Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Глобализационные процессы в прошлом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ментальное пространство в отличие от физического (территории) хотя и более подвержено различного рода воздействиям, но все-таки в целом относительно более стабильно, так как затрагивает глубинные пласты культуры. Кроме того, ментальное пространство «неотчуждаемо». Территории могут быть «захвачены» или «утрачены», но при этом ментальность может сохраняться еще долгое время (Шукуров Ш., Шукуров Р… Читать ещё >

Глобализационные процессы в прошлом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процессы глобализации прослеживаются в мировой истории от древности до наших дней. Они были связаны с различными политическими и экономическими обстоятельствами и при этом реализовали общее свойство социального бытия — самоорганизацию, в свою очередь способствующую формированию социокультурного пространства в его универсализирующей функции. Важную роль в обеспечении стабильности играла не только социокультурная близость, но и возникавшая благодаря ей инфраструктура. Ретроспективный подход дает возможность исследовать возможные пути и направления глобализации, а также пространственно-трансформативные возможности современного мира.

Этническое многообразие человечества оценивается тысячами различных групп Работа выполнена по гранту РГНФ 08−03−258а.

Вряд ли возможны точные цифры. Считается, что на Земле живут 3−4 тысячи народов (Народы… 1988). Но сколько их на самом деле, установить невозможно. Только в Новой Гвинее около 700 разных народов, некоторые из них не насчитывают даже десятка человек (Брук 1986).. Попытки свести это многообразие к более или менее исчисляемому количеству путем типологизации показывают довольно сложную картину, тем более что таксономические единицы в таких типологиях являются подчас условными. Так обстоит дело с лингвистической, расовой, хозяйственной, «комплексной» (историко-культурные области) классификациями. Длительные и многосторонние взаимоотношения между народами приводят к появлению множества переходных форм, которые с трудом укладываются в «нормализуемые» схемы. Вместе с тем формируются иные образования: этнически разнородные, но близкие по социокультурным параметрам — полиэтнические общности. Если для большинства стран Европы определяющей тенденцией социально-политического развития было создание национальных государств, то большинство стран Азии и Африки в силу разных причин являются по существу полиэтническими.

глобализационный процесс мировая история Взаимоотношения этносов не всегда ведут к их интеграции. История человечества изобилует примерами истребления, крайне агрессивного отношения, подавления других народов. В то же время есть примеры значительно более благополучные, обусловленные формированием устойчивой системы интересов взаимодействующих народов. Подчас комплементарные отношения ограничиваются «симбиозом» (таковы отношения кочевников и земледельцев), но наибольший интерес для нашей темы представляют интеграционные процессы, ведущие к образованию единого пространства.

Важно различать в этом контексте такие понятия, как территория и пространство. Как отмечал Б. Ф. Поршнев, общность может быть экстерриториальной, т. е. не иметь непосредственного отношения к территории. В этом случае можно говорить о пространственном существовании общности Ср. сформулированное Ю. В. Бромлеем (1973) различение «этникоса» и «этносоциального организма».. Живущие на разных территориях группы одного и того же этноса сохраняют единое пространство культуры, а следовательно, как показывает исторический опыт, долгое время сохраняют особую связь со своими сородичами Классический пример — хуацяо, сохраняющие связь с родиной, а также русские эмигранты. В современной истории интерес представляют манифестации исламского единства, существование «советского» социокультурного пространства. Сохранение связи с «малой родиной» характерно даже для внутренней «экономической» миграции («гастарбайтер-ство»).. Однако существуют и особые отношения между разными этносами, формирующими единую социально-политическую, хозяйственную, социокультурную территориальную общность. Нельзя сказать, что эти отношения совершенно «безоблачны», но факты подобного рода невозможно отрицать.

Ментальное пространство в отличие от физического (территории) хотя и более подвержено различного рода воздействиям, но все-таки в целом относительно более стабильно, так как затрагивает глубинные пласты культуры. Кроме того, ментальное пространство «неотчуждаемо». Территории могут быть «захвачены» или «утрачены», но при этом ментальность может сохраняться еще долгое время (Шукуров Ш., Шукуров Р. 2001). Так, завоевания Александра Македонского создали столь мощную «империю духа», что она сохранила свое значение и после смерти завоевателя, и даже после распада его империи Интересна в методологическом отношении разрабатываемая Ш. М. Шукуровым (1999) концепция «Александрова пространства».. Более того, даже не подвергнутые непосредственному воздействию средиземноморской культуры народы испытали ее социокультурное влияние, о чем говорят существующие «Александрии» на Руси (Александрия… 1969) и в Монголии (Poppe 1959).

Получившие в последнее время распространение идеи глобализации, связанные с явным и неявным опасением либо стирания различий (стандартизация), либо подчинения некоему единому мировому центру, диктующему свою волю и тем самым определяющему место и роль всем остальным, оказались наиболее характерным знаком стыка тысячелетий. «Глобализацию в самой общей форме можно определить как возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формировании единого мирового рынка без национальных барьеров и создание единых юридических условий деятельности для всех стран» (Широков 2004: 55). И хотя разговор о ней в основном характерен для 90-х годов прош-лого века, это явление, как представляется, не беспрецедентно. Процессы образования полиэтнических сообществ связаны с процессами универсализации и диверсификации Связанной с «укоренением» или «усвоением», но подчас и противопоставлением универсализирующей культуре, что психологически родственно «контркультуре». пространства, которые прослеживаются с самых ранних этапов истории.

Собственно «очеловечивание» Земли было, по-видимому, первым глобализационным «проектом». Расселение человечества, расширение ойкумены привнесло в историю Земли «человеческий фактор» Хотя «бытие» и определяет «сознание» (в том смысле, что «сознание» есть отображаемое «бытие»), но «осознанное» определяет человеческое «бытие», «бытование» («житие») (Любимов 2007).. История людей демонстрирует различные способы существования. Понятно, что благоприятный климат создавал гораздо более комфортные условия для развития, но и суровый климат в свою очередь способствовал «борьбе за жизнь» и стимулировал выработку особых средств защиты.

Можно привести немало примеров успешного приспособления к среде в различных климатических условиях, примеров изобретательности, проявления творческих способностей людей. Но не только природа воздействует на развитие общества. Столь же важны социальные условия существования, которые опосредствованно могут быть связаны с природными. в конце концов, природные богатства привлекают людей даже в районы с суровыми условиями жизни, а стремление к безопасности может подвигнуть народ к переселению в места со столь же неблагоприятными условиями. При этом проявляются потрясающие способности человека приспособиться даже к такой среде. То же можно сказать и по поводу форм социальной организации, которые соответствуют потребностям общества и наиболее адекватно их удовлетворяют.

Условия моноэтнизма, т. е. существования этноса хотя бы в относительной изоляции, представляются скорее исключением, чем правилом. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны издавна были предметом острой борьбы между племенами, а затем и государствами. Первые встречи с другими народами порождают разнообразные формы взаимодействия, сводимые к двум контрастирующим: противоборству и сотрудничеству. Но и в том и другом случаях определяющим фактором является сочетание интересов этих сообществ. И в том и другом случаях два сообщества оказываются в сфере взаимовлияния. Однако созданная система вскоре вновь актуализирует центробежные тенденции, которые требуют нового «подкрепления». Думается, что длящееся равновесное существование какого-либо человеческого сообщества принципиально невозможно, так как исключает развитие. (Подчеркну, что развитие не равнозначно пониманию прогресса, поскольку последний содержит в себе оценочное и часто одностороннее суждение. Развитие скорее можно рассматривать как формирование новых интересов и способов их удовлетворения — адекватных или даже неадекватных.).

Профессор Института экономического управления при Пекинском аэрокосмическом университете Вэй Дэцян «считает заблуждением постулируемый многими международниками „необратимый характер“ глобализации. С его точки зрения, в истории было несколько волн глобализации» (Салицкий 2004: 168). Рассматривая расселение человечества на Земле, образование племенных союзов, появление государств, образование империй, а затем и эпоху колониальных захватов, пекинский эксперт пишет: «В самом широком историческом аспекте можно заметить: каждая конкретная волна представляла множество этапов и сложных (извилистых) движений человечества, сочетала разнообразные особенности, общей же закономерностью было усиление взаимодействия людей, уплотнение связей между ними и формирование (на время) ведущей планетарной силы» (Там же).

Собственно, природа таких оценок вполне ясна и связана с эпохой интенсивной европейской экспансии — эпохой колониализма.

Идеология европоцентризма, превосходства «белого человека» обусловлена результатами колониальных захватов. Однако и здесь мы встречаемся с разными путями таких процессов. У них своя история и, если можно так выразиться, своя предыстория.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой