Предпринимательская деятельность и сервис
Влияние тех или иных факторов на уровень конкуренции на рынке услуг зависит от конкретной отрасли. Например, спрос на рынке туристических услуг в большой степени зависит от климата и географии. Услуги, предоставляемые с использованием собственных ресурсов, также весьма чувствительны к внутренним факторным условиям Развитию сектора услуг во многих странах способствует происходящие в них процессы… Читать ещё >
Предпринимательская деятельность и сервис (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Направления и развитие сферы сервисных услуг
Как отмечается в научных источниках, развитие сферы сервисного обслуживания населения обусловлено общественным разделением труда и связанной с этим специализацией звеньев экономической системы на производстве услуг, усилением интеграции материальных и нематериальных элементов производства, обозначенных приоритетом научных знаний, нематериальных форм накопления и, что особенно характерно, человеческого фактора.
Среди важнейших особенностей современного общества отечественные и зарубежные специалисты называют постиндустриальный этап развития с целым набором присущих ему характеристик.
Разным этапам общественного развития свойственны свои приоритеты. Если в индустриальном обществе в процессах производства и потребления приоритетным являлись продукты материального характера, то в постиндустриальном приоритет сместился в сторону производимых и потребляемых услуг. Динамика развития сферы сервисного обслуживания населения в ведущих странах мира отразилась в увеличении ее доли в ВВП (таблица 1).
Данные таблицы показывают, что при имеющихся различиях в динамике роста доли сферы сервисного обслуживания населения по странам и отраслям повсеместно наблюдается тенденция увеличения производимых услуг в структуре ВВП.
Одновременно имела место тенденция увеличения числа занятых в сферы сервисного обслуживания населения работников (таблица 2).
И здесь важно подчеркнуть, что потребности в развитии услуг распространяются за рамки сугубо экономических — расширяется спектр услуг, направленных на совершенствование самого человека, возрастание его физического и интеллектуального потенциала, удовлетворение разносторонних духовных и социальных запросов.
Таблица 1 Доля отраслей сферы сервисного обслуживания населения в валовом внутреннем продукте зарубежных развитых стран (%).
Торговля, общественное питание, гостиницы. | Транспорт, связь, складское хозяйство. | Кредитно-финансовые услуги, страхование, деловые услуги. | Государственное управление и оборона. | Услуги образования, здраво охранения, социальные услуги и другие сервисные услуги. | Всего. | |||||||
1988 г. | 2005 г. | 1988 г. | 2005 г. | 1988 г. | 2005 г. | 1988 г. | 2005 г. | 1988 г. | 2005 г. | 1988 г. | 2005 г. | |
США. | 16.8. | 17.0. | 6.2. | 6.0. | 25.7. | 29.3. | 11.6. | 11.0. | 11.5. | 12.7. | 71.8. | 76.0. |
Англия. | 22.5. | 15.1. | 6.0. | 8.4. | 22.6. | 27.5. | 5.4. | 20.6. | 17.0. | 71,7. | 73.4. | |
Франция. | 14.2. | 13.0. | 6.7. | 6,6. | 28.0. | 29.7. | 8.4. | 8.8. | 14.0. | 15.7. | 71.3. | 86.8. |
Германия. | 12.4. | 12.3. | 6.1. | 6.0. | 25.6. | 30.3. | 6.8. | 6.5. | 14.2. | 15.6. | 65.1. | 70.1. |
Италия. | 18.3. | 17.3. | 7.6. | 7.6. | 20.8. | 25.7. | 5.9. | 6.0. | 13,7. | 14.2. | 66.3. | 70.8. |
Швеция. | 11.7. | 12.0. | 7.9. | 8.0. | 26.1. | 23.6. | 4.2. | 5.3. | 27.5. | 26.4. | 77.4. | 75.3. |
Япония. | 13.5. | 11.88. | 6.7. | 6.6. | 16.9. | 19.1. | 4.3. | 4.6. | 19.7. | 24.6. | 61.1. | 66.7. |
Таблица 2 Общая численность занятых в отраслях сферы сервисного обслуживания населения развитых зарубежных стран (%).
Страна. | 1985 г. | 1988 г. | 2000 г. | 2005 г. |
США. | 69.7. | 72.5. | 73.8. | 74.7. |
Англия. | 65.1. | 67.8. | 68.3. | 74.3. |
Франция. | 62.0. | 66.4. | 69.7. | 71.9. |
Италия. | 58.0. | 59.8. | 63.4. | 64.2. |
Швеция. | 66.4. | 72.8. | 69.9. | 72.9. |
Япония. | 55.1. | 56.4. | 58.3. | 60.5. |
Россия. | 44.5. | 49.7. | 50.9. |
Важное стимулирующее воздействие на увеличение объема и разнообразия спроса на услуги оказывают его характеристики, связанные с индивидуализацией потребностей населения и производства. Развитию отраслей сферы сервисного обслуживания населения способствуют и такие благоприятные факторы как сравнительно незначительный стартовый капитал, необходимый на этапе формирования относящихся к ней организаций, короткие сроки окупаемости инвестиций во многих отраслях сферы сервисного обслуживания населения, широкие возможности привлечения рабочей силы.
Наряду с указанными факторами на интенсивность развития сферы сервисного обслуживания населения существенное влияние оказывает научно-технический прогресс, в рамках которого образовался широкий спектр новых услуг, развивающихся на основе ин формационных технологий и компьютеризации. Значительно возрастающие при этом возможности информационного взаимодействия существенно расширяют границы и возможности развития отношений между производителями и потребителями услуг, способствуют формированию глобального рынка услуг. Важно отметить, что сфера сервисного обслуживания населения в настоящее время включает целый ряд наукоемких отраслей, образующих в сочетании с наукоемкими отраслями промышленности основу развития постиндустриальной экономики. Данное обстоятельство отражается, в частности, в росте доли услуг в высокотехнологичном секторе экономики развитых зарубежных стран.
В рамках осуществляемых процессов реструктуризация материального производства на многих крупных предприятиях и организациях на базе непрофильных обслуживающих подразделений формируются самостоятельные хозяйственные структуры, специализирующиеся на оказании услуг.
Использование достижений научно-технического прогресса изменило структуру производства и занятости — рост благосостояния привел к пересмотру традиционных материалистических ценностей, а возросшая роль науки и образования определили цель развития личности в качестве одной из социально приоритетных.
Резко выросшие затраты на науку и образование обусловили изменение места и роли сферы сервисного обслуживания населения и отраслей, базирующихся на производстве и потреблении знаний, в структуре народного хозяйства. Главным ресурсом в новой хозяйственной системе стал интеллектуальный капитал. Экономический прогресс определяется в значительной мере развитием информационных технологий.
Экономическая реальность в странах, находящихся на постиндустриальном этапе своего развития, свидетельствует, что наиболее эффективным являются инвестиции в потенциал самих работников. Это, в свою очередь, неотделимо от личного потребления. Затраты на образование, здравоохранение и другие составляющие сферы сервисного обслуживания населения радикально выросли.
В рамках постиндустриального общества все основные виды потребления, связанные с развитием личности, стали фактически средством создания самого производительного ресурса. Там, где индустриальные нации вынуждены идти по пути сокращения потребления, постиндустриальные способны максимизировать его, причем с гораздо более впечатляющими и масштабными результатами.
Оценивая в целом состояние и перспективы развития сферы сервисного обслуживания в раз витых зарубежных странах, специалисты отмечают значительное увеличение доли расходов на услуги в производственных издержках фирм разной отраслевой принадлежности, в том числе в самих отраслях услуг и высокотехнологичных отраслях промышленности. При этом в рамках общей тенденции увеличения объема и разнообразия услуг отмечаются четко выраженные отраслевые различия. В числе лидирующих по темпам роста указывают, прежде всего, деловые услуги к которым относят маркетинговые и рекламные услуги, лизинговые операции, широкий спектр услуг системы обеспечения деятельности предприятия, кредитно-финансовые и страховые услуги, управленческий консалтинг и т. д.
К числу быстрорастущих отраслей относят отрасли, специализирующиеся на обслуживании свободного времени населения, удовлетворении его культурных потребностей. Среди этих отраслей наиболее динамичными являются отрасли индустрии гостеприимства, различные виды спорта, развлечений и т. д.
Одновременно во многих зарубежных странах наблюдаются сравнительно низкие темпы развития таких услуг как общественное питание, бытовое обслуживание, что в определенной степени связано с происходящими изменениями в уровне и стиле жизни населения, воздействием конкуренции со стороны товаров-заменителей.
В целом, отечественные и зарубежные авторы высказывают мнение о том, что в структуре и динамике услуг наблюдается тенденция их смещения в на правлении к их наукоемким видам и социальным услугам, обеспечивающим необходимое качество жизни. Одновременно следует отметить, что при сохраняющейся тенденции роста социальных услуг в рамках самого сектора услуг темпы роста деловых услуг превышают аналогичные показатели для социальных услуг (таблица 3).
Таблица 3 Темп роста деловых и социальных услуг в общем объеме ВВП в зарубежных странах (1998 — 2005 гг.), %%.
Страна. | Темпы роста: | Превышение темпов роста деловых услуг (+), превышение темпов роста социальных услуг (-). | |
Кредитно-финансовых, страховых, де ловых услуг. | Услуг образования, здравоохранения, социальных сервисных услуг. | ||
США. | 14.0. | 10.4. | +3.6. |
Англия. | 21.7. | — 17.5. | +39.2. |
Франция. | 6.1. | 12.1. | — 6.0. |
Германия. | 17.2. | 9.9. | +7.3. |
Италия. | 23.6. | 3.6. | +20.0. |
Швеция. | — 9.6. | 4.0. | — 5.6. |
Япония. | 13.0. | 24.9. | — 11.9. |
В среднем. | 12.3. | 5.6. | +6.7. |
Как видно из таблицы, в большинстве указанных стран наблюдается, прежде всего, рост услуг делового характера.
Среди других показателей состояния и перспективы развития сферы сервисного обслуживания населения в зарубежных странах с постиндустриальным характером экономики специалисты отмечают существенно возросший объем капиталовложений, прежде всего в финансово-кредитную отрасль, здравоохранение, телекоммуникации, в целый ряд деловых услуг, страховой бизнес, в частные услуги производству и населению.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают различие соотношения производства услуг в частном и государственном секторе экономики многих зарубежных стран в зависимости от их национальной специфики, отмечая в целом тенденцию концентрацию производимых услуг в частном секторе. Данное обстоятельство в определяющей мере связано с наличием благоприятных условий для развития частного предпринимательства и рыночных отношений. При этом обращается внимание на достаточно устойчивое положение малого бизнеса на рынке услуг. Этому способствует появление новых технических средств и технологий, доступных для приобретения и использования на малых предприятиях и позволяющих осваивать производство целого ряда перспективных наукоемких услуг. Кроме того, конкурентоспособности малого бизнеса благоприятствует его адаптивность к динамичному потребительскому спросу и тенденции индивидуализации потребностей в услугах, расширяющиеся возможности ресурсного обеспечения, эффективная система поддержки малого предпринимательства со стороны государственных структур.
Важной характеристикой состояния и перспективы развития сферы сервисного обслуживания населения являются направления и степень воздействия на нее государства. Здесь следует отметить, что во многих ведущих зарубежных странах сокращение его прямого участия сопровождается возрастанием ответственности государства за разработку и реализацию политики развития наиболее социально значимых отраслей сферы сервисного обслуживания населения, в том числе финансирование правового обеспечения их деятельности.
Одной из отличительных характеристик современного постиндустриального этапа развития стран являются особенности функционирующих в них хозяйствующих субъектов. К числу важнейших факторов повышения конкурентоспособности последних и их рыночной стоимости принадлежат качественно новые взаимоотношения между работниками. По мере перехода предприятий от производства и продажи товаров к производству услуг данный фактор при обретает большую значимость.
Характеризуя связи между производственными и сервисными фирмами, следует отметить, что их можно дифференцировать по временной продолжительности и тесноте. Наиболее тесными эти связи являются либо при существовании технической и технологической увязки между производимой продукцией и ее обслуживанием, либо при одновременном приобретении продукции и сопутствующей ей услуги. Связь между материальными продуктами и соответствующими им услугами являются наиболее прочными в начальном периоде продажи этих продуктов.
Упомянутая взаимосвязь важна для национального конкурентного пре имущества в обеих сферах.
В связи с интенсивным развитием мирового рынка услуг значительный интерес представляет конкуренция действующих на нем сервисных организаций.
И здесь наряду с приведенными выше характеристиками функционирования сферы сервисного обслуживания населения в целом и составляющих ее отраслей в отдельности следует отметить усиление конкуренции на рынке услуг, происходящей на международном уровне с использованием различных форм создания конкурентных пре имуществ.
Одной из таких форм является стимулирование потребителей приобретать услуги в странах их производства. В этом случае решающими факторами для потребителя могут являться степень привязки вида услуги к месту ее предоставления (например, в туризме, рекреации, образовании), качество услуги, суммарные издержки по ее получению и т. д.
Другой формой международной конкуренции является предоставление фирмами одной страны услуг в других странах с использованием при этом собственного персонала и технических средств. Данная форма конкуренции обычно имеет место в тех случаях, когда отсутствует необходимость поддержания регулярных контактов с заказчиком, либо существует возможность мобильной связи с заказчиком на расстоянии с помощью технических средств. К числу оказываемых таким образом услуг можно отнести услуги в области инжиниринга, консалтинга, страхования и т. д.
Возрастающая международная конкуренция в сферы сервисного обслуживания населения обуславливается такими обстоятельствами как:
глобализация потребностей в услугах;
расширение возможностей получения информации об услугах и их пре доставлении;
значительное отличие стоимости и качества услуг, предоставляемых их производителями, находящимися в разных странах.
Влияние тех или иных факторов на уровень конкуренции на рынке услуг зависит от конкретной отрасли. Например, спрос на рынке туристических услуг в большой степени зависит от климата и географии. Услуги, предоставляемые с использованием собственных ресурсов, также весьма чувствительны к внутренним факторным условиям Развитию сектора услуг во многих странах способствует происходящие в них процессы приватизации в целом ряде отраслей. В числе отраслей, где приватизация получила наибольшее распространение, отмечают, прежде всего, телекоммуникации, транспорт, финансовые и страховые услуги. В целом считается, что приватизация в тех или иных отраслях сферы сервисного обслуживания населения создает предпосылки для повышения качества и снижения стоимости обслуживания, интернационализации сферы сервисного обслуживания населения.
Рост потребностей в услугах у предприятий и организаций стимулируется их структурно-технологической перестройкой, возникающими в связи с этим разнообразными и сложными техническими, технологическими, экономическими, управленческими, финансовыми проблемами их развития.
Наблюдаемая тенденция расширения спроса на услуги со стороны населения в развитых зарубежных странах определяется, прежде всего, такими при чинами как рост материального благосостояния, стремление к повышению качества жизни, увеличение свободного времени, социально-экономические и демографические изменения, обуславливающие рост потребностей в услугах (по объему и разнообразию). Развитие сферы сервисного обслуживания населения, появление новых видов услуг для населения тесно связаны с процессом компьютеризации на уровне домашних хозяйств.
Следует подчеркнуть, что развитие сферы сервисного обслуживания населения оказывает определяющее влияние на экономику развитых стран. Например, в США это воздействие рассматривается с точки зрения трудовой занятости, валового внутреннего продукта, числа вновь создаваемых организаций, международной торговли и содействия производству.
Как видно из таблицы, число занятых в сфере сервисного обслуживания населения в США к 2010 г. по сравнению с 1970 г. возрастет более чем в 2 раза.
Данные таблицы свидетельствуют о том, что в экономике США сектор услуг становится все в большей степени определяющим.
Таким образом, развитие услуг в ведущих зарубежных странах идет по пу ти расширения перечня, дифференциации и модификации предоставляемых ус луг на фоне происходящих в этих странах социально-экономических процессов и научно-технического прогресса, охватывающих все стороны общественной жизни, связи сектора услуг с остальными секторами экономики. Данные обстоятельства способствуют появлению новых потребностей в услугах и возможностей их удовлетворения.
Возрастает значение сферы сервисного обслуживания населения и в экономике России.
Таблица 4 Перспективы трудовой занятости в сфере сервисного обслуживания населения на 2010 г., (млн. чел.).
Отрасль. | 2010*. | |||||||
Производство ус луг. | 47,31. | 64%. | 64,75. | 69%. | 84,50. | 75%. | 107,25. | 80%. |
Транспорт, связь, коммунальные услуги. | 4,52. | 5,15. | 5,79. | 6,43. | ||||
Оптовая торговля. | 4,01. | 5,29. | 6,17. | 6,56. | ||||
Розничная торговля. | 11,03. | 15,02. | 19,60. | 23,09. | ||||
Финансы и страхование, недвижимость. | 3,65. | 5,16. | 6,71. | 7,37. | ||||
Разнообразные услуги. | 11,55. | 17,89. | 27,93. | 42,81. | ||||
Общая занятость. | 74,35. | 100%. | 93,73. | 100%. | 112,63. | 100%. | 133,58. | 100%. |
Таблица 5 Валовой внутренний продукт по индустрии, $ млрд.
Отрасль. | 2010*. | |||||||||
Производство услуг. | 648,5. | 66%. | 1864,3. | 67%. | 4228,8. | 74%. | 6704,1. | 76%. | 7940,5. | 77%. |
Транспорт, связь, коммунальные услуги. | 88,1. | 242,1. | 482,1. | 736,6. | 858,6. | |||||
Оптовая торговля. | 72,1. | 195,2. | 367,2. | 573,5. | 671,6. | |||||
Розничная торговля. | 100,2. | 245,9. | 503,5. | 764,1. | 892,7. | |||||
Финансы и страхование, недвижимость. | 146,0. | 418,3. | 1024,1. | 1669,7. | 1991,2. | |||||
Разно образные услуги. | 120,5. | 377,3. | 1059,4. | 1787,3. | 2156,0. | |||||
Общая занятость. | 1035,6. | 100%. | 2784,2. | 100%. | 5743,8. | 100%. | 8764,7. | 100%. | 10 302,6. | 100%. |
Источник: Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis, in The Economic Report of the President (Washington, DC, U.S. Government Printing Office, 2005).
Таблица 6 Производство ВВП (в текущих ценах — млрд. руб.; до 1998 г. — трлн. руб.).
Произведено (в основных ценах) Всего. | ||||
В том числе: произведено товаров. | ||||
Производство услуг. |
Как видно из таблицы, в указанный период при сохраняющей тенденции роста объема услуг он в меньшей степени наблюдался в 1998 г., что было связано в значительной мере с финансово-экономической ситуацией в стране.
Приведенные в таблице данные показывают, что при имеющем место снижении количества работников в отдельных отраслях сферы сервисного обслуживания населения в целом в ней наблюдается тенденция роста числа занятых.
Сегодня темп роста сферы сервисного обслуживания населения продолжает ускоряться. Так, по состоянию на 01.01.2007 года сеть организаций бытового обслуживания Санкт-Петербурга по оперативным данным насчитывает более 5900 единиц, что превышает базовое значение (4130 ед.) стандарта проживания на 43%, гарантируемое значение (5030 ед.) на 17%, составляет 98% целевого значения (6000 ед.), и на 9,6% выше, чем на 01.01.2006 года.
Таблица 7 Среднегодовая численность занятых в сферы сервисного обслуживания населения по отраслям
Тысяч человек. | ||||
Всего в экономике. | ||||
Транспорт. | ||||
Связь. | ||||
Оптовая и розничная торгов ля, общественное питание. | ||||
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения. | ||||
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение. | ||||
Образование. | ||||
Культура и искусство. | ||||
Финансы, кредит, страхование. | ||||
Управление. | ||||
В процентах к итогу. | ||||
Строительство. | 9,3. | 8,0. | 7,9. | 7,8. |
Транспорт. | 6,6. | 6,3. | 6,3. | 6,4. |
Связь. | 1,3. | 1,3. | 1,3. | 1,4. |
Оптовая и розничная торгов ля, общественное питание. | 10,1. | 14,6. | 14,6. | 14,6. |
Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения. | 4,5. | 5,3. | 5,3. | 5,2. |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение. | 6,7. | 7,0. | 7,0. | 7,0. |
Образование. | 9,3. | 9,3. | 9,3. | 9,1. |
Культура и искусство. | 1,7. | 1,7. | 1,8. | 1,8. |
Финансы, кредит, страхование. | 1,2. | 1,4. | 1,2. | 1,2. |
Управление. | 2,9. | 4,4. | 4,5. | 4,5. |
В отчетном периоде приоритетное развитие получили парикмахерские услуги, услуги по пошиву и ремонту обуви и одежды. Интенсивно развивалась сеть в районах новостроек города (Приморский, Красногвардейский, Выборгский), в том числе за счет открытия предприятий в крупных современных торговых объектах. За прошедший год в гипермаркетах, крупных торговых комплексах открылось более 20 таких предприятий (ремонт обуви, ремонт часов, изготовление ключей, парикмахерские и т. д.).
В целом по городу обеспеченность рабочими местами в расчете на 1 тысячу жителей составляет 5,8 р/м, что на 18,4% превышает базовое значение (4,9 р/м) стандарта проживания, гарантируемое значение (5,4 р/м) на 7,4%, и составляет 79,4% от целевого значения (7,3 р/м). Вместе с тем в 6 районах (Калининский, Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Невский, Фрунзенский) этот показатель ниже гарантируемого и базового значения.
Повышению уровня обслуживания и качеству услуг способствует расширение видов оказываемых услуг, внедрение новых технологий, включая стирку белья методом самообслуживания, а также развитие сети комплексных предприятий бытового обслуживания Мини-домов быта. В городе оказывают услуги 16 прачечных самообслуживания и 40 Мини-домов быта.
Развитие сферы сервисного обслуживания населения в России, начавшееся в 90-ые годы и обусловленное действием объективных и субъективных факторов, шло по ряду основных на правлений, в том числе появления многих видов новых услуг, увеличения доли платных услуг населению в условиях снижения уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы обслуживания, усиления конкуренции между относящимися к ней организациями. Инвестиционная привлекательность сферы сервисного обслуживания населения определила возрастающий интерес к ней со стороны предпринимателей, представляющих, в основном, малый и средний бизнес.
Вместе с тем по ряду основных количественных и качественных показателей, характеризующих уровень развития сферы сервисного обслуживания населения, Россия серьезно уступает ведущим зарубежным странам. Данная ситуация в значительной мере является следствием недооценки в нашей стране сферы сервисного обслуживания населения как одного из определяющих секторов экономики.
Процессы интеграции в России в мировое хозяйство, характеризующиеся возрастанием роли и разнообразия услуг, обуславливают необходимость учета существующих в сферы сервисного обслуживания населения тенденций при определении основных направлений ее развития в нашей стране.
Здесь следует выделить, прежде всего, те направления развития сферы сервисного обслуживания населения, которые, на взгляд авторов, будут в наибольшей степени способствовать решению актуальных народнохозяйственных задач сегодня и в перспективе.
С этой точки зрения перспективными представляются услуги, развитие которых связано с научно-техническим прогрессом и сопутствующими ему инновационными процессами, повышением качества жизни населения.
К таковым относятся услуги в области сервиса, стимулирующего научно-технический прогресс и использующего его результаты. Тенденции и значимость «сервизации» отечественной экономики будут возрастать по мере приобретения ею постиндустриального характера.
Сервисное обслуживание продуктов материального производства облегчает их продвижение как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это, в свою очередь, содействует развитию производства, что является важнейшей народнохозяйственной задачей. Сервисное сопровождение произведенной продукции и услуг следует рассматривать как важнейший фактор конкурентоспособности российских организаций, имеющий первостепенное значение в условиях вхождения России в международное экономическое сообщество.
Значимость сервисного обслуживания возрастает по мере производства и использования новых продуктов, услуг и технологий.
Многие сервисные услуги оказываются организациями малого бизнеса, развитие которого способствует решению проблемы трудоустройства значительного числа работников, высвобождаемых из других секторов экономики.
Сервисное обслуживание играет важную роль в формировании маркетинговой политики организаций, что является актуальным в условиях нахождения маркетинга во многих из них на начальном этапе развития.
Развитие сервисных услуг оказывает непосредственное и во многом определяющее влияние на качество жизни населения, экономию его свободного времени.
Важным фактором развития сферы сервисного обслуживания населения должно стать активное содействие государства в становлении и укреплении малого бизнеса, занимающего определяющие позиции в сферы сервисного обслуживания населения. Значимость малого предпринимательства будет возрастать по мере реструктуризации материального производства и большого числа занятых в нем трудовых ресурсов.
Вместе с тем, как показывает опыт развития стран с постиндустриальной экономикой основным критерием проводимых в них структурных преобразований в социально-экономической сфере является улучшение качества жизни на селения, что находит соответствующее отражение в определении приоритетов и содержания деятельности в сферы сервисного обслуживания населения.
Данный критерий должен рассматриваться, на взгляд авторов, как приоритетный и при определении направлений развития экономики России.
Категория «качество жизни» не имеет однозначного толкования. В рамках формирования наиболее значимых направлений развития сферы сервисного обслуживания населения нам представляется актуальной высказанная как связь этой категории с такими основными компонентами социальной реальности как:
образ жизни населения;
условия жизнедеятельности социальных субъектов;
медико-биологические и другие характеристики, отражающие состояние социальных субъектов.
В формировании условий жизнедеятельности населения важная роль при надлежит сферы сервисного обслуживания населения. Расширяется номенклатура оказываемых услуг. Быстрыми темпами растут услуги по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств индивидуальных владельцев, ремонту бытовой аппаратуры, транспортные услуги. В данной сфере наблюдается достаточно интенсивное развитие частного предпринимательства, большинство бывших государственных предприятий бытового обслуживания преобразовались в частные с различной организационно-правовой формой. Характерной чертой сферы сервисного обслуживания населения является значительный удельный вес в ней организаций малого бизнеса с присущи ми им проблемами и перспективой развития.