Материальное положение студентов педагогических учебных заведений и учительства
Руководство учебных заведений, по возможности, пыталось обеспечивать студентов необходимыми в быту принадлежностями. Однако объективные материальные трудности послевоенного времени затрудняли 100% снабжение мебелью и постельным бельем. Так, в 1946 г. в общежитии Саратовского пединститута на 134 комнаты имелось 49 шкафов и 114 столов. В комнатах на 6−8 человек стояло по 2−3 стула. На 702 человека… Читать ещё >
Материальное положение студентов педагогических учебных заведений и учительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из факторов, затруднявших процесс формирования школьных педагогических коллективов, являлись материально-бытовые проблемы, с которыми приходилось сталкиваться ежедневно. В годы войны педагоги предпочитали работать матросами, счетоводами и продавцами — там, где их обеспечивали питанием и жильем на уровне рабочих Вашкау Н. Э. Восстановление объектов культуры и образования в Сталинграде в 1943;1945 гг. // Окончание войны в Сталинграде и Кельне. 1943;1945 гг. Волгоград, 1997. С. 141.. Поэтому особое внимание уделялось мероприятиям, направленным на стабилизацию и улучшению материального положения учительства. Повышение уровня жизни работников школы, а также студентов педагогических учебных заведений являлось важным направлением в деле создания прочной кадровой базы.
Одной из ведущих проблем студенческого быта являлся жилищный вопрос. В годы войны все общежития Саратовского пединститута были переданы для размещения предприятий оборонного значения. В 1944 г. институту удалось возвратить лишь помещение учебного корпуса. Отсутствие жилплощади приводило к сокращению численности студентов, поэтому часть учебной площади отводилось под жилье студентов. На 550 человек, нуждающихся в общежитии, имелся небольшой флигель на 40 мест. Постановлением СНК СССР в августе 1945 г. 2 студенческих общежития на территории учебных корпусов № 5 и № 6 на 500 человек, построенные Наркомпросом в 1935;1937 гг., были закреплены за госпиталем № 3313 О подготовке Саратовского педагогического института к новому учебному году: Справка директора института [лето 1950 г.] // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4361. Л. 50. В учебном здании и флигеле разместились 200 человек. Более 500 иногородних студентов снимали «углы» на частных квартирах за 150−200 рублей в месяц или определенное количество продуктов, но для многих это было очень дорого О работе Саратовского педагогического института: Справка секретаря ОК ВКП (б) Комарова заместителю председателя СНК СССР А. Н. Косыгину, секретарю ЦК ВКП (б) Г. М. Маленкову // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4361. Л. 53.
Общежитие Балашовского пединститута Саратовской области в 1950 г. занимало 3 небольших здания, где размещались 75 студентов. Для решения жилищной проблемы остальных требовалось построить специальное здание на 256 человек или освободить помещение, принадлежавшее институту и занятое артелью промкомбината О состоянии учебной, воспитательной и научной работе в Балашовском государственном учительском институте: Справка заведующего отделом пропаганды и агитации саратовского ОК ВКП (б) П. Зелепукина заместителю заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) М. Д. Попову [1950 г.] // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 1508. Л. 78. В 1953 г. в одной из комнат общежития развалилась печь, что создало угрозу пожара Протокол партийного собрания первичной парторганизации Балашовского пединститута от 10 марта 1953 г. // ГАНИСО. Ф. 938. Оп. 1. Д. 28. Л. 8.
Общежитие Астраханского пединститута на 300 чел по ул. Халтурина, 11 в 1946 г. находилось в аварийном состоянии: по торцовым стенам юго-восточной части здания проходили вертикальные сквозные трещины сверху до подошвы, продольные стены разрушало огромное количество узких сквозных трещин снизу вверх. Оконные и дверные проемы имели перекосы до 10 см О работе педагогического и учительского института [1945 г.] // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 3. Д. 49. Л. 113. Здание вмещало только 120 человек, более 200 студентов вынуждены были устраиваться на частных квартирах. В апреле 1947 г. институту было возвращено общежитие по ул. Бабушкина, 63, занимаемое госпиталем инвалидов Отечественной войны Отчет о работе Астраханского государственного педагогического института им. С. М. Кирова в 1946/1947 учебном году // ГААО.Ф. 2364. Оп. 1. Д. 244. Л. 36−39. В 1948 г. площадь общежития, используемая институтом, достигла 2000 кв м. Студенты жили в комнатах на 2−3-4 человека. В среднем на каждого из 240 жильцов приходилось 7 кв м. Выселение лиц, не связанных с институтом, позволило расширить жилую площадь. В одном из общежитий работала сапожная мастерская О работе Астраханского педагогического института им. С. М. Кирова за 1948/1949 учебный год: Отчет директора института Трушина, исполняющего обязанности директора по учебно-научной работе, доцента Можаева от 20 июля 1949 г. // ГААО. Ф. 2364. Оп. 1. Д. 271. Л. 71−72. Из-за неисправностей отопительной системы имелись перебои с отоплением.
Дефицит мест наблюдался и в Сталинграде. В 1945 г. из 650 студентов Сталинградского пединститута размещались в общежитии 32% Отчет о работе Сталинградского государственного педагогического и учительского института за 1944/1945 учебный год // ГАВО. Ф. 6056. Оп. 1. Д. 2. Л. 53. В 1946 г. в распоряжении института было 2 общежития: на 300 и 170 человек. В 1950 г. из 1100 иногородних студентов в общежитии, рассчитанном на 250 человек, проживало 350, около 750 ютилось на частных квартирах О состоянии работы Сталинградского государственного педагогического и учительского института [1950 г.] // ГАВО. Ф. 6056. Оп. 1. Д. 36. Л. 71.. Следует отметить, что для аренды квартир институт выделял более 250 тыс. рублей в год, выплачивая студентам по 30 руб. в месяц, что составляло 30−40% реальной платы квартиросдатчикам. Для многих и это было дорого, из-за чего они бросали учебу Отчет о работе Сталинградского государственного педагогического института за 1949/1950 учебный год // ГАВО. Ф. 6056. Оп. 4. Д. 21. Л. 33. Аналогичные трудности испытывали студенты учительских институтов и учащиеся педагогических училищ региона.
Размеры общежитий педагогических училищ не соответствовали количеству проживающих, были плохо оборудованы и нуждались в капитальном ремонте. Не во всех педучилищах имелись столовые, а там где они были, отсутствовал кухонный инвентарь. Общежитие Балаковского педучилища Саратовской области было переполнено: здесь проживало 40 человек при вместимости 25 и реальной потребности более 100 О работе Балаковского педагогического училища за 1946/1947 учебный год: Годовой отчет директора В. Иванова // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 75. Л. 29. Отсутствие света в общежитии Пугачевского педучилища мешало учащимся готовить уроки Протокол № 2 партийного собрания первичной парторганизации Пугачевского педучилища от 21 октября 1948 г. // ГАНИСО. Ф. 1366. Оп. 1. Д. 27. Л. 5. В 1950 г. педучилищу передали под общежитие здание бывшей трофимовской гимназии, но жильцы не были выселены Протокол № 11 общего собрания членов парторганизации Пугачевского педучилища от 31 мая 1950 г. // ГАНИСО. Ф. 1366. Оп. 1. Д. 27. Л. 76. К 5 октября 1950 г. общежитие было отремонтировано, но в классных комнатах продолжали жить 2 семьи Протокол № 18 партийного собрания членов первичной парторганизации Пугачевского педучилища от 5 октября 1950 г. // ГАНИСО. Ф. 1366. Оп. 1. Д. 27. Л. 93. Все учащиеся Сталинградской области жили на частных квартирах, поскольку ни одно из четырех училищ не имело собственное жилое помещение Об итогах работы педагогических учебных заведений Сталинградской области: Отчет секретаря ОК ВКП (б) Прохватилова в ЦК ВКП (б) заведующему отделом школ Яковлеву от 11 сентября 1945 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп.20. Д. 25. Л. 27. Общежитие Астраханского школьного педучилища располагалось в школьном здании и не предназначалось для проживания. Володаровское казахское педучилище и вовсе не имело отдельного здания общежития, поэтому около 100 студентов размещались в 8 классных комнатах самого училища, а более 200 вынуждены были снимать жилье О работе педучилищ Астраханской области за 1952/1953 учебный год: Отчет заместителя заведующего астраханским ОблОНО Белоярцева заместителю министра просвещения РСФСР Арсеньеву от 16 сентября 1953 г. // ГААО. Ф. 1910. Оп. 1. Д. 286. Л. 5.
Руководство учебных заведений, по возможности, пыталось обеспечивать студентов необходимыми в быту принадлежностями. Однако объективные материальные трудности послевоенного времени затрудняли 100% снабжение мебелью и постельным бельем. Так, в 1946 г. в общежитии Саратовского пединститута на 134 комнаты имелось 49 шкафов и 114 столов. В комнатах на 6−8 человек стояло по 2−3 стула. На 702 человека в общежитии было 90 ветхих одеял и 390 подушек, из которых 70% подлежали списанию О результатах ознакомления с материально-бытовыми условиями студентов и состоянии политико-воспитательной работы в Саратовском педагогическом институте: Докладная записка инструктора отдела школ и вузов ГК ВКП (б) Раховской руководителю бригады ЦК ВКП (б) Цветкову // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4928. Л. 67. Имели место перебои в отоплении. И хотя студенты своевременно заготавливали дрова из-за того, что они не были своевременно вывезены со складов, температура в комнатах порой доходила до 6−8 градусов ниже нуля О работе директора Саратовского государственного педагогического института Тихомирова: Докладная записка секретаря ГК ВКП (б) В. Киселева секретарю ОК ВКП (б) П. Т. Комарову // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4361. Л. 39. Дефицит коек, белья, нерегулярное снабжение кипятком для чая также наблюдалось в общежитиях Балашовского педагогического и Вольского учительского институтов Протокол партийного собрания первичной парторганизации Балашовского пединститута от 10 марта 1953 г. // ГАНИСО. Ф. 938. Оп. 1. Д. 28. Л. 8; Протокол № 9 заседания партбюро от 19 октября 1950 г. // ГАНИСО. Ф. 3700. ОП. 1. Д. 8. Л. 20. Среди прочих недостатков также выделялись перебои электроэнергии 2−3 раза в день, вызывавшие неудовлетворительное водяное отопление О материально-бытовом положении студентов Сталинградского государственного педагогического института: Справка Сталинградского государственного педагогического института в Министерство Просвещения РСФСР от 9 января 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 224. Л. 1, 1об. .
В лучшем положении находились студенты Астраханского пединститута. Они были полностью обеспечены мебелью, а наличие постельного белья и одеял составляло 50% от потребностей. Для приготовления пищи в общежитиях были оборудованы кухни общего пользования с плитами и электронагревательными приборами. Кроме того студенты 3 раза в сутки обеспечивались кипятком О работе Астраханского педагогического института им. С. М. Кирова за 1948/1949 учебный год: Отчет директора института Трушина, исполняющего обязанности заместителя директора по учебно-научной работе, доцента Можаева от 20 июля 1949 г. // ГААО. Ф. 2364. Оп. 1. Д. 271. Л. 71−72.
Снабжение студентов продовольствием в 1945;1947 гг. осуществлялось по карточкам при институтских столовых. Питание было скудным и не включало мясных и молочных изделий, а только хлеб, сахар, крупу и некоторые виды жиров. Как правило, столовые функционировали в приспособленных помещениях часто в антисанитарных условиях. В Урюпинском педучилище столовой служили сарай и кладовая, а в Михайловском — флигель без крыши Об итогах работы педагогических учебных заведений Сталинградской области: Отчет секретаря ОК ВКП (б) Прохватилова в ЦК ВКП (б) заведующему отделом школ Яковлеву от 11 сентября 1945 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 20. Д. 25. Л. 27. С сентября 1946 г. столовая Сталинградского пединститута обслуживала 150 человек в сутки. В меню был стандартный набор: завтрак — 2 блюда, обед — 2 блюда и десерт (кондитерское изделие). Дополнительно через отделы рабочего снабжения (ОРСы) поступали овощи и рыба. Кроме того, ежемесячно студенты получали 30 карточек на дополнительное питание. Также в буфете ежедневно продавались пирожки, котлеты, салат, консервы О материально-бытовом положении студентов Сталинградского государственного педагогического института: Справка Сталинградского государственного педагогического института в Министерство Просвещения РСФСР от 9 января 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 224. Л. 1, 1об.. Кроме того, дополнительная материальная помощь периодически выделялась для студентов-отличников, инвалидов Отечественной войны и больных. Так, в 1946 г. студентам Сталинградского пединститута было выдано 210 карточек на дополнительное питание Отчет о работе Сталинградского государственного педагогического и учительского института за 1946 г. // ГАВО. Ф. 6056. Оп. 4. Д. 9. Л. 1.
Столовая Саратовского пединститута размещалась в подвале и работала до 3 часов дня из-за отсутствия дров для отопления О работе Саратовского государственного педагогического института: Докладная записка секретаря Саратовского ОК ВКП (б) Н. Гусева заведующему отделом кадров просвещения Ф. И. Бараненкову // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4361. Л. 37. Зимой 1946 г. студенты снабжались хлебом и продуктами через магазин, находящийся на территории института. Однако хлеб завозили в 2−4 часа дня и студенты, занимавшиеся во вторую смену, чтобы отоварить карточки, пропускали занятия. Кроме того, поскольку к магазину также было прикреплено соседнее население, создавались большие очереди.
Столовая обеспечивала студентов одноразовым питанием (обед). Средняя стоимость до повышения цен на пайковые продукты составляла 1−1,5 рубля. После 16 сентября 1946 г. — от 2,5 до 3 рублей. До октября 1946 г. при институте действовал ОРС, но был ликвидирован из-за нерентабельности — в 1946 г. убыток составил 86 тыс. рублей. С 1 октября 1946 г. студенты получали дополнительную дотацию — 300 г картофеля 50 г капусты в день.
Астраханский пединститут своей столовой не имел, а от прикрепления к существовавшим в городе пунктам общепита студенты отказывались из-за несоответствия цен с их бюджетом Отчет Астраханского государственного педагогического института им. С. М. Кирова за 1946/1947 учебный год // ГААО.Ф. 2364. Оп. 1. Д. 244. Л. 39. По ходатайству Николая Александровича Трушина, с 28 июля 1948 г. возглавлявшего институт, некоторые студенты питались в столовой дорожно-механического техникума О работе педагогического и учительского института // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 3. Д. 49. Л. 113. В 1948/1949 учебном году при учебном корпусе института был организован буфет. В нем продавались хлебобулочные, кондитерские изделия, холодные закуски, безалкогольные напитки, чай О работе Астраханского педагогического института им. С. М. Кирова за 1948/1949 учебный год: Отчет директора института Трушина, исполняющего обязанности заместителя директора по учебно-научной работе, доцента Можаева от 20 июля 1949 г. // ГААО. Ф. 2364. Оп. 1. Д. 271. Л. 71.
В 1946 г., несмотря на то, что посевная площадь подсобных хозяйств педучилищ Сталинградской области составляла 70,7 га, засуха и потеря урожая ухудшили материальное положение учащихся. В основном они питались в столовой училища 1 раз. Небольших запасов капусты и картофеля хватило на одно полугодие. Хлебом учащиеся и преподаватели снабжались регулярно. Очень плохо обстояло дело у многодетных учителей — они не получали хлебный паек на членов семьи Текстовый отчет ОблОНО о работе педучилищ области за 1946/1947 учебный год // ГАВО. Ф. 3423. Оп. 1. Д. 249. Л. 21. Аналогичное положение сложилось и в Саратовской области. Так, посевная площадь Балаковского педучилища составляла весной 1946 г. 17 га. Однако с засеянных здесь 15 га проса и 1,2 га картофеля, в результате засухи было собрано только 1 т картофеля. Кроме того, по наряду облторга осенью 1946 г. училище приобрело 13 т картофеля и 3,6 т капусты, которые поступили в столовую. С декабря 1946 г. студенты получали здесь сначала двухразовое — завтрак и обед, а затем одноразовое питание. Стоимость завтраков и обедов не превышала 3,5 рублей. Но из-за отсутствия продуктов в мае 1947 г. столовая закрылась. Преподаватели столовой не пользовались, поскольку им выделили по 100 кг картофеля по цене облторга О работе Балаковского педагогического училища за 1946/1947 учебный год: Годовой отчет директора В. Иванова // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 75. Л. 29.
Интересные данные были обнаружены в ходе работы в Государственном архиве новейшей истории Саратовской области. Докладная записка инструктора отдела школ и вузов ГК ВКП (б) Раховской руководителю бригады ЦК ВКП (б) Цветкову «О результатах ознакомления с материально-бытовыми условиями студентов и состоянии политико-воспитательной работы в Саратовском педагогическом институте» содержит примерный расчет студенческого бюджета в 1946 г. Так, в 1946 г. студент 1 курса пединститута получал стипендию 220, на 2 курсе — 240, на 3 — 255, на 4 — 295 рублей. При этом в месяц затраты составляли в среднем 206 рублей: на питание в столовой (один раз в день) — 90 рублей, хлеб — 51 рубль, плата за обучение — 25 рублей, удержание по подписке на заем — 25 рублей, плата за общежитие — 15 рублей О результатах ознакомления с материально-бытовыми условиями студентов и состоянии политико-воспитательной работы в Саратовском педагогическом институте: Докладная записка инструктора отдела школ и вузов ГК ВКП (б) Раховской руководителю бригады ЦК ВКП (б) Цветкову [1946 г.] // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4928. Л. 69−70. Безусловно, реальные затраты студента были выше, в том числе на съемное жилье и питание в буфете. Однако, следует отметить, что, несмотря на колоссальное отличие современного состояния экономической, политической и социальной сферы, нынешнее студенчество получает меньшую помощь со стороны государства в материальном плане.
Для стабилизации контингента учащихся педагогических учебных заведений, а также в целях популяризации профессии учителя, правительство проводило комплекс мероприятий. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1946 г. за № 1199 «Об освобождении Героев Советского Союза и Героев социалистического труда от платы за обучение в средних и высших учебных заведениях и об установлении им дополнительного размера стипендий» и Приказом Министра Просвещения РСФСР № 598 от 18 июня 1946 г., студенты, имевшие указанные звания, освобождались от платы. Кроме того с 1 июня 1946 г. в педучилищах, техникумах, учительских и педагогических институтах учащимся-Героям Советского Союза и социалистического труда выплачивалась дополнительная стипендия — 400 рублей в месяц независимо от курса обучения Об осовобождении Героев Советского Союза и Героев социалистического труда от платы за обучение в средних и высших учебных заведениях и об установлении им стипендии повышенного размера: Приказ Министра Просвещения РСФСР № 598 от 18 июня 1946 г. // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 3. Д. 27. Л. 5. Существовали поощрения для отличников учебы — это сохранившаяся и до настоящего времени практика распределения бесплатных или частично оплачиваемых путевок в оздоровительные комплексы или на экскурсии Сталинградская правда. 1950. 7 февраля. .
В первые послевоенные годы материально-бытовые трудности испытывали не только студенты, но и работники школ. В августе 1945 г. группа московских учителей и врачей в письме И. В. Сталину отразила общее состояние проблемы материального положения советского учительства: «Ученица, исключенная из 5 класса школы за абсолютное нежелание учиться, встретилась на днях с завучем школы и рассказала, как она довольна, что бросила школу, так как она работает на хлебозаводе и получает 650−700 рублей в месяц. А сам завуч, имеющий высшее образование и 21 год педстажа, работающий в школе с 8 утра до 9 вечера, получает 550 рублей в месяц. Другой ученик, прекративший занятий в 6 классе, рассказал, что на заводе получает 1300−1400 рублей в месяц. А директор школы с высшим образованием или директор поликлиник — врач — получают 800−1000 рублей в месяц (…) еще хуже обстоит дело с промтоварным снабжением. Количество выданных ордеров на одежду и обувь обеспечило до 8% учителей по школам (…) Таким образом, огромное большинство учителей, даже в столице, имеет такой внешний вид, в котором буквально нельзя показаться учащимся ни в классе, ни на улице» Письмо группы московских учителей и врачей И. В. Сталину от 6 августа 1945 г. // РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 863. Л. 72−73.
Для предотвращения оттока учителей на работу в другие сектора экономики и стабилизации их материального положения существовали специальные льготы и преимущества для педагогов: бесплатное жилье, в том числе оплачиваемая аренда квартиры; топливо (80−100 куб. м); участок для подсобного хозяйства (0,25 га); ежеквартальные пайки. Квартирный вопрос в послевоенные годы оставался нерешенным для большинства школьных работников.
Особенно тяжелая ситуация сложилась в Сталинграде. Типичной для этого города было положение в Дзержинском районе в 1945 г.: 24% учителей имели собственные дома, 27% жили в коммунальных квартирах или комнатах при школах, 35% - на частных квартирах, остальные 14% - в подвалах и землянках Справка ОК ВКП (б) и ГК ВКП (б) об итогах работы школ в 1944/1945 гг. по Дзержинскому району [1945 г.] // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 20. Д. 275. Л. 23. В отдельных районах города в подвалах, зданиях разрушенных бань ютилось до 50% школьных работников Справка секретаря Краснооктябрьского райкома ВКП (б) Злобина об итогах 1944/1945 учебного года по школам района [1945 г.] // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 20. Д. 275. Л. 55. К 1946 г. 35% сталинградских педагогов продолжали жить в подвалах, землянках, блиндажах, подсобных школьных помещениях. Для обеспечения учителей жильем были приняты меры по восстановлению наименее разрушенных коммунальных домов, развертыванию коллективного жилищного строительства. Непосредственное участие в ремонте учительских квартир принимало население города в рамках воскресников по оказанию помощи школам, которые проводились, в среднем, два раза в месяц О мерах улучшения материально-бытового положения учителей [1946 г.] // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 23. Д. 22. Л. 30.
В мае 1946 г. бюро Кировского райкома ВКП (б) Сталинграда обязало руководителей организаций и предприятий выделить квартиры для учителей района: райсовет — 10, завод № 91 — 5, СталГРЭС — 4, завод им. Ермана — 3, лесокомбинат МПС — 3. Однако из-за общего дефицита жилой площади было предоставлено 7 квартир: райисполкомом — 6, СталГРЭС — 1 О ходе месячника по подготовке школ, квартир учителей к новому учебному году и завозе топлива на зиму для школ и учителей: Справка секретаря райкома ВКП (б) Маслова Сталинградскому ГК ВКП (б) от 16 июля 1946 г. // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 6. Д. 53. Л. 105. В первом полугодии 1946 г. также было выделено 2 финских домика для учителей в Краснооктябрьском и Ворошиловском районах Отчет заведующей ГорОНО Э. М. Арлиевской [1946 г.] // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 6. Д. 53. Л. 38. К лету 1950 г. около 10% учителей Сталинграда нуждались в квартирах, живя в школьных помещениях или разрушенных зданиях Сведения о состоянии подготовки школ к новому учебному году [1950 г.] // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 6. Д. 53. Л. 45.
Отмеченные выше факты имели место также в Астраханской и Саратовской областях. Так, директор Зеленгинской средней школы Астраханской области долгое время жила в школьном коридоре, а с весны 1946 г. снимала «угол» в землянке и платила хозяину 100 рублей в месяц. Учительница этой же школы арендовала «спальное место» за 60 рублей, преподаватель химии — за 30 рублей в месяц По итогам обследования работы школ области: Справка инструктора отдела школ ОК ВКП (б) Мошковой секретарю ОК ВКП (б) Муратову от 5 апреля 1946 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп.3. Д. 205. Л. 7. Во многих районах региона — Терновском, Красно-Кутском, Безымянском, Баландинском, Новобурасском, Ершовском в Саратовской области, Марфинском и других районах Астраханской области систематические задержки выплаты квартирных денег продолжались от 2 месяцев до года О выполнении постановлений бюро ОК ВКП (б) о материально-бытовом обслуживании учителей: Постановление исполкома саратовского облсовета и бюро ОК ВКП (б) от 19 декабря 1945 г. Протокол № 47 // ГАСО. Ф. Р-2215. Оп. 3. Д. 28. Л. 3; По итогам обследования работы школ области: Справка инструктора отдела школ ОК ВКП (б) Мошковой секретарю ОК ВКП (б) Муратову от 5 апреля 1946 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп.3. Д. 205. Л. 7. Это было особенно обременительно для учителей, вынужденных снимать квартиры за 100−200 рублей в месяц. В Саратовской области эта ситуация приобрела трагический исход, закончившись самоубийством двух учительниц О самоубийстве двух учительниц в Саратовской области: Информация инструктора отдела школ ЦК ВКП (б) Черникова секретарю ЦК ВКП (б) Маленкову Г. М. от 2 января 1946 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 126. Д. 32. Л. 2−5.
В связи с недостаточным развитием социальной инфраструктуры, государственные ассигнования регулярно увеличивались, стимулируя, тем самым, темпы строительно-восстановительных работ. В 1948 г. план строительства и приспособления учительских квартир в Саратовской области был перевыполнен на 8%. Однако этот процесс проходил неравномерно — в некоторых районах перевыполнение произошло за счет передачи части домов с баланса сельсоветов на баланс школ. Только треть учителей Саратовской области была обеспечена собственным жильем. Примерно столько же проживали в городских коммунальных квартирах, а в селах и деревнях — в домах сельсоветов. Часть учителей в городах и рабочих поселках продолжали жить в коммунальных квартирах, а в селах и деревнях — в домах сельсоветов Акт проверки выполнения Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. № 245 О повышении заработной платы и пенсии учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 О льготах и преимуществах учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. и решений исполкома саратовского облсовета депутатов по этим вопросам, саратовским ОблОНО и ГорОНО от 12 июня 1948 г. // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 454. Л. 9; О выполнении закона о всеобщем обязательном обучении по Саратовской области в 1947;1948 учебном году: Доклад заведующего ОблОНО Г. М. Ермаченко // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 714. Л. 59; Информация заведующей отделом школ и вузов ОК ВКП (б) Гребневой секретарю ОК ВКП (б) Ф. А. Мамонтову от 5 сентября 1952 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 20. Д. 289. Л. 3. .
Имели место и такие факты. В селе Кистендей Кистендейского района 6 учителей с семьями имели по 9 кв м на 3−4 человека при отсутствии сеней и кладовок. Директор Рахменовской средней школы с женой и ребенком делили 12-метровую комнату вместе с колхозницей и ее двумя детьми. 8 педагогов Котоврасинской семилетней школы Балашовского района снимали квартиры за 50 рублей в месяц, но 20 рублей квартирных денег выплачивал сельсовет. В среднем, сельсоветы оплачивали 20% затрат на квартиру, а учителя тратили на эти цели от 70 до 100 рублей в месяц О работе школ за 1948/1949 учебный год: Отчет Саратовского ОблОНО // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 341. Л. 76. При этом, следует отметить, что средняя квартирная плата в конце 1940;х — начале 1950;х гг. в Нижнем Поволжье была несколько выше, чем в целом по стране. Так, за 1 квадратный метр жилой площади, (не считая отопления, освещения, газ и водопровод) жителям Сталинграда приходилось платить 1,31 рубля в 1949 г. и 1,25 рубля в 1950 г. В то время как эти же показатели в СССР составляли 1,24 и 1,19 соответственно. При этом в 1940 г. квартирная плата сталинградцев за один кв м была на 0,06 рубля меньше, чем в целом по стране, и составляла 0,93 рубля Составлено автором по: О размерах квартирной платы в СССР в 1940, 1949;1951 гг.: Справка ЦСУ СССР заместителю Председателя Совета министров СССР Л. П. Берия [не ранее 7 апреля 1952 г.] // Советская жизнь. 1945;1953. М., 2003. С. 172−174.
Таблица 13.
Размещение учителей Саратовской области в 1950 г. и 1953 г. (в %) О работе школ Cаратовской области за 1949/1950 учебный год: Отчет Саратовского ОблОНО // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 341. Л. 79; О выполнении закона о всеобщем обязательном обучении по Саратовской области в 1952/1953 учебном году: Доклад заведующего ОблОНО Г. М. Ермаченко // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 714. Л. 60.
Виды жилья. | 1950 г. | 1953 г. | |
Собственное жилье. | 29,6. | 27,7. | |
Частные квартиры. | 26,9. | 35,8. | |
Коммунальные квартиры. | 22,5. | 19,2. | |
В здании школы. | 17,3. | ||
Таким образом, в начале 1950;х гг. квартирный вопрос для саратовских учителей оставался неразрешенным, а соотношение педагогов, имевших собственное жилье, и вынужденных снимать угол оставалось практически неизменным. Хотя, очевидно сокращение к 1953 г. доли школьных работников, вынужденных жить при школе.
Положение учителей Астраханской области к 1953 г. значительно улучшилось: около 80% из них имели собственное жилье, и только 20% проживали на частных квартирах, в большинстве случаев вместе с хозяевами Информация заведующей отделом школ и вузов ОК ВКП (б) Гребневой секретарю ОК ВКП (б) Ф. А. Мамонтову от 5 сентября 1952 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 20. Д. 289. Л. 3. .
На протяжении первых послевоенных лет сохранял свою актуальность и топливный вопрос, особенно, в части снабжения педагогов сел и рабочих поселков. В отчетной документации партийных и государственных структур Астраханской, Саратовской и Сталинградской областей за период 1945;1950 гг. регулярно упоминались случаи перебоев и систематических задержек в снабжении учителей углем, дровами и т. п. Об итогах работы школ области за 1945/1946 и подготовке к началу 1946/1947 учебного года: Протокол № 114 заседания бюро Астраханского ОК ВКП (б) от 26 августа 1946 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп.3. Д. 49. Л. 121; По итогам обследования работы школ области: Справка инструктора отдела школ ОК ВКП (б) Мошковой секретарю ОК ВКП (б) Муратову от 5 апреля 1946 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп.3. Д. 205. Л. 7. В целом, с середины 1940;х до начала 1950;х гг. педагоги получали около 50% положенного им топлива О самоубийстве двух учительниц в Саратовской области: Информация инструктора отдела школ ЦК ВКП (б) Черникова секретарю ЦК ВКП (б) Маленкову Г. М. от 2 января 1946 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 126. Д. 32. Л. 2−5. Недостаток восполнялся за счет того, что учителя самостоятельно собирали бурьян, хворост, кизы или закупали топливо за свой счет Акт проверки выполнения Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. № 245 О повышении заработной платы и пенсии учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 О льготах и преимуществах учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. и решений исполкома саратовского облсовета депутатов по этим вопросам, саратовским ОблОНО и ГорОНО от 12 июня 1948 г. // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 454. Л. 9; Информация заведующей отделом школ и вузов ОК ВКП (б) Гребневой секретарю ОК ВКП (б) Ф. А. Мамонтову от 5 сентября 1952 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 20. Д. 289. Л. 3; О выполнении закона о всеобщем обязательном обучении по Саратовской области в 1947/1948 учебном году: Доклад заведующего ОблОНО Г. М. Ермаченко // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 714. Л. 59; О работе школ за 1948/1949 учебный год: Отчет Саратовского ОблОНО // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 341. Л. 76. В документах начала 1950;х гг. топливный вопрос поднимался все реже, что позволяет сделать вывод об относительном его разрешении.
После окончания войны возникла необходимость внесения изменений в систему оплаты труда работников школ. Причинами этого явились, во-первых, невысокий уровень зарплаты педагогов в условиях масштабных задач, стоявших перед советской школой; во-вторых, нарушения местными органами власти Постановления СНК СССР 10 апреля 1936 г. № 689, о регулярной выплате денег учителям, приведшие к образованию в ряде Районов задолженности перед работниками школ О задолженности по зарплате учителям: Справка заведующего отделом школ ОК ВКП (б) Морозовой секретарю Саратовского ОК ВКП (б) П. Т. Комарову // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4366. Л. 235.
Таблица 14.
Динамика роста среднемесячной заработной платы учителей Нижнего Поволжья в 1945-1948 гг. Таблица составлена автором по: Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Астраханской области за март 1945 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 1035. Л. 222; Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Астраханской области по состоянию на март 1948 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 2317. Л. 65; Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Саратовской области по состоянию на март 1945 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 1015. Л. 39; Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Саратовской области по состоянию на 4 мая 1948 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 2357. Л. 52; Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Сталинградской области по состоянию на 15 мая 1945 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 1017. Л. 97; Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Сталинградской области по состоянию на 28 мая 1948 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 2363. Л. 49.
Область. | Типы (виды) учебных заведений. | 1945 г. | 1948 г. | |
Астраханская. | Учебные заведения по подготовке кадров. | |||
Начальные, семилетние, средние школы. | ||||
Саратовская. | Учебные заведения по подготовке кадров. | |||
Начальные, семилетние, средние школы. | ||||
Сталинградская. | Учебные заведения по подготовке кадров. | |||
Начальные, семилетние, средние школы. | ||||
Уровень заработной платы работников начальных, семилетних и средних школ Нижнего Поволжья с 1945 г. по 1948 г. увеличился, в среднем, на 45%, что было выше, чем в целом по стране (43%) Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950;1955 гг.: Статистическая таблица ЦСУ CCCР // РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 41. Д. 113. Л. 161−161об. Наибольший показатель наблюдался в Астраханской области — 68%. Однако стоит учитывать тот факт, что в рамках карточного снабжения, существовавшего до конца 1947 г., было очень трудно удовлетворить потребности населения в продовольственных и промышленных товарах, а восполнять их за счет рыночной и коммерческой торговли при таком уровне заработка было просто невозможно.
Правительство СССР повышало зарплату работникам системы народного образования в несколько этапов — осенью 1946 г. и зимой 1948 г. В первом случае это произошло в связи с ростом пайковых цен. 23 октября 1946 г. была разработана специальная инструкция Министерства Финансов СССР, предусматривавшая механизм повышения. Так, например, учитель 4 класса городской школы с 25-летним педагогическим стажем, отнесенный к 1 разряду по образованию, имел тарифную ставку 550 рублей в месяц при норме часов преподавательской работы 24 часа в неделю. Тарифная ставка этого учителя повышалась на 90 рублей в месяц и составила 640 рублей. При нагрузке в 26 часов в неделю зарплата в месяц достигала 693 рубля 16 копеек, а при нагрузке 18 часов — 479 рублей 88 копеек О порядке проведения повышения заработной платы учителям и другим работникам учебных заведений, воспитателям детских учреждений и медицинским работникам в связи с некоторым повышением пайковых цен: Инструкция Министерства Финансов СССР № 767 и ВЦСПС № 1546-и от 23 октября 1946 г. // ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 8921. Л.1. Тогда же решением Совета Министров были повышены пенсии и стипендии: пенсионерамна 60, студентам вузов — на 80, техникумов — на 60 рублей О порядке проведения повышения заработной платы, пенсий, пособий и стипендий в связи с некоторым повышением пайков цен: Инструкция Министерства Финансов СССР № 647 и ВЦСПС № 1372-н от 18 сентября 1946 г. // ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 8921. Л.4.
С 1 февраля 1948 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) заработная плата учителей была увеличена на 15%. С этого же времени устанавливалась пенсия за выслугу лет в размере 40% от ставки заработной платы О повышении заработной платы и пенсии учителям начальных, семилетних, средних школ: Постановление бюро Сталинградского обкома ВКП (б) от 17−23 февраля 1948 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 25. Д. 13. Л. 132. Определенным стимулом для учителей стало постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», согласно которому, дети городских учителей были освобождены от платы за обучение в 8−10 классах средней школы, педагогических училищах, учительских институтах и высших педагогических учебных заведениях О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ: Из приказа министра просвещения РСФСР от 18 февраля 1948 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917;1973. М., 1974. С. 463.
После издания постановлений развернулась широкая пропагандистская работа: в школах и районных центрах прошли митинги, на педсоветах представители ОблОНО и ГорОНО знакомили учителей с текстом постановлений, с целью обсуждения и разъяснения О Постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) № 245 рт от 10 февраля 1948 г. О повышении заработной платы и пенсий учителям начальных, семилетних и средних школ: Постановление бюро Астраханского ОК ВКП (б) от 25 февраля 1948 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 5. Д. 62. Л. 27. Исполкомы сельских и поселковых советов депутатов трудящихся обязывались предоставить бесплатно учителям сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением. Но на деле это не получило реального воплощения. Инспекторские проверки в школах фиксировали регулярные нарушения в исполнении Постановления «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ». Так, в 1948 г., несмотря на указанное постановление в 50% Районов Саратовской области систематически задерживалась зарплата и отпускные О работе школ за 1948/1949 учебный год: Отчет Саратовского ОблОНО // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 341. Л. 76.
Отдельного внимания в рамках исследования материально-бытового положения учительства в послевоенные годы занимает вопрос продовольственного снабжения. В 1945 г. размеры пайков соответствовали стандартам 1943 г. Нормы снабжения дифференцировались по 4 группам населения. К первой группе относились рабочие и приравненные к ним лица, в том числе учителя; ко второй — служащие; к третьей — иждивенцы; к четвертой — дети в возрасте до 12 лет История социалистической экономики СССР: В 7 томах. Т.5. Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны. 1938 — 1945. М., 1978. С. 465.
Таблица 15.
Нормы ежемесячного снабжения продовольственными товарами в 1945 г. Составлено автором по: Великая Отечественная война. 1941;1945: энциклопедия. М., 1985. С. 467; Любимов А. В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. М., 1968. С. 29.
Категории населения. | Хлеб (грамм в день). | Сахар и кондитерские изделия (грамм в месяц). | Мясо и рыба (грамм в месяц). | Жиры (грамм в месяц). | Крупа и макароны (грамм в месяц). | |
Рабочие и ИТР ведущих предприятий по особому списку (1 категория). | ||||||
Рабочие и ИТР остальной промышленности, транспорта и связи (2 категория). | ||||||
Служащие (1 категория). | ||||||
Служащие (2 категория). | ||||||
Иждивенцы. | ||||||
Дети до 12 лет (1 категория). | ||||||
Дети до 12 лет (2 категория). | ||||||
Для улучшения продовольственного положения в 1945 г. в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР были расширены площади, выделявшиеся под огороды. Рабочие и служащие получали участки в пользование на 5−7 лет. Административные органы не имели права перераспределения этих участков. Огородничеством занимались почти все учительские семьи региона. Постановлением Сталинградского обкома ВКП (б), принятым в мае 1946 г., огороды для семей учителей увеличились вдвое: с 15 до 30 кв. м за счет школьных подсобных хозяйств. Огородничеством занимались 83 400 работников предприятий и учреждений Сталинграда, то есть почти каждая семья. Площадь под огородами составила 4900 га, а средняя урожайность — по 5 т/га картофеля и 18 т/га овощей, что было больше, чем в колхозах, но вырастить необходимое количество овощей на небольших участках не представлялось возможным О состоянии и мерах по улучшению материально-бытового положения учителей Сталинграда и области: Постановление ОК ВКП (б) от 7−13 мая 1946 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 23. Д. 19. Л. 77−78.
Правительство, отделы социального обеспечения и профсоюзные организации осуществляли дополнительное материальное стимулирование работников народного образования и их семей. С апреля 1945 г., Наркомторг периодически выделял специальные фонды промышленных товаров, предназначенных для учителей городских школ. В течение 1945 г. они постепенно возрастали. Так, если во II квартале учителям городских школ Саратовской области было предоставлено промтоваров (хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей) на сумму 176 тыс. рублей, что составляло 93 рубля в среднем на каждого учителя, то в IV квартале они получили промтоваров на сумму 316 тыс. рублей, или по 172 рубля на каждого учителя. Однако, в целом, отоваривание карточек происходило с перебоями. Так, в Саратовской области по фондам IV квартала 1945 г. валяная обувь и хлопчатобумажные ткани для продажи этой группе населения не поступала вообще, кожаной обуви было получено 55,7%, а чулочно-носочных изделий — 77% от необходимого количества Австрийсков Е. В. Снабжение населения Нижнего Поволжья продовольственными и промышленными товарами в послевоенные годы (май 1945 — март 1953): Дис. …канд. ист. наук. Волгоград, 2008. С. 35. Обком профсоюза регулярно оказывал помощь семьям учителей-военнослужащих или демобилизованных из Красной Армии. С июля по октябрь 1945 г. учителям Сталинграда было выдано 26 850 рублей в качестве пособий Сталинградская правда. 1945. 21 октября. В заводских районах ОРСы предприятий снабжали педагогов дополнительными товарами Отчет заведующей ГорОНО Э. М. Арлиевской [1945 г.] // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 6. Д. 53. Л. 38. Но, в целом, снабжение работников школ промтоварами было неудовлетворительным. В Икрянинском районе Астраханской области учителя не получали обувь и верхнюю одежду. Кроме того, промтовары выдавали «неподходящие» — детские юбки и платья по 400 рублей, саржевые платья «всевозможных диких цветов» за 350 рублей По итогам обследования работы школ области: Справка инструктора отдела школ ОК ВКП (б) Мошковой секретарю ОК ВКП (б) Муратову от 5 апреля 1946 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп.3. Д. 205. Л. 7. Педагоги Балаковского района Саратовской области обеспечивались промтоварами из общего учительского фонда города. Решение облисполкома об обеспечении из специальных фондов не выполнялось О работе Балаковского педагогического училища за 1946;1947 учебный год: Годовой отчет директора В. Иванова // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 75. Л.30.
В первом полугодии 1946 г. продолжалось стабильное снабжение учителей, как и других групп населения, хлебом. Всего в СССР получали хлеб по карточкам 52 818 тыс. человек в городах и 26 769 тыс. — в сельской местности. При этом государственному снабжению хлебом подлежали 80 586 тыс. человек, т. е. менее 50% всего населения страны Численность населения состоящего на государственном снабжении хлебом в 1942 — 1947 гг.: Статистическая таблица ЦСУ СССР // Советская жизнь. 1945 — 1946. Сб. док. М., 2003. С. 159.. Поступали, хотя и не в полном объеме, и другие продукты питания, о чем свидетельствуют данные по Саратовской области.
Таблица 16.
Обеспечение учителей Саратовской области некоторыми продовольственными товарами в первой половине 1946 г. Австрийсков Е. В. Снабжение населения Нижнего Поволжья продовольственными и промышленными товарами в послевоенные годы (май 1945 — март 1953): Дис. …канд. ист. наук. Волгоград, 2008. С. 37.
Продукты. | План (в тоннах). | Выполнено. | |
Мясо-рыба. | 14,8. | 10,0. | |
Жиры. | 4,9. | 3,0. | |
Крупа-Макароны. | 14,8. | 14,8. | |
Сахар | 4,9. | 4,9. | |
Из таблицы видно, что план первого полугодия 1946 г. по поставкам учителям Саратовской области был недовыполнен на 32,5% по мясу и рыбе и на 44,4% по жирам. Снабжение крупами, макаронами и сахаром осуществлялось полностью. Компенсировать продовольственный дефицит за счет коммерческой сети было затруднительно, поскольку цены последней в десятки раз превышали розничные цены нормированной торговли (См. Приложения 4, 5). Хотя в сентябре 1946 г. правительство приняло решение об увеличении минимальной зарплаты и введении надбавок к пенсиям, эта мера не коснулась большинства рабочих и служащих Кузнецова Н. В. О ходе денежной реформы 1947 г. в Сталинградской области // Стрежень. Вып. 1. Волгоград, 2000. С. 273.
Во втором полугодии 1946 г., продовольственная ситуация в стране значительно осложнилась. В связи с засухой и низким урожаем с начала осени советское руководство стало проводить политику экономии продуктов питания. Первым шагом, который внес изменение в создавшуюся систему снабжение населения товарами, было введение с 16 сентября 1946 г. новых пайковых цен на хлеб, мясо, масло, сахар и рыбу по всей территории страны, которая была разделена на три пояса.
Нижнее Поволжье относилось к первому поясу, с самыми низкими розничными ценами на продовольствие, но даже здесь их рост оказался существенным. Килограмм ржаного хлеба стал стоить 3,6 рубля (ранее он стоил 1 рубль), килограмм говядины — 32 рубля (ранее — 12 руб.), литр растительного масла — 27 рублей (ранее — 13,5 руб.), сахар — 28 рублей (ранее — 5,7 руб.) и т. д. В целом цены на нормированные продукты повысились в 2,5 — 3 раза Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945;1953. М., 1999. С. 71.
Главным направлением новой продовольственной политики стала экономия хлеба. Численность горожан, получавших карточки, сократилась в Астраханской области на 13,5%, в Саратовской на 9,8% и в Сталинградской на 9%, а в сельской местности, в среднем, в 6,5 раз Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: Дис. …докт. ист. наук. Саратов, 2002. С. 301. И, хотя учительство осталось в системе государственного снабжения, с начала декабря 1946 г. в обкомы ВКП (б) начали поступать сигналы секретарей райкомов о критичном положении части крестьян, учителей и их детей Кузнецова Н. В. Голод 1946;1947 гг. и его последствия в Сталинградской области // Стрежень. Вып. 2. Волгоград, 2001. С. 243. В декабре 1946 года секретарь Дубовского райкома партии Токарев писал в Сталинградский обком: «Учителя, колхозники и дети колхозников, особенно, отцы которых погибли на фронте, находятся в крайне тяжелом материальном положении, а отдельные имеют опухоль. Директор Водяновской средней школы т. Жуликов, член ВЛКСМ, имеет на своем иждивении жену и одного ребенка, иждивенцы никого продовольственного пайка не получают, запасов продовольствия и овощей нет. Сам т. Жуликов слаб и имеет признаки опухоли… Учительница средней школы Чернецова, кандидат в члены ВКП (б), на иждивении ее состоят 4 человека, запасов продуктов нет… Колхозник Гатарин И. К. 1892 г. р., 4 сына погибли на войне, имеет на иждивении 4 человека, жена находится в больнице, запасов не имеет, дети истощены и опухшие…» Письмо в Сталинградский обком ВКП (б) от секретаря Дубовского райкома ВКП (б) Токарева от 11 декабря 1946 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 23. Д. 104. Л.33.
Зимой 1947 г. в ряде Районов Сталинградской области снабжение хлебом ухудшалось. Множество семей находились на грани голодной смерти Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: Дис. …докт. ист. наук. Саратов. 2002. С. 311. Правительственная ссуда, выданная после неоднократных просьб секретаря Сталинградского ОК ВКП (б) В. Т. Прохватилова, смягчила ситуацию незначительно О распределении среди колхозников области продовольственной ссуды: Постановление бюро Сталинградского ОК ВКП (б) от 23 февраля 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 97. Л. 1−3. Уже весной 1947 г. на Сталинградский обком партии обрушился поток писем с просьбами о продовольственной помощи, большая часть которых так и осталась без ответа Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: Дис. …докт. ист. наук. Саратов, 2002. С. 313. Трагичным последствием продовольственного кризиса стал высокий уровень смертности, особенно в городах. Причинами этого являлись непосредственная зависимость городского населения от государственных поставок продовольствия, а также сосредоточение наиболее незащищенных слоев населения в крупных населенных пунктах Там же. С. 337. Для стабилизации ситуации во время продовольственного кризиса 1946;1947 гг. широко применялось сокращение контингентов и норм выдачи хлеба, с сопутствующим этому ухудшением его качества. Тем не менее, сэкономленные ресурсы и высокий урожай 1947 г. позволили отменить систему карточного снабжения.
Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары» было направлено, в первую очередь, на ликвидацию жесткого централизованного распределения товаров. Важным условием этого стала денежная реформа. Ее главными составными элементами являлись обмен наличных денег на новые в соотношении 10:1, переоценка сберегательных вкладов, сохранение в прежних размерах оплаты труда рабочих и служащих, доходов крестьян от государственных заготовок и неизменность всех видов налоговых платежей Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М., 1968. С. 460. Отмена карточной системы, конечно, не устранила непреодолимых последствий голода: болезни, тяжелое моральное и физическое состояние людей, но она стала важным шагом на пути улучшения положения всех категорий населения.
Изменение цен на промышленные товары, отраженное в инструкции горторготдела г. Сталинграда, незначительно увеличило покупательскую способность учительства и населения страны, в целом.
Таблица 17.
Государственные розничные цены на промышленные товары до и после отмены карточной системы в декабре 1947 г. (в руб.) О новых единых розничных ценах на продовольственные и промышленные товары: Инструкция горторготдела г. Сталинграда от 14 декабря 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 25. Д. 338. Л.40−41.
Промышленные товары. | Пайковая цена. | Коммерческая цена. | Новая единая розничная цена. | |
Ботинки мужские. | ||||
Туфли дамские на низком каблуке (в зависимости от цвета). | 90−120. | 630−1080. | 194−259. | |
Туфли дамские на высоком каблуке (в зависимости от цвета). | 125−155. | 1035−1350. | 270−335. | |
Пальто мужское зимнее. | ||||
Пальто мужское демисезонное. | ||||
Пальто женское зимнее. | ||||
Пальто женское демисезонное. | ||||
Костюм мужской шерстяной. | ||||
Платье женское шелковое. | ||||
Бостон (1 м). | ||||
Сатин (1 м). | 5,6. | 17,3. | ||
Ситец (1 м). | 3,1. | 9,8. | ||
Таким образом, новые розничные цены, хотя и были в 2−4 раза меньше коммерческих, превышали старые пайковые в 2−3 раза, что, естественно, не соотносилось с учительской зарплатой. Покупка дорогостоящих продуктов и одежды была по карману немногим, в том числе научно-преподавательским кадрам, имевшим ученые степени и звания. В конце 1947 г. зарплата докторов наук, профессоров и заведующих кафедрами достигала 6 тыс. рублей. Доценты, занимавшие аналогичные должности, получали 4,5 тыс. рублей, а кандидаты наук от 2,8 до 3,2 тыс. рублей Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: Дис. …докт. ист. наук. Саратов. 2002. С. 346.
Таблица 18.
Предельные нормы
продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки в городах и рабочих поселках Нижнего Поволжья в 1947 г. О предельных нормах продажи продовольственных и промышленных товаров: Инструкция горторготдела г. Сталинграда от 14 декабря 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 101. Л.65−67.
Вид товара. | Нормы продажи. | |
Продовольственные. | ||
Хлеб печеный. | 2 кг. | |
Крупа и макароны. | 1 кг. | |
Мясо и мясопродукты. | 1 кг. | |
Масло животное и маргарин. | 0,3 кг. | |
Масло растительное. | 0,4 кг. | |
Молоко. | 1 литр | |
Сахар | 0,5 кг. | |
Яйца. | 5 штук. | |
Промышленные. | ||
Хлопчатобумажные ткани. | 6 м. | |
Шерстяные ткани. | 3,5 м. | |
Обувь. | 1 пара. | |
Спички. | 2 коробки. | |
Мыло хозяйственное. | 1 кусок. | |
Кроме того, с целью предотвращения быстрого исчезновения товара в торговых точках, правительство ввело предельные нормы на отпуск продовольственных и промышленных товаров в одни руки. Все это обуславливало огромные очереди и делало возможным спрос на низкокачественный товар в ограниченном ассортименте О первых днях бескарточной торговли: Информация Астраханского ОК ВКП (б) в ЦК ВКП (б) от 17 декабря 1947 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 4. Д 29. Л. 13; О состоянии торговли без карточек в Саратовской области: Информация Саратовского ОК ВКП (б) в ЦК ВКП (б) [20 декабря 1947 г.] // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 2261. Л. 1−8; О ходе реализации постановления ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» в Сталинградской области: Информация Сталинградского ОК ВКП (б) в ЦК ВКП (б) от 26 декабря 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 50. Л. 16−20.
Несмотря на невысокий материальный достаток, объемы продаж увеличивались: на полках магазинов мгновенно раскупались сахар, крупы, белый хлеб. Для стабилизации еще не налаженной системы бескарточной торговли, усугубляемой транспортным и общим продовольственным дефицитом, уже в январе 1948 г. правительство начало сокращать поставки ряда продовольственных товаров в Астраханскую, Саратовскую и Сталинградскую области. Так, в первом квартале 1948 г. сталинградцы покупали хлеб преимущественно из обойной муки. Продажа изделий более высокого качества была ограничена, поскольку в счет сортовой муки в город поступило лишь 64% ржаной сеяной и 8% муки высшего сорта О состоянии торговли в г. Сталинграде в первом квартале 1948 г.: Справка горторготдела г. Сталинграда от 14 апреля 1948 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 25. Д. 84. Л. 15−23. В сельских районах Сталинградской области зимой и весной 1948 г. поставки хлеба определялись численностью контингента, ранее находившегося на карточном снабжении, что не соответствовало истинным потребностям. Так, в Старополтавском районе имевшиеся фонды лишь на 25% удовлетворяли потребность населения Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития. Дис. …докт. ист. наук. Саратов, 2002. С. 335. В апреле 1948 г. секретарь партийной организации колхоза «Красноармеец» Фроловского района писал в Сталинградский обком ВКП (б): «На март месяц Фроловский райпотребсоюз выдал муки 90 кг (…) Мы распределили для рабочих и служащих, пришлось по 4 кг в месяц (…) За апрель месяц в первой декаде в магазины не дали ни одного кг муки. Чем будут снабжаться учителя, медработники и другие?» Письмо секретаря парторганизации колхоза «Красноармеец» Фроловского района Солодкова в Сталинградский ОК ВКП (б) [апрель 1948 г.] // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 25. Д. 342. Л. 45. Во второй половине 1948 г. по-прежнему, хлеб из высших сортов муки практически не продавался. В основном происходило отоваривание фондов ржаной муки. В Чкаловском и Степном районах Саратовской области задержки в завозе хлеба составляли 4−5 дней, а его качество было низким в связи с несоблюдением норм усушки и наличием значительной доли примеси ячменной муки. В этих же районах сахар, хозяйственное и туалетное мыло поступали в продажу очень редко. В отчете Саратовского ОблОНО за 1948/1949 учебный год отмечалось, что после отмены карточной системы учителям сельских школ и райцентров сахар продавался всего 2 раза по 500 г и было выдано по одному куску хозяйственного мыла Акт проверки выполнения Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. № 245 О повышении заработной платы и пенсии учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 О льготах и преимуществах учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. и решений исполкома Саратовского облсовета депутатов по этим вопросам, Саратовским ОблОНО и ГорОНО от 12 июня 1948 г. // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 454. Л. 9.
В этот период в Саратовской области возникли дополнительные трудности с распределением земельных участков. Только в некоторых районах сельские учителя получили их по нормам, установленным Постановлением Совета Министров СССР № 246 от 10 февраля 1948 г. Педагогам Клинцовского района в 1948/1949 учебном году под огороды выделили по 0,02−0,04 га, что руководство объясняло дефицитом земли. Особенно неудовлетворительно предоставлялись сенокосные угодья учителям, имевшим в личном пользовании домашних животных. Они были вынуждены приобретать сено путем частной покупки или контрактации телят. Лишь в некоторых районах работникам школ были предоставлены сенокосные угодья в лесных фондах О работе школ за 1948/1949 учебный год: Отчет Саратовского ОблОНО // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 341. Л. 77.
В 1949 — начале 1950;х гг. наряду с общим развитием сельскохозяйственного и промышленного производства, расширением ассортимента товаров и фондов государственной торговли, происходило увеличение покупательской способности населения региона за счет систематического снижения цен и роста заработной платы.
Таблица 19.
Индексы государственных розничных цен в 1947-1950 гг. (в % к IV кварталу 1947 г.) Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: социальные проблемы послевоенного восстановления и развития. Волгоград, 2010. С. 96.
Вид товара. | IV кв. 1947 г. | 1948 г. | 1949 г. | 1950 г. | |
Продовольственные. | |||||
Хлеб. | |||||
Мясо и птица. | |||||
Колбасные изд. | |||||
Рыба и сельди. | |||||
Масло животное. | |||||
Масло растительное. | |||||
Сахар | |||||
Кондитерские изделия. | |||||
Водка и ликероводочные изделия. | |||||
Непродовольственные. | |||||
Хлопчатобумажные ткани. | |||||
Шерстяные ткани. | |||||
Шелковые ткани. | |||||
Одежда. | |||||
Трикотажные изделия. | |||||
Чулочно-носочные изделия. | |||||
Кожаная обувь. | |||||
Резиновая обувь. | |||||
Табачные изделия. | |||||
Спички. | |||||
В 1950 г. стоимость продовольственных товаров сократилась почти вдвое, а промышленных — на треть, по сравнению с показателями 1947 г. При этом доходы населения постепенно увеличивались.
Таблица 20.
Динамика роста среднемесячной заработной платы рабочих и служащих СССР в 1940, 1945, 1950 и 1953 гг. Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950;1955 гг.: Статистическая таблица ЦСУ CCCР // РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 41. Д. 113. Л. 161−161об.
Отрасль народного хозяйства. | 1940 г. | 1945 г. | 1950 г. | 1953 г. | |
Промышленность. | |||||
Сельское хозяйство. | |||||
Общественное питание. | |||||
Здравоохранение. | |||||
Просвещение. | |||||
Согласно данным таблицы, с 1945 г. по 1953 г. рост заработной платы учительства в стране, составил 47%. Наибольшая динамика роста наблюдалась в сельском хозяйстве и общественном питании — 88%, в связи с низкими исходными показателями. Из основных отраслей народного хозяйства система просвещения незначительно уступала по уровню заработной платы и темпам ее роста только промышленному сектору.
Наряду с материальным стимулированием важной формой оценки и поощрения деятельности педагогических работников являлось присвоение учителям почетных званий и награждение особыми знаками отличия. В 1940 г. было установлено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» за выдающиеся заслуги в области народного образования, а в 1943 г. СНК РСФСР утвердил положение о нагрудном значке «Отличник народного просвещения» Об установлении почетных званий РСФСР — заслуженного учителя школы и заслуженного врача: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 января 1940 г.; Положение о нагрудном значке «Отличник народного просвещения»: Постановление СНК РСФСР от 14 ноября 1943 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917;1973. М., 1974. С. 474−475. Списки и фотографии выдающихся педагогов, отмеченных высокими правительственными наградами, регулярно публиковались на первых полосах региональных и федеральных периодических изданий. О масштабах морального стимулирования свидетельствует тот факт, что только в Саратовской области в 1945 г. орденами и медалями СССР были награждены 120 учителей О выполнении постановлений бюро ОК ВКП (б) о материально-бытовом обслуживании учителей: постановление исполкома саратовского облсовета и бюро ОК ВКП (б) от 19 декабря 1945 г. Протокол № 47 // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 3. Д. 28. Л. 3. .
Кроме того, ежегодно Президиум Академии педагогических наук РСФСР за выдающиеся труды в области педагогических наук присуждал премии имени К. Д. Ушинского: первая премия в 25 тыс. руб., вторая — 10 тыс. руб. Положение о порядке присуждения премий имени Ушинского К. Д. утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 10 июля 1946 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917;1973. М., 1974. С. 475. По итогам 1946;1947 учебного года 22 учителя Саратовской области получили республиканскую премию, 20 человек — почетную грамоту исполкома облсовета к 30-летию Октябрьской революции, более 3000 педагогов были представлены к правительственным наградам за безупречную и долголетнюю работу. В 1947;1948 учебном году в Саратовской области работало 8 заслуженных учителей РСФСР, 83 — отличников народного просвещения, 82 были награждены медалями и орденами СССР за педагогические и 99 за боевые заслуги в период Великой Отечественной войны 1941;1945 гг., 1234 получили медаль «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941;1945 гг.» О выполнении закона о всеобщем обязательном обучении по Саратовской области в 1947;1948 гг.: Доклад заведующего ОблОНО Г. М. Ермаченко // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 714. Л. 43.
С 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР установил награды для учителей за выслугу лет и безупречную работу: за 10 лет — медаль «За трудовое отличие», за 15 лет — медаль «За трудовую доблесть», за 20 лет — орден «Знак почета», за 25 лет — орден Трудового Красного знамени, 30 лет — орден Ленина Об ознакомлении учителей с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1948 г. О награждении учителей орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу и постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. о льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ: Постановление бюро Сталинградского обкома ВКП (б) от 24−28 февраля 1948 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 25. Д. 13. Л. 230. В марте 1949 г. в «Сталинградской правде» был опубликован список учителей Сталинградской области, награжденных орденами и медалями (см. Приложение 7). К июню 1949 г. в школах этой области работало 16 заслуженных учителей школ РСФСР и 157 отличников народного образования Культурное строительство в Волгоградской области: в 2 т. Т. 2. 1941;1980 гг. Волгоград, 1981. С. 126. В начале 1950;х гг. 2843 педагога Саратовской области были отмечены правительственными наградами, в том числе: учительница Баландинской средней школы — З. Н. Цветкова, Энгельсской средней школы — Г. М. Гавва, Хвалынской средней школы — А. В. Колосова, Лисичкинской средней школы — Н. А. Кукурузенко О состоянии всеобщего обязательного обучения в школах Саратовской области в 1950 г. // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 1905. Л. 198.
Таким образом, важная роль учительства в жизни общества и государства определила пристальное внимание партийных и государственных органов к проблеме формирования педагогических коллективов. Общее сокращение контингента учителей Нижнего Поволжья в годы войны, недостаточный уровень их профессиональной компетенции обусловили комплекс мер, принятый правительством уже в первые послевоенные годы: прекращение краткосрочной подготовки, упорядочение работы педагогических учебных заведений, развитие системы повышения квалификации Задача создания собственной базы высококвалифицированных кадров для народного образования решалась в регионе двумя путями: расширением подготовки учителей в педучилищах, учительских и педагогических институтах, а также совершенствованием их педагогического мастерства под руководством Институтов повышения квалификации.
В послевоенные годы педагогические учебные заведения функционировали в тяжелых условиях. Дефицит площадей, литературы, оборудования обуславливал перегрузку учебных планов и негативно влиял на степень овладения студентами материала. Тем не менее, в рассматриваемый период в Нижнем Поволжье имела место тенденция увеличения контингента студентов, в среднем, в 2 раза.
В исследуемый период число учителей Нижневолжского региона увеличилось почти в 2, а в среднем в СССР — в 1,5 раза. При этом довоенное количество школьных работников было достигнуто в Саратовской области к 1949/1950, в то время как в Астраханской и Сталинградской, пострадавших от военных действий, к 1952/1953 учебному году. Позитивные изменения произошли и в составе учительства региона. Доля педагогов, имевших начальное образование, сократилась с 15% в 1945 г. до 4% в 1953 г. За этот же отрезок времени удельный вес учителей с высшим образованием возрос с 9% до 14%, выпускников учительских институтов — с 12% до 22%. Основную же массу педагогов составляли лица со средним образованием, в том числе педагогическим (64% в 1945 г. и 60% в 1953 г.).
Характерной чертой послевоенного времени являлся небольшой стаж работы основной массы педагогов. По данным за 1945/1946 учебный год 52% учителей региона отработали в школах менее 5 лет. В начале 1950;х гг. доля таких преподавателей сократилась до 36%. Относительно стабильным оставался гендерный и партийный состав учительства. Как и в довоенное время, типичным для системы школьного образования являлось преобладание в ней женщин. Значительной оставалась доля «партийных» учителей — каждый третий из них состоял в рядах ВКП (б). Для школьных работников действовали сравнительно легкие условия приема в партию, поскольку именно они являлись «миссионерами» государственной идеологии на местах.
Важным направлением в деле создания прочной кадровой базы являлось повышение уровня жизни студенчества и учителей. Систематическое снижение розничных цен на продовольственные и промышленные товары, начиная с 1947 г. и увеличение их выпуска способствовали частичному улучшению материального положения различных групп населения, в том числе студентов. В целях стабилизации студенческого контингента и повышения престижа учительской профессии Министерство просвещения РСФСР освободило от платы за обучение в педагогических учебных заведениях Героев Советского Союза и Героев социалистического труда, установило для них дополнительные стипендии и ввело систему поощрений для отличников учебы.
Повышению материального уровня жизни учителей способствовали, во-первых, увеличение заработной платы, составившее в 1945;1953 гг. 47%; во-вторых, совершенствование системы пенсионного обеспечения; в-третьих, предоставление специальных льгот (бесплатного жилья, топлива, участков для подсобных хозяйств, ежеквартальных пайков); в-четвертых, включение работников школ, наряду с промышленными рабочими, в I группу снабжения продуктами питания в условиях действия карточной системы. В то же время собственным жильем была обеспечена незначительная часть учителей, остальные жили в коммунальных квартирах, в домах сельсоветов, школьных пристройках.
Важной формой оценки и поощрения деятельности педагогических работников являлось присвоение учителям почетных званий и награждение особыми знаками отличия. Списки и фотографии выдающихся педагогов, отмеченных высокими правительственными наградами, регулярно публиковались на первых полосах региональных и федеральных периодических изданий.
Таким образом, важная роль учительства в жизни общества и государства определила пристальное внимание власти к проблеме формирования педагогических коллективов. Повышение уровня жизни работников школы, а также студентов педагогических учебных заведений входило в комплекс мер, направленных на создание прочной кадровой базы.
Комплекс мер, направленных на решение кадрового вопроса в сфере школьного образования, способствовал достижению довоенного количества учителей в Саратовской области уже к 1950 г., а в Астраханской и Сталинградской областях — к 1953 г.