Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Давлетшина Эльвира Рифовна

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Огромным барьером в коммуникации с народами Северного Кавказа выступают низкий уровень образования среди молодежи (например, плохое знание русского языка) и низкий уровень культуры поведения правового сознания, который выражается в отсутствии правовой культуры и знаний об иноэтнической культуре, а также пренебрежением к ее традициям и нормам. Эту точку зрения подтверждает опрос, созданный ВЦИОМ… Читать ещё >

Давлетшина Эльвира Рифовна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этническая проблема является одной из самых волнующих тем последних десятилетий современной России. Начиная с конца 80-х гг. XX в. был запущен процесс переоценки многих этнополитических явлений, который повлиял на переосмысление этнических стереотипов народов, проживающих в Российской Федерации. В новых постсоветских республиках началась тенденция различного, зачастую диаметрально противоположного толкования этнических факторов. В зависимости от субъективного мировоззрения, опыта исследователя, и в зависимости от того к какой теоретической школе принадлежит автор, априори подразумеваются некие исходные, первоначальные данные, которые отвергают любую альтернативу. На обширной, отдаленной исторической конструкции воспроизводятся этнические стереотипы. На мистическом, иррациональном восприятии действительности и прошлого в неразрывной взаимосвязи этничности и политического комплементаризма синтезируется мифические стереотипы. Анализ этнических стереотипов диалектически взаимосвязан с выбором собственных методологических подходов автора, инструментальных способов и средств, адекватно отражающих сущность и содержание исследуемой проблемы. Разумеется, исследование ведется «не на чистом поле», а с использованием имеющегося богатого исследовательского материала с позиции позитивного ревизионизма и взаимодополняемости.

Если в СССР была относительно политкорректная общая идеологическая установка, то в постсоветский период дискурс этнонационализма демонстрирует изящность методологической мысли и восприятие этничности в ином ключе, отходя от принципа объективности и научности при исследовании и реконструкции исторических событий и явлений, в полном игнорировании научных достижении прошлого и общеизвестных документов. Официальный государственный дискурс новых государств коренным образом изменил этнонациональную парадигму «по преодолению негативного наследия прошлого» .

Актуальность исследования существующих этнических стереотипов, обусловлена культурным и национальным разнообразием России, которое порождает множество заблуждений и предубеждений, сказывающихся на отношении ко многим народам, населяющих ее. Такой набор схематизированных и часто искаженных представлений, предубеждений обычно выражается в этнических стереотипах. Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических общностей. Этнический стереотип характеризуется повышенной эмоциональностью и относительной устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.

Для более подробного исследования авторами статьи был разработан и представлен опрос на тему этнических стереотипов, которые складываются у россиян, в отношении десяти многочисленных и наиболее известных народов России, согласно переписи населения 2010 года, к ним относятся русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, народы Дагестана и казахи. К наиболее известным народам, но не являющиеся многочисленными, были причислены белорусы, азербайджанцы и грузины.

Создание опроса для исследования происходило в 2 этапа:

  • 1) Проведение письменного опроса небольшой группы людей, с целью выявления характеристик, которые чаще всего приписывались своей или чужой группам. На основе данных ответов, были выведены качества, послужившие базой для повторного опроса. Таковыми оказались: красота, гордость, злость, доброта, честность, лень, трудолюбие, хитрость, простота, щедрость, жадность, ум, глупость, агрессивность, миролюбие, гостеприимность, открытость и замкнутость.
  • 2) Проведение повторного опроса, где респондентам был предложен набор из 18 личностных качеств, из которых подлежат выбору черты, наиболее характерные для представителей конкретных этнических общностей. Респонденты могли внести недостающие, дополнительные качества, которые, по мнению участников, присущи типичному представителю данной этнической общности или указать, что не имели опыта общения.

Объем выборки исследования составляет около 1200 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и более по полу, возрасту и месту проживания.

Для того чтобы представить обобщенный этнический стереотип были опрошены граждане из различных регионов России. География исследования включает в себя: город федерального значения — Москва, Московскую область, Калужскую область, Мурманскую область, Забайкальский край, Владимирскую область, Республику Хакасия, Ставропольский край, Республику Башкортостан, Самарскую область, Республику Мордовия, Оренбургскую область, Удмуртскую Республику, Курскую область, а также Украину и Республику Молдова.

Метод опроса: интернет-опрос.

Техники опроса: приписывание качеств из набора личностных черт, биполярная шкала.

Целью данного исследования является:

  • 1. Выявление этностереотипов, касающихся десяти многочисленных и наиболее известных народов России.
  • 2. Изучение осведомленности респондентов о десяти многочисленных и наиболее известных народов России.
  • 3. Изучение соотношения возраста респондента и его этнических стереотипов о десяти многочисленных и наиболее известных народов России.

Респондентам был задан вопрос: Какими качествами, на ваш взгляд обладают нижеприведенные народы?

Проанализировав ответы опроса, можно сделать вывод о том, что среди представленных этнических групп, респонденты, в первую очередь, симпатизируют «русским». Сложившийся автостереотип наглядно показал, как оценивая себя, этническая группа склонна выбирать лучшие для себя качества. Так, образ русского человека предстает в наиболее выгодном свете и наделен самыми положительными качествами. Участники опроса выразили единодушное мнение о превалировании позитивных черт, над негативными в построении этнического стереотипа «русского» .

Среди указанных славянских народов хуже всего отношение к украинцам. Их наделили такими качествами, как хитрость, лень, жадность, красота, открытость и гостеприимность. В связи с обострением политических отношений между Украиной и Россией, такая ситуация не выглядит из ряда вон выходящей. Что интересно, существующая напряженность оказала прямое влияние на формирование негативного этнического стереотипа об украинцах. Сравнительно за небольшой промежуток времени представления об украинском народе значительно ухудшились, и кажется, эта тенденция неуклонно растет.

Наибольшей симпатией, помимо русских, респонденты прониклись к белорусам. Их все еще воспринимают как «братский» народ и наделяют самыми позитивными качествами: трудолюбие, доброта, миролюбие, гостеприимность и т. д.

Качества, которыми были наделены славянские народы, схематически выглядят таким образом:

этнический стереотип народ общность.

Давлетшина Эльвира Рифовна.

Основными чертами стереотипа русского человека являются гостеприимность, открытость, красота, доброта, лень, простота, щедрость, ум, миролюбие, гордость. Дополнительными качествами русских были названы упрямство, наивность, храбрость, чванливость, верность, медлительность и любовь к выпивке.

Давлетшина Эльвира Рифовна.

Украинцам же присущи хитрость, лень, жадность, открытость, красота, гостеприимность, глупость и трудолюбие. Среди дополнительных качеств были указаны такие, как расчетливость, вредность, властолюбие, противоречивость и лицемерие. 17,95% респондентов отметили, что не знакомы с данной этничностью.

Давлетшина Эльвира Рифовна.

Стереотип о белорусах заключен в таких качествах, как трудолюбие, доброта, простота, гостеприимность, открытость, миролюбие, честность, красота и ум. 25,64% респондентов отметили, что не знакомы с данной этничностью.

Представители народов Северного Кавказа вызывают негативные ассоциации у большинства опрашиваемых. Из указанных черт, больше всего подчеркивались такие, как агрессивность и хитрость, что говорит о недоверии граждан к лицам с кавказского региона. Кроме того, в числе опрошенных присутствовали респонденты из Ставропольского края, соседствующего региона с Кавказом, которые высказали схожее с другими регионами России мнение. Возможными факторами такого отношения являются: отголоски военных конфликтов 90-х гг. и связанные с ними попутные проблемы, как нестабильная ситуация в ряде регионов, террористическая угроза населению со стороны боевиков исламистов и сопутствующая радикализация молодежи.

Огромным барьером в коммуникации с народами Северного Кавказа выступают низкий уровень образования среди молодежи (например, плохое знание русского языка) и низкий уровень культуры поведения правового сознания, который выражается в отсутствии правовой культуры и знаний об иноэтнической культуре, а также пренебрежением к ее традициям и нормам. Эту точку зрения подтверждает опрос, созданный ВЦИОМ на тему «Особенности национальной ксенофобии», где вышеназванные причины были одним из факторов возникновения напряжения в межнациональных отношениях.

Качества, которыми были наделены народы Северного Кавказа:

Давлетшина Эльвира Рифовна.

В стереотипы представлений о народах Дагестана (аварцы, даргинцы, лезгины и т. д.) входят такие качества, как агрессивность, хитрость, гордость, гостеприимность и злость. При этом респонденты указали на дополнительные качества данной народности: эмоциональность, вспыльчивость, хвастливость, воинственность и невоспитанность. 31,58% респондентов отметили, что не знакомы с данной этничностью.

Давлетшина Эльвира Рифовна.

Чеченцам присущи такие черты: агрессивность, гордость, злость, хитрость, гостеприимность, замкнутость, щедрость. Дополнительными качествами были названы жестокость, мстительность, эмоциональность, смелость, сплоченность, уважение к старшим и чванливость. 35,9% отметили, что не знакомы с данной этничностью.

Совсем иная ситуация складывается по отношению к другим народам Южного Кавказа или Закавказья, армянам, грузинам и азербайджанцам, которые вызвали больше положительных качеств, в отличие от северокавказских. Этот вопрос требует детального изучения, но с точки зрения авторов, позитивное отношение россиян обусловлено более высоким уровнем культуры поведения и общим христианским началом (кроме азербайджанцев), а значит и общей ценностной ориентацией с русским народом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой