Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идеологическая сфера, художественная культура, субкультуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представители творческих профессий были организованы в художественные союзы: Союз Композиторов, Союз Писателей и т. д. Членство в них давало значительные привиллегии и особое право на творчество. Особые привилегии несла в себе система почетных званий («Заслуженный артист …» и т. п.). Единственным официально признанным художественным стилем стал «социалистический реализм». Будучи в значительной… Читать ещё >

Идеологическая сфера, художественная культура, субкультуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей стороной жизни советской цивилизации была идеологическая сфера. С самого начала новое общество строилось, исходя из имевшейся идеи коммунизма. Любое крупное мероприятие власти имело свой идеологический смысл: все было оправдано строительством и защитой коммунистического (социалистического) общества. Идеологическая сфера имела принципиально важное значение: овладев умами советских людей, она должна была воспитать «нового человека» новой цивилизации. Для достижения этой великой цели были привлечены все средства художественной культуры, науки и образования. В этом смысл осуществившейся культурной революции. Бессмысленно обвинять советскую художественную культуру в необъективном или приукрашенном изображении действительности: она не изображала существующую реальность, а создавала новую действительность в соответствии со светлыми целями коммунизма. Для воспитания советского молодого поколения были привлечены лучшие достижения не только русской художественной, но и мировой гуманистической культуры. Воспитание включало не только политическую лояльность, но и лучшие, высоконравственные человеческие качества: честность, благородство, мужество, доброту, коллективизм. Лучшие советские произведения создавались в соответствии с этими целями (например, книги Н. Островского «Как закалялась сталь», Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», фильм П. Чухрая «Баллада о солдате»). Нельзя сказать, что эти произведения совсем не отражали действительности, жизнь сама выстраивалась вслед за ними. Советское образование было ориентировано на обучение максимуму доступных для молодого сознания научных и культурных знаний. Оно было заведомо избыточно, т. е. сумма его знаний была всегда больше того, что понадобится потом в жизни. Именно благодаря этой особенности образования советские люди смогли достаточно быстро создать и освоить новую технику в годы Великой Отечественной войны, индустриализации, и выйти первыми в космос. Система советского образования по праву считалась одной из лучших в мире.

Вместе с тем идеологическая сфера включала в себя и постоянное насилие над личностью. Коммунистическое воспитание сопровождало советского человека от рождения до смерти. Советские люди в течение всей своей жизни состояли в коммунистических или каких-либо иных общественных организациях (комсомол, партия, профсоюзный комитет и проч.). Политическая цензура, а вместе с нею отсутствие гласности, были не просто характерным, а необходимым элементом идеологической сферы. Целям идеологического (политического) контроля служила также и политическая полиция (КГБ). Хотя было объявлено, что новое будущее строится «по науке», теория «научного коммунизма» не имела ничего общего с наукой, став настоящей догмой. Беда руководителей советского государства заключалась в том, что с какого-то момента они перестали адекватно понимать реальность, препятствуя при этом развитию в науке сил, способных к такой трезвой оценке действительности.

Представители творческих профессий были организованы в художественные союзы: Союз Композиторов, Союз Писателей и т. д. Членство в них давало значительные привиллегии и особое право на творчество. Особые привилегии несла в себе система почетных званий («Заслуженный артист …» и т. п.). Единственным официально признанным художественным стилем стал «социалистический реализм». Будучи в значительной степени наследником русского критического реализма, это направление, несомненно, имело высокую художественную ценность. Но гибельность ситуации заключалась в запрете на определенные социальные темы и на творческий поиск, выходящий за пределы художественных канонов стиля.

В эпоху «зрелости» советского общества, начиная с 50-х годов, когда основная волна политического террора прошла, да и сама политическая целесообразность в таком терроре отпала, наступает «либерализация». Советская цивилизация была создана, и она существовала без особых полицейских подпорок. Смерть Сталина в 1953 году, воспринимаемая многими как «конец света», стала тому свидетельством. Особенностью советской культуры «зрелого периода» стало рождение множества субкультур, в которых люди находили некоторую свободу самовыражения, подавляемую официальной культурой. Одной из ранних советских субкультур стала лагерная культура, через которую прошли миллионы наших граждан. Яркими, чрезвычайно популярно массовыми субкультурами стали бардовская музыка (Б.Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др.) и молодежная рок-культура (А.Макаревич, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук и др.). Массовыми увлечениями, имевшими ту же социальную природу, стали увлечения туризмом, альпинизмом, домашним техническим изобретательством и прочим. Некоторые направления литературы, живописи, скульптуры ушли «в тень» субкультуры. Государство в лице своих карательных органов внимательно следило за развитием этих течений. С некоторыми, становившимися в непримиримую политическую или культурную оппозицию, расправлялось. Так, были высланы из страны поэт И. Бродский, скульптор Э. Неизвестный, писатель А.Солженицын.

Особо следует остановиться как на субкультуре на политическом движении диссидентов. Его участники, как правило, из интеллигенции крупных городов, объективно являясь носителями западных ценностей демократии, прав человека, повели прямую политическую борьбу с советской властью. Одним из лидеров диссидентов стал А.Солженицын. Но справедливости ради следует отметить, что влияние диссидентов на советский народ было незначительным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой