Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Детская литература. 
Гендерное (полоролевое) воспитание детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно обсудить следующие произведения: П. Мумин «У нас рабочая семья», Д. Габе «Моя семья», А. Кардашова «Уборка», Е. Серова «Папа дома», А. Барто «Вовка добрая душа». Особое внимание надо уделить произведениям, где дети помогают родителям, заботятся о них: А. Усанова «Стирка», В. Осеева «Сыновья», Н. Артюхова «Трудный вечер», М. Пожарова «Дома за работой», В. Донникова «Как Витя маму лечил», Я… Читать ещё >

Детская литература. Гендерное (полоролевое) воспитание детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.

Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учиться понимать мужские (композиционный и проективный) способы мышления.

И, напротив, образ Золушки служит для девочки моделью для подражания, а для мальчика примером, при помощи которого он сможет понять женские (порядковый и топологический) способы мышления.

Телевидение

Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы, как на пример, так и антипример для подражания.

Дети очень четко реагируют на рекламу. Изучая детский портрет в рекламе, психологи обнаружили такие полоролевые стереотипы: персонажи мальчики оказываются активными, энергичными и находчивыми, полными идей смелыми и хитрыми, занимающими деятельно-инструментальную позицию, что способствует формированию проективного и композиционного способа мышления. Персонажи девочки оказываются хорошенькими и пассивными. Девочка ухаживает за собой, старается быть аккуратной, красивой, все делать по порядку. И у нее естественным образом формируется топологический и порядковый способы мышления. Известно, что дети быстро схватывают рекламные образы и стараются подражать им. При воспитании своих малышей взрослые специально обращают внимание детей на героев рекламы, как на примеры или антипримеры для подражания.

Итак, утверждение о том, что мы абсолютно одинаково воспитываем сына и дочку, мальчика и девочку, не выдерживает критики. Можно очень любить своих малышей, но слова, которые мы им при этом говорим, игрушки, которые дарим, способы поведения, которые прививаем мальчику и девочке с помощью детской литературы, телевидения и просто родительского примера, — разные. Результаты такого различного воспитания видны уже в раннем детстве.

Способы мышления могут трансформироваться и изменяться в процессе развития ребенка, но, как утверждал Гораций: «Новый сосуд долго пахнет тем, чем его наполнили впервые» .

Доминирующая структура мышления ребенка, заложенная в дошкольный период, нередко остается таковой и в его взрослой жизни. Особенности мышления сохраняются и развиваются. Психологи утверждают, что половые различия, для усвоения различного материала, влияют и на успехи, которые затем школьники добиваются в процессе обучения. Зная законы нашего мышления, необходимо воспользоваться «золотым ключиком» в понимании самого себя, своих детей, воспитанников и просто окружающих детей.

Важно не ломать индивидуальность ребенка, а учитывать ее, подстраиваться под нее, следовать ее логике развития, т. е. понимать способ мышления ребенка. В этом случае дети будут расти со здоровой психикой, у них будет меньше капризов и слез.

В умении организации такого воспитания и заключается талант педагога.

Задачи гендерного (полоролевого) воспитания старших дошкольников:

  • · дать знания о различиях между мальчиками и девочками, повысить мотивацию к совместным играм;
  • · формировать дружеские отношения между мальчиками и девочками;
  • · формировать представления о домашних обязанностях девочки и мальчика («женских и мужских») и о необходимости их распределения;
  • · распределять обязанности по принципу взаимодополнения;
  • · формировать представления о партнерских отношениях в семье, вызывать у детей желание заботиться о младших, помочь слабому;
  • · познакомить детей с профессиями их родителей и профессиями известных людей;
  • · формировать интересы детей к любимому занятию.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является их гендерная социализация: преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.

В образовательном процессе педагогу важно учитывать следующее:

  • Ш Девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
  • Ш На занятиях по изобразительной деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

гендерное воспитание старший дошкольник.

  • Ш При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т. п.) педагогу необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны педагога.
  • Ш Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Педагоги не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают.
  • Ш Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что педагогам — женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у педагогов раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Всем известно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль педагога в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, так как они ближе женщине-педагогу, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Становится очевидным, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики. По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала этой работы является четвертый год жизни.

Педагог должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Учитывая эту разделительную тенденцию, можно проводить тематические игры с подгруппами детей. Для мальчиков: «Отважные путешественники», «Охотники», «Юные матросы», «Разведчики», «Строители». Для девочек: «Из жизни цветов», «Хозяюшки», «Кошечки», «Кукольный магазин», «Танцуют все» и др. Подобный подход можно применять и в подвижных играх: например, для мальчиков «Водолазы», «Пожарные», «Автогонщики». Для девочек: «Пчелки», «Бабочки», «Рыбки», и т. д. Особый интерес вызывает проблема формирующихся стереотипов у дошкольников; это связано, прежде всего, с тем, что именно в этом возрасте закладывается модель отношений между мужчинами и женщинами и распределение социальных ролей.

В дошкольном возрасте образ счастливой семьи можно формировать с помощью художественной литературы и бесед с использованием опыта детей. В беседах детей надо подводить к выводу: счастливая семья — это дружная семья, где все заботятся друг о друге.

Можно обсудить следующие произведения: П. Мумин «У нас рабочая семья», Д. Габе «Моя семья», А. Кардашова «Уборка», Е. Серова «Папа дома», А. Барто «Вовка добрая душа». Особое внимание надо уделить произведениям, где дети помогают родителям, заботятся о них: А. Усанова «Стирка», В. Осеева «Сыновья», Н. Артюхова «Трудный вечер», М. Пожарова «Дома за работой», В. Донникова «Как Витя маму лечил», Я. Сегель «Как я был мамой». Собирательный образ мужественного героя нам помогли создать сказки «Иван — крестьянский сын и Чудо — Юдо», «Царевна — лягушка», «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С. Алексеева, «Сквозь буран» И. Винокурова, «Почта», «На льдине» Б. Житкова, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Золотой ключик» А. Толстого, «Айболит» К. Чуковского.

Формировать положительные качества, как скромность, трудолюбие, заботливость, терпение помогут русские народные сказки: «Крошечка — Хаврошечка», «Морозко», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена: «Снежная Королева» и «Дикие лебеди», С. Аксакова: «Аленький цветочек», произведения З. Александровой «Мальчик потерялся», А. Барто «Младший брат», «Научу брата одеваться», Б. Заходера «Мы — друзья», А Кузнецовой «Подружка» .

При этом можно использовать прием «Копилки добрых дел» (с записью на диктофон, с бросанием камешков в мешочек и т. д.). Можно разыграть ситуацию о просьбе воспитателя младшей группы прислать к ней помощников, но требуется только умелый помощник! В этом случае провести конкурсы: «Кто лучше похвалит кашу», «Лучшая игрушка — забава», «Помогаем одеваться», «Кто быстрее завяжет шнурки» .

На занятиях по знакомству с профессией родителей и знаменитых людей важно показать, что и мужчины и женщины прекрасно справляются со всеми видами профессий, что нет мужской и женской модели работы, везде нужны трудолюбие, уверенность, ответственность, способность принимать решения, инициативность, профессионализм.

Учет гендерны (полоролевых) особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их образовательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой