Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности управленческих знаний в работе специалиста таможенного дела

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная система управления таможенной деятельностью имеет иерархическую организационную структуру, в рамках которой функции управления реализуются на уровне ФТС России, региональных управлений, таможен и таможенных постов. Такая структура обеспечивает централизованный распределенный характер управления. При этом практически, на каждом уровне управления решается комплекс задач мониторинга… Читать ещё >

Особенности управленческих знаний в работе специалиста таможенного дела (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция управления таможенным делом на основе знаний

С формально-логических позиций процесс управления таможенной системой (в главной своей сути — процесс принятия результативного системного решения) — это процесс синтеза или выбора оптимальной в сложившихся условиях продуктивной структур-стратегии такой системы.

Такой процесс имеет две квазинезависимые фазы: фазу формирования знаний и фазу использования знаний.

Первая фаза — это непрерывный процесс накопления знаний, протекающий на фоне функционирования системы.

Вторая — это применение накопленных знаний в условиях реальной проблемной ситуации.

Под знанием будем понимать любую структурированную информацию о внешнеэкономической и таможенной деятельности, включая различные закономерности деятельности, модели, стратегии, программы, а также технологии интеграции знаний.

Фундаментальную основу решения проблем повышения эффективности управления сложными системами составляет когнитивный (познавательный) подход. Речь идет, прежде всего, о парадигме формирования знаний для принятия решений и о создании соответствующей метатехнологии управления.

При принятии системного управленческого решения, под знанием будем понимать любую структурированную информацию о внешнеэкономической и таможенной деятельности, включая различные модели и закономерности деятельности, а также технологии интеграции знаний.

Для общего случая структура системы знаний приведена на рис. 2.1.

Процессы принятия системных решений относительно сферы таможенной деятельности наиболее полно обеспечиваются в рамках теоретической модели ВЭД.

Базовой парадигмой эффективного управления единой системой таможенных органов на основе когнитивного подхода является парадигма формирования знаний об эволюции систем внешнеэкономической и таможенной деятельности и эффективного использования их в целях управления. По сути — это системная концепция управления.

Рис. 2.1. Общая структура знаний: ВЭиТД — внешнеэкономическая и таможенная деятельность Основы таможенного дела: учеб. Пособие. В 2 т. Т.2 / под общ. ред. Ю. Ф. Азарова. — М.: РИО РТА, 2009. — С. 390.

В самом общем случае знания о таможенной системе представлены некоторой совокупностью структур-стратегий. При этом научно-методического обеспечение, используемое для формирования структур-стратегий ТС, и накопленная совокупность структур-стратегийэто и есть метатехнология.

Знания Структур-стратегииМетатехнология.

Базовая парадигма эффективного управления таможенной системой — парадигма формирования (на основе соответствующего научно-методического обеспечения) знаний об эволюции систем внешнеэкономической и таможенной деятельности (в виде некоторой взаимосвязанной совокупности структур-стратегий) и их эффективного использования в целях управления. По сути — это парадигма когнитивного управления таможенным делом.

Современная система управления таможенной деятельностью имеет иерархическую организационную структуру, в рамках которой функции управления реализуются на уровне ФТС России, региональных управлений, таможен и таможенных постов. Такая структура обеспечивает централизованный распределенный характер управления. При этом практически, на каждом уровне управления решается комплекс задач мониторинга внешней торговли относительно контролируемого сегмента сферы ВЭД, и обеспечивается управление ресурсами и таможенной технологией для достижения целей таможенной деятельности.

При решении таких задач в существующей системе информационные технологии используются в крайне ограниченных объемах, а автоматизация технологий управления таможенной деятельностью практически отсутствует. Все это в конечном итоге отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, создает проблемы с наполнением доходной части государственного бюджета, а также приводит к нарушениям таможенных правил и увеличению числа преступлений в сфере таможенной деятельности.

В настоящее время вопросы автоматизации частично решены в рамках единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России. При этом, в целях решения отдельных информационно-расчетных задач, автоматизированы функции ввода информации, ее обработки, хранения, контроля, формирования отчетов и других информационно-справочных документов о деятельности таможенных органов. Но в целом, в условиях ограничений, свойственных созданной информационной технологии, достигается лишь информационное обеспечение для решения ограниченного круга задач управления.

Интеграция информационных технологий и технологий управления принципиально меняют структуру и содержание управления таможенной деятельностью. Общая модель управления деятельностью таможенных органов на основе автоматизации приведена на рис. 4.

Здесь объектом управления является деятельность ФТС РФ, РТУ, таможен и таможенных постов. Управляющие решения готовятся на основе мониторинга параметров ВЭД, имеющихся ресурсов и результатов деятельности. При этом в технологическую схему принятия решения в качестве составного компонента включается информационно-управляющая технология. Такая технология обеспечивает информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности на основе применения аналитических методов и средств, экспертных систем, систем поддержки принятия решений, типовых сценариев управления соответствующими объектами в интересах подготовки и реализации управленческих решений.

Таким образом, технология управления таможенной службой России в условиях автоматизации органически содержит в себе информационно-управляющую технологию, а соответствующая ей система управления должна строиться с учетом принципов системной реализации такой технологии и ее параметров.

Наличие такого специфического элемента в системе управления оказывает значительное влияние на ее организационно-функциональную структуру и технологию принятия решений. Это означает, что в определенных условиях отдельные функции и задачи управления могут быть частично реализованы средствами информационно-управляющей системы. Иногда такую систему называют системой автоматизации. В дальнейшем будем пользоваться одним и другим термином, не проводя между ними никакой принципиальной разницы.

В результате автоматизации решения задач управления происходит перераспределение функций между человеком и информационной системой и изменяется роль человека в процессе подготовки и принятия решений. Другими словами, часть функций управления, которые в настоящее время традиционно реализуются человеком, могут быть в полном объеме или частично переданы информационно-управляющей системе.

Технологические и структурные параметры управляющих систем в значительной мере зависят от специфики таможенной деятельности, как управляемого объекта, от состава и особенностей автоматизируемых функций управления, от характеристик задач автоматизации и методов их решения. Именно в этой взаимосвязи содержится принципиальное отличие систем автоматизированного управления от информационных технологий: сильная зависимость от параметров технологии деятельности и технологии управления. Вследствие этого система автоматизированного управления, по сути, для каждого конкретного случая становится уникальной.

Рис. 2.2. Концептуальная модель управления на основе знаний

Необходимо иметь такую систему управления, которая способна своевременно и адекватно реагировать на структурно-параметрические изменения ВЭД, а также технологично и эффективно использовать имеющиеся таможенные ресурсы. Именно автоматизация системы управления таможенной службой России и позволяет придать ей соответствующее качество Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / В. Макрусев, В. Ю. Дианова. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. — С.278.

В целом концепция управления таможенным делом на основе знаний объединяет:

методологию формирования знаний по управлению таможенным делом (Приложение 1), и ее базовый модуль формирования знаний — когнитивный модуль (Приложение 2);

модель процедуры управления таможенным делом на основе знаний — (Приложение 3);

модель управления развитием таможенной системы на основе знаний — (Приложение 4);

интегративную модель управления таможенным делом — (Приложение 5);

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой