Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы совершенствования системы управления предприятием

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соответственно, элементами, составляющими систему управления предприятия, являются: цель, процесс управления, метод, коммуникации, задача, закон, принцип, организационные отношения, функция, технология, решение, характеристики информационного обеспечения, система документооборота, организационная структура. Одним из важнейших элементов в системе управления предприятием является цель, которая… Читать ещё >

Теоретические основы совершенствования системы управления предприятием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОЦЕСС, СТРУКТУРА, ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Функционирование современных предприятий (организаций) сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для разрешения не типовых проблем требуются специальные технологии-разработки решений, и, наконец, решение части проблем может быть не по силам, как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как один из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления организацией. Ее изучение и совершенствование — постоянная задача руководителя.

Системная организация управления предприятием распространяется на все виды его деятельности и в современных условиях использует в первую очередь концепцию рынка, а так же следующие направления и подходы [22, стр. 3]:

  • — научного управления;
  • — административного управления;
  • — управление с позиции психологии и человеческих отношений;
  • — концепции адаптации или стратегии приспособления;
  • — концепции глобальной стратегии;
  • — концепции целевой ориентации;
  • — управление с позиций науки о поведении;
  • — подходы к управлению как к процессу (системный и ситуационный).

Управление — непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на объект управления, которым может быть как отдельная личность и коллектив, так и техническая установка. Управление есть процесс, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс [33, с 52].

Поскольку управление специфическая функция, то она реализуется определенными элементами системы. Система в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы. Действительно, если мы полагаем, что в системах не может быть бесцельных процессов, то очевидно, что если есть цель деятельности, должно быть и управление достижением этой цели и сама деятельность по ее достижению [33, стр. 37].

Система управления (СУ) — совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное (целенаправленное) функционирование организации.

Для системы управления организации необходимо:

  • — разработать миссию организации;
  • — распределить функции производства и управления;
  • — распределить задания между работниками;
  • — установить порядок взаимодействия работников и последовательность выполняемых ими функций;
  • — приобрести или модернизировать технологию производства;
  • — наладить систему стимулирования, снабжение и сбыт;
  • — организовать производство.

Осуществление перечисленных мероприятий требует создания СУ, которая должна быть согласована с системой производства организации.

Система управления предприятия состоит из четырех подсистем: методологии, процесса, структуры и техники управления (рис. 1.1.).

Методология управления включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.

Процессом управления является часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления.

Структура управления — совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала.

Техника и технология управления включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

Методология и процесс управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления — как явление. Все элементы, входящие в СУ, также должны быть профессионально организованы для эффективной работы компании в целом [51, с 40].

Соответственно, элементами, составляющими систему управления предприятия, являются: цель, процесс управления, метод, коммуникации, задача, закон, принцип, организационные отношения, функция, технология, решение, характеристики информационного обеспечения, система документооборота, организационная структура. Одним из важнейших элементов в системе управления предприятием является цель, которая представляет собой идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании. Цели организации разделяют на группу конкретных задач, которые объединяют по сфере деятельности: экономические, технические, социальные, экологические задачи и т. д.

Для решения задач формируют набор функций или операций, которые необходимо выполнить. Так, для решения экономических задач необходимо выполнение следующих функций: бухгалтерский учет, труд и заработная плата, маркетинг и др. В тоже время для решения ряда различных задач могут потребоваться одинаковые функции. Поэтому весь набор функций анализируется, группируется и затем составляется функциональная структура компании. В зависимости от условий функционирования компании процесс выполнения функций может быть циклическим и разовым, непрерывным и дискретным, последовательным и параллельным.

Выбранная схема процесса определяет приоритет тех или иных организационных отношений. Исходя из функциональной схемы, процесса и организационных отношений, определяют состав персонала по численности и квалификации. Этих данных достаточно, чтобы построить организационную структуру управления (линейно-функциональную, иерархическую, матричную и др.).

Зная перечень всех должностей, выполняемых функций и подчиненность, можно рассчитать техническое оснащение рабочего места персонала. После этого в соответствии с делегированными полномочиями работники могут разрабатывать, согласовывать, принимать, утверждать и реализовывать решения. Кроме того, практически на все элементы распространяются законы и правила (принципы) профессиональной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой