Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интонация — существенный элемент в системе языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование интонационная структура Интонация является существенным элементом системы языка. Это подтверждается результатами экспериментально-фонетических и экспериментально-психологических исследований, проведенных В. А. Артемовым. Он считает, что интонация — это языковое явление, с помощью которого смысловое содержание предложения, его коммуникативное значение, синтаксический строй… Читать ещё >

Интонация — существенный элемент в системе языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

формирование интонационная структура Интонация является существенным элементом системы языка. Это подтверждается результатами экспериментально-фонетических и экспериментально-психологических исследований, проведенных В. А. Артемовым. Он считает, что интонация — это языковое явление, с помощью которого смысловое содержание предложения, его коммуникативное значение, синтаксический строй и лексический состав получают свое конкретное выражение, то есть, при помощи которого предложение становится фразой. Необходимость признания за интонацией языкового статуса выражения и сообщения подтверждается данными экспериментальных исследований В. И. Банару, Д. Л. Ленца, Т. К. Макаренко, Т. М. Николаевой.

Как равноправное языковое средство, участвующее в передаче смысловой стороны высказывания, интонацию рассматривают Е. А. Брызгунова, С. М. Гадуйчук, И. Г. Торсуева. Под интонацией авторы понимают сложное единство речевой мелодии, фразового ударения, временных характеристик (длительности, темпа, паузации), ритма, а также качества голоса.

Характеризуя интонацию, обычно выделяют 4 акустических параметра, количественные соотношения которых различны. Среди них выделяют частоту основного тона, спектр, интенсивность и длительность. С перечисленными акустическими параметрами интонации обычно соотносят компоненты интонации: мелодику, тембр, ударение (динамический компонент) и темп (временной или темпоральный компонент). Для описания речевой интонации большое значение имеют паузы (Л.Р. Зиндер, Ю. В. Ковалев, М. Н. Панова, С.С. Хромов) и ритм (Е.А. Брызгунова, Г. Н. Иванова-Лукьянова, О. С. Родионова, Н. Д. Светозарова, Н.В. Черемисина).

Интонация относится к числу языковых факторов, которые наиболее рано усваиваются детьми. Их усвоение ребенком в онтогенезе происходит по определенным закономерностям и характеризуется определенными особенностями.

Принадлежа к базовым структурам языковой способности, интонация первоначально начинает проявляться в предречевых вокализациях, на стадии гуления (Е.Ф. Архипова, М. Зееман, М. М. Кольцова, В. Овчинников, И. А. Поварова, И. А. Сикорский, Р.В. Тонкова-Ямпольская, М. Е. Хватцев, С. Н. Цейтлин, Т. Я. Чертюк и др.), а затем и лепета. (Е.И. Исенина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, С. Н. Цейтлин и др.). Роль предречевых вокализаций в довербальный и «дограмматический» период очень велика. Она заключается в формировании коммуникативных умений, в построении первоначальной базы для развития семантической и синтаксической сторон экспрессивной речи. Кроме того, характер интонаций в предречевых вокализациях способен отражать биологическое и психическое состояние ребенка, его деятельность и способность к коммуникации. В дальнейшем, путем подражания — имитационно — ребенок учится перенимать все элементы звучащей речи, в том числе тон, темп, ритм и интонацию. При этом установлено, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми раньше появления словесной речи (Е.Ф. Архипова, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, И. А. Поварова, И. М. Румянцева, Г. П. Стулова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович, Н.Х. Швачкин).

Компоненты интонации также усваиваются детьми неравномерно. Результаты исследований Н. Ю. Вахтиной и М. В. Гординой показывают, что самым первым усваивается мелодический компонент интонации. Тенденция к противопоставлению коммуникативных типов интонации по интенсивности намечается к 4-м годам. К этому возрасту существенно расширяется диапазон относительной интенсивности, встречающийся в высказываниях детей. Тенденция к связанности темпа высказывания с его коммуникативным типом отмечается также в возрасте 4-х лет, но носит еще непостоянный характер.

Первые интонации у детей являются не языковыми, а экспрессивными и служат средством выражения эмоционального состояния ребенка. А. Н. Гвоздев отмечает, что ребенок начинает пользоваться интонацией понижения для выражения спокойствия в период однословного предложения. В этот же период появляются различные виды восклицательной интонации, а на втором году жизни — вопросительные.

Н.И. Лепская считает, что начало появления нормативных с точки зрения «взрослого» языка интонационных конструкций в речи ребенка приходится на середину второго года. В возрастном периоде от 2 лет 4 мес. до 3-х лет возникает интонация утверждения и перечисления. Вопросительная интонация формируется на основе удивления в возрасте 3-х — 4-х лет. Позднее всего усваивается ребенком восклицательная интонация.

По данным исследования О. И. Яровенко, интонационные типы (повествование, вопрос, восклицание) в спонтанной речи отмечаются также в середине второго года жизни (в возрасте 2 лет 6 мес.), а их произнесение по заданию доступно для детей в возрасте 3 лет 6 мес. Поэтому «рубежом» в усвоении различных типов интонаций автор считает возраст 4-х лет при условии сохранности работы речедвигательного и речеслухового анализаторов. В 5 лет интонационные возможности детей соответствуют взрослым.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой