

Таблица 4 Учет претензий к поставщикам и подрядчикам.

Корреспонденция счетов.

Содержание хозяйственной операции.

Дебет.

Кредит.

  • 94
  • 76−2
  • 60
  • 60

При приемке груза обнаружена недостача товарно-материальных ценностей:

  • а) в пределах, предусмотренных договором
  • б) сверх величин, предусмотренных договором (предъявлена претензия поставщику)

76−2.

Претензия погашена поставщиком.

76−2.

По истечении срока исковой давности сумма претензии отнесена на счет потерь от порчи ценностей.

91−2.

Сумма потерь от порчи ценностей признана прочим расходом.

При заключении договора купли-продажи с иностранным поставщиком цена приобретаемых материальных ценностей устанавливается в условных единицах, например в иностранной валюте. Для того чтобы определить подлежащую уплате сумму (в рублях), в договоре необходимо предусмотреть курс, по которому валюта будет пересчитываться в рубли. Чаще всего в качестве такового принимается официальный курс соответствующей валюты к рублю на день оплаты. Хотя никто не запрещает сторонам договора устанавливать любой иной курс.

Наибольшее распространение на практике получила следующая схема заключения договоров:

— стоимость товаров договором определена в иностранной валюте. Оплата за эти товары производится покупателем в рублях по согласованному сторонами курсу на день оплаты. Если отгрузка товаров (работ, услуг) предшествует их оплате, либо осуществляется предварительная частичная оплата, то в этом случае возникают суммовые разницы. Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой обязательства на дату отгрузки товара и рублевой оценкой этого обязательства на дату его оплаты. Учет суммовых разниц ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» (таблица 5).

Таблица 5 Учет суммовых разниц у организации-покупателя.

Корреспондирующие счета.

Содержание хозяйственной операции.

Дебет.

Кредит.

  • 60
  • 91−2
  • 91−1
  • 60

Начислены суммовые разницы в расчетах между российскими организациями за материальные ценности:

  • — положительные
  • -отрицательные

Организация в качестве отсрочки платежа за товары, работы, услуги может выдать поставщику (подрядчику) вексель. Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а учитываются обособленно в аналитическом учете.

Выданный собственный вексель отражается бухгалтерскими записями:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты по векселям выданным».

Погашение собственного векселя, выданного поставщику (подрядчику), отражается бухгалтерскими записями:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты по векселям выданным».

Кредит счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета».

Причитающиеся к уплате проценты по векселю отражаются в бухгалтерском учете организации:

Дебет счета 97 «Расходы будущих периодов».

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Расчеты по векселям выданным».

Хотелось бы отметить, что рассматриваемое направление учета расчетов относится к учету обязательств организации. В Гражданском кодексе РФ обязательство определяется как отношение, в силу которого должник должен совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности. Согласно ст. 407- 419 ГК РФ, основаниями прекращения обязательств могут быть надлежащее исполнение (ст. 408 ГК РФ), зачет (ст. 410 ГК РФ), новация (ст. 414 ГК РФ), прощение долга (ст. 415 ГК РФ), ликвидация юридического лица, являющегося должником или кредитором в обязательстве, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ).

Надлежащее исполнение обязательств предполагает погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками за счет собственных средств или кредитов банка. На счетах бухгалтерского учета делается запись:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «специальные счета в банках», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают следующей записью:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга по существу является одним из видов дарения. Прощеная сумма долга является прочим доходом и отражается:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Параллельно с синтетическим учетом осуществляется аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Он позволяет раскрыть содержание синтетического учета и усилить контроль над этим участком учета. Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется в хронологическом порядке по каждому предъявленному счету, а по расчетам в порядке плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику.

В соответствии с планом счетов, построение аналитического учета должно обеспечить возможность группировки и обобщения информации в разрезе акцептованных и других расчетных документов, срок оплаты которых не наступил, не оплаченных в срок расчетных документов, неотфактурованных поставок, авансов выданных, выданных векселей, срок оплаты которых не наступил, просроченных оплатой векселей, полученных коммерческих кредитов и др.

Согласно общероссийскому классификатору управленческой документации, аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками организуется в следующих карточках и ведомостях:

  • — карточка аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами (типовая форма № РТ-12);
  • — ведомость № 5 (типовая форма № В-5), применяемая в аналитическом учете расчетов с поставщиками и подрядчиками в порядке плановых платежей;
  • — ведомость № 6-с (типовая форма № В-6-с), применяемая в аналитическом учете по неотфактурованным поставкам;
  • — ведомость аналитического учета по предприятию в целом по счету 60;
  • — ведомость аналитического учета в разрезе структурных подразделений по счету 60;
  • — журнал-ордер № 4 «расчетов с поставщиками и подрядчиками».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой