Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Новые явления в книжном деле

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Издатель А. С. Суворин создал серию «Дешевая библиотека». И. Д. Сытин наполнил рынок учебниками, справочниками, «народными» календарями и лубочными картинками. Эти издания впервые в России выходили миллионными тиражами. Широкую популярность завоевали серии с доступной ценой: «Новая библиотека», «Дешевая библиотека». «Библиотека для самообразования» была лидером продаж. В лице А. С. Суворина и И… Читать ещё >

Новые явления в книжном деле (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало XX в. характеризуется новой волной просветительства, связанной с социализацией и демократизацией общественной жизни, а также формированием механизмов массовой культуры. Появились принципиально новые, «технические» формы культуры, а прежние начинали ориентироваться на более широкие массы потребителей. Из привычных средств культурной информации наибольшая роль в становлении массовой культуры принадлежала периодическим изданиям и новым типам книжной продукции.

Книжное дело, где до сих пор преобладали меценаты и просветители, становится прибыльным предпринимательством.

В России появляются «Русское общество книгопродавцев и издателей», которое издавало журнал «Книжный вестник», товарищество «Издатель», книжный склад «Посредник», на котором можно было купить «высокохудожественные книги по удешевленной цене». «Посредник» занимался также издательской деятельностью, публикуя произведения Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова и др.

Наибольшего успеха добились те частные издательства, которые ориентировались именно на массового, не слишком взыскательного читателя. Издательство А. Ф. Маркса «изобрело» жанр журнала «Нива» с литературным приложением (в 1891 г. вышло первое собрание сочинений М.Ю. Лермонтова). В 1910;х гг. у него было 300 тыс. подписчиков.

Издатель А. С. Суворин создал серию «Дешевая библиотека». И. Д. Сытин наполнил рынок учебниками, справочниками, «народными» календарями и лубочными картинками. Эти издания впервые в России выходили миллионными тиражами. Широкую популярность завоевали серии с доступной ценой: «Новая библиотека», «Дешевая библиотека». «Библиотека для самообразования» была лидером продаж. В лице А. С. Суворина и И. Д. Сытина появились едва ли не первые русские издатели-миллионеры, создавшие капиталы на книжном бизнесе.

Издательство «Знание», созданное по инициативе А. М. Горького, выпускало популярную политическую литературу, фирмы О. Поповой, Ф. Ф. Павленкова — серии «Жизнь замечательных людей», «Популярно-научная библиотека». Крупным капиталистам в области книжного дела принадлежало 2/3 всей книжной продукции страны. На долю издателей-меценатов, Академии наук, университетов и вузов приходилось около 30% книг.

Известные предприниматели (П.П. Рябушинский, М. В. Сабашников, М. И. Терещенко, С. И. Мамонтов и др.) вкладывали капиталы в книгоиздательское дело, в выпуск дорогих изданий для состоятельной публики, периодики для широких читательских кругов, книг и брошюр для простого народа, книг на языках различных наций Российской империи. Россия занимала третье место в мире по числу наименований выпускаемых книг (после Германии и Японии). В стране насчитывалась 351 издательская фирма.

Увеличение числа издаваемых книг в начале XX в. было столь заметным явлением, что П. Н. Милюков называл его «книжным потоком». Вырос новый слой и читателей, и писателей «из народа». По опросу, который проводился библиофилом Н. А. Рубакиным в издательских домах, новых авторов, называвших себя «крестьянскими» или «рабочими», насчитывалось до полутора сотен. В 1895 г. Н. А. Рубакин написал исследование «Этюды о русской читающей публике», в которой впервые давал типологию русского читателя, особо выделив новые группы: горожанин, мещанин, грамотный фабричный рабочий.

Два популярных просветительских журнала: «Вестник знания» и «Новый журнал для всех» — провели анкетирование своих читателей в начале XX в. Среди поклонников этих журналов преобладали представители средних и низших городских слоев.

Городские низы осознали свою обделенность в образовании и стремились исправить положение самообразованием, не надеясь на власть. Стремление народа к знанию связывалось с надеждой на изменение жизни, а борьба за право на образование приняла характер социально-политического протеста.

В борьбу за образование включились тысячи просветительских кружков, воскресных школ, «вольных библиотек» на фабриках и заводах. В фабричных библиотеках чаще других оказывались оппозиционные издания: «Русское богатство», «Русские ведомости», «Новое слово». Большинство новых читателей имели лишь начальное образование. У них были популярны (по мере убывания интереса) Толстой, Дарвин, Андреев, Гегель, Тургенев, Бабель, Достоевский, Чехов, Гоголь. Маркса спрашивали редко, декадентская литература не привлекала вовсе. Этот список показывает устойчивое место старого реализма в предпочтениях публики и преклонение перед естественными науками.

Как только под нажимом общественности властью в 1905 г. были сняты запреты, «книжный поток превратился в настоящее книжное наводнение». Первенство держала политическая и экономическая литература.

После роспуска I Государственной Думы началось постепенное снижение тиражей, конфискация книг, а в 1908 г. число книг, подлежащих аресту, перевалило за 500. Издательства-однодневки и новые книжные лавки закрывались, а читатели все чаще стали спрашивать детективные и любовные романы. Рост книгоиздания, хотя и не столь стремительный, продолжался до начала первой мировой войны, а затем пошел на спад.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой