Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предпринимательская деятельность и сервис

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Влияние тех или иных факторов на уровень конкуренции на рынке услуг зависит от конкретной отрасли. Например, спрос на рынке туристических услуг в большой степени зависит от климата и географии. Услуги, предоставляемые с использованием собственных ресурсов, также весьма чувствительны к внутренним факторным условиям Развитию сектора услуг во многих странах способствует происходящие в них процессы… Читать ещё >

Предпринимательская деятельность и сервис (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Направления и развитие сферы сервисных услуг

Как отмечается в научных источниках, развитие сферы сервисного обслуживания населения обусловлено общественным разделением труда и связанной с этим специализацией звеньев экономической системы на производстве услуг, усилением интеграции материальных и нематериальных элементов производства, обозначенных приоритетом научных знаний, нематериальных форм накопления и, что особенно характерно, человеческого фактора.

Среди важнейших особенностей современного общества отечественные и зарубежные специалисты называют постиндустриальный этап развития с целым набором присущих ему характеристик.

Разным этапам общественного развития свойственны свои приоритеты. Если в индустриальном обществе в процессах производства и потребления приоритетным являлись продукты материального характера, то в постиндустриальном приоритет сместился в сторону производимых и потребляемых услуг. Динамика развития сферы сервисного обслуживания населения в ведущих странах мира отразилась в увеличении ее доли в ВВП (таблица 1).

Данные таблицы показывают, что при имеющихся различиях в динамике роста доли сферы сервисного обслуживания населения по странам и отраслям повсеместно наблюдается тенденция увеличения производимых услуг в структуре ВВП.

Одновременно имела место тенденция увеличения числа занятых в сферы сервисного обслуживания населения работников (таблица 2).

И здесь важно подчеркнуть, что потребности в развитии услуг распространяются за рамки сугубо экономических — расширяется спектр услуг, направленных на совершенствование самого человека, возрастание его физического и интеллектуального потенциала, удовлетворение разносторонних духовных и социальных запросов.

Таблица 1 Доля отраслей сферы сервисного обслуживания населения в валовом внутреннем продукте зарубежных развитых стран (%).

Торговля, общественное питание, гостиницы.

Транспорт, связь, складское хозяйство.

Кредитно-финансовые услуги, страхование, деловые услуги.

Государственное управление и оборона.

Услуги образования, здраво охранения, социальные услуги и другие сервисные услуги.

Всего.

1988 г.

2005 г.

1988 г.

2005 г.

1988 г.

2005 г.

1988 г.

2005 г.

1988 г.

2005 г.

1988 г.

2005 г.

США.

16.8.

17.0.

6.2.

6.0.

25.7.

29.3.

11.6.

11.0.

11.5.

12.7.

71.8.

76.0.

Англия.

22.5.

15.1.

6.0.

8.4.

22.6.

27.5.

5.4.

20.6.

17.0.

71,7.

73.4.

Франция.

14.2.

13.0.

6.7.

6,6.

28.0.

29.7.

8.4.

8.8.

14.0.

15.7.

71.3.

86.8.

Германия.

12.4.

12.3.

6.1.

6.0.

25.6.

30.3.

6.8.

6.5.

14.2.

15.6.

65.1.

70.1.

Италия.

18.3.

17.3.

7.6.

7.6.

20.8.

25.7.

5.9.

6.0.

13,7.

14.2.

66.3.

70.8.

Швеция.

11.7.

12.0.

7.9.

8.0.

26.1.

23.6.

4.2.

5.3.

27.5.

26.4.

77.4.

75.3.

Япония.

13.5.

11.88.

6.7.

6.6.

16.9.

19.1.

4.3.

4.6.

19.7.

24.6.

61.1.

66.7.

Таблица 2 Общая численность занятых в отраслях сферы сервисного обслуживания населения развитых зарубежных стран (%).

Страна.

1985 г.

1988 г.

2000 г.

2005 г.

США.

69.7.

72.5.

73.8.

74.7.

Англия.

65.1.

67.8.

68.3.

74.3.

Франция.

62.0.

66.4.

69.7.

71.9.

Италия.

58.0.

59.8.

63.4.

64.2.

Швеция.

66.4.

72.8.

69.9.

72.9.

Япония.

55.1.

56.4.

58.3.

60.5.

Россия.

44.5.

49.7.

50.9.

Важное стимулирующее воздействие на увеличение объема и разнообразия спроса на услуги оказывают его характеристики, связанные с индивидуализацией потребностей населения и производства. Развитию отраслей сферы сервисного обслуживания населения способствуют и такие благоприятные факторы как сравнительно незначительный стартовый капитал, необходимый на этапе формирования относящихся к ней организаций, короткие сроки окупаемости инвестиций во многих отраслях сферы сервисного обслуживания населения, широкие возможности привлечения рабочей силы.

Наряду с указанными факторами на интенсивность развития сферы сервисного обслуживания населения существенное влияние оказывает научно-технический прогресс, в рамках которого образовался широкий спектр новых услуг, развивающихся на основе ин формационных технологий и компьютеризации. Значительно возрастающие при этом возможности информационного взаимодействия существенно расширяют границы и возможности развития отношений между производителями и потребителями услуг, способствуют формированию глобального рынка услуг. Важно отметить, что сфера сервисного обслуживания населения в настоящее время включает целый ряд наукоемких отраслей, образующих в сочетании с наукоемкими отраслями промышленности основу развития постиндустриальной экономики. Данное обстоятельство отражается, в частности, в росте доли услуг в высокотехнологичном секторе экономики развитых зарубежных стран.

В рамках осуществляемых процессов реструктуризация материального производства на многих крупных предприятиях и организациях на базе непрофильных обслуживающих подразделений формируются самостоятельные хозяйственные структуры, специализирующиеся на оказании услуг.

Использование достижений научно-технического прогресса изменило структуру производства и занятости — рост благосостояния привел к пересмотру традиционных материалистических ценностей, а возросшая роль науки и образования определили цель развития личности в качестве одной из социально приоритетных.

Резко выросшие затраты на науку и образование обусловили изменение места и роли сферы сервисного обслуживания населения и отраслей, базирующихся на производстве и потреблении знаний, в структуре народного хозяйства. Главным ресурсом в новой хозяйственной системе стал интеллектуальный капитал. Экономический прогресс определяется в значительной мере развитием информационных технологий.

Экономическая реальность в странах, находящихся на постиндустриальном этапе своего развития, свидетельствует, что наиболее эффективным являются инвестиции в потенциал самих работников. Это, в свою очередь, неотделимо от личного потребления. Затраты на образование, здравоохранение и другие составляющие сферы сервисного обслуживания населения радикально выросли.

В рамках постиндустриального общества все основные виды потребления, связанные с развитием личности, стали фактически средством создания самого производительного ресурса. Там, где индустриальные нации вынуждены идти по пути сокращения потребления, постиндустриальные способны максимизировать его, причем с гораздо более впечатляющими и масштабными результатами.

Оценивая в целом состояние и перспективы развития сферы сервисного обслуживания в раз витых зарубежных странах, специалисты отмечают значительное увеличение доли расходов на услуги в производственных издержках фирм разной отраслевой принадлежности, в том числе в самих отраслях услуг и высокотехнологичных отраслях промышленности. При этом в рамках общей тенденции увеличения объема и разнообразия услуг отмечаются четко выраженные отраслевые различия. В числе лидирующих по темпам роста указывают, прежде всего, деловые услуги к которым относят маркетинговые и рекламные услуги, лизинговые операции, широкий спектр услуг системы обеспечения деятельности предприятия, кредитно-финансовые и страховые услуги, управленческий консалтинг и т. д.

К числу быстрорастущих отраслей относят отрасли, специализирующиеся на обслуживании свободного времени населения, удовлетворении его культурных потребностей. Среди этих отраслей наиболее динамичными являются отрасли индустрии гостеприимства, различные виды спорта, развлечений и т. д.

Одновременно во многих зарубежных странах наблюдаются сравнительно низкие темпы развития таких услуг как общественное питание, бытовое обслуживание, что в определенной степени связано с происходящими изменениями в уровне и стиле жизни населения, воздействием конкуренции со стороны товаров-заменителей.

В целом, отечественные и зарубежные авторы высказывают мнение о том, что в структуре и динамике услуг наблюдается тенденция их смещения в на правлении к их наукоемким видам и социальным услугам, обеспечивающим необходимое качество жизни. Одновременно следует отметить, что при сохраняющейся тенденции роста социальных услуг в рамках самого сектора услуг темпы роста деловых услуг превышают аналогичные показатели для социальных услуг (таблица 3).

Таблица 3 Темп роста деловых и социальных услуг в общем объеме ВВП в зарубежных странах (1998 — 2005 гг.), %%.

Страна.

Темпы роста:

Превышение темпов роста деловых услуг (+), превышение темпов роста социальных услуг (-).

Кредитно-финансовых, страховых, де ловых услуг.

Услуг образования, здравоохранения, социальных сервисных услуг.

США.

14.0.

10.4.

+3.6.

Англия.

21.7.

— 17.5.

+39.2.

Франция.

6.1.

12.1.

— 6.0.

Германия.

17.2.

9.9.

+7.3.

Италия.

23.6.

3.6.

+20.0.

Швеция.

— 9.6.

4.0.

— 5.6.

Япония.

13.0.

24.9.

— 11.9.

В среднем.

12.3.

5.6.

+6.7.

Как видно из таблицы, в большинстве указанных стран наблюдается, прежде всего, рост услуг делового характера.

Среди других показателей состояния и перспективы развития сферы сервисного обслуживания населения в зарубежных странах с постиндустриальным характером экономики специалисты отмечают существенно возросший объем капиталовложений, прежде всего в финансово-кредитную отрасль, здравоохранение, телекоммуникации, в целый ряд деловых услуг, страховой бизнес, в частные услуги производству и населению.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают различие соотношения производства услуг в частном и государственном секторе экономики многих зарубежных стран в зависимости от их национальной специфики, отмечая в целом тенденцию концентрацию производимых услуг в частном секторе. Данное обстоятельство в определяющей мере связано с наличием благоприятных условий для развития частного предпринимательства и рыночных отношений. При этом обращается внимание на достаточно устойчивое положение малого бизнеса на рынке услуг. Этому способствует появление новых технических средств и технологий, доступных для приобретения и использования на малых предприятиях и позволяющих осваивать производство целого ряда перспективных наукоемких услуг. Кроме того, конкурентоспособности малого бизнеса благоприятствует его адаптивность к динамичному потребительскому спросу и тенденции индивидуализации потребностей в услугах, расширяющиеся возможности ресурсного обеспечения, эффективная система поддержки малого предпринимательства со стороны государственных структур.

Важной характеристикой состояния и перспективы развития сферы сервисного обслуживания населения являются направления и степень воздействия на нее государства. Здесь следует отметить, что во многих ведущих зарубежных странах сокращение его прямого участия сопровождается возрастанием ответственности государства за разработку и реализацию политики развития наиболее социально значимых отраслей сферы сервисного обслуживания населения, в том числе финансирование правового обеспечения их деятельности.

Одной из отличительных характеристик современного постиндустриального этапа развития стран являются особенности функционирующих в них хозяйствующих субъектов. К числу важнейших факторов повышения конкурентоспособности последних и их рыночной стоимости принадлежат качественно новые взаимоотношения между работниками. По мере перехода предприятий от производства и продажи товаров к производству услуг данный фактор при обретает большую значимость.

Характеризуя связи между производственными и сервисными фирмами, следует отметить, что их можно дифференцировать по временной продолжительности и тесноте. Наиболее тесными эти связи являются либо при существовании технической и технологической увязки между производимой продукцией и ее обслуживанием, либо при одновременном приобретении продукции и сопутствующей ей услуги. Связь между материальными продуктами и соответствующими им услугами являются наиболее прочными в начальном периоде продажи этих продуктов.

Упомянутая взаимосвязь важна для национального конкурентного пре имущества в обеих сферах.

В связи с интенсивным развитием мирового рынка услуг значительный интерес представляет конкуренция действующих на нем сервисных организаций.

И здесь наряду с приведенными выше характеристиками функционирования сферы сервисного обслуживания населения в целом и составляющих ее отраслей в отдельности следует отметить усиление конкуренции на рынке услуг, происходящей на международном уровне с использованием различных форм создания конкурентных пре имуществ.

Одной из таких форм является стимулирование потребителей приобретать услуги в странах их производства. В этом случае решающими факторами для потребителя могут являться степень привязки вида услуги к месту ее предоставления (например, в туризме, рекреации, образовании), качество услуги, суммарные издержки по ее получению и т. д.

Другой формой международной конкуренции является предоставление фирмами одной страны услуг в других странах с использованием при этом собственного персонала и технических средств. Данная форма конкуренции обычно имеет место в тех случаях, когда отсутствует необходимость поддержания регулярных контактов с заказчиком, либо существует возможность мобильной связи с заказчиком на расстоянии с помощью технических средств. К числу оказываемых таким образом услуг можно отнести услуги в области инжиниринга, консалтинга, страхования и т. д.

Возрастающая международная конкуренция в сферы сервисного обслуживания населения обуславливается такими обстоятельствами как:

глобализация потребностей в услугах;

расширение возможностей получения информации об услугах и их пре доставлении;

значительное отличие стоимости и качества услуг, предоставляемых их производителями, находящимися в разных странах.

Влияние тех или иных факторов на уровень конкуренции на рынке услуг зависит от конкретной отрасли. Например, спрос на рынке туристических услуг в большой степени зависит от климата и географии. Услуги, предоставляемые с использованием собственных ресурсов, также весьма чувствительны к внутренним факторным условиям Развитию сектора услуг во многих странах способствует происходящие в них процессы приватизации в целом ряде отраслей. В числе отраслей, где приватизация получила наибольшее распространение, отмечают, прежде всего, телекоммуникации, транспорт, финансовые и страховые услуги. В целом считается, что приватизация в тех или иных отраслях сферы сервисного обслуживания населения создает предпосылки для повышения качества и снижения стоимости обслуживания, интернационализации сферы сервисного обслуживания населения.

Рост потребностей в услугах у предприятий и организаций стимулируется их структурно-технологической перестройкой, возникающими в связи с этим разнообразными и сложными техническими, технологическими, экономическими, управленческими, финансовыми проблемами их развития.

Наблюдаемая тенденция расширения спроса на услуги со стороны населения в развитых зарубежных странах определяется, прежде всего, такими при чинами как рост материального благосостояния, стремление к повышению качества жизни, увеличение свободного времени, социально-экономические и демографические изменения, обуславливающие рост потребностей в услугах (по объему и разнообразию). Развитие сферы сервисного обслуживания населения, появление новых видов услуг для населения тесно связаны с процессом компьютеризации на уровне домашних хозяйств.

Следует подчеркнуть, что развитие сферы сервисного обслуживания населения оказывает определяющее влияние на экономику развитых стран. Например, в США это воздействие рассматривается с точки зрения трудовой занятости, валового внутреннего продукта, числа вновь создаваемых организаций, международной торговли и содействия производству.

Как видно из таблицы, число занятых в сфере сервисного обслуживания населения в США к 2010 г. по сравнению с 1970 г. возрастет более чем в 2 раза.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в экономике США сектор услуг становится все в большей степени определяющим.

Таким образом, развитие услуг в ведущих зарубежных странах идет по пу ти расширения перечня, дифференциации и модификации предоставляемых ус луг на фоне происходящих в этих странах социально-экономических процессов и научно-технического прогресса, охватывающих все стороны общественной жизни, связи сектора услуг с остальными секторами экономики. Данные обстоятельства способствуют появлению новых потребностей в услугах и возможностей их удовлетворения.

Возрастает значение сферы сервисного обслуживания населения и в экономике России.

Таблица 4 Перспективы трудовой занятости в сфере сервисного обслуживания населения на 2010 г., (млн. чел.).

Отрасль.

2010*.

Производство ус луг.

47,31.

64%.

64,75.

69%.

84,50.

75%.

107,25.

80%.

Транспорт, связь, коммунальные услуги.

4,52.

5,15.

5,79.

6,43.

Оптовая торговля.

4,01.

5,29.

6,17.

6,56.

Розничная торговля.

11,03.

15,02.

19,60.

23,09.

Финансы и страхование, недвижимость.

3,65.

5,16.

6,71.

7,37.

Разнообразные услуги.

11,55.

17,89.

27,93.

42,81.

Общая занятость.

74,35.

100%.

93,73.

100%.

112,63.

100%.

133,58.

100%.

Таблица 5 Валовой внутренний продукт по индустрии, $ млрд.

Отрасль.

2010*.

Производство услуг.

648,5.

66%.

1864,3.

67%.

4228,8.

74%.

6704,1.

76%.

7940,5.

77%.

Транспорт, связь, коммунальные услуги.

88,1.

242,1.

482,1.

736,6.

858,6.

Оптовая торговля.

72,1.

195,2.

367,2.

573,5.

671,6.

Розничная торговля.

100,2.

245,9.

503,5.

764,1.

892,7.

Финансы и страхование, недвижимость.

146,0.

418,3.

1024,1.

1669,7.

1991,2.

Разно образные услуги.

120,5.

377,3.

1059,4.

1787,3.

2156,0.

Общая занятость.

1035,6.

100%.

2784,2.

100%.

5743,8.

100%.

8764,7.

100%.

10 302,6.

100%.

Источник: Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis, in The Economic Report of the President (Washington, DC, U.S. Government Printing Office, 2005).

Таблица 6 Производство ВВП (в текущих ценах — млрд. руб.; до 1998 г. — трлн. руб.).

Произведено (в основных ценах) Всего.

В том числе: произведено товаров.

Производство услуг.

Как видно из таблицы, в указанный период при сохраняющей тенденции роста объема услуг он в меньшей степени наблюдался в 1998 г., что было связано в значительной мере с финансово-экономической ситуацией в стране.

Приведенные в таблице данные показывают, что при имеющем место снижении количества работников в отдельных отраслях сферы сервисного обслуживания населения в целом в ней наблюдается тенденция роста числа занятых.

Сегодня темп роста сферы сервисного обслуживания населения продолжает ускоряться. Так, по состоянию на 01.01.2007 года сеть организаций бытового обслуживания Санкт-Петербурга по оперативным данным насчитывает более 5900 единиц, что превышает базовое значение (4130 ед.) стандарта проживания на 43%, гарантируемое значение (5030 ед.) на 17%, составляет 98% целевого значения (6000 ед.), и на 9,6% выше, чем на 01.01.2006 года.

Таблица 7 Среднегодовая численность занятых в сферы сервисного обслуживания населения по отраслям

Тысяч человек.

Всего в экономике.

Транспорт.

Связь.

Оптовая и розничная торгов ля, общественное питание.

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения.

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение.

Образование.

Культура и искусство.

Финансы, кредит, страхование.

Управление.

В процентах к итогу.

Строительство.

9,3.

8,0.

7,9.

7,8.

Транспорт.

6,6.

6,3.

6,3.

6,4.

Связь.

1,3.

1,3.

1,3.

1,4.

Оптовая и розничная торгов ля, общественное питание.

10,1.

14,6.

14,6.

14,6.

Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения.

4,5.

5,3.

5,3.

5,2.

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение.

6,7.

7,0.

7,0.

7,0.

Образование.

9,3.

9,3.

9,3.

9,1.

Культура и искусство.

1,7.

1,7.

1,8.

1,8.

Финансы, кредит, страхование.

1,2.

1,4.

1,2.

1,2.

Управление.

2,9.

4,4.

4,5.

4,5.

В отчетном периоде приоритетное развитие получили парикмахерские услуги, услуги по пошиву и ремонту обуви и одежды. Интенсивно развивалась сеть в районах новостроек города (Приморский, Красногвардейский, Выборгский), в том числе за счет открытия предприятий в крупных современных торговых объектах. За прошедший год в гипермаркетах, крупных торговых комплексах открылось более 20 таких предприятий (ремонт обуви, ремонт часов, изготовление ключей, парикмахерские и т. д.).

В целом по городу обеспеченность рабочими местами в расчете на 1 тысячу жителей составляет 5,8 р/м, что на 18,4% превышает базовое значение (4,9 р/м) стандарта проживания, гарантируемое значение (5,4 р/м) на 7,4%, и составляет 79,4% от целевого значения (7,3 р/м). Вместе с тем в 6 районах (Калининский, Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Невский, Фрунзенский) этот показатель ниже гарантируемого и базового значения.

Повышению уровня обслуживания и качеству услуг способствует расширение видов оказываемых услуг, внедрение новых технологий, включая стирку белья методом самообслуживания, а также развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания Мини-домов быта. В городе оказывают услуги 16 прачечных самообслуживания и 40 Мини-домов быта.

Развитие сферы сервисного обслуживания населения в России, начавшееся в 90-ые годы и обусловленное действием объективных и субъективных факторов, шло по ряду основных на правлений, в том числе появления многих видов новых услуг, увеличения доли платных услуг населению в условиях снижения уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы обслуживания, усиления конкуренции между относящимися к ней организациями. Инвестиционная привлекательность сферы сервисного обслуживания населения определила возрастающий интерес к ней со стороны предпринимателей, представляющих, в основном, малый и средний бизнес.

Вместе с тем по ряду основных количественных и качественных показателей, характеризующих уровень развития сферы сервисного обслуживания населения, Россия серьезно уступает ведущим зарубежным странам. Данная ситуация в значительной мере является следствием недооценки в нашей стране сферы сервисного обслуживания населения как одного из определяющих секторов экономики.

Процессы интеграции в России в мировое хозяйство, характеризующиеся возрастанием роли и разнообразия услуг, обуславливают необходимость учета существующих в сферы сервисного обслуживания населения тенденций при определении основных направлений ее развития в нашей стране.

Здесь следует выделить, прежде всего, те направления развития сферы сервисного обслуживания населения, которые, на взгляд авторов, будут в наибольшей степени способствовать решению актуальных народнохозяйственных задач сегодня и в перспективе.

С этой точки зрения перспективными представляются услуги, развитие которых связано с научно-техническим прогрессом и сопутствующими ему инновационными процессами, повышением качества жизни населения.

К таковым относятся услуги в области сервиса, стимулирующего научно-технический прогресс и использующего его результаты. Тенденции и значимость «сервизации» отечественной экономики будут возрастать по мере приобретения ею постиндустриального характера.

Сервисное обслуживание продуктов материального производства облегчает их продвижение как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это, в свою очередь, содействует развитию производства, что является важнейшей народнохозяйственной задачей. Сервисное сопровождение произведенной продукции и услуг следует рассматривать как важнейший фактор конкурентоспособности российских организаций, имеющий первостепенное значение в условиях вхождения России в международное экономическое сообщество.

Значимость сервисного обслуживания возрастает по мере производства и использования новых продуктов, услуг и технологий.

Многие сервисные услуги оказываются организациями малого бизнеса, развитие которого способствует решению проблемы трудоустройства значительного числа работников, высвобождаемых из других секторов экономики.

Сервисное обслуживание играет важную роль в формировании маркетинговой политики организаций, что является актуальным в условиях нахождения маркетинга во многих из них на начальном этапе развития.

Развитие сервисных услуг оказывает непосредственное и во многом определяющее влияние на качество жизни населения, экономию его свободного времени.

Важным фактором развития сферы сервисного обслуживания населения должно стать активное содействие государства в становлении и укреплении малого бизнеса, занимающего определяющие позиции в сферы сервисного обслуживания населения. Значимость малого предпринимательства будет возрастать по мере реструктуризации материального производства и большого числа занятых в нем трудовых ресурсов.

Вместе с тем, как показывает опыт развития стран с постиндустриальной экономикой основным критерием проводимых в них структурных преобразований в социально-экономической сфере является улучшение качества жизни на селения, что находит соответствующее отражение в определении приоритетов и содержания деятельности в сферы сервисного обслуживания населения.

Данный критерий должен рассматриваться, на взгляд авторов, как приоритетный и при определении направлений развития экономики России.

Категория «качество жизни» не имеет однозначного толкования. В рамках формирования наиболее значимых направлений развития сферы сервисного обслуживания населения нам представляется актуальной высказанная как связь этой категории с такими основными компонентами социальной реальности как:

образ жизни населения;

условия жизнедеятельности социальных субъектов;

медико-биологические и другие характеристики, отражающие состояние социальных субъектов.

В формировании условий жизнедеятельности населения важная роль при надлежит сферы сервисного обслуживания населения. Расширяется номенклатура оказываемых услуг. Быстрыми темпами растут услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств индивидуальных владельцев, ремонту бытовой аппаратуры, транспортные услуги. В данной сфере наблюдается достаточно интенсивное развитие частного предпринимательства, большинство бывших государственных предприятий бытового обслуживания преобразовались в частные с различной организационно-правовой формой. Характерной чертой сферы сервисного обслуживания населения является значительный удельный вес в ней организаций малого бизнеса с присущи ми им проблемами и перспективой развития.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой