Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление вотчинного хозяйства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Древней Руси Х века домен обнаружить не удается, если под ним понимать больших масштабов княжеское хозяйство. В руках князей лишь насколько сел, заводившихся с промысловыми целями. В ХI в. Княжеское хозяйство расширяется и перестраивается, умножается штат княжеской службы: помимо челяди здесь мелькают холопы, огнищане, рядовичи, старосты и пр., упоминания о которых мы находим в Краткой Правде… Читать ещё >

Становление вотчинного хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вотчинная организация слагалась в течение достаточно длительного времени, и можно не сомневаться, что данные начала ХI века вполне могут характеризовать и структуру тех княжеских вотчин Х века, о которых мы имеем сведения в летописях, а также и тех боярских вотчин, о наличии которых говорят договоры с греками начала и первой половины Х и IХ века.

В Древней Руси Х века домен обнаружить не удается, если под ним понимать больших масштабов княжеское хозяйство. В руках князей лишь насколько сел, заводившихся с промысловыми целями. В ХI в. Княжеское хозяйство расширяется и перестраивается, умножается штат княжеской службы: помимо челяди здесь мелькают холопы, огнищане, рядовичи, старосты и пр., упоминания о которых мы находим в Краткой Правде. Значительное развитие получает скотоводство. Состав поголовья скота у князей раскрывает ст.28: «А за княжь конь 3 гривне, а за вол гривноу, а за корову 40 резан, а третьякь 15 коун, а за лоньщиноу пол гривне, за яря ногата, за боран ногата». Пашня первоначально выполняет подсобную роль, но постепенно запашка князя увеличивается, так как увеличивается его дворня, занятая поручениями и работой «по дому». В XI в. селами обзаводятся и бояре, и церковь, в основном за счет княжеских «пожалований». На корню княжеского землевладения со временем выросла и поместная система, т. е. условное служилое владение землей. В XI—XII вв., по словам С. В. Юшкова, «возник и оформился административно-хозяйственный центр феодальной сеньории — село». Села в качестве базы существования феодалов в XI веке были настолько обычным явлением, настолько ценились землевладельцами, что лишение их приравнивалось к потере источника жизни. Князья, бояре, церковь, т. е. правящие верхи общества, были связаны с землёй.

Собственность на землю становится дифференцированной. Землевладельцы распоряжаются своей землей по своему усмотрению. Это право распоряжения землей сформулировано в Пространной Правде, в ст. 91: «Аже в боярех любо в дружине, то за князя не идеть; но оже не будет сынов, а дчери возмуть». Вслед за указанием на то, что бояре и дружинники имеют право распоряжаться своей землей, идет несколько статей в развитие этого положения. «Аже кто умирая разделить дом свой детем, на том же стояти…» (ст. 92); «Аже жена сядеть по мужи, то на ню часть дати…» (ст. 93). «Дом» — это и есть вотчина. Тщательность и продуманность разработки этого сюжета говорят о большой заинтересованности землевладельцев в правах вотчины.

Итак, количество землевладельцев растет, земля делается все большей ценностью, отношение к земле различных классов общества делается все более сложным. Сначала крупным землевладельцем становился князь. Он раздавал свои земли боярам-вассалам, они со своей стороны раздавали полученную землю своим боярам и близким людям. Постепенно полученные за службу князю земли закрепились за боярами и слугами и превратились в наследственные и стали называться вотчинами, а земли, которые давались в условное владение за службу и под условие службы назывались поместья. Князья стали крупными земельными собственниками. Княжеская вотчина находится в миру, непосредственно и самым тесным образом связанном с сельской общиной. «Правда» Ярославичей рассматривает вопрос о взаимных отношениях между вотчинником и крестьянской общиной, потому что он касался не только интересов князей, но и всех крупных землевладельцев.

Вотчина не оставалась в неизменном состоянии. Вотчинник по мере своего экономического и политического преуспевания, при поддержке государства расширяет свои владения — путем включения под свою власть больших пространств земли и сидящего на ней населения. Естественно, что для этого необходимо было принуждение, которое шло и от государства и от знати. При помощи своих вооруженных дружин и опираясь на поддержку государства, крупные землевладельцы становятся по отношению к населению освоенных земель не просто хозяевами, а «государями». Вотчина превращается в сеньерию. Богачи стремятся к увеличению своих богатств и земельных владений, «иже прилагают дом к дому и села к селам». Источником дохода становится труд крестьянина-смерда, ведущего свое самостоятельное хозяйство, но обязанного делиться плодами своего труда с теми, кто, облеченный властью, оказался над ними.

По мысли С. В. Юшкова, «основными способами образования княжеского домена были экспроприация общинных земель и захват никем не занятых пустошей. Но наряду с этими способами необходимо указать на постепенное втягивание в систему домениального владения крупных владений, возникших внутри разлагающихся сельских общин, путем превращения землевладельца в княжеского вассала, а также общинных земель путем превращения общинников в феодально зависимое население» Но нельзя забывать и о том, что при сравнительно малочисленном населении Киевской Руси, разбросанной по необозримому пространству Восточной Европы, лежало много неподеленных, никем не освоенных земель (прежде всего лесов), которые в первую очередь и осваивали князья.

На обжитых и людных местах, особенно вблизи городов, лежавший «в пусте» земельный фонд довольно быстро исчерпался, и там земля начала выступать как товар. Этому есть свидетельства: «У Смехна да и у Прохна купил землю, заплатив за нее 100 рублей. Им же за 70 гривен куплена земля с тонями и за сто гривен село Волховское». Таковы основные способы земельного приобретения в Киевской Руси.

Проследив за ростом крупного землевладения в Древней Руси, можно сделать вывод о том, что в XI — XII вв. вотчинное землевладение существовало. Этой точки зрения придерживается Б. Д. Греков. Он считает, что владельцы вотчин заняли значительные пространства общинной земли и подчинили себе сидящих на ней общинников-земледельцев. И. Я. Фроянов, напротив, утверждает, что в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а землевладение свободных крестьян-общинников, т.к. «установить наличие в Древней Руси крупного землевладения — еще не значит определить его социальную сущность». Поэтому возникает необходимость проанализировать организацию вотчины и управление ею.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой