Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Жрица хранительница священных традиций или обязанности жрицы в Древнем Египте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С начала Древнего царства в текстах встречается титул «Хенеретет», традиционно переводящийся как «затворница» или «жрица», которым обозначалась женщина, служащая в храме того или иного бога, обитательница божественного гарема. Эти уважаемые всеми египтянами женщины жили по тем же законам чистоты, непорочности и целомудрия, что и остальное жречество. Они всегда были украшены драгоценностями… Читать ещё >

Жрица хранительница священных традиций или обязанности жрицы в Древнем Египте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уже в Древнем царстве у алтарей великих богинь-матерей Хатор и Нейт можно найти женщин-жриц, носивших высокий титул «Хемет Нечер» — Служанка бога, хотя Геродот в своих сочинениях писал, что в Египте ни одна женщина не может быть жрицей не мужского, ни женского божества.

Также поначалу египтологи рассказывали народу, что во времена Древнего Египта мир был полностью мужским: на троне царствовали фараоны-мужчины, на религиозных церемониях — мужчины-жрецы. Если женщина и могла достигать чего-то, то только в силу того, что она была женой того или иного высокопоставленного мужчины. Так стала правительницей Нефертити, а вернее, соправительницей своего супруга Эхнатона, великого фараона-реформатора. Так получила власть Нефертари, потому что была главной и любимой женой фараона Рамзеса II, одного из самых могущественных правителей Древнего Египта. Однако историки XIX века сходились во мнении, что получить власть можно было, только имея рядом мужчину-властителя.

Но открытия египтологии начала ХХ века преподнесли сенсацию воистину мирового масштаба: выяснилось, что власть и могущество женщины могли получить и без мужчин. Рельефы, рисунки, надписи, таблички и иные памятники Древнего мира раскрыли перед потомками совершенно неизвестную страницу: историю фараонов-женщин и женщин-жриц.

Собранные данные не оставляют ни малейшего сомнения в том, что в Египте существовали жрицы, порой игравшие в культе важную роль. Жрицы упоминаются в памятниках уже во времена Древнего царства. Позднее, во времена Среднего царства, упоминаются храмовые певицы и музыкантши. Гораздо чаще жрицы, музыкантши и певицы фигурируют в текстах Нового царства. В одной из надписей в храме Эдфу перечисляются божества 42 номов Египта, верховные жрецы, а вслед за тем жрицы, «играющие на систре» перед изображением божества. Среди жриц того или иного божества выделяются «верховные жрицы», руководившие певицами и музыкантшами. В Фивах такой «верховной жрицей» была жрица, носившая также титулы «поклонницы бога» и «жены бога». Жена фараона Яхмеса I, основателя XVIII династии, Яххотеп была, насколько известно, первой царицей, носившей титул жены бога. Амон-Ра, таким образом, имел в лице царицы земную жену. Однако царь богов не ограничивался одной женой. Как и фараоны, он имел гарем из земных наложниц, и этими наложницами являлись «певицы и музыкантши» храма. Другие боги — Инхар, Харшеф, Мин, Себек, Тот, Инмутеф, Упуаут в Ассиуте — в подражание царю богов также имели земной храмовый гарем.

Итак, мы разобрались с тем, что помимо жрецов в Древнем Египте были и жрицы, которые также пользовались уважением в обществе. Теперь рассмотрим их обязанности, попытаемся понять их значимость в Древнем Египте, как в духовной, так социальной и политической сфере.

Обязанности жриц были также разграничены. Как правило, женщина чаще появляется в храме богини, нежели в святилище бога-мужчины, однако, в этом правиле есть исключения. Царица Мересанх III, супруга фараона Хафра была жрицей бога Тота. Знатные дамы, современницы этих цариц, состояли жрицами в храмах Птаха и возлагали дары к статуе фараона Хуфу. Огромное количество источников, посвященных женскому жречеству, появляется со времени Среднего царства: многочисленные «Хемет Нечер», а также жрицы других категорий выполняли в это время свои обязанности в храмах Абидоса, Коптоса, Фив и других крупных религиозных центров страны.

Функции храмовых певиц и музыкантш не ограничивались музыкальной сферой. В ряде случаев они принимали активное участие в ритуале и в заупокойном культе. Материальное вознаграждение жриц было таким же высоким, как и жрецов-мужчин.

Устав женского жречества, был куда более «гибким», чем мужского. Участие женщины в том или ином ритуале часто зависело от ее семейного положения. Дочери жрецов иногда наследовали должности своих отцов, жены сановников также часто служили в одном из местных храмов.

С начала Древнего царства в текстах встречается титул «Хенеретет», традиционно переводящийся как «затворница» или «жрица», которым обозначалась женщина, служащая в храме того или иного бога, обитательница божественного гарема. Эти уважаемые всеми египтянами женщины жили по тем же законам чистоты, непорочности и целомудрия, что и остальное жречество. Они всегда были украшены драгоценностями, широким ожерельем усех, многочисленными подвесками и браслетами. На голове хенеретет носили большие пышные парики. Эти жрицы служили в храмах Хатор, Хора, Амона, а также участвовали в погребальных церемониях. В фиванской гробнице вельможи Кенамона, современника Аменхотепа II, сохранилось изображение держащих в руках систры женщин в длинных белоснежных платьях с перевязями, присутствующих при церемонии транспортировки статуй умершего.

Во второй половине Нового царства их функции изменились: они уже больше не танцуют, а больше поют, нараспев читают молитвы, играют на музыкальных инструментах. Это может быть связано с реформой Эхнатона, вследствие которого Египет потерял прежние международные приоритеты, и разразился глубокий внутренний кризис. Хенеретет отныне часто входили в особые храмовые музыкальные ансамбли, где помимо них состояли на службе бога профессиональные певицы шемаит, музыкантши хесит, танцовщицы ибат. Возглавляли эти ансамбли великие жрицы — «Урет Хенеретет», обычно очень знатные дамы, жены высокопоставленных сановников и верховных жрецов, воплощавшие во время культовых действий важнейших египетских богинь.

Во многих храмах в эпоху Нового царства служили две верховные жрицы, обычно — супруги верховного жреца, персонифицирующие собой различные аспекты сущности женского божества: дочь и мать, Хатор и Мут-Сехмет, Исиду и Нефтиду, ублажая бога своей красотой и совершенством, поддерживая Маат музыкой и священным танцем. В религиозных текстах они олицетворяли двойственную структуру вселенной: Верхний и Нижний Египет, два глаза солнечного божества, две любые противоположности, которые дополняют друг друга и образуют своим воссоединением гармонию.

Большую роль в храмовых ритуалах играла и «Мут Нечер» — «божественная мать», титул которой впервые засвидетельствован с начала Нового царства. Чаще всего эти функции выполняла царица, родившая царствующего фараона, а потому почитавшаяся как воплощение богинь, великих небесных матерей — Исиды и Мут.

Особую роль играли жрицы — Ур-т Хекау — обладатель священных сил. Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам — «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась — Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.

Что касается женщин, то в древние времена они были в основном жрицами Нейт и Хатор. Их служба заключалась в танцах и потрясении систром перед божеством в праздничные дни. Особая категория жриц оставляла штат так называемых «наложниц бога». В определённые дни их оставляли в уединённой комнате, где они испытывали мистический транс. Никому не дозволялось видеть, что происходит в этой комнате, но один из жрецов через специальную акустическую систему имел возможность слышать речи женщины, находившейся в трансе. Впоследствии такие откровения стали записываться. Как видно, этот процесс очень напоминает процедуру пророчества дельфийской пифии в святилище Аполлона в Древней Греции.

Как мы видим, жрицы Древнего Египта также имели круг обязательств и выполняли определенные функции в зависимости от своего положения, даже можно сказать «родовитости», в обществе. Из приведенных фактов можно сделать вывод о том, что женщины, как члены клира того или иного божества, принимали активное участие в религиозной жизни страны.

Жрицы играли огромную роль в богослужении, они являлись хранительницами священных традиций и носителями религиозных верований.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой