Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Декоративно-прикладное искусство Башкирии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Два основных истока питали декоративное творчество башкир у самой его колыбели и в дальнейшем развитии. Прежде всего, это культура древних и средневековых скотоводческих племен Центральной и Средней Азии, Южной Сибири и Казахстана, а также южных степей Восточной Европы. В плане этническом это были преимущественно тюркские и монгольские племена. Часть этих племен, главным образом тюркских или… Читать ещё >

Декоративно-прикладное искусство Башкирии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Истоки башкирского прикладного искусства теряются в седине веков. За многовековую историю оно выработало яркий и самобытный художественный стиль, выражавший эстетические идеалы народа, его отношение к природе и к жизни общества. Этот стиль в искусстве воплотился в произведениях ткачества и вышивки, декоративной обработки дерева и металла, в оформлении костюма и организации интерьера. В украшении жилища, костюма и предметов быта проявилась тесная связь прикладного искусства с трудовой жизнью народа, его обычаями и традициями.

Историческое развитие башкирского прикладного искусства не было ровным: оно переживало периоды подъема и спада. Необычайно богатый башкирский орнамент вобрал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции многих тюркских, монгольских, финно-угорских, а в древности сибирских и иранских племен и народностей, участвовавших в сложном процессе этногенеза башкирского народа.

Воины и охотники на коне во всем великолепии боевого убранства — любимый и очень распространенный образ в башкирском фольклоре. Истоки формирования этого образа теряются в глубинах столетий истории кочевников. Производство вооружения, воинского снаряжения и предметов убранства коня у башкир опиралось на сравнительно развитое кузнечное ремесло и традиции выделки кожаных изделий Для изготовления снаряжения башкира-конника использовались металл, кожа и дерево. Соответственно, в этой области народного быта нашли применение навыки и традиции трех видов декоративно-прикладного искусства: кузнечно-ювелирного, выделки и художественной обработки изделий из кожи, резьбы по дереву. Лишь некоторые предметы убранства коня, например, чепраки, делались из войлока и орнаментировались вышивкой и аппликацией.

Художественная обработка металла — один из главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом. Выделкой металлических изделий и их декоративной отделкой у башкир обычно занималось одно и то же лицо, то есть кузнецы одновременно были и ювелирами-художниками. Среди них выделялись серебряных дел мастера. Серебро у тюркских кочевников пользовалось особым почитанием; оно было несравнимо в большем обиходе, чем другие цветные металлы. Ножны и рукоятки сабель, колчаны, налучья и седла, ремесленные части упряжи и сбруи богато украшались металлическими накладками, в декоративном оформлении которых обильно применялось серебро.

В художественной обработке изделии из металла башкирские мастера использовали различные приемы: насечку серебром по железу, гравировку, чеканку, штамповку и литье, воронение и чернение, шлифовку, филигрань. В изготовлении и украшении предметов убранства коня и вооружения применялись не все указанные приемы. Бляхи для конской упряжи, колчанов и налучий декорировались гравировкой, насечкой, штамповкой. Удила и стремена отливали в формах, а затем орнаментировали чеканкой или гравировкой. Наиболее излюбленным способом декоративного оформления металлических изделий конского убора и вооружения было серебрение, в том числе насечка, гравировка и чеканка.

Башкирские мастера владели несколькими способами серебрения. При первом, наиболее распространенном среди башкир способе, лицевую часть металлического предмета покрывали сеткой из мелких пересекающихся насечек — бороздок. Затем на сетку накладывали заранее приготовленный путем расковки тонкий серебряный лист — фольгу; украшаемый предмет нагревали и набивали молотком фольгу для прочного соединения серебра с железом.

В XIX в. практиковался горячий способ серебрения металла. На обсыпанный бурою предмет клали кусочек серебра и помещали в горн, серебро плавилось и, стекая вместе с бурою, покрывало поверхность металла, образуя прочное соединение. Для получения блестящей серебряной поверхности предмет после охлаждения и набивки молотком обрабатывали нашатырным спиртом. На посеребренную поверхность насечкой, гравировкой или чеканкой наносили задуманный орнамент.

Еще один способ серебрения применялся башкирами, правда реже, и состоял он в следующем. На тщательно подготовленную металлическую поверхность острым резцом наносились мелкие насечки, которые располагались рядами по контурам будущего узора. Поперек насечек по очертаниям орнамента укладывалась слегка нагретая серебряная проволока; ее забивали в бороздки и расплющивали молотком, тщательно выравнивая поверхность. Для более прочного сцепления серебра с железом предмет нагревали в горне и обрабатывали нашатырным спиртом, после чего шлифовали мелким песком и суконкой. На темном фоне металла получался эффектный своей контрастностью серебряный узор. Описанным приемом серебряной насечки украшались стремена, бляхи к колчанам и налучьям, ременные пряжки.

Башкирское седло по конструкции мало отличается от седел других тюркских кочевников. Наиболее распространенный тип седла имеет деревянный остов из ленчика и двух лук — передней и задней. Передняя лука делалась высокой и устанавливалась круто, почти вертикально, в то время как задняя была наклонной. Головка передней луки заканчивалась округло и орнаментировалась с боков резным узором. Часто ей придавали форму птичьей головки; тогда седло своим силуэтом напоминало птицу. По лицевой части передней луки оставлялись пересекающиеся выпуклые полосы, имитирующие нагрудные ремни верховой (оседланной) лошади. В целом переднюю луку старались декорировать как можно наряднее, украшая резными уборами или посеребренными накладками. На мужских седлах накладки делались широкими. Орнаментировалась и задняя лука, но сдержанно и лаконично, главным образом врезными узорами.

В одном стиле со сбруей декорировалось воинское снаряжение всадника: поясные ремни, колчаны и налучья, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее — различные футляры и сумы для дроби и пороха. Те же круглые бляхи, накладки, пластины разной величины и формы — трапециевидные, шестиугольные и продолговатые, покрытые серебром и орнаментированные насечкой, изумляли тонкой техникой исполнения, лаконичностью и совершенством композиции узоров тиснения и резьбы па колчанах, налучьях, футлярах, щитах.

Орнамент па снаряжении всадника и предметах убранства его коня находился в гармоничном единстве с формой, размером и материалом украшаемых изделий. На круглых (иногда и восьмиугольных) бляхах он представляет замкнутую композицию, почти всегда подчиненную закону круговой симметрии. Чаще всего это один и тот же мотив — розетка в виде веера или крестовина, составленная из парных рогообразных фигур, трилистников. Значительное место занимают сердцевидные узоры в разных сочетаниях. Иногда в центр бляхи вписывается круг, но сторонам которого размещаются круги меньшего диаметра и цветочные розетки из шести, восьми, девяти и одиннадцати лепестков. Обрамленные черной линией, но краю бляхи и рамкой из треугольников-зигзагов, они складываются в единый орнаментальный сюжет.

Декоративные возможности кожи наиболее полно использованы башкирами в искусстве тиснения. В этом искусстве как бы сконцентрированы и умело применены навыки и опыт мастеров по чеканке, гравировке и резьбе-насечке. Орнамент тиснения органически примыкает к узорам на металлических предметах: в нем едва ли найдутся фигуры и мотивы, которых нет на художественных изделиях из металла. В то же время особенности материала подсказали несколько иную трактовку узоров; четкие, контрастные фону, линии узоров, естественные на блестящей и гладкой поверхности металла, оказались неподходящими для тисненого орнамента. Орнамент на коже намечен более крупными и выпуклыми линиями и равномерно заполняет всю поверхность предмета. В этом отношении он скорее напоминает аппликацию или рельефную резьбу по дереву.

Можно выделить две группы узоров тиснения. Основу первой из них составляет мотив в виде трехлепесткового цветка с чашелистиком. Будучи асимметричным и очень подвижным, он может образовывать различные сочетания и комбинации в зависимости от формы украшаемых изделий. Именно поэтому колчаны и налучья, очертания которых ничем не напоминают правильные геометрические фигуры, в большинстве орнаментированы этими узорами, фигура из парных завитков рогов.

Ткачество относится к числу выдающихся изобретений человечества в древности. По-видимому, почти одновременно с появлением тканей были выработаны способы их орнаментации в процессе тканья, то есть простейшие приемы узорного ткачества. Истории неизвестно ни одного народа, который знал бы ткачество, но не был знаком с теми или иными приемами декоративного тканья.

Два основных истока питали декоративное творчество башкир у самой его колыбели и в дальнейшем развитии. Прежде всего, это культура древних и средневековых скотоводческих племен Центральной и Средней Азии, Южной Сибири и Казахстана, а также южных степей Восточной Европы. В плане этническом это были преимущественно тюркские и монгольские племена. Часть этих племен, главным образом тюркских или тюркизированных, явилась этнической основой складывающегося башкирского народа и сыграла в конечном итоге определяющую роль в формировании его этнокультурного облика. Во-вторых, это культура местного оседлого населения Волго-Уральского региона, в основной массе финно-угорского, находившегося в состоянии постоянно расширяющихся и углубляющихся хозяйственно-культурных контактов с восточнославянским миром. Частично это население было впоследствии тюркиэировано пришлыми кочевниками и в той или иной пропорции вошло в состав башкир и татар, наложив определенный отпечаток на культурные традиции, язык и антропологический облик обоих народов.

С конца I — начала II тысячелетия н. э. культура и быт башкир, в том числе и декоративно-прикладное искусство, развивались в едином русле с культурой народов Волго-Уральского региона, но степной кочевнический мир еще долго продолжал оказывать воздействие на башкир, а в некоторых районах восточной Башкирии оно ощущалось вплоть до начала XX в.

Сказанное в какой-то степени объясняет сложность и многослойность художественной культуры башкир. В узорном ткачестве достаточно четко прослеживаются компоненты как азиатские, так и восточноевропейские, имеющие, естественно, различное происхождение и датирующиеся по-разному. Однако эти компоненты в процессе формирования народной культуры подвергались творческому переосмыслению в соответствии с эстетическими идеалами и бытовыми традициями башкирского народа. В результате исторического развития узорное ткачество башкир сложилось в некое гармоничное единство. Благодаря этому, в отдельных произведениях ткачества нашли отражение общие, наиболее характерные черты народного декоративного искусства, которое, с другой стороны, может быть глубоко понято лишь на примерах его ярких индивидуальных проявлений. Не только те или иные формы узорного ткачества, но и различные виды башкирского прикладного искусства в целом объединяет общность орнаментально-изобразительных мотивов, приемов композиции, цветовой гаммы, созвучие орнаментальных ритмов и эмоционального настроя.

Башкирии ткани не были единственным мягким и эластичным материалом. Как и у других народов, основным занятием которых было скотоводство, в быту башкир широко применялись шерстяные кошмы, ковры и паласы, изделия из шкуры и кожи. Кроме того, с давних времен в Башкирию проникали дорогие ткани и ковры из Средней и Передней Азии. В то же время ткани домашней выделки, в том числе узорные, занимали важное место в изготовлении предметов бытового обихода и одежды.

Ткани выделывались из шерстяной пряжи, конопли, крапивы, а также хлопчатобумажных нитей. В XIX — начале XX столетия основным материалом для узорной домотканины стали льняные и хлопчатобумажные нити, по узор, по традиции, почти всегда наносился шерстью, это, наряду с использованием растительных красителей, способствовало сохранению традиционного колорита башкирских тканей.

Основные виды башкирских узорных тканей: пестрядь, ткани с закладным орнаментом, браный холст. Па обширной территории Башкирии упомянутые виды узорного тканья были распространены неравномерно: в одних районах преобладала, например, пестрядь; в других — закладное или браное тканье. Важно отметить, что каждому виду узорного тканья свойственен определенный комплекс орнаментальных традиций.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой