Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия развития правовой культуры студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Была создана опытная группа студентов. Нами был проведен сравнительный анализ уровня развития правовой культуры студентов III курса и опытной группы. Одним из важнейших направлений формирующего этапа эксперимента явилось изменение содержания правового обучения в опытной группе: изучение студентами спецкурса «Развитие правовой культуры студентов» — сопряжение правового обучения студентов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Г. Теоретические основы развития правовой культуры
    • 1. 1. Соотношение права и культуры
    • 1. 2. Сущностная характеристика правовой культуры
    • 1. 3. Основные черты правовой культуры студентов
  • Глава II. Опытно-экспериментальные исследования процесса развития правовой культуры студентов
    • 2. 1. Задачи и методика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Обоснование критериев развития правовой культуры студентов
    • 2. 3. Организация опытно-экспериментальной работы и ее результаты
    • 2. 4. Педагогические условия развития правовой культуры студентов
  • Заточение

Педагогические условия развития правовой культуры студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обновление общества, изменения в экономической, политической, общественной сферах, становление демократического правового государства выдвигают на одно из первых мест проблему развития личности как сознательного субъекта социальной деятельности. В связи с этим возрастает роль и значение правовой культуры как одной из характеристик развития человека. В настоящее время, когда наблюдается рост преступности среди молодежи, существует объективная необходимость развития правовой культуры студентов, т. к. эта часть молодежи в недалеком будущем придет к управлению обществом, будет занимать ключевые позиции в науке, производстве, культуре. По всем показателям молодежная преступность опережает взрослую: молодыми людьми совершается 57% всех преступлений. Там, где низок уровень правовой культуры, свобода преобразуется в свою противоположность — во вседозволенность, произвол, беззаконие, нарушение прав человека. И, напротив, где высок уровень правовой культуры, создаются условия для свободы личности, для развития демократии, гласности. Выход из кризиса не возможен без радикального обновления общественного сознания, достижения качественно иного уровня культуры, в том числе и правовой, обеспечивающей правопорядок, соблюдение законности.

Проблема правовой культуры стала привлекать внимание ученых сравнительно недавно: первые исследования появились в 60−80-е годы. В основном эта проблема разрабатывалась учеными-юристами.

В последнее время следует отметить возросший интерес педагогической науки к изучению некоторых аспектов данной проблемы (Балюк В.А., Вербицкий Н. П., Дуранов М. Е., Котов А. К., Саломаткин A.C., Яковлева Н.М.). Однако единых взглядов на природу феномена правовой культуры, ее педагогических аспектов еще не выработано, что вызывает необходимость изучения педагогических основ развития правовой культуры.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена также и тем, что прежняя модель правовой культуры устарела. С позиций сегодняшнего дня разработка модели правовой культуры требует кардинально иного решения.

Проблема практического разрешения задачи выявления оптимальных педагогических условий развития правовой культуры студентов также актуализировала данную тему исследования. Актуальность, теоретическая значимость, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Педагогические условия развития правовой культуры студентов» .

Педагогическое осмысление проблемы позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых определяет развитие правовой культуры. К ним можно отнести следующие:

— между объективной необходимостью повышения правовой культуры студентов, учащихся и недостаточным уровнем исследования данной проблемы в науке вообще и педагогической в частности;

— между возросшей потребностью общества в выпускнике школы, ВУЗа с высоким уровнем правовой культуры и недостаточной разработанностью путей ее совершенствования;

— между требованиями, предъявляемыми обществом к повышению уровня различных компонентов правовой культуры студентов, учащихся, и отсутствием целенаправленной работы педагогов в этом направлении.

В науке к настоящему времени накоплен значительный фонд знаний, необходимый для постановки и решения исследуемой проблемы. Это труды отечественных и зарубежных ученых в области:

— общей теории культуры (Баллер З.А., Злобин Н. С., Межуев В. М., Маркарян Э. М., Теплов Н. В., Хейзинга И., Чавчавадзе Н. З., Челидзе Л.М.);

— социально-философского исследования права (Блауберг И.В., Вавилин Е. А., Гегель, Гурова Р. Г., Давидович В. Е., Жданов Ю. А., Здравомыслов А. Г., Кейзеров Н. М., Ковальзон М. Я., Момджан К. Х., Маркс К., Стучка П. И., 4.

Фофанов В.П., Чефранов В. А., Шершеневич Г. Ф., Энгельс Ф., Явич J1.C., Яковлев Б.Д.);

— теории о сущности, содержании, структуре, функциях правовой культуры (Аграновская Е.В., Алексеев С. С., Бурлай Е. В., Гойман В. И., Гали-мов М.М., Гришаева В., Гранин А. Ф., Зорченко Е. А., Каминская В. И., Ко-пейчиков В.В., Кожевников С. Н., Лукашева Е. А., Лазарев A.B., Лавренов В. Г., Ликас A.A., Лейст О. Э., Малеин Н. С., Махов Ф. С., Машукова Л. Г., Ма-тузов Н.И., Нерсесянц B.C., Никитин А. Ф., Бойков А. Д., Ратинов А. Р., Сальников В. П., Семитко А. П., Соколов Н. Я., Туманов В. А., Шишкин В.Д.);

— педагогической теории деятельности (Абдульханова-Славская К.А., Ахаян Т. К., Буева Л. П., Выготский Л. С., Каган М. С., Ксенофонтова А. Н., Кузьмина Н. В., Леонтьев А. Н., Морозова С. А., Рубинштейн М. М., Талызина Н. Ф., Хекхаузен X., Хамова О. В., Щукина Г. И.);

— теории ценностей (Арсентьев A.M., Бейсенова А. У., Белозерцев Е. П., Выжлецов Г. П., Кирьякова A.B., Сагатовский В. Н., Тугаринов В.П.);

— теории правовой деятельности (Алейникова О.П., Жоругов Р. Т., Кудрявцев В. Н., Нурпеисов Е. К., Оксамытный В. В., Шафиров В.М.);

— исследования вопросов правового воспитания, уважения прав личности (Ахметова И.Ф., Балюк В. А., Бест Е., Бриджис Д., Вербицкий Н. П., Давыдов Г. П., Дуранов М. Е., Котов А. К., Бойко А. Д., Сластенин В. А., Саломаткин A.C., Тихомиров Д. Е., Яковлева Н. М., Эпл М.);

— изучения проблем молодежной среды (Ветошкин А.П., Головатый Н. Ф., Игошев К. Е., Ильинский И. М., Левичева В. Ф., Рубина Л. Я., Суворова Н. Г., Сиротин A.C., Топчий Л.В.).

Цель исследования — выявление, теоретическое обоснование и опытная проверка педагогических условий развития правовой культуры студентов.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения.

Предмет исследования — развитие правовой культуры студентов.

Гипотеза исследования: развитие правовой культуры студентов будет успешным, если:

— правовая культура рассматривается как сложное интегральное личностное образование, включающее когнитивный, ценностный, деятельностный компоненты, характеризующееся определенным уровнем правовых знаний, отношением к праву, активной правовой деятельностью;

— разработаны критерии, позволяющие определить уровни развития правовой культуры студентов;

— создана комплексная программа развития правовой культуры студентов;

— разработана модель правовой культуры ;

— реализована совокупность педагогических условий, способствующих развитию правовой культуры студентов.

Задачи исследования:

— изучить состояние исследуемой проблемы в теории и обосновать понятийный аппарат исследования;

— раскрыть сущность, структурные компоненты и содержание правовой культуры;

— разработать модель правовой культуры;

— создать комплексную программу развития правовой культуры студентов;

— определить диагностическую программу изучения уровней развития правовой культуры студентов;

Методологическую основу исследования составляют ведущие положения теории ценностей и теории деятельности, а также теоретические положения фундаментальных исследований в области культуры и права.

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической, юридической, лингвистической литературыизучение педагогического опыта с помощью наблюдения, опроса, интервью, анкетирования, метода независи6 мых характеристик, бесед с преподавателями, студентами и учащимися и др.- педагогический экспериментапробация учебно-методических материалов, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

Базой исследования были определены Оренбургский институт Московской государственной юридической академии, средние общеобразовательные учреждения № 34, № 6, гимназия № 2, лицей № 3.

Этапы исследования.

Подготовительная работа, начатая в 1994 году, была направлена на определение исходных позиций будущего исследования.

Для этого, с одной стороны, изучались труды отечественных и зарубежных авторов по философии, социологии, юриспруденции, педагогике, психологии, раскрывающие основные теоретические вопросы. С другой стороны, цели будущего исследования обсуждались с преподавателями ВУЗов, учителями-практиками ряда школ г. Оренбурга.

В результате были обозначены объект, предмет, тема, гипотеза и цель исследования.

Второй этап исследования (1995;97 гг.) включал разработку методики и проведение констатирующего этапа эксперимента.

На третьем этапе (1997;98 гг.) был разработан план, обоснована методика и проведен формирующий этап эксперимента .

Заключительный этап (1998 г.) был посвящен анализу, обобщению и интерпретации результатов эксперимента, выявлялись педагогические условия развития правовой культуры студентов. Формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— впервые определен собственно педагогический аспект развития правовой культуры;

— создана комплексная программа развития правовой культуры ;

— разработаны, теоретически обоснованы критерии, уровни, показатели развития правовой культуры студентов;

— создана модель правовой культуры;

— выявлена, теоретически обоснована и опытно-экспериментальным путем проверена совокупность педагогических условий, способствующих развитию правовой культуры студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определены педагогические условия развития правовой культуры, которые могут быть использованы в высших учебных заведениях любого профиля, в массовой практике работы образовательных учрежденийсоздана диагностическая программа изучения уровней развития правовой культурыразработана комплексная программа, позволяющая целенаправленно развивать правовую культуру студентовсобран банк правовых задач — ситуацийразработан спецкурс «Развитие правовой культуры студентов».

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью материала, разнообразием источников информации, статистической значимостью экспериментальных данных, личным участием автора в экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

— правовая культура — это сложное интегральное личностное образование, включающее когнитивный, ценностный, деятельностный компоненты, характеризующееся определенным уровнем правовых знаний, отношением к праву, активной правовой деятельностью;

— комплексная программа развития правовой культуры студентов включает следующие направления: профилактика правонарушений в коллективеправовая пропаганда в ВУЗеправовое обучение студентов, учащихсяподготовка студентов к активной правовой деятельности;

— модель правовой культуры ;

— разработанные и экспериментальным путем проверенные критерии, уровни, педагогические условия развития правовой культуры студентов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения основных положений на проблемных лабораториях кафедры иностранных языков, теории государства и права, на заседаниях студенческого научного общества, на аспирантском семинаре, на ученых советах, научно-теоретических конференциях института, на международном семинаре по проблеме «Будущее образования» (Россия-США-Англия), а также в форме публикаций тезисов, статей.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования в педагогической области и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ВЫВОДЫ по главе II.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа представляла собой важнейший этап научного познания педагогических условий развития правовой культуры студентов. Данное исследование было направлено на выявление, проверку и использование в учебно-воспитательном процессе нового содержания, способов, средств и приемов организации и методики, совершенствующих систему обучения, воспитания и подготовки студентов к эффективной правовой деятельности и правовоспитательной работе с учащимися в современных условиях. Для определения результатов эксперимента и всего педагогического процесса развития правовой культуры студентов, его целенаправленного совершенствования выдвинуты и обоснованы критерии сформированности их правовой культуры. В качестве частных критериев были выдвинуты и обоснованы: достаточность правовых знаний, отношение к праву, правовая активность и правомерность поведения. Данные критерии позволили нам выделить следующие уровни развития всех компонентов правовой культуры: высокий, достаточно высокий, средний, ниже среднего, низкий. Нами была разработана диагностическая программа изучения уровней развития правовой культуры студентов.

В ходе констатирующего этапа эксперимента, используя диагностическую программу, мы установили, что уровень правовой культуры студентов на I, И, III курсах «средний». Анализ этих данных позволил нам сделать вывод о необходимости внесения изменений в процессе правового обучения и воспитания студентов с целью повышения уровня их правовой культуры. В связи с этим была создана комплексная программа развития правовой куль.

159 туры студентов, которая предусматривала работу преподавателей и студентов по профилактике правонарушений в коллективе, организации правовой пропаганды в ВУЗе, правовому обучению студентов и их подготовке к активной правовой деятельности. Для организации, проведения данной работы был создан совет, в который вошли преподаватели, студенты учебных групп, члены студенческого научного общества, студенческого совета. Контролирующая функция принадлежала декану факультета (автору).

Была создана опытная группа студентов. Нами был проведен сравнительный анализ уровня развития правовой культуры студентов III курса и опытной группы. Одним из важнейших направлений формирующего этапа эксперимента явилось изменение содержания правового обучения в опытной группе: изучение студентами спецкурса «Развитие правовой культуры студентов" — сопряжение правового обучения студентов и учащихсярешение студентами правовых задач-ситуацийтрансляция правовых знаний школьникам, правовоспитальная работа с последними.

В результате экспериментальной работы мы обоснованно пришли к выводу, что уровень правовой культуры студентов опытной группы стал выше по сравнению со студентами III курса. Результаты данного исследования подтвердили правильность выбора дополнительных мер, которые положительно повлияли на повышение уровня правовой культуры студентов опытной группы.

Разработанный замысел, цель, задачи и методика эксперимента позволили собрать фактический материал для определения основных педагогических условий развития правовой культуры студентов: повышение культурое-кости юридического образованияинтеграция правовых знанийоптимизация подготовки студентов к правовой деятельностипроблематизация обучениясоздание комплексной программыпрофессионализм преподавателя.

В ходе эксперимента мы установили, что только совокупность этих условий обеспечивает процесс развития правовой культуры студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Среди многочисленных проблем, стоящих в настоящее время перед образованием, особую актуальность приобретает проблема развития правовой культуры студентов. Как показал анализ работ по обозначенной проблеме, в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «правовая культура» — не дано универсальное определение, нет общепризнанной структуры правовой культуры.

Практика, в свою очередь, свидетельствует о том, что несовершенство правовой культуры тормозит личностный рост, препятствует обновлению общества, формированию демократического правового государства, влияет на эффективность процесса развития у студентов высокой гражданственности, уважения к законам, непримиримости к любым нарушениям законности.

Научно-исследовательская работа привела нас к следующим результатам и выводам. Так, на основе анализа философской, социологической, юридической, психолого-педагогической литературы было показано соотношение права и культуры, было уточнено понимание сущности понятия «правовая культура, а также были определены основные черты правовой культуры студентов.

С целью выявления места и роли права в системе культуры потребовалось рассмотреть различные подходы к пониманию культуры, раскрыть ее содержание. Нами были рассмотрены следующие подходы к определению закономерностей культуры, необходимые для дальнейшего исследования права: цивилизационный, аксиологический, субъектный, деятельностный. Выяснилось, что имеющиеся в философской литературе воззрения на культуру не столько отрицают, сколько дополняют друг друга. Кроме того, научная ценность категории «культура» состоит в том, чтобы обозначить те консолидирующие силы, которые интегрируют разнообразные формы человеческой деятельности в одно системное целое.

Констатируя наличие известных расхождений во взглядах исследователей на содержание понятия «культура», было признано необходимым сделать понятия «культура» и «деятельность» как глубоко родственные между собой и способствующие обоюдному достижению ими смысловой определенности.

Выделение понятия «правовая деятельность» и последующее его включение во всю систему деятельности способствовали установлению того, что любой тип человеческой деятельности может включать в себя правовой компонент. Было показано, что право в системе культуры выполняет три функции: социально-регулятивную, воспитательную, образовательную.

Правовая культура, будучи специфической характеристикой всех сторон правовой жизни общества, не тождественна воспитательной функции права. Социально-философское исследование права как феномена культуры немыслимо без уяснения ценностного содержания права. Роль обобщающей аксиологической характеристики правовых явлений может сыграть понятие «правомерность» .

В диссертации отражены возможности социально-философского исследования права, которые в отличие от общей теории государства и права, а также частноправовых наук, позволило взглянуть на явления правовой жизни предельно широко, увидеть все многообразие связей права с другими явлениями общественной жизни.

Теоретическая разработка проблемы соотношения права и культуры, анализ исследований в области философии, социологии, психологии, педагогики, юриспруденции позволили вскрыть сущностную характеристику правовой культуры, все ее компоненты, их взаимосвязь, функции.

Нами была разработана модель правовой культуры. Мы обоснованно пришли к выводу, что основными компонентами являются: правовые знания, отношение к праву, правовая активность, правомерность поведения. Данный вывод позволил нам дать следующее определение правовой культуры.

Правовая культура это сложное, интегральное, личностное образование, включающее в себя когнитивный, ценностный, деятельностный компо.

162 ненты, характеризующееся определенным уровнем правовых знаний, отношением к праву, правовой деятельностью.

В ходе исследования было установлено, что уровень правовой культуры определяется уровнем отношения к праву, масштабом образования в стране, профессиональной подготовкой специалистов, убежденных в необходимости трансляции правовых знаний различным категориям граждан, степенью развития правовых наук, правового мышления.

Было выявлено место различных видов человеческой деятельности в правовой культуре. Было показано, что структура правовой культуры личности выступает как бы в своем двуедином качестве: с учетом отражаемых типов человеческой деятельности и с учетом ориентации на отрасль самого права. Было установлено, что к анализу структуры правовой культуры нужно подходить со стороны ее уровня и глубины познания правовых явлений, с позиции овладения ими.

Было показано, что правовая культура выполняет функцию правового обеспечения процесса становления Российской государственности, познавательно-преобразовательную, ценностно-нормативную, правовоспитательную, коммуникативную.

Было также подчеркнуто, что все функции взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

В ходе исследования было замечено, что коренное изменение политической ориентации в современном мире все в большей степени выводит на первый план человеческую личность. Степень развития интеллектуальных, моральных, творческих качеств человека, гарантии защиты его прав и формирование ответственности за сохранение жизни ради будущего являются решающими факторами общественного прогресса мировой цивилизации.

Исследование также актуализировало проблему развития правовой культуры студентов.

Данная социальная группа представляет интерес для нашего исследования, так как сквозь призму интересов этой социальной группы наиболее.

163 отчетливо видны противоречия в системе общественных взаимодействий. В ходе исследования было показано, что в современных условиях, когда человечество находится на границе третьего тысячелетия, становится понятным обеспокоенность судьбой молодого поколения, в особенности студентов, ибо в недалеком будущем она составит основной стержень интеллигенции, интеллектуальный потенциал страны.

Исследование правовой культуры позволило сделать вывод, что данный феномен необходимо изучать с позиции общечеловеческих ценностей.

Нами было установлено, что правовая культура студента проявляется в его подготовленности к восприятию правовых идей, законов, а также в критическом отношении к законодательству. Мы также пришли к выводу, что правовая культура студента проявляется как определенный характер и уровень его деятельности, в процессе которой он приобретает или развивает свои правовые знания. Мы доказали, что правовая культура может существовать как культурный потенциал личности.

Мы обоснованно пришли к выводу, что сложность и противоречивость становления правовой культуры обуславливает особую значимость целенаправленного ее развития.

Данные констатирующего этапа позволили вскрыть актуальные вопросы развития правовой культуры студентов (определена самооценка студентов уровня своих правовых знаний, достаточности правовых знаний для будущей работы, отношения к праву, правовой активности, собственного правомерного поведения, их понимания сущности понятия «правовая культура» и необходимости трансляции правовых знаний учащимся средних общеобразовательных учреждений, правовоспитательной работы с последними) — обоснована необходимость разработки комплексной программы по развитию правовой культуры студентов и введение этой программы в учебно-воспитательный процесс в ВУЗе.

В диссертации нашли отражение уровни развития правовой культуры студентов, выявленные в соответствии с разработанными нами критериями и.

164 показателями. Было установлено, что компонентам культуры присущи низкий, ниже среднего, средний, достаточно высокий, высокий уровни развития.

Было установлено, что между правовой культурой общества и культурой студентов имеется опосредующее звено — социальная среда. Правовая культура вузовского коллектива как раз и является такой средой, где развивается правовая культура студентов.

Исследование установило, что работа по развитию правовой культуры студентов должна проводиться по четырем направлениям. Первое направление связано с предупреждением правонарушений в коллективевторое — с организацией правовой пропаганды в ВУЗетретье — с правовым обучением студентов и четвертое — с подготовкой студентов к активной правовой деятельности, под которой мы понимаем правовую активность студентов, их собственное правомерное поведение.

Активная позиция студентов способствует развитию положительной мотивации, самостоятельности, самооценки, создает благоприятные условия для повышения уровня правовых знаний, отношения к праву, правовой деятельности.

Данные формирующего этапа исследования доказали, что уровень развития правовой культуры студентов опытной группы повысился за счет правильности выбора дополнительных экспериментальных мер, которые положительно повлияли на повышение уровня отдельных компонентов правовой культуры студентов.

Проведенное исследование позволило разработать модель правовой культуры, педагогические условия развития правовой культуры студентов.

Таким образом, мы видим, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Опытно-экспериментальное исследование доказало, что развитие правовой культуры студентов будет успешным при соблюдении основных педагогических условий: повышение культуроемкости юридического образова.

165 ния, интеграция правовых знаний, оптимизация подготовки студентов к правовой деятельности, проблематизация обучения, создание комплексной программы развития правовой культуры, высокий профессионализм преподавателя.

Таким образом, в процессе учебно-воспитательной работы, организованной с учетом необходимости развития правовой культуры студентов, была достигнута цель исследования.

Кратко перечисленные теоретические выводы разрабатываются в диссертации с попыткой создать не только теоретический инструментарий проблемы развития правовой культуры студентов, но и определенный практический инструментарий. Выводы и практические рекомендации могут быть использованы в процессе учебно-воспитательной работы со студентами ВУЗа любого профиля, а также среднего учебного заведения.

В предложенном диссертационном исследовании не удалось охватить все аспекты процесса развития правовой культуры студентов. В дальнейшем предстоит осуществить более углубленное и многостороннее исследование процесса развития правовой культуры студентов. Важным представляется рассмотрение вопроса о значимости правовой культуры для познавательной деятельности, а также изучение правовой культуры вузовского коллектива, ее понятие, содержание, структуру, функции.

В качестве прогностической видится проблема развития правовой культуры учащихся и студентов на протяжении учебы как в школе, так и в ВУЗе. Возникает необходимость изучения соотношения правовой и общей культуры личности. Есть основания предполагать, что по мере осуществления обозначенных проектов, будет происходить обогащение педагогики методологией и технологией развития правовой культуры личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. —М.: Наука, 1980. —335 с.
  2. Е.В. Личность и правовая культура. // Сов. гос-во и право. —1981. —№ 12. —С.136−138.
  3. Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. —М.: Наука, 1988.—142 с.
  4. Активизация форм и методов развития духовной культуры личности студента: Межвуз.сб.науч.тр.: Вологда: ВГПИ, 1991.—101 с.
  5. Актуальные вопросы правоведения в современный период. —Томск: 1995.—127 с.
  6. С.С. Гражданином быть обязан: Основы правовых знаний для юношества.—Свердловск: Средн.-Урал.кн.изд-во, 1985.—174 с.
  7. С.С. На путях создания правового государства // Правоведение. —1989. —№ 6. -3−9.
  8. С.С. Теория права. —М.: Бек, 1994. — 222 с.
  9. М.И. Правовое воспитание: Стиль, практика, методы. —Махачкала: Дагестан.кн.изд-во.—1986.—168 с.
  10. Г. М. Социальная психология: Учеб. для фак. психологии унтов. —М.: Изд-во МГУ, 1980. —415 с.
  11. Л.И. Психология формирования и развития личности. —М.: Мысль, 1988. —239 с.
  12. Т.К. Формирование коммунистических убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников подростков: Учеб.пособие. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. —80 с.
  13. И.Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека в средней школе зарубежных стран. Дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук.—М.: 1995.—201 с.
  14. Ю.К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком. —М.: Знание, 1979. —32 с.
  15. А.Н. Правовая культура личности. (Филос.-социол.аспект). Акад. м-ва внутр. дел Рос.Федерации.—М.: 1996.—21 с.
  16. В.А. Правовое воспитание учащихся. —Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1986.—128 с.
  17. Г. И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии. —Киев: Знание УССР, 1984. —48 с.
  18. А.У. Право и ценностные ориентации личности // Социалистическое право, сознание и поведение личности. —Алма-Ата: Наука, КазССР, 1988.—236 с.
  19. Е.П. Педагогическая подготовка учителя-филолога (идеология, содержание, технология). —М.: Валент. —1996.—102 с.
  20. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. —М.: Педагогика.—1989.—208 с.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. —М.: Наука, 1973. —270 с.
  22. Е.В. Культура как объект социально-философского исследования: автореф.дисс.докт.филос.наук. —М., 1980. —30 с.
  23. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. —М.: Изд-во МГУ, 1982. —199 с.
  24. Т.В. Правовая культура как фактор совершенствования системы социального управления. // Актуальные вопросы правоведения в современный период.—Томск, 1995.—С.15−16.
  25. Л.П. Человек: деятельность и общение. —М.: Мысль, 1978. —216 с.
  26. Е.В. Правовая культура личности и общества. Профессиональное достоинство юридической науки: «Круглый стол» журнала «Сов.гос-во и право» // Сов. гос-во и право. —1989. —№ 9. —С.45−56.
  27. Е.А., Фофанов В. П. Исторический материализм и категория культуры: Теорет.-методол.аспект. —Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ие, 1983. —199 с.
  28. Ю.А. Политическая культура как фактор совершенствования системы социального управления. // Актуальные вопросы правоведения в современный период.—Томск, 1995.—С.15−16.
  29. Н.П. Правовое воспитание молодежи. —Минск: Народна асвета, 1991. —87 с.
  30. Вергилий. Буколики- Георгики- Энеида. Пер. с латинского. —М.: Худож.лит., 1979.—549 с.
  31. А.П. Место и роль студенчества в развитии социалистического общества. —Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1986. —126 с.
  32. Ф.М. Эстетика. Статьи. Письма. —М.: Искусство, 1974. —319 с.
  33. Воспитание социально-активной личности: история, теория, практика. Межвуз.сб.науч.тр. —Рязань: Рязан.гос.пед.ин-т, 1990. —221 с.
  34. Л.С. Педагогическая психология. —М.: Педагогика, 1991. —479 с.
  35. Г. П. Духовные ценности и судьбы России // Социально-политический журнал. —1995.—№ 3. —С.61−74.
  36. М.Л. Старшеклассники о праве. М.: Магистр, 1997. —64 с.
  37. Гегель. Философия права. Пер. В.Стойнера. —М.—Л.: Соцэкгиз, 1934.—380 с.
  38. В.И. Правовая информированность граждан, состояние, пути улучшения. // Сов. гос-во и право. —1988.— № 9.—С.34−35.
  39. Н.Ф. Студент: Путь к личности. —М.: Мол. гвардия, 1982. —142 с.
  40. В.В. Эффективность правового воспитания. Понятие, критерии, методика измерения. —Киев: Наукова думка, 1985. —128 с.
  41. А.Ф. Социалистическая правовая культура и правовой прогресс: Административно-правовые аспекты правового воспитания личного состава органов внутренних дел. —Киев: Наукова думка, 1984. —160 с.
  42. В. Социально-правовая защищенность молодежи // Сов.юстиция. —1989. —№ 21. —С.25.
  43. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. —Ростов н/Д: Изд-во Рост.гос.ун-та, 1979. —263 с.
  44. Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательных школ. Автореф.дисс.докт.пед.наук. —М.: 1984. —40 с.
  45. В.И. Избранные произведения.—М.: Правда, 1987.—445 с.
  46. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. —М.: Просвещение, 1987. —205 с.
  47. Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета. Автореф.дисс.канд.пед.наук. —Оренбург, 1997.—19 с.
  48. Единство обучения и воспитания студентов. —Казань: Изд-во Ка-зан.ун-та, 1989.—160 с.
  49. С.А. Правовая культура личности: социально-философ.анализ. Автореф.дисс.канд.филос.наук / Сарат.гос.ун-т им. Н. Г. Чернышевского. -Саратов, 1995.—18 с.
  50. Р.Т. Вопросы правомерного поведения личности // Правовое регулирование общественных отношений. —М.: Ин-т государства и права, 1977.—171 с.
  51. А.Г. Потребности, интересы, ценности. —М.: Политиздат, 1986. —221 с.
  52. Н.С. Культура и общественный прогресс. —М.: Наука, 1980. —303 с.
  53. Е.А. Воспитание правовой культуры молодежи. —Минск: Беларусь, 1986.—79 с.
  54. Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. —Минск: Наука и техника, 1984. —128 с.
  55. Зюбин JIM. Психология воспитания. —М: Высш.шк., 1991. —93 с.
  56. И.М. Наука и молодежь: обновление исследовательских подходов. // Молодежь 89: Общественное положение. —М.: 1989. —С.11.
  57. М.С. Человеческая деятельность. —М.: Политиздат, 1974. —328 с.
  58. Калаев А, В. Правовая культура студентов // Образование и культура молодежи: профессиональный аспект.—Новосибирск, 1997.—С. 165−167.
  59. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры. // Правовая культура и вопросы правового воспитания: Сб.научн.тр. —М.: Всесоюзн. ин-т по изучению причин и разраб. мер преду-прежд.преступности. —202 с.
  60. Н.М. Политическая и правовая культура: Методологические проблемы. —М.: Юрид.лит., 1983. —231 с.
  61. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. —Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. —224 с.
  62. A.B. Ориентация личности в мире ценностей. Международный психолого-педагогический журнал. —Юнеско, 1998. —№ 4. —С.37−50.
  63. Кирьякова А, В. Теория ориентации личности в мире ценностей. —Оренбург, 1996.—188 с.
  64. М.Я. Место понятия «культура» в системе категорий исторического материализма: Методологические проблемы исторического материализма.—Барнаул, 1976.—С. 122.
  65. М.Я., Макешин Н. И. Общественное сознание и общественные науки.—М.: Знание, 1973. —64 с.
  66. С.Н. Правовая культура как предпосылка социально-правовой активности личности // XXVI съезд КПСС и развитие теории права. —Свердловск: СЮИ, 1982. —153 с.
  67. В.А., Суслов Ю. А. Конкретно-социологические исследования в области права. —JL: Изд-во ЛГУ, 1981. —111 с.
  68. А. Права личности для «взрослого» человечества. // Обществ, науки и современность. —1991. —№ 6. —С. 31−42.
  69. А.Ф. Правовое сознание: понятие, структура, функции: Учеб.пособие.—Оренбург, 1997.—76 с.
  70. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: —М.: Центр информ. и документации Совета Европы в Рос. Федерации, 1996. —64 с.
  71. В.В., Бородин В. В. Роль правовой культуры в формировании социалистического правового государства // Сов. гос-во и право. —1990. —№ 2. —С.28−34.
  72. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. —М.: ВПА, 1998. —201 с.
  73. Т.В. Правовое воспитание учащихся в образовательном процессе профессионально-технических училищ. Дисс. на соиск. ученой степени канд.пед.наук. —М.: 1997. —158 с.
  74. А.К. Комплексный подход к правовому воспитанию в учебных коллективах. —Алма-Ата: Казахстан, 1982. —137 с.
  75. Краткий словарь по социологии. —М.: Политиздат, 1988. —477 с.
  76. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. —М.: Высш.шк., 1990.—142 с.
  77. А.Н. Проблемы речевой деятельности в речевом процессе: Учеб. пособие к спецкурсу. —Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1995. —100 с.
  78. А.Н. Совершенствование речевой деятельности учителя и учащихся в учебном процессе: Автореф.дисс.канд.пед.наук. —Л., 1983. — 18 с.
  79. В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. —М.: Наука, 1982.—287 с.
  80. Г. А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в формировании личности старшего подростка. Автореферат диссертации канд.пед.наук. —М., 1979, —20 с.
  81. Г. А. Нравственно-правовое воспитание подростков. —Саратов: Издв-во Сарат. ун-та, 1989. —114 с.
  82. С.Г. Лингвострановедение как фактор развития аксиологического потенциала личности студента университета. Автореф.дисс.канд.пед.наук.—Оренбург, 1987.—18 с.
  83. Кулиев М-П.Р. Развитие права, общества и государства: проблемы теории и практики. М.: изд. РАГС, 1997. —164 с.
  84. Культура человек — философия: К проблеме интеграции и развития // Вопр.философии. —1982. —№ 1,—С.19−21.
  85. Ч. Основы общей дидактики. / Пер. с польского Долженко О. В. —М.: Высш.шк., 1986. —367 с.
  86. В.Г., Загвязинский В. И. К закону с уважением. —Свердловск, 1981.—128 с.
  87. В.В. Выявление закономерностей правомерного поведения. // Сов. гос-во и право. —1983. —№ 11. —С. 19−26.
  88. B.B. Социально-психологические аспекты применения права. —Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. —144 с.
  89. Л.Е. Политико-правовые ценности: История и современность. // Гос-во и право. —1997. —№ 7. —С.84−86.
  90. Л. Вместо поучений равноправное сотрудничество // Вест.высш.шк. —1990. —№ 12. —С.35−37.
  91. В.Ф. Молодежь и политический плюрализм // Филос.науки. —1990. —№ 10. —С.65−72.
  92. О.Э. Методология исследования правомерных и неправомерных действий в развитом социалистическом обществе // Методологические и теоретические проблемы государства и права развитого социализма. —М.: Изд. МГУ, 1983.—168 с.
  93. A.A. Педагогическое общение. —М.: Знание, 1979. —47 с.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. —М.: Политиздат, 1975.—304 с.
  95. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. —М.: Педагогика, 1983. —318 с.
  96. И .Я. Дидактические основы методов обучения. —М.: Педагогика, 1981.—185 с.
  97. A.A. Законность и культура социалистического правосудия // Сов. гос-во и право. —1981. —№ 3. — С.125−131.
  98. A.A. Культура правосудия. —М.: Юрид.лит., 1990.—176 с.
  99. .Т. Воспитательные аспекты обучения. —М.: Просвещение, 1982. (1982) —191 с.
  100. Е.А. Правосознание, правовое воспитание, правовая культура. // Сов. гос-во и право.—1976. —№ 1. —С.34−38.
  101. Е.А. Право, мораль, личность. —М.: Наука, 1986. —262 с.
  102. A.C. Соч.: В 7-и т. Т.5: Методика организации воспитательного процесса.—М.: Правда, 1971. —510 с.
  103. Малая Советская Энциклопедия. 3-е изд. Т.5. —М.: 1959. —1312 с.
  104. Малеин Н. С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственности. —М.: Юрид.лит., (1992). 1985. —192 с.
  105. Т.Н. Социальная активность старшеклассников. —М.: Мысль, 1983.—284 с.
  106. JI.C. Правосознание // Общественное сознание и его формы. —М.: Политиздат, 1986. —366 с.
  107. Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методол.анализ. —М.: Мысль, 1983. —284 с.
  108. К., Энгельс Ф. Соч. Изд.2-е. Т.39. —М.: Политиздат, 1966. —713 с.
  109. Н.И. Правовая система и личность. —Саратов: Изд-во Са-рат.ун-та, 1987. —293 с.
  110. С.Е. К вопросу стандартизации образования. Материалы международного симпозиума «Школа и рыночные отношения: проблемы и пути их решения». —Челябинск, 1996. —С. 19.
  111. Ф.С. Жить без проступков и правонарушений. —М.: Юрид.лит., 1986.—157 с.
  112. Л.Г. Роль правовой культуры в развитии социалистического образа жизни. Автореф.дисс.канд.юрид.наук. —М., 1983, 30 с.
  113. Методика преподавания основ Советского государства и права: Пособие для учителя. / Давыдов Г. П., Лернер И. Я., Бахмутова Л. С. и др. —М.: Просвещение, 1984. —160 с.
  114. Молодежь, образование, рынок. Сб.науч.тр.НИИ высш.образования. —М.: НИИВО, 1992.—108 с.
  115. Молодежь: ориентации и жизненные пути. —Рига: Зинатне, 1988. —207 с.
  116. A.A. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. —1991. —№ 1. —С.69−73.
  117. А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. —М.: Прогресс, 1973. —406 с.
  118. К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие / Начальные этапы восхождения от абстрактного к конкретному.—1986.—С.63.
  119. С.А. Учебно-правовые ситуации как средство формирования правомерного поведения учащихся ПТУ. Автореф.дисс.канд.пед.наук. —Л.: 1989, с. 19.
  120. В.О. Основы правоведения. —М.: Между-нар.отношения, 1994. —299 с.
  121. B.C. Право и закон: История правовых учений. —М.: Наука, 1983.—366 с.
  122. А.Ф. Политика и право: Учеб.пособие. —М.: Просвещение, 1995.—143 с.
  123. А.Ф. Что такое правовая культура? —М.: Просвещение, 1988.—109 с.
  124. Т.А. Ценностное самоопределение выпускника лицея. Автореф.дисс.канд.пед.наук.—Оренбург, 1998.—19 с.
  125. Е.К. Психология правомерного поведения. —Алма-Ата: Наука, 1984.—127 с.
  126. В.В. Правомерное поведение личности. —Киев: Нау-кова думка, 1985.—175 с.
  127. Очерки по диалектическому материализму.—М.: Наука, 1985.—479с.
  128. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / Под редакцией Пидкасистого П. И. —М.: Российское педагогическое агентство, 1995.—485 с.
  129. И.И. Педагогические основы межпредметных связей. —М.: Педагогика, 1985.—79 с.
  130. ., Жане П., Валлон А. // Психологический словарь. —М.: Педагогика, 1990.—448 с.
  131. Положение молодежи в советском обществе: (Аналит.отчет). —М., 1990.—168 с.
  132. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры. Автореф.канд.дисс. —Ростов-н/Д, 1996.—с. 17.
  133. Правовая культура молодежи и формирование правомерного поведения: (Сб.научн.трудов) / Под ред. Игошева К. Е. и др. —М.: Наука, 1985. —326 с.
  134. Правовое государство, личность, законность / Нерсесянц B.C. и др. НИИ правовой политики и проблем правоприменения Рос. правовой акад. —М., 1997.—138 с.
  135. A.B. Педагогические основы совершенствования правовой подготовки офицеров в воинских частях. Дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. —М.: 1993. —229 с.
  136. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. Б., Запорожца A.B., Ломова Б. Ф. и др. —М.: Педагогика, 1983. —448 с.
  137. Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. Межвузовский тематический сборник. —Ярославль: ЯГУ, 1983. —341 с.
  138. А.Р. Структура и функции правового сознания. // Проблемы социологии права. Вып.1. —Вильнюс. —1970.—344 с.
  139. А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. —М.: Наука, 1977.—247 с.
  140. P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. —М.: Ин-т развития личности., 1996. —144 с.
  141. Л.Я. Советское студенчество: Социол.очерк. —М.: Мысль, 1981.—207 с.
  142. М.М. Проблемы общей психологии. —М., 1976.
  143. Руссо Ж.-Ж. Избр.соч.в 3-х т. Пер. с фр. Т.1. —М.: Гослитиздат, 1961.—851 с.
  144. В.Н. Нравственная жизнь человека. —М.: Мысль, 1982. —295 с.
  145. А.С., Яковлева Н. М. Формирование правовой культуры будущего учителя. Учебное пособие к спецкурсу. —Челябинск, 1990. —84 с.
  146. В.Н. Социалистическая правовая культура. Мето-дол.проблемы. —Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1989. —87 с.
  147. В.П. Правовая культура и поведение советских граждан. Автореферат дисс.канд.юрид.наук.—Л.: 1980.—17 с.
  148. В.П. Формирование правовой культуры в условиях становления гражданского общества: структура и функции // Учеб.зап.юрид.фак. / С-Пб.гуманит.ун-т предсоюзов. 1997. Вып.2.—С.10−15.
  149. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под редакцией Ядова В. А. —Л.: 1979. —264 с.
  150. Л. и др. Право на каждый день. —М.: Магистр, 1997. —103 с.
  151. А.П. Правовая культура социалистического общества: понятие, структура, противоречие, прогресс. —Свердловск: Изд-во Урал.-ун-та, 1990.—С.172.
  152. Сенека Луций Анней. Если хочешь быть свободным: Кн. о воспитании. —М.: Политиздат, 1992. —379 с.
  153. A.C. О программе работы с молодежью. // Советская юстиция.—1988.—№ 19.—С.9−10.
  154. В.А. Гуманистическая культура специалиста. // Актуальные проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века. —М.: Просвещение, 1996.—178 с.
  155. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. —М.: Просвещение, 1976.—160 с.
  156. Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. —120 с.
  157. Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.: Наука, 1988. —222 с.
  158. Э.Ю. Личность и право // Вопросы философии. —1989. —№ 8. —С.67−90.
  159. Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права. // Квинтэссенция. Философский альманах. —М.: Политиздат, 1990. —446 с.
  160. Социально-демографический портрет студента. —М.: Мысль, 1986. —94 с.
  161. Социология. Словарь-справочник. Т.2. —М.: Наука, 1990.—231 с.
  162. Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя. Автореф.дисс.на соиск.учен.степени док.пед.наук.—М., 1981.—21 с.
  163. Становление гуманистического мировоззрения личности. Пособие для студентов пед.вузов. —М., 1994. — 223 с.
  164. Э.Я., Кузнецов A.B., Эслитис В. В. Механизм реализации Конституции / Государственно-правовой аспект. —Рига: Зинатне, 1984. —182 с.
  165. П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. —Рига: Латгосиздат, 1964. —748 с.
  166. Н.Г., Никитин А. Ф. Школьникам о праве. —М.: Просвещение, 1992.—95с.
  167. В.А. О воспитании. —М.: Политиздат, 1973.—272 с.
  168. В.А. О воспитании. Изд.2-е. —М.: Политиздат, 1975. —272 с.
  169. В.А. Рождение гражданина. // Избранные произведения в 5-ти томах. Т.З. —Киев: Радяньска шк., 1980. —670 с.
  170. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. —М.: Изд-во МГУ, 1984.—344 с.
  171. Д.Е. Правовое самовоспитание молодежи. —Киев: Изд-во «Знание Украины», 1991.—31 с.
  172. Л.Н. Педагогические сочинения. —М.: Педагогика, 1989. —542 с.
  173. Л.В. Проблемы формирования политической зрелости студентов. —М.: Высш.шк. 1991.—157 с.
  174. В.П. О ценностях жизни и культуры. —Л.: ЛГУ, 1960. —32 с.
  175. В.А. О правовом нигилизме. // Сов. гос-во и право. —1989. —№ 10.—С.20−28.
  176. В.А. О юридическом нигилизме // Пульс реформ. Юристы и политологии размышляют. —М.: Прогресс, 1989.—370 с.
  177. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. —451 с.
  178. А.К. Духовное обновление общества. —М.: Мысль, 1990. —334 с.
  179. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. —М.: Высш.шк., 1980.—237 с.
  180. Н.Ф. Сочинения.—М.: Мысль, 1982.—711 с.
  181. П.А. У водоразделов мысли. —М.: Изд-во «Правда», 1990.—448 с.
  182. В.П. Социальная деятельность как система. —Новосибирск: Наука. Сиб.отд., 1981.—304 с.
  183. О.В. Культура и деятельность. —Саратов, 1978. о
  184. И. Осень средневековья. Исследование форм жизн. уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франци и Нидерландах. —М.:Наука, 1988.—539 с.
  185. X. Мотивация и деятельность: в 2-х томах. T. I-2- пер. с нем. / Под редакцией Величковского Б. М. —М.: Педагогика, 1986. Т.1 —408 с. Т.2—391 с.
  186. М.П. Избранные сочинения. Пер. с латин. —М.: Ху-дож.лит., 1975.—454 с.
  187. В.М. Гуманизм, мир, личность. —М.: Наука, 1981. —285с.
  188. В.М. Правовая активность советских граждан. —Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1982.—118 с.
  189. Г. Ф. Определение понятия право. —Казань: Типо-лит.Имп.Казан.ун-та, 1897.—83 с.
  190. В.Д. Правовая культура в условиях социализма // Сов. гос-во и право.—1980.—№ 6.—С.122−128.
  191. В. А. Социология правосознания. —М.: Мысль, 1981—173 с.
  192. Н.В. Правовая установка и социальная активность личности. —М.: Юрид.лит., 1986.—125 с.
  193. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. —М.: Просвещение, 1986.—144 с.
  194. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. —М.: Педагогика, 1988.—204 с.
  195. Т.С. Бесплодная земля. Избр.стих.и поэмы. —М.: Прогресс, 1971.—188 с.
  196. Ф. Анти-Дюринг. —М.: Политиздат, 1988. —482 с.
  197. Юридический энциклопедический словарь. / Под ред. Сухарева А. Н. —М.: Сов.энцикл., 1987.—527 с.
  198. Я ребенок, я — человек: Конвенция ООН о правах ребенка и социально-правовое положение детей в СССР. —М.: НИИ детства, 1990. —38 с.
  199. JI.C. Сущность права: Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. —Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. —207 с.
  200. .Д. Методологические проблемы исследования истории социалистической духовной культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. —107 с.
  201. The Teaching of Human Rights. Proceeding of the International Congress on the Teaching of Human Rights. Vienna. 12−16 September. 1978. —Paris. UNESCO. 1980. -259 p.
  202. Apple M. Education and Power. N.Y. Academic Press. 1982. —245 p.
  203. Best F. Human Rights Education. Strasbourg. 1992. -75 p.
  204. Bridges D. Education. Democracy and Discussion. N.F.E.R. 1979.
Заполнить форму текущей работой