Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Материальное положение студентов педагогических учебных заведений и учительства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Руководство учебных заведений, по возможности, пыталось обеспечивать студентов необходимыми в быту принадлежностями. Однако объективные материальные трудности послевоенного времени затрудняли 100% снабжение мебелью и постельным бельем. Так, в 1946 г. в общежитии Саратовского пединститута на 134 комнаты имелось 49 шкафов и 114 столов. В комнатах на 6−8 человек стояло по 2−3 стула. На 702 человека… Читать ещё >

Материальное положение студентов педагогических учебных заведений и учительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из факторов, затруднявших процесс формирования школьных педагогических коллективов, являлись материально-бытовые проблемы, с которыми приходилось сталкиваться ежедневно. В годы войны педагоги предпочитали работать матросами, счетоводами и продавцами — там, где их обеспечивали питанием и жильем на уровне рабочих Вашкау Н. Э. Восстановление объектов культуры и образования в Сталинграде в 1943;1945 гг. // Окончание войны в Сталинграде и Кельне. 1943;1945 гг. Волгоград, 1997. С. 141.. Поэтому особое внимание уделялось мероприятиям, направленным на стабилизацию и улучшению материального положения учительства. Повышение уровня жизни работников школы, а также студентов педагогических учебных заведений являлось важным направлением в деле создания прочной кадровой базы.

Одной из ведущих проблем студенческого быта являлся жилищный вопрос. В годы войны все общежития Саратовского пединститута были переданы для размещения предприятий оборонного значения. В 1944 г. институту удалось возвратить лишь помещение учебного корпуса. Отсутствие жилплощади приводило к сокращению численности студентов, поэтому часть учебной площади отводилось под жилье студентов. На 550 человек, нуждающихся в общежитии, имелся небольшой флигель на 40 мест. Постановлением СНК СССР в августе 1945 г. 2 студенческих общежития на территории учебных корпусов № 5 и № 6 на 500 человек, построенные Наркомпросом в 1935;1937 гг., были закреплены за госпиталем № 3313 О подготовке Саратовского педагогического института к новому учебному году: Справка директора института [лето 1950 г.] // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4361. Л. 50. В учебном здании и флигеле разместились 200 человек. Более 500 иногородних студентов снимали «углы» на частных квартирах за 150−200 рублей в месяц или определенное количество продуктов, но для многих это было очень дорого О работе Саратовского педагогического института: Справка секретаря ОК ВКП (б) Комарова заместителю председателя СНК СССР А. Н. Косыгину, секретарю ЦК ВКП (б) Г. М. Маленкову // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4361. Л. 53.

Общежитие Балашовского пединститута Саратовской области в 1950 г. занимало 3 небольших здания, где размещались 75 студентов. Для решения жилищной проблемы остальных требовалось построить специальное здание на 256 человек или освободить помещение, принадлежавшее институту и занятое артелью промкомбината О состоянии учебной, воспитательной и научной работе в Балашовском государственном учительском институте: Справка заведующего отделом пропаганды и агитации саратовского ОК ВКП (б) П. Зелепукина заместителю заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) М. Д. Попову [1950 г.] // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 1508. Л. 78. В 1953 г. в одной из комнат общежития развалилась печь, что создало угрозу пожара Протокол партийного собрания первичной парторганизации Балашовского пединститута от 10 марта 1953 г. // ГАНИСО. Ф. 938. Оп. 1. Д. 28. Л. 8.

Общежитие Астраханского пединститута на 300 чел по ул. Халтурина, 11 в 1946 г. находилось в аварийном состоянии: по торцовым стенам юго-восточной части здания проходили вертикальные сквозные трещины сверху до подошвы, продольные стены разрушало огромное количество узких сквозных трещин снизу вверх. Оконные и дверные проемы имели перекосы до 10 см О работе педагогического и учительского института [1945 г.] // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 3. Д. 49. Л. 113. Здание вмещало только 120 человек, более 200 студентов вынуждены были устраиваться на частных квартирах. В апреле 1947 г. институту было возвращено общежитие по ул. Бабушкина, 63, занимаемое госпиталем инвалидов Отечественной войны Отчет о работе Астраханского государственного педагогического института им. С. М. Кирова в 1946/1947 учебном году // ГААО.Ф. 2364. Оп. 1. Д. 244. Л. 36−39. В 1948 г. площадь общежития, используемая институтом, достигла 2000 кв м. Студенты жили в комнатах на 2−3-4 человека. В среднем на каждого из 240 жильцов приходилось 7 кв м. Выселение лиц, не связанных с институтом, позволило расширить жилую площадь. В одном из общежитий работала сапожная мастерская О работе Астраханского педагогического института им. С. М. Кирова за 1948/1949 учебный год: Отчет директора института Трушина, исполняющего обязанности директора по учебно-научной работе, доцента Можаева от 20 июля 1949 г. // ГААО. Ф. 2364. Оп. 1. Д. 271. Л. 71−72. Из-за неисправностей отопительной системы имелись перебои с отоплением.

Дефицит мест наблюдался и в Сталинграде. В 1945 г. из 650 студентов Сталинградского пединститута размещались в общежитии 32% Отчет о работе Сталинградского государственного педагогического и учительского института за 1944/1945 учебный год // ГАВО. Ф. 6056. Оп. 1. Д. 2. Л. 53. В 1946 г. в распоряжении института было 2 общежития: на 300 и 170 человек. В 1950 г. из 1100 иногородних студентов в общежитии, рассчитанном на 250 человек, проживало 350, около 750 ютилось на частных квартирах О состоянии работы Сталинградского государственного педагогического и учительского института [1950 г.] // ГАВО. Ф. 6056. Оп. 1. Д. 36. Л. 71.. Следует отметить, что для аренды квартир институт выделял более 250 тыс. рублей в год, выплачивая студентам по 30 руб. в месяц, что составляло 30−40% реальной платы квартиросдатчикам. Для многих и это было дорого, из-за чего они бросали учебу Отчет о работе Сталинградского государственного педагогического института за 1949/1950 учебный год // ГАВО. Ф. 6056. Оп. 4. Д. 21. Л. 33. Аналогичные трудности испытывали студенты учительских институтов и учащиеся педагогических училищ региона.

Размеры общежитий педагогических училищ не соответствовали количеству проживающих, были плохо оборудованы и нуждались в капитальном ремонте. Не во всех педучилищах имелись столовые, а там где они были, отсутствовал кухонный инвентарь. Общежитие Балаковского педучилища Саратовской области было переполнено: здесь проживало 40 человек при вместимости 25 и реальной потребности более 100 О работе Балаковского педагогического училища за 1946/1947 учебный год: Годовой отчет директора В. Иванова // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 75. Л. 29. Отсутствие света в общежитии Пугачевского педучилища мешало учащимся готовить уроки Протокол № 2 партийного собрания первичной парторганизации Пугачевского педучилища от 21 октября 1948 г. // ГАНИСО. Ф. 1366. Оп. 1. Д. 27. Л. 5. В 1950 г. педучилищу передали под общежитие здание бывшей трофимовской гимназии, но жильцы не были выселены Протокол № 11 общего собрания членов парторганизации Пугачевского педучилища от 31 мая 1950 г. // ГАНИСО. Ф. 1366. Оп. 1. Д. 27. Л. 76. К 5 октября 1950 г. общежитие было отремонтировано, но в классных комнатах продолжали жить 2 семьи Протокол № 18 партийного собрания членов первичной парторганизации Пугачевского педучилища от 5 октября 1950 г. // ГАНИСО. Ф. 1366. Оп. 1. Д. 27. Л. 93. Все учащиеся Сталинградской области жили на частных квартирах, поскольку ни одно из четырех училищ не имело собственное жилое помещение Об итогах работы педагогических учебных заведений Сталинградской области: Отчет секретаря ОК ВКП (б) Прохватилова в ЦК ВКП (б) заведующему отделом школ Яковлеву от 11 сентября 1945 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп.20. Д. 25. Л. 27. Общежитие Астраханского школьного педучилища располагалось в школьном здании и не предназначалось для проживания. Володаровское казахское педучилище и вовсе не имело отдельного здания общежития, поэтому около 100 студентов размещались в 8 классных комнатах самого училища, а более 200 вынуждены были снимать жилье О работе педучилищ Астраханской области за 1952/1953 учебный год: Отчет заместителя заведующего астраханским ОблОНО Белоярцева заместителю министра просвещения РСФСР Арсеньеву от 16 сентября 1953 г. // ГААО. Ф. 1910. Оп. 1. Д. 286. Л. 5.

Руководство учебных заведений, по возможности, пыталось обеспечивать студентов необходимыми в быту принадлежностями. Однако объективные материальные трудности послевоенного времени затрудняли 100% снабжение мебелью и постельным бельем. Так, в 1946 г. в общежитии Саратовского пединститута на 134 комнаты имелось 49 шкафов и 114 столов. В комнатах на 6−8 человек стояло по 2−3 стула. На 702 человека в общежитии было 90 ветхих одеял и 390 подушек, из которых 70% подлежали списанию О результатах ознакомления с материально-бытовыми условиями студентов и состоянии политико-воспитательной работы в Саратовском педагогическом институте: Докладная записка инструктора отдела школ и вузов ГК ВКП (б) Раховской руководителю бригады ЦК ВКП (б) Цветкову // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4928. Л. 67. Имели место перебои в отоплении. И хотя студенты своевременно заготавливали дрова из-за того, что они не были своевременно вывезены со складов, температура в комнатах порой доходила до 6−8 градусов ниже нуля О работе директора Саратовского государственного педагогического института Тихомирова: Докладная записка секретаря ГК ВКП (б) В. Киселева секретарю ОК ВКП (б) П. Т. Комарову // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4361. Л. 39. Дефицит коек, белья, нерегулярное снабжение кипятком для чая также наблюдалось в общежитиях Балашовского педагогического и Вольского учительского институтов Протокол партийного собрания первичной парторганизации Балашовского пединститута от 10 марта 1953 г. // ГАНИСО. Ф. 938. Оп. 1. Д. 28. Л. 8; Протокол № 9 заседания партбюро от 19 октября 1950 г. // ГАНИСО. Ф. 3700. ОП. 1. Д. 8. Л. 20. Среди прочих недостатков также выделялись перебои электроэнергии 2−3 раза в день, вызывавшие неудовлетворительное водяное отопление О материально-бытовом положении студентов Сталинградского государственного педагогического института: Справка Сталинградского государственного педагогического института в Министерство Просвещения РСФСР от 9 января 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 224. Л. 1, 1об. .

В лучшем положении находились студенты Астраханского пединститута. Они были полностью обеспечены мебелью, а наличие постельного белья и одеял составляло 50% от потребностей. Для приготовления пищи в общежитиях были оборудованы кухни общего пользования с плитами и электронагревательными приборами. Кроме того студенты 3 раза в сутки обеспечивались кипятком О работе Астраханского педагогического института им. С. М. Кирова за 1948/1949 учебный год: Отчет директора института Трушина, исполняющего обязанности заместителя директора по учебно-научной работе, доцента Можаева от 20 июля 1949 г. // ГААО. Ф. 2364. Оп. 1. Д. 271. Л. 71−72.

Снабжение студентов продовольствием в 1945;1947 гг. осуществлялось по карточкам при институтских столовых. Питание было скудным и не включало мясных и молочных изделий, а только хлеб, сахар, крупу и некоторые виды жиров. Как правило, столовые функционировали в приспособленных помещениях часто в антисанитарных условиях. В Урюпинском педучилище столовой служили сарай и кладовая, а в Михайловском — флигель без крыши Об итогах работы педагогических учебных заведений Сталинградской области: Отчет секретаря ОК ВКП (б) Прохватилова в ЦК ВКП (б) заведующему отделом школ Яковлеву от 11 сентября 1945 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 20. Д. 25. Л. 27. С сентября 1946 г. столовая Сталинградского пединститута обслуживала 150 человек в сутки. В меню был стандартный набор: завтрак — 2 блюда, обед — 2 блюда и десерт (кондитерское изделие). Дополнительно через отделы рабочего снабжения (ОРСы) поступали овощи и рыба. Кроме того, ежемесячно студенты получали 30 карточек на дополнительное питание. Также в буфете ежедневно продавались пирожки, котлеты, салат, консервы О материально-бытовом положении студентов Сталинградского государственного педагогического института: Справка Сталинградского государственного педагогического института в Министерство Просвещения РСФСР от 9 января 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 224. Л. 1, 1об.. Кроме того, дополнительная материальная помощь периодически выделялась для студентов-отличников, инвалидов Отечественной войны и больных. Так, в 1946 г. студентам Сталинградского пединститута было выдано 210 карточек на дополнительное питание Отчет о работе Сталинградского государственного педагогического и учительского института за 1946 г. // ГАВО. Ф. 6056. Оп. 4. Д. 9. Л. 1.

Столовая Саратовского пединститута размещалась в подвале и работала до 3 часов дня из-за отсутствия дров для отопления О работе Саратовского государственного педагогического института: Докладная записка секретаря Саратовского ОК ВКП (б) Н. Гусева заведующему отделом кадров просвещения Ф. И. Бараненкову // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4361. Л. 37. Зимой 1946 г. студенты снабжались хлебом и продуктами через магазин, находящийся на территории института. Однако хлеб завозили в 2−4 часа дня и студенты, занимавшиеся во вторую смену, чтобы отоварить карточки, пропускали занятия. Кроме того, поскольку к магазину также было прикреплено соседнее население, создавались большие очереди.

Столовая обеспечивала студентов одноразовым питанием (обед). Средняя стоимость до повышения цен на пайковые продукты составляла 1−1,5 рубля. После 16 сентября 1946 г. — от 2,5 до 3 рублей. До октября 1946 г. при институте действовал ОРС, но был ликвидирован из-за нерентабельности — в 1946 г. убыток составил 86 тыс. рублей. С 1 октября 1946 г. студенты получали дополнительную дотацию — 300 г картофеля 50 г капусты в день.

Астраханский пединститут своей столовой не имел, а от прикрепления к существовавшим в городе пунктам общепита студенты отказывались из-за несоответствия цен с их бюджетом Отчет Астраханского государственного педагогического института им. С. М. Кирова за 1946/1947 учебный год // ГААО.Ф. 2364. Оп. 1. Д. 244. Л. 39. По ходатайству Николая Александровича Трушина, с 28 июля 1948 г. возглавлявшего институт, некоторые студенты питались в столовой дорожно-механического техникума О работе педагогического и учительского института // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 3. Д. 49. Л. 113. В 1948/1949 учебном году при учебном корпусе института был организован буфет. В нем продавались хлебобулочные, кондитерские изделия, холодные закуски, безалкогольные напитки, чай О работе Астраханского педагогического института им. С. М. Кирова за 1948/1949 учебный год: Отчет директора института Трушина, исполняющего обязанности заместителя директора по учебно-научной работе, доцента Можаева от 20 июля 1949 г. // ГААО. Ф. 2364. Оп. 1. Д. 271. Л. 71.

В 1946 г., несмотря на то, что посевная площадь подсобных хозяйств педучилищ Сталинградской области составляла 70,7 га, засуха и потеря урожая ухудшили материальное положение учащихся. В основном они питались в столовой училища 1 раз. Небольших запасов капусты и картофеля хватило на одно полугодие. Хлебом учащиеся и преподаватели снабжались регулярно. Очень плохо обстояло дело у многодетных учителей — они не получали хлебный паек на членов семьи Текстовый отчет ОблОНО о работе педучилищ области за 1946/1947 учебный год // ГАВО. Ф. 3423. Оп. 1. Д. 249. Л. 21. Аналогичное положение сложилось и в Саратовской области. Так, посевная площадь Балаковского педучилища составляла весной 1946 г. 17 га. Однако с засеянных здесь 15 га проса и 1,2 га картофеля, в результате засухи было собрано только 1 т картофеля. Кроме того, по наряду облторга осенью 1946 г. училище приобрело 13 т картофеля и 3,6 т капусты, которые поступили в столовую. С декабря 1946 г. студенты получали здесь сначала двухразовое — завтрак и обед, а затем одноразовое питание. Стоимость завтраков и обедов не превышала 3,5 рублей. Но из-за отсутствия продуктов в мае 1947 г. столовая закрылась. Преподаватели столовой не пользовались, поскольку им выделили по 100 кг картофеля по цене облторга О работе Балаковского педагогического училища за 1946/1947 учебный год: Годовой отчет директора В. Иванова // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 75. Л. 29.

Интересные данные были обнаружены в ходе работы в Государственном архиве новейшей истории Саратовской области. Докладная записка инструктора отдела школ и вузов ГК ВКП (б) Раховской руководителю бригады ЦК ВКП (б) Цветкову «О результатах ознакомления с материально-бытовыми условиями студентов и состоянии политико-воспитательной работы в Саратовском педагогическом институте» содержит примерный расчет студенческого бюджета в 1946 г. Так, в 1946 г. студент 1 курса пединститута получал стипендию 220, на 2 курсе — 240, на 3 — 255, на 4 — 295 рублей. При этом в месяц затраты составляли в среднем 206 рублей: на питание в столовой (один раз в день) — 90 рублей, хлеб — 51 рубль, плата за обучение — 25 рублей, удержание по подписке на заем — 25 рублей, плата за общежитие — 15 рублей О результатах ознакомления с материально-бытовыми условиями студентов и состоянии политико-воспитательной работы в Саратовском педагогическом институте: Докладная записка инструктора отдела школ и вузов ГК ВКП (б) Раховской руководителю бригады ЦК ВКП (б) Цветкову [1946 г.] // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4928. Л. 69−70. Безусловно, реальные затраты студента были выше, в том числе на съемное жилье и питание в буфете. Однако, следует отметить, что, несмотря на колоссальное отличие современного состояния экономической, политической и социальной сферы, нынешнее студенчество получает меньшую помощь со стороны государства в материальном плане.

Для стабилизации контингента учащихся педагогических учебных заведений, а также в целях популяризации профессии учителя, правительство проводило комплекс мероприятий. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1946 г. за № 1199 «Об освобождении Героев Советского Союза и Героев социалистического труда от платы за обучение в средних и высших учебных заведениях и об установлении им дополнительного размера стипендий» и Приказом Министра Просвещения РСФСР № 598 от 18 июня 1946 г., студенты, имевшие указанные звания, освобождались от платы. Кроме того с 1 июня 1946 г. в педучилищах, техникумах, учительских и педагогических институтах учащимся-Героям Советского Союза и социалистического труда выплачивалась дополнительная стипендия — 400 рублей в месяц независимо от курса обучения Об осовобождении Героев Советского Союза и Героев социалистического труда от платы за обучение в средних и высших учебных заведениях и об установлении им стипендии повышенного размера: Приказ Министра Просвещения РСФСР № 598 от 18 июня 1946 г. // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 3. Д. 27. Л. 5. Существовали поощрения для отличников учебы — это сохранившаяся и до настоящего времени практика распределения бесплатных или частично оплачиваемых путевок в оздоровительные комплексы или на экскурсии Сталинградская правда. 1950. 7 февраля. .

В первые послевоенные годы материально-бытовые трудности испытывали не только студенты, но и работники школ. В августе 1945 г. группа московских учителей и врачей в письме И. В. Сталину отразила общее состояние проблемы материального положения советского учительства: «Ученица, исключенная из 5 класса школы за абсолютное нежелание учиться, встретилась на днях с завучем школы и рассказала, как она довольна, что бросила школу, так как она работает на хлебозаводе и получает 650−700 рублей в месяц. А сам завуч, имеющий высшее образование и 21 год педстажа, работающий в школе с 8 утра до 9 вечера, получает 550 рублей в месяц. Другой ученик, прекративший занятий в 6 классе, рассказал, что на заводе получает 1300−1400 рублей в месяц. А директор школы с высшим образованием или директор поликлиник — врач — получают 800−1000 рублей в месяц (…) еще хуже обстоит дело с промтоварным снабжением. Количество выданных ордеров на одежду и обувь обеспечило до 8% учителей по школам (…) Таким образом, огромное большинство учителей, даже в столице, имеет такой внешний вид, в котором буквально нельзя показаться учащимся ни в классе, ни на улице» Письмо группы московских учителей и врачей И. В. Сталину от 6 августа 1945 г. // РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 863. Л. 72−73.

Для предотвращения оттока учителей на работу в другие сектора экономики и стабилизации их материального положения существовали специальные льготы и преимущества для педагогов: бесплатное жилье, в том числе оплачиваемая аренда квартиры; топливо (80−100 куб. м); участок для подсобного хозяйства (0,25 га); ежеквартальные пайки. Квартирный вопрос в послевоенные годы оставался нерешенным для большинства школьных работников.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в Сталинграде. Типичной для этого города было положение в Дзержинском районе в 1945 г.: 24% учителей имели собственные дома, 27% жили в коммунальных квартирах или комнатах при школах, 35% - на частных квартирах, остальные 14% - в подвалах и землянках Справка ОК ВКП (б) и ГК ВКП (б) об итогах работы школ в 1944/1945 гг. по Дзержинскому району [1945 г.] // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 20. Д. 275. Л. 23. В отдельных районах города в подвалах, зданиях разрушенных бань ютилось до 50% школьных работников Справка секретаря Краснооктябрьского райкома ВКП (б) Злобина об итогах 1944/1945 учебного года по школам района [1945 г.] // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 20. Д. 275. Л. 55. К 1946 г. 35% сталинградских педагогов продолжали жить в подвалах, землянках, блиндажах, подсобных школьных помещениях. Для обеспечения учителей жильем были приняты меры по восстановлению наименее разрушенных коммунальных домов, развертыванию коллективного жилищного строительства. Непосредственное участие в ремонте учительских квартир принимало население города в рамках воскресников по оказанию помощи школам, которые проводились, в среднем, два раза в месяц О мерах улучшения материально-бытового положения учителей [1946 г.] // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 23. Д. 22. Л. 30.

В мае 1946 г. бюро Кировского райкома ВКП (б) Сталинграда обязало руководителей организаций и предприятий выделить квартиры для учителей района: райсовет — 10, завод № 91 — 5, СталГРЭС — 4, завод им. Ермана — 3, лесокомбинат МПС — 3. Однако из-за общего дефицита жилой площади было предоставлено 7 квартир: райисполкомом — 6, СталГРЭС — 1 О ходе месячника по подготовке школ, квартир учителей к новому учебному году и завозе топлива на зиму для школ и учителей: Справка секретаря райкома ВКП (б) Маслова Сталинградскому ГК ВКП (б) от 16 июля 1946 г. // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 6. Д. 53. Л. 105. В первом полугодии 1946 г. также было выделено 2 финских домика для учителей в Краснооктябрьском и Ворошиловском районах Отчет заведующей ГорОНО Э. М. Арлиевской [1946 г.] // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 6. Д. 53. Л. 38. К лету 1950 г. около 10% учителей Сталинграда нуждались в квартирах, живя в школьных помещениях или разрушенных зданиях Сведения о состоянии подготовки школ к новому учебному году [1950 г.] // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 6. Д. 53. Л. 45.

Отмеченные выше факты имели место также в Астраханской и Саратовской областях. Так, директор Зеленгинской средней школы Астраханской области долгое время жила в школьном коридоре, а с весны 1946 г. снимала «угол» в землянке и платила хозяину 100 рублей в месяц. Учительница этой же школы арендовала «спальное место» за 60 рублей, преподаватель химии — за 30 рублей в месяц По итогам обследования работы школ области: Справка инструктора отдела школ ОК ВКП (б) Мошковой секретарю ОК ВКП (б) Муратову от 5 апреля 1946 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп.3. Д. 205. Л. 7. Во многих районах региона — Терновском, Красно-Кутском, Безымянском, Баландинском, Новобурасском, Ершовском в Саратовской области, Марфинском и других районах Астраханской области систематические задержки выплаты квартирных денег продолжались от 2 месяцев до года О выполнении постановлений бюро ОК ВКП (б) о материально-бытовом обслуживании учителей: Постановление исполкома саратовского облсовета и бюро ОК ВКП (б) от 19 декабря 1945 г. Протокол № 47 // ГАСО. Ф. Р-2215. Оп. 3. Д. 28. Л. 3; По итогам обследования работы школ области: Справка инструктора отдела школ ОК ВКП (б) Мошковой секретарю ОК ВКП (б) Муратову от 5 апреля 1946 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп.3. Д. 205. Л. 7. Это было особенно обременительно для учителей, вынужденных снимать квартиры за 100−200 рублей в месяц. В Саратовской области эта ситуация приобрела трагический исход, закончившись самоубийством двух учительниц О самоубийстве двух учительниц в Саратовской области: Информация инструктора отдела школ ЦК ВКП (б) Черникова секретарю ЦК ВКП (б) Маленкову Г. М. от 2 января 1946 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 126. Д. 32. Л. 2−5.

В связи с недостаточным развитием социальной инфраструктуры, государственные ассигнования регулярно увеличивались, стимулируя, тем самым, темпы строительно-восстановительных работ. В 1948 г. план строительства и приспособления учительских квартир в Саратовской области был перевыполнен на 8%. Однако этот процесс проходил неравномерно — в некоторых районах перевыполнение произошло за счет передачи части домов с баланса сельсоветов на баланс школ. Только треть учителей Саратовской области была обеспечена собственным жильем. Примерно столько же проживали в городских коммунальных квартирах, а в селах и деревнях — в домах сельсоветов. Часть учителей в городах и рабочих поселках продолжали жить в коммунальных квартирах, а в селах и деревнях — в домах сельсоветов Акт проверки выполнения Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. № 245 О повышении заработной платы и пенсии учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 О льготах и преимуществах учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. и решений исполкома саратовского облсовета депутатов по этим вопросам, саратовским ОблОНО и ГорОНО от 12 июня 1948 г. // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 454. Л. 9; О выполнении закона о всеобщем обязательном обучении по Саратовской области в 1947;1948 учебном году: Доклад заведующего ОблОНО Г. М. Ермаченко // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 714. Л. 59; Информация заведующей отделом школ и вузов ОК ВКП (б) Гребневой секретарю ОК ВКП (б) Ф. А. Мамонтову от 5 сентября 1952 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 20. Д. 289. Л. 3. .

Имели место и такие факты. В селе Кистендей Кистендейского района 6 учителей с семьями имели по 9 кв м на 3−4 человека при отсутствии сеней и кладовок. Директор Рахменовской средней школы с женой и ребенком делили 12-метровую комнату вместе с колхозницей и ее двумя детьми. 8 педагогов Котоврасинской семилетней школы Балашовского района снимали квартиры за 50 рублей в месяц, но 20 рублей квартирных денег выплачивал сельсовет. В среднем, сельсоветы оплачивали 20% затрат на квартиру, а учителя тратили на эти цели от 70 до 100 рублей в месяц О работе школ за 1948/1949 учебный год: Отчет Саратовского ОблОНО // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 341. Л. 76. При этом, следует отметить, что средняя квартирная плата в конце 1940;х — начале 1950;х гг. в Нижнем Поволжье была несколько выше, чем в целом по стране. Так, за 1 квадратный метр жилой площади, (не считая отопления, освещения, газ и водопровод) жителям Сталинграда приходилось платить 1,31 рубля в 1949 г. и 1,25 рубля в 1950 г. В то время как эти же показатели в СССР составляли 1,24 и 1,19 соответственно. При этом в 1940 г. квартирная плата сталинградцев за один кв м была на 0,06 рубля меньше, чем в целом по стране, и составляла 0,93 рубля Составлено автором по: О размерах квартирной платы в СССР в 1940, 1949;1951 гг.: Справка ЦСУ СССР заместителю Председателя Совета министров СССР Л. П. Берия [не ранее 7 апреля 1952 г.] // Советская жизнь. 1945;1953. М., 2003. С. 172−174.

Таблица 13.

Размещение учителей Саратовской области в 1950 г. и 1953 г. (в %) О работе школ Cаратовской области за 1949/1950 учебный год: Отчет Саратовского ОблОНО // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 341. Л. 79; О выполнении закона о всеобщем обязательном обучении по Саратовской области в 1952/1953 учебном году: Доклад заведующего ОблОНО Г. М. Ермаченко // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 714. Л. 60.

Виды жилья.

1950 г.

1953 г.

Собственное жилье.

29,6.

27,7.

Частные квартиры.

26,9.

35,8.

Коммунальные квартиры.

22,5.

19,2.

В здании школы.

17,3.

Таким образом, в начале 1950;х гг. квартирный вопрос для саратовских учителей оставался неразрешенным, а соотношение педагогов, имевших собственное жилье, и вынужденных снимать угол оставалось практически неизменным. Хотя, очевидно сокращение к 1953 г. доли школьных работников, вынужденных жить при школе.

Положение учителей Астраханской области к 1953 г. значительно улучшилось: около 80% из них имели собственное жилье, и только 20% проживали на частных квартирах, в большинстве случаев вместе с хозяевами Информация заведующей отделом школ и вузов ОК ВКП (б) Гребневой секретарю ОК ВКП (б) Ф. А. Мамонтову от 5 сентября 1952 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 20. Д. 289. Л. 3. .

На протяжении первых послевоенных лет сохранял свою актуальность и топливный вопрос, особенно, в части снабжения педагогов сел и рабочих поселков. В отчетной документации партийных и государственных структур Астраханской, Саратовской и Сталинградской областей за период 1945;1950 гг. регулярно упоминались случаи перебоев и систематических задержек в снабжении учителей углем, дровами и т. п. Об итогах работы школ области за 1945/1946 и подготовке к началу 1946/1947 учебного года: Протокол № 114 заседания бюро Астраханского ОК ВКП (б) от 26 августа 1946 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп.3. Д. 49. Л. 121; По итогам обследования работы школ области: Справка инструктора отдела школ ОК ВКП (б) Мошковой секретарю ОК ВКП (б) Муратову от 5 апреля 1946 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп.3. Д. 205. Л. 7. В целом, с середины 1940;х до начала 1950;х гг. педагоги получали около 50% положенного им топлива О самоубийстве двух учительниц в Саратовской области: Информация инструктора отдела школ ЦК ВКП (б) Черникова секретарю ЦК ВКП (б) Маленкову Г. М. от 2 января 1946 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 126. Д. 32. Л. 2−5. Недостаток восполнялся за счет того, что учителя самостоятельно собирали бурьян, хворост, кизы или закупали топливо за свой счет Акт проверки выполнения Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. № 245 О повышении заработной платы и пенсии учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 О льготах и преимуществах учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. и решений исполкома саратовского облсовета депутатов по этим вопросам, саратовским ОблОНО и ГорОНО от 12 июня 1948 г. // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 454. Л. 9; Информация заведующей отделом школ и вузов ОК ВКП (б) Гребневой секретарю ОК ВКП (б) Ф. А. Мамонтову от 5 сентября 1952 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 20. Д. 289. Л. 3; О выполнении закона о всеобщем обязательном обучении по Саратовской области в 1947/1948 учебном году: Доклад заведующего ОблОНО Г. М. Ермаченко // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 714. Л. 59; О работе школ за 1948/1949 учебный год: Отчет Саратовского ОблОНО // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 341. Л. 76. В документах начала 1950;х гг. топливный вопрос поднимался все реже, что позволяет сделать вывод об относительном его разрешении.

После окончания войны возникла необходимость внесения изменений в систему оплаты труда работников школ. Причинами этого явились, во-первых, невысокий уровень зарплаты педагогов в условиях масштабных задач, стоявших перед советской школой; во-вторых, нарушения местными органами власти Постановления СНК СССР 10 апреля 1936 г. № 689, о регулярной выплате денег учителям, приведшие к образованию в ряде Районов задолженности перед работниками школ О задолженности по зарплате учителям: Справка заведующего отделом школ ОК ВКП (б) Морозовой секретарю Саратовского ОК ВКП (б) П. Т. Комарову // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4366. Л. 235.

Таблица 14.

Динамика роста среднемесячной заработной платы учителей Нижнего Поволжья в 1945-1948 гг. Таблица составлена автором по: Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Астраханской области за март 1945 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 1035. Л. 222; Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Астраханской области по состоянию на март 1948 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 2317. Л. 65; Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Саратовской области по состоянию на март 1945 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 1015. Л. 39; Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Саратовской области по состоянию на 4 мая 1948 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 2357. Л. 52; Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Сталинградской области по состоянию на 15 мая 1945 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 1017. Л. 97; Численность рабочих и служащих и фонд заработной платы работников просвещения Сталинградской области по состоянию на 28 мая 1948 г. // ГАРФ. Ф. 374. Оп. 3. Д. 2363. Л. 49.

Область.

Типы (виды) учебных заведений.

1945 г.

1948 г.

Астраханская.

Учебные заведения по подготовке кадров.

Начальные, семилетние, средние школы.

Саратовская.

Учебные заведения по подготовке кадров.

Начальные, семилетние, средние школы.

Сталинградская.

Учебные заведения по подготовке кадров.

Начальные, семилетние, средние школы.

Уровень заработной платы работников начальных, семилетних и средних школ Нижнего Поволжья с 1945 г. по 1948 г. увеличился, в среднем, на 45%, что было выше, чем в целом по стране (43%) Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950;1955 гг.: Статистическая таблица ЦСУ CCCР // РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 41. Д. 113. Л. 161−161об. Наибольший показатель наблюдался в Астраханской области — 68%. Однако стоит учитывать тот факт, что в рамках карточного снабжения, существовавшего до конца 1947 г., было очень трудно удовлетворить потребности населения в продовольственных и промышленных товарах, а восполнять их за счет рыночной и коммерческой торговли при таком уровне заработка было просто невозможно.

Правительство СССР повышало зарплату работникам системы народного образования в несколько этапов — осенью 1946 г. и зимой 1948 г. В первом случае это произошло в связи с ростом пайковых цен. 23 октября 1946 г. была разработана специальная инструкция Министерства Финансов СССР, предусматривавшая механизм повышения. Так, например, учитель 4 класса городской школы с 25-летним педагогическим стажем, отнесенный к 1 разряду по образованию, имел тарифную ставку 550 рублей в месяц при норме часов преподавательской работы 24 часа в неделю. Тарифная ставка этого учителя повышалась на 90 рублей в месяц и составила 640 рублей. При нагрузке в 26 часов в неделю зарплата в месяц достигала 693 рубля 16 копеек, а при нагрузке 18 часов — 479 рублей 88 копеек О порядке проведения повышения заработной платы учителям и другим работникам учебных заведений, воспитателям детских учреждений и медицинским работникам в связи с некоторым повышением пайковых цен: Инструкция Министерства Финансов СССР № 767 и ВЦСПС № 1546-и от 23 октября 1946 г. // ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 8921. Л.1. Тогда же решением Совета Министров были повышены пенсии и стипендии: пенсионерамна 60, студентам вузов — на 80, техникумов — на 60 рублей О порядке проведения повышения заработной платы, пенсий, пособий и стипендий в связи с некоторым повышением пайков цен: Инструкция Министерства Финансов СССР № 647 и ВЦСПС № 1372-н от 18 сентября 1946 г. // ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 70. Д. 8921. Л.4.

С 1 февраля 1948 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) заработная плата учителей была увеличена на 15%. С этого же времени устанавливалась пенсия за выслугу лет в размере 40% от ставки заработной платы О повышении заработной платы и пенсии учителям начальных, семилетних, средних школ: Постановление бюро Сталинградского обкома ВКП (б) от 17−23 февраля 1948 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 25. Д. 13. Л. 132. Определенным стимулом для учителей стало постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», согласно которому, дети городских учителей были освобождены от платы за обучение в 8−10 классах средней школы, педагогических училищах, учительских институтах и высших педагогических учебных заведениях О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ: Из приказа министра просвещения РСФСР от 18 февраля 1948 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917;1973. М., 1974. С. 463.

После издания постановлений развернулась широкая пропагандистская работа: в школах и районных центрах прошли митинги, на педсоветах представители ОблОНО и ГорОНО знакомили учителей с текстом постановлений, с целью обсуждения и разъяснения О Постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) № 245 рт от 10 февраля 1948 г. О повышении заработной платы и пенсий учителям начальных, семилетних и средних школ: Постановление бюро Астраханского ОК ВКП (б) от 25 февраля 1948 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 5. Д. 62. Л. 27. Исполкомы сельских и поселковых советов депутатов трудящихся обязывались предоставить бесплатно учителям сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением. Но на деле это не получило реального воплощения. Инспекторские проверки в школах фиксировали регулярные нарушения в исполнении Постановления «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ». Так, в 1948 г., несмотря на указанное постановление в 50% Районов Саратовской области систематически задерживалась зарплата и отпускные О работе школ за 1948/1949 учебный год: Отчет Саратовского ОблОНО // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 341. Л. 76.

Отдельного внимания в рамках исследования материально-бытового положения учительства в послевоенные годы занимает вопрос продовольственного снабжения. В 1945 г. размеры пайков соответствовали стандартам 1943 г. Нормы снабжения дифференцировались по 4 группам населения. К первой группе относились рабочие и приравненные к ним лица, в том числе учителя; ко второй — служащие; к третьей — иждивенцы; к четвертой — дети в возрасте до 12 лет История социалистической экономики СССР: В 7 томах. Т.5. Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны. 1938 — 1945. М., 1978. С. 465.

Таблица 15.

Нормы ежемесячного снабжения продовольственными товарами в 1945 г. Составлено автором по: Великая Отечественная война. 1941;1945: энциклопедия. М., 1985. С. 467; Любимов А. В. Торговля и снабжение в годы Великой Отечественной войны. М., 1968. С. 29.

Категории населения.

Хлеб (грамм в день).

Сахар и кондитерские изделия (грамм в месяц).

Мясо и рыба (грамм в месяц).

Жиры (грамм в месяц).

Крупа и макароны (грамм в месяц).

Рабочие и ИТР ведущих предприятий по особому списку (1 категория).

Рабочие и ИТР остальной промышленности, транспорта и связи (2 категория).

Служащие (1 категория).

Служащие (2 категория).

Иждивенцы.

Дети до 12 лет (1 категория).

Дети до 12 лет (2 категория).

Для улучшения продовольственного положения в 1945 г. в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР были расширены площади, выделявшиеся под огороды. Рабочие и служащие получали участки в пользование на 5−7 лет. Административные органы не имели права перераспределения этих участков. Огородничеством занимались почти все учительские семьи региона. Постановлением Сталинградского обкома ВКП (б), принятым в мае 1946 г., огороды для семей учителей увеличились вдвое: с 15 до 30 кв. м за счет школьных подсобных хозяйств. Огородничеством занимались 83 400 работников предприятий и учреждений Сталинграда, то есть почти каждая семья. Площадь под огородами составила 4900 га, а средняя урожайность — по 5 т/га картофеля и 18 т/га овощей, что было больше, чем в колхозах, но вырастить необходимое количество овощей на небольших участках не представлялось возможным О состоянии и мерах по улучшению материально-бытового положения учителей Сталинграда и области: Постановление ОК ВКП (б) от 7−13 мая 1946 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 23. Д. 19. Л. 77−78.

Правительство, отделы социального обеспечения и профсоюзные организации осуществляли дополнительное материальное стимулирование работников народного образования и их семей. С апреля 1945 г., Наркомторг периодически выделял специальные фонды промышленных товаров, предназначенных для учителей городских школ. В течение 1945 г. они постепенно возрастали. Так, если во II квартале учителям городских школ Саратовской области было предоставлено промтоваров (хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей) на сумму 176 тыс. рублей, что составляло 93 рубля в среднем на каждого учителя, то в IV квартале они получили промтоваров на сумму 316 тыс. рублей, или по 172 рубля на каждого учителя. Однако, в целом, отоваривание карточек происходило с перебоями. Так, в Саратовской области по фондам IV квартала 1945 г. валяная обувь и хлопчатобумажные ткани для продажи этой группе населения не поступала вообще, кожаной обуви было получено 55,7%, а чулочно-носочных изделий — 77% от необходимого количества Австрийсков Е. В. Снабжение населения Нижнего Поволжья продовольственными и промышленными товарами в послевоенные годы (май 1945 — март 1953): Дис. …канд. ист. наук. Волгоград, 2008. С. 35. Обком профсоюза регулярно оказывал помощь семьям учителей-военнослужащих или демобилизованных из Красной Армии. С июля по октябрь 1945 г. учителям Сталинграда было выдано 26 850 рублей в качестве пособий Сталинградская правда. 1945. 21 октября. В заводских районах ОРСы предприятий снабжали педагогов дополнительными товарами Отчет заведующей ГорОНО Э. М. Арлиевской [1945 г.] // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 6. Д. 53. Л. 38. Но, в целом, снабжение работников школ промтоварами было неудовлетворительным. В Икрянинском районе Астраханской области учителя не получали обувь и верхнюю одежду. Кроме того, промтовары выдавали «неподходящие» — детские юбки и платья по 400 рублей, саржевые платья «всевозможных диких цветов» за 350 рублей По итогам обследования работы школ области: Справка инструктора отдела школ ОК ВКП (б) Мошковой секретарю ОК ВКП (б) Муратову от 5 апреля 1946 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп.3. Д. 205. Л. 7. Педагоги Балаковского района Саратовской области обеспечивались промтоварами из общего учительского фонда города. Решение облисполкома об обеспечении из специальных фондов не выполнялось О работе Балаковского педагогического училища за 1946;1947 учебный год: Годовой отчет директора В. Иванова // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 75. Л.30.

В первом полугодии 1946 г. продолжалось стабильное снабжение учителей, как и других групп населения, хлебом. Всего в СССР получали хлеб по карточкам 52 818 тыс. человек в городах и 26 769 тыс. — в сельской местности. При этом государственному снабжению хлебом подлежали 80 586 тыс. человек, т. е. менее 50% всего населения страны Численность населения состоящего на государственном снабжении хлебом в 1942 — 1947 гг.: Статистическая таблица ЦСУ СССР // Советская жизнь. 1945 — 1946. Сб. док. М., 2003. С. 159.. Поступали, хотя и не в полном объеме, и другие продукты питания, о чем свидетельствуют данные по Саратовской области.

Таблица 16.

Обеспечение учителей Саратовской области некоторыми продовольственными товарами в первой половине 1946 г. Австрийсков Е. В. Снабжение населения Нижнего Поволжья продовольственными и промышленными товарами в послевоенные годы (май 1945 — март 1953): Дис. …канд. ист. наук. Волгоград, 2008. С. 37.

Продукты.

План (в тоннах).

Выполнено.

Мясо-рыба.

14,8.

10,0.

Жиры.

4,9.

3,0.

Крупа-Макароны.

14,8.

14,8.

Сахар

4,9.

4,9.

Из таблицы видно, что план первого полугодия 1946 г. по поставкам учителям Саратовской области был недовыполнен на 32,5% по мясу и рыбе и на 44,4% по жирам. Снабжение крупами, макаронами и сахаром осуществлялось полностью. Компенсировать продовольственный дефицит за счет коммерческой сети было затруднительно, поскольку цены последней в десятки раз превышали розничные цены нормированной торговли (См. Приложения 4, 5). Хотя в сентябре 1946 г. правительство приняло решение об увеличении минимальной зарплаты и введении надбавок к пенсиям, эта мера не коснулась большинства рабочих и служащих Кузнецова Н. В. О ходе денежной реформы 1947 г. в Сталинградской области // Стрежень. Вып. 1. Волгоград, 2000. С. 273.

Во втором полугодии 1946 г., продовольственная ситуация в стране значительно осложнилась. В связи с засухой и низким урожаем с начала осени советское руководство стало проводить политику экономии продуктов питания. Первым шагом, который внес изменение в создавшуюся систему снабжение населения товарами, было введение с 16 сентября 1946 г. новых пайковых цен на хлеб, мясо, масло, сахар и рыбу по всей территории страны, которая была разделена на три пояса.

Нижнее Поволжье относилось к первому поясу, с самыми низкими розничными ценами на продовольствие, но даже здесь их рост оказался существенным. Килограмм ржаного хлеба стал стоить 3,6 рубля (ранее он стоил 1 рубль), килограмм говядины — 32 рубля (ранее — 12 руб.), литр растительного масла — 27 рублей (ранее — 13,5 руб.), сахар — 28 рублей (ранее — 5,7 руб.) и т. д. В целом цены на нормированные продукты повысились в 2,5 — 3 раза Зубкова Е. Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945;1953. М., 1999. С. 71.

Главным направлением новой продовольственной политики стала экономия хлеба. Численность горожан, получавших карточки, сократилась в Астраханской области на 13,5%, в Саратовской на 9,8% и в Сталинградской на 9%, а в сельской местности, в среднем, в 6,5 раз Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: Дис. …докт. ист. наук. Саратов, 2002. С. 301. И, хотя учительство осталось в системе государственного снабжения, с начала декабря 1946 г. в обкомы ВКП (б) начали поступать сигналы секретарей райкомов о критичном положении части крестьян, учителей и их детей Кузнецова Н. В. Голод 1946;1947 гг. и его последствия в Сталинградской области // Стрежень. Вып. 2. Волгоград, 2001. С. 243. В декабре 1946 года секретарь Дубовского райкома партии Токарев писал в Сталинградский обком: «Учителя, колхозники и дети колхозников, особенно, отцы которых погибли на фронте, находятся в крайне тяжелом материальном положении, а отдельные имеют опухоль. Директор Водяновской средней школы т. Жуликов, член ВЛКСМ, имеет на своем иждивении жену и одного ребенка, иждивенцы никого продовольственного пайка не получают, запасов продовольствия и овощей нет. Сам т. Жуликов слаб и имеет признаки опухоли… Учительница средней школы Чернецова, кандидат в члены ВКП (б), на иждивении ее состоят 4 человека, запасов продуктов нет… Колхозник Гатарин И. К. 1892 г. р., 4 сына погибли на войне, имеет на иждивении 4 человека, жена находится в больнице, запасов не имеет, дети истощены и опухшие…» Письмо в Сталинградский обком ВКП (б) от секретаря Дубовского райкома ВКП (б) Токарева от 11 декабря 1946 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 23. Д. 104. Л.33.

Зимой 1947 г. в ряде Районов Сталинградской области снабжение хлебом ухудшалось. Множество семей находились на грани голодной смерти Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: Дис. …докт. ист. наук. Саратов. 2002. С. 311. Правительственная ссуда, выданная после неоднократных просьб секретаря Сталинградского ОК ВКП (б) В. Т. Прохватилова, смягчила ситуацию незначительно О распределении среди колхозников области продовольственной ссуды: Постановление бюро Сталинградского ОК ВКП (б) от 23 февраля 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 97. Л. 1−3. Уже весной 1947 г. на Сталинградский обком партии обрушился поток писем с просьбами о продовольственной помощи, большая часть которых так и осталась без ответа Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: Дис. …докт. ист. наук. Саратов, 2002. С. 313. Трагичным последствием продовольственного кризиса стал высокий уровень смертности, особенно в городах. Причинами этого являлись непосредственная зависимость городского населения от государственных поставок продовольствия, а также сосредоточение наиболее незащищенных слоев населения в крупных населенных пунктах Там же. С. 337. Для стабилизации ситуации во время продовольственного кризиса 1946;1947 гг. широко применялось сокращение контингентов и норм выдачи хлеба, с сопутствующим этому ухудшением его качества. Тем не менее, сэкономленные ресурсы и высокий урожай 1947 г. позволили отменить систему карточного снабжения.

Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 14 декабря 1947 г. «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары» было направлено, в первую очередь, на ликвидацию жесткого централизованного распределения товаров. Важным условием этого стала денежная реформа. Ее главными составными элементами являлись обмен наличных денег на новые в соотношении 10:1, переоценка сберегательных вкладов, сохранение в прежних размерах оплаты труда рабочих и служащих, доходов крестьян от государственных заготовок и неизменность всех видов налоговых платежей Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. М., 1968. С. 460. Отмена карточной системы, конечно, не устранила непреодолимых последствий голода: болезни, тяжелое моральное и физическое состояние людей, но она стала важным шагом на пути улучшения положения всех категорий населения.

Изменение цен на промышленные товары, отраженное в инструкции горторготдела г. Сталинграда, незначительно увеличило покупательскую способность учительства и населения страны, в целом.

Таблица 17.

Государственные розничные цены на промышленные товары до и после отмены карточной системы в декабре 1947 г. (в руб.) О новых единых розничных ценах на продовольственные и промышленные товары: Инструкция горторготдела г. Сталинграда от 14 декабря 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 25. Д. 338. Л.40−41.

Промышленные товары.

Пайковая цена.

Коммерческая цена.

Новая единая розничная цена.

Ботинки мужские.

Туфли дамские на низком каблуке (в зависимости от цвета).

90−120.

630−1080.

194−259.

Туфли дамские на высоком каблуке (в зависимости от цвета).

125−155.

1035−1350.

270−335.

Пальто мужское зимнее.

Пальто мужское демисезонное.

Пальто женское зимнее.

Пальто женское демисезонное.

Костюм мужской шерстяной.

Платье женское шелковое.

Бостон (1 м).

Сатин (1 м).

5,6.

17,3.

Ситец (1 м).

3,1.

9,8.

Таким образом, новые розничные цены, хотя и были в 2−4 раза меньше коммерческих, превышали старые пайковые в 2−3 раза, что, естественно, не соотносилось с учительской зарплатой. Покупка дорогостоящих продуктов и одежды была по карману немногим, в том числе научно-преподавательским кадрам, имевшим ученые степени и звания. В конце 1947 г. зарплата докторов наук, профессоров и заведующих кафедрами достигала 6 тыс. рублей. Доценты, занимавшие аналогичные должности, получали 4,5 тыс. рублей, а кандидаты наук от 2,8 до 3,2 тыс. рублей Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития: Дис. …докт. ист. наук. Саратов. 2002. С. 346.

Таблица 18.

Предельные нормы

продажи продовольственных и промышленных товаров в одни руки в городах и рабочих поселках Нижнего Поволжья в 1947 г. О предельных нормах продажи продовольственных и промышленных товаров: Инструкция горторготдела г. Сталинграда от 14 декабря 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 101. Л.65−67.

Вид товара.

Нормы продажи.

Продовольственные.

Хлеб печеный.

2 кг.

Крупа и макароны.

1 кг.

Мясо и мясопродукты.

1 кг.

Масло животное и маргарин.

0,3 кг.

Масло растительное.

0,4 кг.

Молоко.

1 литр

Сахар

0,5 кг.

Яйца.

5 штук.

Промышленные.

Хлопчатобумажные ткани.

6 м.

Шерстяные ткани.

3,5 м.

Обувь.

1 пара.

Спички.

2 коробки.

Мыло хозяйственное.

1 кусок.

Кроме того, с целью предотвращения быстрого исчезновения товара в торговых точках, правительство ввело предельные нормы на отпуск продовольственных и промышленных товаров в одни руки. Все это обуславливало огромные очереди и делало возможным спрос на низкокачественный товар в ограниченном ассортименте О первых днях бескарточной торговли: Информация Астраханского ОК ВКП (б) в ЦК ВКП (б) от 17 декабря 1947 г. // ГАСДАО. Ф. 325. Оп. 4. Д 29. Л. 13; О состоянии торговли без карточек в Саратовской области: Информация Саратовского ОК ВКП (б) в ЦК ВКП (б) [20 декабря 1947 г.] // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 2261. Л. 1−8; О ходе реализации постановления ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары» в Сталинградской области: Информация Сталинградского ОК ВКП (б) в ЦК ВКП (б) от 26 декабря 1947 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 24. Д. 50. Л. 16−20.

Несмотря на невысокий материальный достаток, объемы продаж увеличивались: на полках магазинов мгновенно раскупались сахар, крупы, белый хлеб. Для стабилизации еще не налаженной системы бескарточной торговли, усугубляемой транспортным и общим продовольственным дефицитом, уже в январе 1948 г. правительство начало сокращать поставки ряда продовольственных товаров в Астраханскую, Саратовскую и Сталинградскую области. Так, в первом квартале 1948 г. сталинградцы покупали хлеб преимущественно из обойной муки. Продажа изделий более высокого качества была ограничена, поскольку в счет сортовой муки в город поступило лишь 64% ржаной сеяной и 8% муки высшего сорта О состоянии торговли в г. Сталинграде в первом квартале 1948 г.: Справка горторготдела г. Сталинграда от 14 апреля 1948 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 25. Д. 84. Л. 15−23. В сельских районах Сталинградской области зимой и весной 1948 г. поставки хлеба определялись численностью контингента, ранее находившегося на карточном снабжении, что не соответствовало истинным потребностям. Так, в Старополтавском районе имевшиеся фонды лишь на 25% удовлетворяли потребность населения Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: экономические и социальные проблемы послевоенного восстановления и развития. Дис. …докт. ист. наук. Саратов, 2002. С. 335. В апреле 1948 г. секретарь партийной организации колхоза «Красноармеец» Фроловского района писал в Сталинградский обком ВКП (б): «На март месяц Фроловский райпотребсоюз выдал муки 90 кг (…) Мы распределили для рабочих и служащих, пришлось по 4 кг в месяц (…) За апрель месяц в первой декаде в магазины не дали ни одного кг муки. Чем будут снабжаться учителя, медработники и другие?» Письмо секретаря парторганизации колхоза «Красноармеец» Фроловского района Солодкова в Сталинградский ОК ВКП (б) [апрель 1948 г.] // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 25. Д. 342. Л. 45. Во второй половине 1948 г. по-прежнему, хлеб из высших сортов муки практически не продавался. В основном происходило отоваривание фондов ржаной муки. В Чкаловском и Степном районах Саратовской области задержки в завозе хлеба составляли 4−5 дней, а его качество было низким в связи с несоблюдением норм усушки и наличием значительной доли примеси ячменной муки. В этих же районах сахар, хозяйственное и туалетное мыло поступали в продажу очень редко. В отчете Саратовского ОблОНО за 1948/1949 учебный год отмечалось, что после отмены карточной системы учителям сельских школ и райцентров сахар продавался всего 2 раза по 500 г и было выдано по одному куску хозяйственного мыла Акт проверки выполнения Постановления Совета Министров СССР и ЦК ВКП (б) от 10 февраля 1948 г. № 245 О повышении заработной платы и пенсии учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 О льготах и преимуществах учителей начальных школ, семилетних школ и средних школ, Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. и решений исполкома Саратовского облсовета депутатов по этим вопросам, Саратовским ОблОНО и ГорОНО от 12 июня 1948 г. // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 454. Л. 9.

В этот период в Саратовской области возникли дополнительные трудности с распределением земельных участков. Только в некоторых районах сельские учителя получили их по нормам, установленным Постановлением Совета Министров СССР № 246 от 10 февраля 1948 г. Педагогам Клинцовского района в 1948/1949 учебном году под огороды выделили по 0,02−0,04 га, что руководство объясняло дефицитом земли. Особенно неудовлетворительно предоставлялись сенокосные угодья учителям, имевшим в личном пользовании домашних животных. Они были вынуждены приобретать сено путем частной покупки или контрактации телят. Лишь в некоторых районах работникам школ были предоставлены сенокосные угодья в лесных фондах О работе школ за 1948/1949 учебный год: Отчет Саратовского ОблОНО // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 341. Л. 77.

В 1949 — начале 1950;х гг. наряду с общим развитием сельскохозяйственного и промышленного производства, расширением ассортимента товаров и фондов государственной торговли, происходило увеличение покупательской способности населения региона за счет систематического снижения цен и роста заработной платы.

Таблица 19.

Индексы государственных розничных цен в 1947-1950 гг. (в % к IV кварталу 1947 г.) Кузнецова Н. В. Нижнее Поволжье в 1945;1953 гг.: социальные проблемы послевоенного восстановления и развития. Волгоград, 2010. С. 96.

Вид товара.

IV кв.

1947 г.

1948 г.

1949 г.

1950 г.

Продовольственные.

Хлеб.

Мясо и птица.

Колбасные изд.

Рыба и сельди.

Масло животное.

Масло растительное.

Сахар

Кондитерские изделия.

Водка и ликероводочные изделия.

Непродовольственные.

Хлопчатобумажные ткани.

Шерстяные ткани.

Шелковые ткани.

Одежда.

Трикотажные изделия.

Чулочно-носочные изделия.

Кожаная обувь.

Резиновая обувь.

Табачные изделия.

Спички.

В 1950 г. стоимость продовольственных товаров сократилась почти вдвое, а промышленных — на треть, по сравнению с показателями 1947 г. При этом доходы населения постепенно увеличивались.

Таблица 20.

Динамика роста среднемесячной заработной платы рабочих и служащих СССР в 1940, 1945, 1950 и 1953 гг. Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих по отраслям народного хозяйства СССР в 1940, 1945, 1950;1955 гг.: Статистическая таблица ЦСУ CCCР // РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 41. Д. 113. Л. 161−161об.

Отрасль народного хозяйства.

1940 г.

1945 г.

1950 г.

1953 г.

Промышленность.

Сельское хозяйство.

Общественное питание.

Здравоохранение.

Просвещение.

Согласно данным таблицы, с 1945 г. по 1953 г. рост заработной платы учительства в стране, составил 47%. Наибольшая динамика роста наблюдалась в сельском хозяйстве и общественном питании — 88%, в связи с низкими исходными показателями. Из основных отраслей народного хозяйства система просвещения незначительно уступала по уровню заработной платы и темпам ее роста только промышленному сектору.

Наряду с материальным стимулированием важной формой оценки и поощрения деятельности педагогических работников являлось присвоение учителям почетных званий и награждение особыми знаками отличия. В 1940 г. было установлено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» за выдающиеся заслуги в области народного образования, а в 1943 г. СНК РСФСР утвердил положение о нагрудном значке «Отличник народного просвещения» Об установлении почетных званий РСФСР — заслуженного учителя школы и заслуженного врача: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 января 1940 г.; Положение о нагрудном значке «Отличник народного просвещения»: Постановление СНК РСФСР от 14 ноября 1943 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917;1973. М., 1974. С. 474−475. Списки и фотографии выдающихся педагогов, отмеченных высокими правительственными наградами, регулярно публиковались на первых полосах региональных и федеральных периодических изданий. О масштабах морального стимулирования свидетельствует тот факт, что только в Саратовской области в 1945 г. орденами и медалями СССР были награждены 120 учителей О выполнении постановлений бюро ОК ВКП (б) о материально-бытовом обслуживании учителей: постановление исполкома саратовского облсовета и бюро ОК ВКП (б) от 19 декабря 1945 г. Протокол № 47 // ГАСО. Ф. 2215. Оп. 3. Д. 28. Л. 3. .

Кроме того, ежегодно Президиум Академии педагогических наук РСФСР за выдающиеся труды в области педагогических наук присуждал премии имени К. Д. Ушинского: первая премия в 25 тыс. руб., вторая — 10 тыс. руб. Положение о порядке присуждения премий имени Ушинского К. Д. утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 10 июля 1946 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917;1973. М., 1974. С. 475. По итогам 1946;1947 учебного года 22 учителя Саратовской области получили республиканскую премию, 20 человек — почетную грамоту исполкома облсовета к 30-летию Октябрьской революции, более 3000 педагогов были представлены к правительственным наградам за безупречную и долголетнюю работу. В 1947;1948 учебном году в Саратовской области работало 8 заслуженных учителей РСФСР, 83 — отличников народного просвещения, 82 были награждены медалями и орденами СССР за педагогические и 99 за боевые заслуги в период Великой Отечественной войны 1941;1945 гг., 1234 получили медаль «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941;1945 гг.» О выполнении закона о всеобщем обязательном обучении по Саратовской области в 1947;1948 гг.: Доклад заведующего ОблОНО Г. М. Ермаченко // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 714. Л. 43.

С 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР установил награды для учителей за выслугу лет и безупречную работу: за 10 лет — медаль «За трудовое отличие», за 15 лет — медаль «За трудовую доблесть», за 20 лет — орден «Знак почета», за 25 лет — орден Трудового Красного знамени, 30 лет — орден Ленина Об ознакомлении учителей с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 февраля 1948 г. О награждении учителей орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу и постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. о льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ: Постановление бюро Сталинградского обкома ВКП (б) от 24−28 февраля 1948 г. // ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 25. Д. 13. Л. 230. В марте 1949 г. в «Сталинградской правде» был опубликован список учителей Сталинградской области, награжденных орденами и медалями (см. Приложение 7). К июню 1949 г. в школах этой области работало 16 заслуженных учителей школ РСФСР и 157 отличников народного образования Культурное строительство в Волгоградской области: в 2 т. Т. 2. 1941;1980 гг. Волгоград, 1981. С. 126. В начале 1950;х гг. 2843 педагога Саратовской области были отмечены правительственными наградами, в том числе: учительница Баландинской средней школы — З. Н. Цветкова, Энгельсской средней школы — Г. М. Гавва, Хвалынской средней школы — А. В. Колосова, Лисичкинской средней школы — Н. А. Кукурузенко О состоянии всеобщего обязательного обучения в школах Саратовской области в 1950 г. // ГАНИСО. Ф. 594. Оп. 2. Д. 1905. Л. 198.

Таким образом, важная роль учительства в жизни общества и государства определила пристальное внимание партийных и государственных органов к проблеме формирования педагогических коллективов. Общее сокращение контингента учителей Нижнего Поволжья в годы войны, недостаточный уровень их профессиональной компетенции обусловили комплекс мер, принятый правительством уже в первые послевоенные годы: прекращение краткосрочной подготовки, упорядочение работы педагогических учебных заведений, развитие системы повышения квалификации Задача создания собственной базы высококвалифицированных кадров для народного образования решалась в регионе двумя путями: расширением подготовки учителей в педучилищах, учительских и педагогических институтах, а также совершенствованием их педагогического мастерства под руководством Институтов повышения квалификации.

В послевоенные годы педагогические учебные заведения функционировали в тяжелых условиях. Дефицит площадей, литературы, оборудования обуславливал перегрузку учебных планов и негативно влиял на степень овладения студентами материала. Тем не менее, в рассматриваемый период в Нижнем Поволжье имела место тенденция увеличения контингента студентов, в среднем, в 2 раза.

В исследуемый период число учителей Нижневолжского региона увеличилось почти в 2, а в среднем в СССР — в 1,5 раза. При этом довоенное количество школьных работников было достигнуто в Саратовской области к 1949/1950, в то время как в Астраханской и Сталинградской, пострадавших от военных действий, к 1952/1953 учебному году. Позитивные изменения произошли и в составе учительства региона. Доля педагогов, имевших начальное образование, сократилась с 15% в 1945 г. до 4% в 1953 г. За этот же отрезок времени удельный вес учителей с высшим образованием возрос с 9% до 14%, выпускников учительских институтов — с 12% до 22%. Основную же массу педагогов составляли лица со средним образованием, в том числе педагогическим (64% в 1945 г. и 60% в 1953 г.).

Характерной чертой послевоенного времени являлся небольшой стаж работы основной массы педагогов. По данным за 1945/1946 учебный год 52% учителей региона отработали в школах менее 5 лет. В начале 1950;х гг. доля таких преподавателей сократилась до 36%. Относительно стабильным оставался гендерный и партийный состав учительства. Как и в довоенное время, типичным для системы школьного образования являлось преобладание в ней женщин. Значительной оставалась доля «партийных» учителей — каждый третий из них состоял в рядах ВКП (б). Для школьных работников действовали сравнительно легкие условия приема в партию, поскольку именно они являлись «миссионерами» государственной идеологии на местах.

Важным направлением в деле создания прочной кадровой базы являлось повышение уровня жизни студенчества и учителей. Систематическое снижение розничных цен на продовольственные и промышленные товары, начиная с 1947 г. и увеличение их выпуска способствовали частичному улучшению материального положения различных групп населения, в том числе студентов. В целях стабилизации студенческого контингента и повышения престижа учительской профессии Министерство просвещения РСФСР освободило от платы за обучение в педагогических учебных заведениях Героев Советского Союза и Героев социалистического труда, установило для них дополнительные стипендии и ввело систему поощрений для отличников учебы.

Повышению материального уровня жизни учителей способствовали, во-первых, увеличение заработной платы, составившее в 1945;1953 гг. 47%; во-вторых, совершенствование системы пенсионного обеспечения; в-третьих, предоставление специальных льгот (бесплатного жилья, топлива, участков для подсобных хозяйств, ежеквартальных пайков); в-четвертых, включение работников школ, наряду с промышленными рабочими, в I группу снабжения продуктами питания в условиях действия карточной системы. В то же время собственным жильем была обеспечена незначительная часть учителей, остальные жили в коммунальных квартирах, в домах сельсоветов, школьных пристройках.

Важной формой оценки и поощрения деятельности педагогических работников являлось присвоение учителям почетных званий и награждение особыми знаками отличия. Списки и фотографии выдающихся педагогов, отмеченных высокими правительственными наградами, регулярно публиковались на первых полосах региональных и федеральных периодических изданий.

Таким образом, важная роль учительства в жизни общества и государства определила пристальное внимание власти к проблеме формирования педагогических коллективов. Повышение уровня жизни работников школы, а также студентов педагогических учебных заведений входило в комплекс мер, направленных на создание прочной кадровой базы.

Комплекс мер, направленных на решение кадрового вопроса в сфере школьного образования, способствовал достижению довоенного количества учителей в Саратовской области уже к 1950 г., а в Астраханской и Сталинградской областях — к 1953 г.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой