Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об историко-культурной составляющей физической науки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа выполнялась на кафедре физики, теории и методики обучения физике ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского в 1997;2003 гг. На защиту выносятся следующие положения I. Значимость и необходимость отражения ИКС физической науки в содержании школьного физического образования предопределяет значимость и необходимость целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Историко-культурная составляющая физической науки в современном образовании
    • 1. 1. Образование как отражение специфики и особенностей современной культуры
    • 1. 2. Историко-культурная составляющая физической науки как важнейший элемент содержания современного физического образования
    • 1. 3. Проблемы отражения историко-культурной составляющей науки в теории и практике современного образования
      • 1. 3. 1. Отражение историко-культурной составляющей физической науки в школьной учебной практике и в подготовке будущего учителя физики в педвузе
      • 1. 3. 2. Состояние проблемы отражения в содержании образования историко-культурной составляющей науки в современных педагогических исследованиях
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Теоретические основы подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об историко-культурной составляющей физической науки

2.1. Психолого-педагогические аспекты современного педагогического образования как основа теоретической разработки проблемы подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об историко-культурной составляющей физической науки.

2.2. Модель подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об историко-культурной составляющей физической науки.

Выводы по главе 2.

Глава 3. Методика подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об историко-культурной составляющей физической науки

3.1. Общие вопросы методики подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об историкокультурной составляющей физической науки.

3.2. Курсы «Взаимосвязь науки, техники и культуры в истории человечества» и «Историко-культурная составляющая физической науки в учебном курсе физики» в подготовке будущих учителей физики в педвузе.

3.2.1. Цели, содержание и структура курсов.

3.2.2. Особенности организации обучения студентов в курсах.

Выводы по главе 3.

Глава 4. Педагогический эксперимент

4.1. Организация педагогического эксперимента.

4.2. Результаты педагогического эксперимента.

Подготовка будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об историко-культурной составляющей физической науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные тенденции развития науки и культуры находят отражение во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании: модернизация образования идет по пути обеспечения целостного восприятия и отражения мира и культуры, сближения естественнонаучного и гуманитарного знания. В связи с этим наука физика в содержании образования должна быть представлена не только как специфическая область научного знания и основа техники, но и как важнейший элемент культуры.

Особую роль в понимании науки физики как элемента культуры играет историко-культурная составляющая (ИКС) физической науки, т. е. история развития физики в единстве и взаимосвязи со всеми элементами культуры и культурой в целом. Значение ИКС физической науки в современной культуре (понимание природы науки, закономерностей и перспектив ее развития, становление целостной картины мира и т. п.) предопределяет значимость отражения ИКС физической науки в содержании современного физического образования. Отражение в содержании образования истории науки в контексте истории культуры невозможно без понимания самим учителем взаимосвязи науки и культуры, а также без понимания образования как приобщения учащегося к культуре. Это, в свою очередь, предопределяет значимость и необходимость организации специальной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки. Формирование у учащихся представлений об ИКС физической науки предполагает формирование у учащихся знаний о взаимосвязи науки и культуры в истории человечества и отношения к физике как элементу культуры, развитие у них интереса к истории науки в контексте культуры.

Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) показал, что они не нацелены на подготовку будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

В исследованиях Т. Б. Алексеевой, З. Е. Гельмана, Л. Л. Маркиной, С.М.

Марчуковой, Р. Н. Щербакова и др. обсуждаются различные аспекты проблемы отражения в современном физическом образовании истории науки в контексте культурыЛ.А. Бордонской предлагается концепция отражения взаимосвязи науки и культуры в современном физическом образовании. Проблема, связанная со спецификой подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки, исследователями в достаточной степени не разрабатывалась.

Анализ состояния проблемы отражения ИКС физической науки в теории и практике современного физического образования позволяет констатировать, что существуют противоречия:

• между значимостью и необходимостью отражения ИКС физической науки в содержании школьного и вузовского физического образования и не-реализованностью развивающего и образовательного потенциала ИКС физической науки в современном физическом образовании;

• между значимостью и необходимостью подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки и недостаточной разработанностью теоретических основ и методики подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

Проблемой исследования является поиск ответов на вопросы:

• Каковы теоретические основы подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки?

• Какова методика целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки?

Объект исследования — процесс подготовки будущих учителей физики к отражению в учебно-воспитательном процессе школы общекультурной составляющей физической науки.

Предмет исследования — процесс целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки как элементе общекультурной составляющей науки физики.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

Анализ научной литературы и учебно-нормативных документов, результаты констатирующего эксперимента и обобщение педагогического опыта позволили сформулировать гипотезу исследования:

Если целенаправленную подготовку будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки реализовывать системно в форме двух неразрывно связанных учебных курсов предметного и методического характера, раскрывающих основы ИКС физической науки и методики ее отражения в школьном физическом образовании, то это позволит сформировать у будущих учителей физики представление о физике как элементе культуры, развивающемся в единстве и взаимосвязи со всеми элементами культуры и культурой в целом, знания и умения, необходимые для формирования у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы предполагалось решить следующие задачи:

1. На основе анализа историко-научной, философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы обосновать значимость и необходимость отражения ИКС физической науки в содержании подготовки будущих учителей физики.

2. Провести анализ состояния проблемы отражения ИКС физической науки в практике школьного и вузовского физического образования, в педагогической науке.

3. Сформулировать требования, которым должен удовлетворять современный учитель физики для того, чтобы в достаточной степени обеспечить формирование у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

4. Определить теоретические основы подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

5. Построить модель подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

6. Разработать методику подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

7. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Методологическую основу исследования составляют идеи, определяющие специфику и особенности современной культуры (единство и целостность культуры, сближение естественнонаучной и гуманитарной культур, эволюционно-синергетический подход к анализу культуры и ее истории, диалог как проявление современной культуры), современная парадигма образования и ее составляющие (фундаментализация, единство и целостность образования, личностно ориентированное образование.

Теоретическая база исследования:

— работы по теории и истории культуры, философии, методологии науки, истории науки и техники (B.C. Библер, В. Г. Горохов, Я. Г Дорфман, Н. С. Злобин, В. А. Ильин, М. С. Каган, Ф. Капра, Б. М. Кедров, E.H. Князева, А. Койре, JT.M. Косарева, В. П. Кохановский, П. С. Кудрявцев, Б. Г. Кузнецов, Т. Кун, X. Лейси, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, М. К. Мамардашвили, Л. А. Микешина, Л. А. Маркова, А. П. Огурцов, И. Пригожин, М. А. Розов, Б. И. Спасский, B.C. Степин, Е. Л. Фейнберг и др.);

— работы ученых-физиков, в которых отражены взаимосвязь науки и культуры, необходимость и значимость включения истории науки в содержание физического образования (Д.И. Блохинцев, Л. Больцман, Н. Бор, М. Борн, В. Вайскопф, В. И. Вернадский, В. Гейзенберг, П. Ланжевен, Дж. Максвелл, А. Б. Мигдал, А. Пуанкаре, Р. Оппенгеймер, И. Раби, H.A. Умов, Р. Фейнман, Э. Шредингер и др.);

— результаты исследований по проблемам современной образовательной парадигмы — фундаментализации, единства и целостности образования, личностно ориентированного подхода (Н.И. Алексеев, C.B. Белова, Е.В. Бон-даревская, Г. А. Бордовский, В. К. Дьяченко, А. П. Валицкая, A.A. Вербицкий, С. И. Гессен, И. А. Зимняя, В. П. Зинченко, Л. Я. Зорина, И. А. Колесникова, C.B. Кульневич, В. В. Лаптев, A.A. Реан, Ю. В. Сенько, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицына, E.H. Шиянов, И. С. Якиманская и др.);

— результаты исследований, в которых отражены различные аспекты проблемы включения в современное образование истории науки в контексте культуры (Т.Б. Алексеева, B.C. Библер, Л. А. Бордонская, З. Е. Гельман, Л. Л. Маркина, С. М. Марчукова, Р. Н. Щербаков и др.);

— результаты теоретических исследований в области теории и методики обучения физике и в области подготовки учителя физики (Л.А. Бордонская, Н. Е. Важеевская, В. И. Данильчук, Г. М. Голин, В. И. Земцова, С.Е. Ка-менецкий, В. Н. Мощанский, Н. С. Пурышева, В. Г. Разумовский, Л. В. Тарасов, Н. В. Шаронова, Р. Н. Щербаков и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ (изучение и анализ литературных источников и учебно-нормативных документов, их сравнение и сопоставление) — моделирование процесса подготовки будущего учителя физикипраксиметрический метод (анализ продуктов учебной и учебно-методической деятельности студентов) — педагогический эксперимент с соответствующими измерениями, качественным и количественным анализом его результатов.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (1997;2002гг.) осуществлялось накопление эмпирического материала. Проводились изучение и анализ историко-научной, философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблемесравнительный анализ учебной и учебно-методической литературы, нормативных документов с целью определения специфики и возможностей подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

На втором этапе (1998;2002 гг.) производились систематизация и обобщение теоретического и эмпирического материала по проблеме исследования. Определялись теоретические основы подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки, выявлялись и обосновывались условия, определяющие успешность данной подготовкисоздавалась модель подготовки и на ее основе разрабатывалась методика подготовки студентов к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС науки физики.

На третьем этапе (2002;2004 гг.) выбирались методы диагностики предложенного варианта методики целенаправленной подготовки будущих учителей физикипроводились корректировка разработанных теоретических положений, их экспериментальная проверка в практике работы вузов (гг. Чита, Нижний Новгород, Улан-Удэ) и через работу с учителями школ г. Читы и Читинской области.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— обосновано положение о значимости и необходимости целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки;

— определены теоретические основы и создана модель подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки, которая отражает содержательный и процессуально-технологический аспекты подготовки;

— разработана методика целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки, которая включает цель, содержание, формы, методы и средства обучения, диагностику результатов.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теории и методики подготовки будущих учителей физики к работе по реализации историко-культурного компонента содержания школьного физического образования. В результате исследования:

— уточнено и конкретизировано понятие историко-культурного компонента содержания физического образования, который отражает историко-культурную составляющую физической науки, т. е. историю науки физики в контексте культуры;

— сформулированы требования к учителю физики в рамках гностического, конструктивного, коммуникативного и организаторского компонентов деятельности учителя по формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки;

— определены источники подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки (основы ИКС физической науки, содержание методической подготовки студентов-физиков, требования к современному учителю) — факторы, влияющие на конструирование процесса подготовки (возрастание роли истории науки в современной культуре, гуманистическая и культурологическая направленность современного образования, личностные особенности студентов) — подходы (личностный, культурологический, полисубъектный и др.) и принципы (методологические, отбора и структурирования содержания, организации процесса обучения), определяющие содержание и организацию образовательного процессаусловия, обеспечивающие успешность данной подготовки (обращение к диалогу как содержанию и методу современного образования, создание и применение комплекса учебных задач, организация коллективной познавательной деятельности студентов);

— разработана модель подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки, которая представлена на аспектном уровне (содержательный и процессуально-технологический аспекты) и на уровне методической системы.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработан и апробирован вариант методики целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки в рамках двух изучаемых последовательно, но образующих единое целое курсов: «Взаимосвязь науки, техники и культуры в истории человечества» и «Историко-культурная составляющая физической науки в учебном курсе физики», которые могут быть предложены студентам IV-V курсов как дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента;

— создан комплекс учебных задач, который позволяет студентам овладеть знаниями и умениями, необходимыми им для формирования у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки. Комплекс имеет самостоятельную ценность и может быть использован при изучении курсов общей и теоретической физики, истории физики, теории и методики обучения физике;

— разработаны учебно-методические материалы по курсам «Взаимосвязь науки, техники и культуры в истории человечества» и «Историко-культурная оставляющая физической науки в учебном курсе физики» для преподавателей и студентов, которые включают цели, программы и структурно-логические схемы курсов, варианты тематического планирования курсов, требования к знаниям и умениям студентов, завершившим изучение курсов, варианты дидактических материалов, примеры вопросов и заданий для организации самостоятельной работы студентов и др.

Внедрение результатов исследования в практику вузовского физического образования позволяет подготовить будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки и способствует более успешному усвоению студентами знаний по физике.

Опытная проверка результатов исследования осуществлялась на физико-математическом факультете Забайкальского государственного педагогического университета (ЗабГПУ) им. Н. Г. Чернышевского (г. Чита), на физических факультетах Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ), Нижегородского государственного педагогического университета (ННГПУ, г. Нижний Новгород). В эксперименте приняло участие более 540 студентов.

Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры физики, теории и методики обучения физике, аспирантских семинарах ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского.

Результаты исследования прошли апробацию в форме докладов на следующих конференциях, совещаниях и семинарах:

— на международных конференциях: «Физика в системе современного образования (ФССО)"(Санкт-Петербург, 2003 г.) — «Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспекты» (Чита, 2003 г.) — «Проблемы истории физико-математических наук» (Тамбов, 2004 г.);

— на всероссийских конференциях: «Качество педагогического образования: Молодой учитель» (Тула, 2003 г.);

— на зональных совещаниях и конференциях: преподавателей физики, методики преподавания физики педвузов Сибири, Урала и Дальнего Востока (XXXI — Орск, 1998 г.) — преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехнических дисциплин педвузов Урала и Сибири (XXXV — Челябинск, 2002 г.);

— на межрегиональных, межвузовских и внутривузовских конференциях:

Традиции и инновации в системе образования" (Чита, 1997 г.) — «Культура и образование: традиции и инновации» (Чита, 2001 г.) — «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2003 г.) — научные сессии ЗабГПУ по итогам научной работы (Чита, 1997;2004г.).

Работа выполнялась на кафедре физики, теории и методики обучения физике ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского в 1997;2003 гг. На защиту выносятся следующие положения I. Значимость и необходимость отражения ИКС физической науки в содержании школьного физического образования предопределяет значимость и необходимость целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки. Формирование у учащихся представлений об ИКС физической науки предполагает формирование у учащихся знаний о взаимосвязи науки и культуры в истории человечества, воспитание отношения к физике как элементу культуры, развитие у них интереса к истории науки в контексте культуры.

2. Подготовку будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки целесообразно осуществлять не за счет изменений, вносимых в содержание дисциплин ГОС ВПО, а за счет включения в профессионально-образовательную программу подготовки специалиста учебных курсов предметного и методического характера, раскрывающих основы ИКС физической науки и методики ее отражения при обучении физике в школе. Вариантом такой подготовки является подготовка студентов в рамках двух изучаемых последовательно, но образующих единое целое курсов «Взаимосвязь науки, техники и культуры в истории человечества» и «Историко-культурная составляющая физической науки в учебном курсе физики».

3. Основные положения методики целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки в рамках курсов «Взаимосвязь науки, техники и культуры в истории человечества» и «Историко-культурная составляющая физической науки в учебном курсе физики» могут быть сформулированы следующим образом:

— целью подготовки является формирование у будущих учителей физики представлений о науке физике как элементе культуры, знаний и умений, необходимых им для формирования у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки;

— в содержание подготовки следует включить вопросы, которые раскрывают основы ИКС физической науки и методики ее отражения в учебно-воспитательном процессе школы (закономерности развития научных знанийвзаимосвязь науки и культуры на разных этапах истории человечествавзаимосвязь науки и искусства в жизни и творчестве выдающихся представителей культурызначение историко-культурной составляющей физической науки в современном образованиинаправления, пути и средства ее отражения в школьном физическом образовании и т. д.);

— к ведущим идеям методики относятся преемственность курсовоткрытость содержательной информации и процесса обученияединство и целостность содержанияединство форм, средств и методов обучения;

— важнейшими элементами методики наряду с традиционными формами и методами обучения являются 1) организация взаимодействия участников образовательного процесса на основе диалога- 2) создание и применение комплекса учебных задач- 3) организация коллективной познавательной деятельности студентов (сочетание работы студентов в парах сменного состава с индивидуальной, парной и групповой формами работы студентов);

— диагностика достижения целей подготовки осуществляется с помощью использования метода поэлементного анализа заданий, включенных в тесты открытого типа, самостоятельные и контрольные работы для студентов, праксиметрического метода (анализ продуктов учебной и учебно-методической деятельности студентов).

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность, формулируются основная идея исследования, его объект, предмет, цель, гипотеза и задачи. Раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов работы, об имеющихся публикациях.

В первой главе «Историко-культурная составляющая физической науки в современном образовании» на основе анализа философской, истори-ко-научной, психолого-педагогической и научно-методической литературы и учебно-нормативных документов обоснована значимость и необходимость отражения ИКС физической науки в содержании подготовки будущих учителей физики. Уточнено и конкретизировано понятие «историко-культурный компонент содержания физического образования».

Проведен анализ состояния проблемы отражения ИКС физической науки в практике школьного и вузовского физического образования, результаты которого свидетельствуют о необходимости специальной работы по организации подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС науки. Показано, что в современных педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты проблемы отражения в образовании истории науки в контексте культуры. Проблема, связанная со спецификой подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки, в достаточной степени не разрабатывалась, что говорит об актуальности темы исследования.

Во второй главе «Теоретические основы подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об историко-культурной составляющей физической науки» представлено теоретическое обоснование проблемы подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

На основе анализа историко-научной, психолого-педагогической и научно-методической литературы определены источники подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической наукифакторы, влияющие на конструирование процесса подготовкиподходы и принципы, определяющие содержание и организацию образовательного процессаусловия, обеспечивающие успешность данной подготовки.

В ходе исследования установлено, что для организации подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся представлений об.

ИКС физической науки целесообразно в профессионально-образовательную программу подготовки специалиста включить два учебных курса предметного и методического характера, раскрывающие основы ИКС физической науки и методики ее отражения в школьном физическом образовании. Курсы могут быть предложены студентам 1У-У курсов как дисциплины регионально-национального (вузовского) компонента ГОС ВПО.

Здесь же представлено описание модели подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

В третьей главе «Методика подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об историко-культурной составляющей физической науки» описана методика целенаправленной подготовки студентов в рамках двух изучаемых последовательно, но образующих единое целое курсов: «Взаимосвязь науки, техники и культуры в истории человечества» и «Историко-культурная составляющая физической науки в учебном курсе физики».

Сформулированы требования к учителю физики в рамках гностического, конструктивного, коммуникативного и организаторского компонентов деятельности учителя по формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

Сформулированы и раскрыты основные положения методики целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

В главе раскрываются цели и задачи курсов «Взаимосвязь науки, техники и культуры в истории человечества» и «Историко-культурная составляющая физической науки в учебном курсе физики», представлены программы и структурно-логические схемы курсов, предложены варианты тематического планирования курсов, рассчитанные на 36 аудиторных часов каждыйопределены требования к знаниям и умениям студентов, завершившим изучение курсов. Приведены варианты дидактических материалов, отражающих.

ИКС физической науки. Отмечены особенности организации обучения студентов в предметном и методическом курсах.

В четвертой главе «Педагогический эксперимент» приведено описание организации, содержания и результатов констатирующего, поискового и обучающего этапов экспериментальной работы.

В Заключении сформулированы выводы и результаты, полученные в ходе проведенного исследования.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Бордонская Л. А., Серебрякова С. С. Историко-культурный компонент физической науки в подготовке учителя физики: Учебно-методическое пособие по курсам «Взаимосвязь науки, техники и культуры в истории человечества» и «Историко-культурный компонент физической науки в учебном курсе физики» — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. 100 с. Объем 5,8 п.л., авторских 50%.

2. Бордонская Л. А., Серебрякова С. С. Историко-культурный компонент физической науки в подготовке учителя физики // Преподавание физики в высшей школе. — 2004. — № 28. — С. 91−103. Объем 0,8 п.л., авторских 50%.

3. Серебрякова С. С. Диалог как содержание и метод подготовки учителя физики к раскрытию историко-культурного компонента физической науки в учебно-воспитательном процессе // Материалы международной научно-практической конференции «Образование и воспитание в XXI веке: глобальный и региональный аспекты» — Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. — Ч.1. С. 94−98, объем 0,3 п.л.

4. Серебрякова С. С. Система учебно-методических задач, способствующая реализации историко-культурного компонента физической науки в подготовке учителя физики // Качество педагогического образования: молодой учитель: Материалы IV Всероссийской конференции. — Тула: Изд-во Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2003, — С. 131−134. Объем 0,25 п.л.

5. Серебрякова С. С. Отражение диалога Аристотеля и Галилея о причинах механического движения в курсе истории физики // Культура и образование: традиции и инновации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 2001.-С. 88−91. Объем 0,25 п.л.

6. Серебрякова С. С. Представление пространства и времени в учебных курсах при подготовке учителя физики // Традиции и инновации в системе образования: Материалы региональной научно-практической конференции. -Чита: Изд-во ЗабГПУ им. Н. Г. Чернышевского, 1997. — Ч. I. — С. 119−121. Объем 0,2 п.л.

7. Бордонская JI.A., Серебрякова С. С. Спецкурсы, раскрывающие историко-культурный компонент физической науки в подготовке учителя физики // Физика в системе современного образования (ФССО — 03): Труды седьмой Международной конференции. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003, — С. 119 -121. Объем 0,13 п.л., авторских — 50%.

8. Бордонская JI.A., Серебрякова С. С. Подготовка учителя физики к раскрытию историко-культурного компонента физической науки в учебно-воспитательном процессе // IV Международная конференция «Проблемы истории физико-математических наук», посвященная 100-летию со дня рождения П. С. Кудрявцева: Сб. тезисов. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004, — С. 54−55. Объем 0,13 п.л., авторских 50%.

9. Серебрякова С. С. Самостоятельная работа студентов в спецкурсах, раскрывающих историко-культурный компонент физической науки // Методика вузовского преподавания: Тезисы VI межвузовской научно-практической конференции. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003, — С. 254−257. Объем 0,2 п.л.

10. Серебрякова С. С. Изучение педагогических идей и деятельности великих ученых при подготовке учителя физики // Подготовка учителя физики в условиях реформирования системы образования: Тезисы докладов XXXV зональной конференции преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехнических дисциплин педвузов Урала, Сибири и.

Дальнего Востока. — Челябинск: Изд-во ЧГГТУ, 2002. — С. 62−64. Объем 0,2 п.л.

11. Бордонская Л. А., Серебрякова С. С. Реализация межпредметных связей курсов истории физики и методики преподавания физики при коллективном способе обучения // Межпредметные связи как одно из условий интенсификации профессионально-методической подготовки учителя физики: Тезисы докладов XXXI Зонального совещания преподавателей физики, методики преподавания физики Сибири, Урала и Дальнего Востока. — Орск, 1998.-С. 57. Объем 0,06 п.л., авторских — 50%.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы (230 наименований) и 5 приложений. Диссертация содержит 186 страниц основного текста, 20 таблиц, 11 схем, 5 диаграмм. Общий объем составляет 230 страниц.

Выводы по главе 3.

Решение задач, поставленных перед этапом исследования, описанном в третьей главе, позволило сформулировать основные положения методики целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки в рамках двух изучаемых последовательно, но образующих единое целое курсов «Взаимосвязь науки, техники и культуры в истории человечества» и «Историко-культурная составляющая физической науки в учебном курсе физики»:

1. Целью подготовки будущих учителей физики в курсах является формирование у них представлений о науке физике как элементе культуры, знаний и умений, необходимых для формирования у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

2. В содержание подготовки следует включить вопросы, которые раскрывают основы ИКС физической науки и методики ее отражения при обучении физике в школе (закономерности развития научного знаниявзаимосвязь науки и культуры на разных этапах истории человечествавзаимосвязь науки и искусства в жизни и творчестве выдающихся представителей культурызначение ИКС физической науки в современном образованиинаправления, пути и средства ее отражения в школьном физическом образовании и т. д.).

3. К ведущим идеям методики относятся преемственность курсовоткрытость содержательной информации и процесса обученияединство и целостность содержанияединство форм, средств и методов обучения.

4. Важнейшими элементами методики, наряду с традиционными формами и методами обучения являются: 1) организация взаимодействия участников образовательного процесса на основе диалога- 2) создание и применение комплекса учебных задач- 3) организация коллективной познавательной деятельности студентов (сочетание работы студентов в парах сменного состава с индивидуальной, парной и групповой формами работы).

5. Диагностика достижения целей подготовки осуществляется с использованием метода поэлементного анализа заданий, включенных в тесты открытого типа, самостоятельные и контрольные работы для студентов, и праксимет-рического метода (анализ продуктов учебной и учебно-методической деятельности студентов).

Глава 4. Педагогический эксперимент.

Задачей данной главы является описание педагогического эксперимента по теме исследования. В главе описана организация педагогического эксперимента по теме исследованияприведены результаты проведенного педагогического эксперимента по теме исследования.

4.1.0рганизация педагогического эксперимента.

Эксперимент занимает важное место в педагогическом исследовании. Планирование, организация экспериментального исследования, обработка полученных материалов осуществлялись на основе тех положений и рекомендаций, которые содержатся в специальной литературе по педагогическим исследованиям (работы Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, В.В. Краевско-го, A.M. Новикова, А. П. Сененко и др.).

Опишем подробнее организацию и методы педагогического эксперимента по теме исследования, который проводился в три этапа с 1997 по 2003 гг. Общая характеристика этапов педагогического эксперимента представлена в таблице 8.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ историко-научной, философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы свидетельствует об особой роли истории науки в современном мире и роли истории науки в современном образовании. Это в свою очередь обусловливает значимость и необходимость отражения ИКС науки в содержании подготовки будущих учителей физики.

2. Анализ состояния проблемы отражения ИКС физической науки в практике школьного и вузовского физического образования свидетельствует о недостаточности отражения ИКС науки физики в содержании современного физического образования и о необходимости специальной работы по подготовке будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки. В педагогической науке проблема специфики подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся представлений об ИКС науки физики в достаточной степени не разработана. Таким образом, выбранная проблема исследования является актуальной.

3. Сформулированы требования к учителю физики по формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки в рамках гностического, конструктивного, коммуникативного и организаторского компонентов деятельности учителя.

4. Определены источники подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической наукифакторы, влияющие на конструирование процесса подготовкиподходы и принципы, определяющие содержание и организацию подготовкиусловия, обеспечивающие успешность подготовки.

5. Анализ содержания дисциплин федерального компонента ГОС ВПО показал, что они не позволяют студентам получить целостное представление о содержании ИКС физической науки и теоретико-методических основах ее отражения в современном физическом образовании и овладеть умениями по формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки. В ходе исследования установлено, что для организации подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся представлений об ИКС физической науки целесообразно в профессионально-образовательную программу подготовки специалиста включить два учебных курса (предметного и методического характера), раскрывающих основы ИКС физической науки и методики ее отражения в школьном физическом образовании. Курсы могут быть предложены студентам IV-V курсов как дисциплины регионально-национального (вузовского) компонента ГОС ВПО.

6. Создана модель подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки, отражающая различные стороны подготовки учителя, ее содержательный и процессуально-технологический аспекты.

7. Разработана методика целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки в рамках двух изучаемых последовательно, но образующих единое целое курсов: «Взаимосвязь науки, техники и культуры в истории человечества» и «Историко-культурная составляющая физической науки в учебном курсе физики», включающая цели, содержание, формы, методы и средства обучения, диагностику результатов.

8. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность предложенной методики целенаправленной подготовки будущих учителей физики к формированию у учащихся средней школы представлений об ИКС физической науки.

Все сказанное выше позволяет утверждать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.

Перспективы дальнейшего развития идей исследования связаны с определением возможностей подготовки будущих учителей физики к работе в профильной школе через систему курсов историко-культурного содержания и с разработкой курсов историко-культурного содержания для учащихся старшей средней школы (различные профили).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.И. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис. .докт. пед. наук. Екатеринбург, 1997.-42с.
  2. Т.Б. Содержательные основы естествознания как компонент общекультурной подготовки будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1995. 203с. (Приложение — 178с.)
  3. Ф. Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров. Т. 1−3. / Ф. Араго- Пер. Д. Перевощикова. 2-изд. — М.- Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.
  4. Е.Я. Система подготовки учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2001. 179с.
  5. С.П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века / С. П. Батракова. М.: Наука, 2002. — 215с.
  6. М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук.-СПБ.: Азбука, 2000. 336с.
  7. C.B. Диалог основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. — М.: АПКиПРО, 2002. — 148с.
  8. Е.А. К вопросу об особенностях формирования и тенденциях развития истории естествознания как научной дисциплины (до начала XX в.) / Архив истории науки и техники. Вып.2: Сб. статей М.: Наука, 1997.- С. 3860.
  9. Ф.А. Лекции по статистической физике / Ф. А. Березин. 2-е изд. — М.: Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2002. — 192с.
  10. И.Е. Школа диалога культур// Школьные технологии. 1999. -№ 12.-С. 100−104.
  11. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 21−25.
  12. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996. — № 1. С. 9−11.
  13. B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. -№ 6. — С. 31−42.
  14. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413с.
  15. B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. 1988. -№ И.-С. 29−34.
  16. B.C., Курганов С. Ю. Физика в школе диалога культур // Физика в школе. 1989. — № 4. — С. 93−95.
  17. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  18. Д.И. Две ветви познания // Техника молодежи. — 1982.- № З.-С. 18−23.
  19. Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии. 1969. — № 2. — С. 30.
  20. JT. Статьи и речи. М.: Наука, 1970. — 406с.
  21. Е.В. // Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  22. Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. 560с.
  23. Бор Н. Избранные научные труды: В 2-х т. M.: Наука, 1970−1971.
  24. Н.В., Реан A.A. Педагогика: учебник для вузов / Н. Бордов-ская, А. Реан. СПб.: Питер, 2003. — 304с.
  25. Г. А. Общая физика: Курс лекций с компьютерной поддержкой: В 2-х т.: Учеб. пособ. для студ. вузов, обучающихся по естественным специальностям. / Г. А. Бордовский, Э. В. Бурсиан. М.: Владос, 2001. — 240с.
  26. Бордонская J1.A. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя: Монография. Чита: Издательство ЗабГПУ, 2002. — 237с.
  27. JI.A. Теория и практика отражения взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и в подготовке учителя физики: Дисс.. докт. пед. наук. Чита, 2002. — 500с.
  28. JI.A. Физические задачи общекультурного содержания: учебное пособие / Под ред. С. Е. Каменецкого.- Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1997. 197с.
  29. JI.A. Физика. Наука. Культура: Сборник программ. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2001. — 69с.
  30. В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход // Высшее образование в России. -1994. № 4.-С. 16−21.
  31. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 12−18.
  32. Н.Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М, 2003. -40с.
  33. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207с.
  34. В.Г. Синергетика в школе // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 5560.
  35. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1994.-282с.
  36. A.B. Математика и искусство. М.: Просвещение, 1992. — 335с.
  37. Л.А., Ильин В. А., Копосов Г. Д. Изучение истории науки как средство гуманитаризации высшего естественнонаучного образования // Преподавание физики в высшей школе. 1997. — № 10. — С. 3−7.
  38. М.В. Эстетика науки и наука эстетики // Вопросы философии. 1975. — № 8. — С. 53−55.
  39. М.В. Живопись и наука // Наука и жизнь. 1982. — № 10. — С. 90−97.
  40. М.В. Рембрандт и Гюйгенс, или Две «Данаи» и две оптики // Знание сила. — 1987. — № 2. — С. 81−89.
  41. Ф. И. Использование исторических материалов по физике как средство повышения качества знаний и совершенствования коммунистического воспитания учащихся средней школы: Дис.. канд. пед. наук. Баку, 1982.- 182с.
  42. П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991.-№ 6.-С. 3−14.
  43. Г. Избранные труды в двух томах. М.: Наука, 1964.
  44. Э.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятельной работы студентов: Дис. .канд. пед. наук. Харьков, 1991. — 211с.
  45. В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989. -400с.
  46. З.Е. Интеграция общего и среднего образования на базе идей истории науки и культуры (взгляд преподавателя химии) // Вестник высшей школы. 1991.-№ 11.-С. 20−33.
  47. З.Е. Интеграция общего и среднего образования на базе идей истории науки и культуры (взгляд преподавателя химии) // Вестник высшей школы. 1991. — № 12. — С. 16−29.
  48. З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной школе // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 25−32.
  49. З.Е. Программа интегративного учебного курса «История науки и культуры» // Народное образование 1990. — №№ 10−12- - 1991. -№№ 1−4.
  50. Е.М. и др. Курс общей физики: Оптика и атомная физика: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / Е. М. Гершензон, H.H. Малов, А. Н. Мансуров. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992. — 320с.
  51. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и составитель П. В. Алексеев. М.: «Школа — Пресс», 1995. — 448с.
  52. B.JI. Гемма Коперника. Мир науки в изобразительном искусстве. М.: Советский художник, 1989. — 416с.
  53. Г. М., Филонович С. Р. Классики физической науки. М.: Высшая школа, 1989.-576с.
  54. О.Н., Суханов А. Д. Проблема целостности в современном образовании // Философия образования. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996, С. 54−75.
  55. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 32 200. Физика. Учитель физики. М., 2000.
  56. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 136с.
  57. Т.П. Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979.-368с.
  58. Гуманитарная культура учителя: сборник статей / Сост. Н. И. Элиасберг. Под.ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: СПбГУПМ, 2002. — 104с.
  59. В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (Личностно-гуманитарная парадигма): Монография. Волгоград: Перемена, 1996. — 184с.
  60. Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. 2003. — № 1. -С. 65−73.
  61. A.A. Курс физики: Учеб. для студ. вузов / A.A. Детлаф, Б. М. Яворский. 4-е изд-е, испр. — М.: Высшая школа, 2002 — 718с.
  62. Дорфман Я. Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца
  63. XVIII века. М.: Наука, 1974. — 351 с.
  64. Я.Г. Всемирная история физики (с начала XIX до середины XX века). -М: Наука, 1979. 317с.
  65. Т.Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии: Учебное пособие. М.: ИНФРА, 1997. — 334с.
  66. В.М. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, -1983. — 160с.
  67. В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. — 192с.
  68. В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004. 352с.
  69. Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1986.- 255с.
  70. И.А. Что такое искусство с точки зрения физики? М.: 2000. -144с.
  71. B.C. Профессиограмма деятельности учителей естественнонаучных дисциплин по реализации межпредметных связей в обучении школьников // Наука и школа. 2002. — № 2. — С. 24−30.
  72. Я.Б. Социальное общечеловеческое значение фундаментальной науки // Вопросы философии. 1985. — № 6. — С.57−62.
  73. В.И. Комплекс учебно-методических задач: содержательная основа подготовки учителя физики // Наука и школа. 2000. — № 5.- С. 14−17.
  74. В.И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: Автореф.дис.. докт. пед. наук. СПб., 1995. — 37с.
  75. В.И. Система методической подготовки учителя: структура и содержание // Наука и школа — 2002. № 3. — С. 2−7.
  76. И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
  77. В.П. Наука неотъемлемая часть культуры? // Вопросы философии. — 1990. — № 1. — С. 33−50.
  78. В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. ~ 1997. -№ 5.-С. 3−16.
  79. Н.С. Культурные смыслы науки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997−288с.
  80. Л.Я. Единство естественнонаучной и гуманитарной культур в условиях дифференцированного обучения // Школа. 1996. — № 6. — С. 38−42.
  81. Л.Я. Единство двух культур в содержании непрерывного образования // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 22−28.
  82. Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 105−109.
  83. В., Гурье Л. Проектная культура преподавателя вуза // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 23−26.
  84. В.А. Идеи синергетики и педагогика // Наука и школа. 2001. -№ 3.-С. 9−15.
  85. В.А., Лаптев В. В., Потемкин М. Н. Концепция педагогики информационного общества // Наука и школа. 1999. — № 1- С. 41−45.
  86. В.А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект -XXI»: Над чем думать, что знать и что делать директору школы / В. А. Извозчиков, Е.А. Тумалева- Под обш. ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвещение, 2002.- 108с.
  87. С.С. Из опыта преподавания истории науки и техники / Архив истории науки и техники. Вып. 2: Сб. статей. М.: Наука, 1997.- С. 61−75.
  88. В.А. История физики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272с.
  89. Ф.М. Об одном из путей гуманитаризации образования при обучении физике в педвузе // Преподавание физики в высшей школе. 1997. -№ 10.-С. 39−43.
  90. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416с.
  91. Дж. От восприятия к мысли. О динамике неоднозначного инарушениях симметрии в науке и искусстве. М.: Мир, 1998. — 221с.
  92. С.Е. О наступающих существенных изменениях в методической подготовке учителей средней школы России // Наука и школа 2000. -№ 3. С. 2−4
  93. С. П. Образование в области физики и общая культура // Вестник АН СССР. 1982. — № 4. — С. 85−89.
  94. Ф. Дао физики. СПб.: «Орпс"* «Яна-принт», 1994. — 304с.
  95. А. И. Реализация принципа историзма при обучении физике на I ступени в средней школе: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1997. -180с.
  96. .М. О великих переворотах в науке. М.: Педагогика, 1986.-109с.
  97. В.Г. Фундаментализация университетского образования // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 6 -13.
  98. E.H. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. М., 1995. — 228с.
  99. ЮО.Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.: Прогресс, 1985. — 286с.
  100. И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 71−78.
  101. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. 2002. — № 4. — С. 255−269.
  102. Концепция физического образования / В кн.: Настольная книга учителя. Сост. В. А. Коровин. М., 2004. — С. 16−39.
  103. Ю.А. Нравственное воспитание учащихся на историческом материале // Физика в школе. 1999. — № 4.- С. 14−19.
  104. JI.M. Рождение науки нового времени из духа культуры. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. — 360с.
  105. JI.M. Социокультурный генезис науки Нового времени (философский аспект проблемы). М.: Наука, 1989. — 160с.
  106. C.B. Принцип красоты в системе методологических регулятивов естественнонаучного познания // Философские науки. 1989. — № 11. — С. 105−117.
  107. В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — 576с.
  108. П.С. Курс истории физики: Учебное пособие М.: Просвещение, 1982.-448с.
  109. .Г. Идеи и образы Возрождения (Наука XIV XVI вв. в свете современной науки). — М.: Наука, 1979. — 280с.
  110. .Г. Понятие ценности науки и проблема ее воздействия на цивилизацию / Механика и цивилизация / Под ред. А. Т. Григорьяна, Б. Г. Кузнецова. М.: Наука, 1979. — С. 8−20.
  111. .Г. Сходящиеся параллели // В мире науки. 1979. — № 3. -С. 224−235.
  112. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL, 1985.
  113. Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. / Т. Кун- Сост. В. Ю. Кузнецов. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. — 608с.
  114. JI. Физика для всех. В 2-х т. M.: Мир, 1973−1974.
  115. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 149 с.
  116. М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272с.
  117. Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. — С. 3−8.
  118. Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство — СПБ», 2000. — 704с.
  119. X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание / Пер. с англ. Л. В. Сурковой, В. А. Яковлева, А.И. Панченко- Под ред. В. А. Яковлева. М.: Логос, 2001. — 360с.
  120. М. История физики. М.: Мир, 1970. — 464с.
  121. Дж. К. Статьи и речи. М.: Наука, 1968. — 422с.
  122. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: «Лабиринт», 1994. — 89с.
  123. Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 284с.
  124. А.П. Теоретическая механика: Учеб. пособие для университетов. М.: Наука, 1990. -416с.
  125. Л.Л. Принцип историзма в проблемном обучении как средство гуманитаризации профессионально-технического образования: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1991. — 190с.
  126. Л.А. Конец века конец науки? — М.: Наука, 1992. — 136с.
  127. С.М. Изучение истории науки как средство гуманитаризации естественнонаучного образования: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. -208с.
  128. Методика преподавания физики в 7−8 классах средней школы: Пособие для учителя / Под ред. A.B. Усовой. М.: Просвещение, 1990. — 319с.
  129. Методика преподавания физики в средней школе / Под ред. С.Е. Каме-нецкого, A.B. Ивановой. М.: МПГИ им. В. И. Ленина, 1987. — 336с.
  130. Механика и цивилизация / Под ред. А. Т. Григорьяна, Б. Г. Кузнецова. — М.: Наука, 1979−525с.
  131. А. Поиски истины. М.: Знание, 1978. — 80с.
  132. Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОСС ПЭН), 1997.-240с.
  133. А.И., Мищенко Л. И., Шиянов E.H. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. -МПГУ, Курский ГПИ, 1991. 285с.
  134. О. Прекрасна ли истина? М.: Знание, 1989. — 208с.
  135. В.Н., Савелова Е. В. История физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1981. 205с.
  136. В.Н. Особенности биографических очерков как учебных материалов // Физика в школе. 1997. — № 3. — С. 17- 20.
  137. Муза в храме науки / Сост. В. Ф. Ноздрев. М.: Сов. Россия, 1988. -448с.
  138. В.В., Василевский A.C. Курс теоретической физики: В 4-х т.: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985- 1992гг.
  139. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (проект) //Народное образование. 2000. — № 2. — С. 14−26.
  140. Наука и культура / Отв. ред. В. Ж. Келле. М.: Наука, 1984. — 336с.
  141. А.Н., Косиченко А. Г. Социокультурные аспекты физического познания // Философские науки. 1990. — № 5. — С.40−49.
  142. А.П. Дисциплинарная организация науки: ее генезис и обоснование. М.: Наука, 1988. — 256с.
  143. Р. Наука и культура // Наука и человечество. Т. 3. Знание, 1964. — С. 52−65.
  144. О программе модернизации педагогического образования (приказ от 01.04.03. № 1313) //Вестник образования России. -2003. № 10. — С. 9−37.
  145. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, E.H. Шия-нов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512с.
  146. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
  147. П.И. Самостоятельная познавательная деятельностьшкольников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  148. B.C. История науки и техники (учебное пособие). Ростов -на — Дону: Издательство «Феникс», 1998. — 352с.
  149. Т.С. Историко-методическая подготовка учителей математики в педагогическом университете: Дис. .докт.пед.наук.- СПб., 1998. 457с.
  150. И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени. М.: Эдиториал УРСС, 2000. -240с.
  151. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 312с.
  152. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7−11 кл. / сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 256с.
  153. А. О науке. М.: Наука, 1983.- 560с.
  154. Г. И. Использование материала истории физики в эстетическом воспитании школьников // Физика в школе. 1980. — № 1. — С.20−22.
  155. Н.С. Методические основы дифференцированного обучения физике в средней школе: Дис. .докт. пед. наук. М. 1995. — 490с.
  156. А. Ученый и общество / Горизонты науки. М.: Мир, 1969.
  157. Развитие физики в России (Очерки): В 2-х т. М.: Просвещение, 1970.
  158. В.Г., Тарасов JI.B. Развитие общего образования: интеграция и гуманизация // Советская педагогика. 1988. — № 7. — С. 3−10.
  159. В.Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 102−111.
  160. А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х т./ Пер. Е. Ю. Чеботарева. М., 2001.
  161. Э. Физика для любознательных. В 3-х томах. М.: Мира, 1970- 1971.
  162. И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М.: Наука, 1988. -448с.
  163. В.М. Специфика и формирование естественных, технических игуманитарных наук. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. — 200с.
  164. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, т. 1.-1993. — 608с.
  165. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, т.2,-1999. — 672с.
  166. М.М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 176с.
  167. И.В. Курс общей физики: в 5 кн. Учеб пособие для втузов / И. В. Савельев. М.: Астрель: ACT, 2002.
  168. И.В. Основы теоретической физики: В 2-х т. / И. В. Савельев.- М.: Наука, 1991.
  169. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 240 с.
  170. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.- 272с.
  171. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика.- 1994. -№ 5.-С. 16−21.
  172. Л.М. Музыкальные портреты физиков-теоретиков (лекция-концерт) // Преподавание физики в высшей школе. 1997. — № 9. — С. 66−96.
  173. Д.В. Общий курс физики: В 5 кн. Учеб. пособие для студентов физических специальностей вузов. 4-е изд., стер. — М.: Физматлит: МФТИ, 2002−2003.
  174. E.B. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. 349с.
  175. А. Диалог в воспитании: к постановке проблемы // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 48−53.
  176. В.А. О проектировании содержания высшего педагогического образования // Преподаватель. 1999. — № 5. — С. 3−9.
  177. В.А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке учителя // Педагог. 1996. — № 1. — С. 17−29.
  178. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина: В 2-х частях. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002, Ч.-1, 288 с.
  179. Сластенин. М.: Изд. Дом Магистр-пресс, 2000. — 488с.
  180. С.Д. Психология и педагогика высшего образования: от деятельности к личности: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. 304с.
  181. .И. История физики. Учебное пособие. Ч. 1−2. М.: Высшая школа, 1977.
  182. .И. Физика в ее развитии. М.: Просвещение, 1979.
  183. С.Е. Реализация теоретических основ методики обучения физике в преподавании курса «Концепции современного естествознания»: дис. .канд. пед. наук. Чита, 2000. — 238с.
  184. B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. — № 10. — С. 3−18.
  185. B.C., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1995. — 400с.
  186. А.Д. Целостность естественнонаучного образования // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 49 -58.
  187. И.А. Подготовка студентов физических факультетов по истории физике в пединститутах: Дис.. канд. пед. наук. М., 1971. — 186с.
  188. А.К. Ритмы и алгоритмы. М.: Мол. Гвардия, 1988. — 223с.
  189. JI.B. Этот удивительно симметричный мир. — М.: Просвещение, 1982. 176с.
  190. JI.B. Гуманитаризация как одно из основных направлений перестройки преподавания физики в школе И Физика в школе. 1989. — № 4. -С. 32−44.
  191. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учебное пособие для студентов высш. пед.учебн. заведений / Под. Ред. С.Е. Каменец-кого, Н. С. Пурышевой. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368с.
  192. Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учебное пособие для студентов высш. пед.учебн. заведений / Под. Ред. С.Е. Каме-нецкого. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 384с.
  193. A.B. Организация самостоятельной работы с учетом личностных факторов: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 249с.
  194. Е.Г. Использование исторических опытов в учебном процессе по физике в средней школе как одно из средств развития у учащихся познавательного интереса к предмету, к процессу научного познания: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1992. — 190с.
  195. Т.И. Курс физики: учеб. пособие для инженерно-технических специальностей вузов. 6-е изд-е, стер., — М.: Высшая школа, 2000. — 542с.
  196. .В. Методика преподавания развивающего курса истории науки как составляющей физико-астрономического школьного образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 2000. — 16с.
  197. A.B. Теория и методика обучения физике. Общие вопросы: Курс лекций СПб.: Издательство «Медуза», 2002. — 157с.
  198. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физике // Физика в школе. 2004. — № 4.- С. 22−31.
  199. E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992.-251с.
  200. Фейнберг E. J1. Интеллектуальная революция (на пути к единению двух культур) // Вопросы философии. 1986. — № 8. — С. 33−45.
  201. Физика XIX—XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XX века и ее связь с другими разделами естествознания / Отв. ред. Г. М. Ид лис. М.: Янус-К, 1997. — 304с.
  202. Физика XIX—XX вв. в общенаучном и социокультурном контекстах: Физика XIX века / В. П. Визгин, О. В. Кузнецова, O.A. Лежнева и др. М.: Наука, 1995.-280с.
  203. Физика в системе культуры. М.: ИФРАН, 1996. — 231с.
  204. В.М. Место фундаментального естественнонаучного образования в новой образовательной парадигме // Вестник РУДН. Серия Фундаментальное естественнонаучное образование. 1995. — № 1. — С. 5−7.
  205. С.Р., Ильин В. А. Программа курса «История физики» для студентов физических специальностей педагогических вузов // Преподавание физики в высшей школе. 1997. — № 10. — С. 8−17.
  206. Философия, наука, цивилизация / Под ред. В. В. Казютинского. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 368с.
  207. Я., Новы Л. История естествознания в датах. Хронологический обзор. М.: Прогресс, 1987. — 495с.
  208. Г. Ф. Поэзия науки. М.: Наука, 1970. — 156с.
  209. Дж. Тематический анализ науки / Пер. с англ. / Общ. ред. и послесловие С. Р. Микулинского. М.: Прогресс, 1981. — 383с.
  210. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения.
  211. М.: Народное образование, 1996. -160с.
  212. Н.В. Теоретические основы и реализация методологического компонента методической подготовки учителя физики: Дис.. докт. пед. наук. М., 1997,-460с.
  213. Н.М. Физика. Основы механики. Пробный учебник для 8 кл. ср. шк. -М: Просвещение, 1982. 192с.
  214. B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. — № 6. — С. 91−105.
  215. Э. Новые пути в физике. М.: Наука, 1971.- 427с.
  216. Р.Н. Формирование мировоззрения учащихся при обучении физике (на историко-биографическом материале): Дис.. канд. пед. наук. -М, 1988. -205с.
  217. Р.Н. Социокультурные функции истории науки в процессе обучения // Вопросы философии. 1992. — № 1−2. — С. 67−73.
  218. Р.Н. Физика в контексте мировой культуры // Физика в школе. 1998. -№ 1.-С. 46−50.
  219. Р.Н. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики. Монография. М.: Прометей, 1998. — 267с.
  220. А. Собрание научных трудов: В 4-х т. М.: Наука, 1967.
  221. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 112с.
  222. М.Г., Зорина Л. Я. История науки и школьное обучение. -М.: Знание, 1978.-48 с.
  223. К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. — 527с. — (Мыслители XX в.).
  224. R. Н. Physics for Poets. N.Y. — 1978. -287p.
  225. Science, Technology and Culture. Ed HJ. steffensand, H.N. Muller, III AMS Press, Inc. New York, 1974.
  226. Simonyi K. Kulturgeschichter der Physik. Budapest: Akademiai, Kiado. -1990. -576 p.216
Заполнить форму текущей работой