Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Налоговое регулирование: понятие, методы, способы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сн — ставки налога, Ми — масса налога, поступающего в бюджет График иллюстрирует ситуацию, при которой по мере роста норм налогообложения от 0 до 100% поступления платежей в государственный бюджет будут расти от 0 до некоторого максимального уровня R, а затем снижаться до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается… Читать ещё >

Налоговое регулирование: понятие, методы, способы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в ходе перераспределения части общественного продукта.

Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную «казну» с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Налоговое регулирование — меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов — сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в Республике Беларусь закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Республики Беларусь, законодательные и нормативные акты, органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот:

  • — освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);
  • — дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);
  • — пониженных ставок по сравнению с обычными налоговыми ставками;
  • — возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);
  • — в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции — штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные — по отношению к должностным лицам этих предприятий.

Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

Таким образом, налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства, поскольку его цель — не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу посредством налогового планирования, налогового законодательства, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

Разработка налогового механизма входит в число наиболее сложных задач, успешное решение которых является фактором, влияющим на экономический прогресс и рост благосостояния общества. [4, с 19].

Материальные интересы налогоплательщиков могут совпадать и не совпадать с интересами государства в целом. В первом случае налогоплательщики стремятся к увеличению дохода через расширение объема бизнеса, повышение его эффективности, снижение издержек, во втором — к минимизации платежей через переложение их на покупателя продукции, путем сокрытия доходов или другими способами. Задача государства состоит в установлении разумных взаимоотношений, в максимальной степени удовлетворяющих интересы обеих сторон.

Разработка налогового механизма требует всесторонних обоснований, включая теоретический аспект, определение основополагающей концепции принятие практических решений по его формированию.

В теоретическом аспекте налоговое регулирование вытекает из самой природы налогов, в которых, по словам К. Маркса, «воплощено экономически выраженное существование государства». Оно представляет собой воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов и физических лиц путем установления правил изъятия у них части доходов па общественные нужды. На макроуровне государство регулирует условия воспроизводства, на микроуровне — побуждает налогоплательщика принимать те направления ведения бизнеса, которые выгодны обществу в целом.

Таким образом, налоговое регулирование является воплощением объективно присущих налогам трех функций: фискальной, регулирующей и стимулирующей. [4, с. 20].

Высший законодательный орган власти вправе устанавливать любые налоги и любой механизм их взимания. Но если созданная им налоговая система вступает в противоречие с объективными принципами, то через определенный промежуток времени она обязательно продемонстрирует свою неэффективность. В зависимости от экономического, политического и социального состояния общества эта неэффективность может принять характер массового уклонения от налогов или нарастающего снижения их поступлений в результате сокращения налоговой базы. Особенность экономической ситуации в Республике Беларусь в настоящее время состоит в том, что здесь присутствуют оба фактора снижения налоговых поступлений, что говорит о неэффективности белорусской налоговой системы.

Воздействие налогов на процессы производства, распределения, перераспределения, потребления валового национального продукта многофункционально и осуществляется через специальные правила формирования налоговой базы, структуру налогов, методику их уплаты, льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Желая получить требуемый эффект от налогов, государство устанавливает главные векторы этого воздействия и определяет роль налогового механизма в развитии экономики на данный период.

Формирование механизма налогового регулирования осуществляется в рамках налоговой политики, проводимой государством. Налоговая политика выступает как часть общеэкономической политики и направлена на решение тех же задач. Она включает выработку основополагающей налоговой стратегии па ближнюю, среднюю и отдаленную перспективы и тактики использования налогового механизма для воздействия на развитие производства в нужном для общества направлении.

Поскольку экономическая ситуация в обществе периодически изменяется, налоговая политика также не может оставаться неизменной. Мировой опыт выработал основные подходы к формированию налоговой политики государства на разных этапах экономического развития и в разных экономических ситуациях. Его изучение имеет большое значение для Республики Беларусь, переживающей экономический кризис и определяющей пути выхода из него.

В период спада общественного производства при незначительных инвестициях, большом уровне безработицы государства стремятся осуществлять стимулирующую налоговую политику, направленную на увеличение спроса, рост ВВП, занятости населения. Доказано, что существенный эффект для подъема экономики дает снижение уровня налогов, так как оно приводит к росту доходов населения, соответствующему повышению совокупного спроса, а следовательно, и совокупного предложения через расширение объемов производства.

Одновременно возрастают объемы предпринимательских инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, происходит постепенное оживление всех сфер деятельности. Иными словами, стимулирующая налоговая политика базируется на мультипликационном эффекте налогов и оказывает реальное позитивное воздействие на общество.

В аспекте проведения эффективной налоговой политики большое значение имеет обоснование той оптимальной доли изъятий доходов предприятии в бюджет, при которой достигается сочетание интересов государства и налогоплательщиков и которая не препятствует экономическому прогрессу. Широко известна концепция решения этой проблемы, выдвигаемая сторонниками неоклассической модели налогового регулирования [4, с. 23]. Ее представитель А. Лаффер построил графическое изображение зависимости изменений налоговых поступлений в бюджет от динамики налоговой ставки (рис. 1.2).

«Кривая Лаффера».

Рисунок. 1.2 — «Кривая Лаффера».

Сн — ставки налога, Ми — масса налога, поступающего в бюджет График иллюстрирует ситуацию, при которой по мере роста норм налогообложения от 0 до 100% поступления платежей в государственный бюджет будут расти от 0 до некоторого максимального уровня R, а затем снижаться до нуля в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и налоговая база сокращается. Лаффер обосновывает свои выводы тем, что сокращение ставок налогов будет способствовать снижению масштабов уклонений от их уплаты, повысит степень мотивации к расширению объемов производства, в результате увеличится и налоговая база. Противоположные решения по увеличению налоговой нагрузки означают усиление дискриминации налогоплательщиков и приводят к падению их экономической активности.

Кривая А. Лаффера доказывает, что налоговая система должна быть повернута к производству, увеличивая базу налогообложения через массу производимой прибыли. В этой связи целесообразно рассмотреть некоторые общие для всех стран принципы развития налоговой системы.

Налоговое регулирование: понятие, методы, способы.

Итак, налоговая система должна предполагать необходимый уровень стимулирования развития предпринимательства через рост чистой прибыли. Мировой опыт показывает, что существуют определенные пределы изъятия прибыли (дохода) субъектов рыночной экономики, за которыми теряется интерес к предпринимательской деятельности. Если изымается доходов больше, то возникает стагнация производства, а затем и его спад, нарушается расширенный воспроизводственный цикл, так как не хватает капитальных затрат.

Сн.

100%.

Рис. 3.

На горизонтальной оси вместо массы изъятия представлен рост объемов производства.

Кривая показывает, что до определенного уровня налоговых ставок рост производства продолжается (П1, П2, П3). Но после достижения критического уровня, А в изъятии дохода начинается спад или регрессивное развитие.

В кризисной экономике самым серьезным возражением против оптимизации налоговой системы по приведенному критерию является то, что эффект Лаффера проявляется якобы лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой