Классификация задач на движение
Задача. Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 399 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость течения, если скорость теплохода в неподвижной воде равна 20 км/ч, стоянка длится 2 часа, а в пункт отправления теплоход возвращается через 42 часа после отплытия из него. Задача. Из пункта A круговой трассы выехал велосипедист, а через 30 минут следом за ним… Читать ещё >
Классификация задач на движение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основу нашей классификации была положена классификация текстовых задач на движение Пасечник Л. А. и Беловой Е. И. учителей математики. Учитель математики Белова Е. И. рассматривает типы классификаций задач на движение, наиболее часто применяемые в куре математики 5−6 классов. Проанализировав классификацию, которую предлагает Пасечник Л. А. следует заметить, что её можно расширить. Тем самым, считаем целесообразным, объединить эти две классификации и добавить к ней тип задач на движение по замкнутой траектории, часто встречающийся в заданиях ГИА. А так же заменить «классификацию по воде», классификацией «задачи на движение в разных средах». С учетом выше изложенного предлагаем следующую классификацию:
1) по количеству движущихся объектов;
a) задачи на движение одного человека, одного велосипедиста, одной машины и т. д.
Задача. Из пункта A в пункт B, расстояние между которыми 80 км, выехал автобус. В середине пути он был задержан на 10 минут, но, увеличив скорость на 20 км/ч, прибыл в пункт B вовремя. С какой скоростью автобус проехал первую половину пути?
b) движение, в котором два и более участника;
Задача. Два велосипедиста одновременно отправились в 88-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 3 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторым. Ответ дайте в км/ч.
2) по направлению движущихся объектов;
a) противоположно направленное движение;
· движение навстречу друг другу;
Задача. Два охотника вышли навстречу друг другу из леса с двух сторон поляны и оказались на расстоянии 450 м друг от друга. Один шел со скоростью 70 м/мин, другой-со скоростью 80 м/мин. Собака одного из них побежала навстречу другому. Добежав до него, она вернулась к хозяину и, повернув, снова бросилась к его другу. Так она продолжала свой бег до встречи двух охотников. Найти расстояние, которое пробежала собака, если ее скорость равна 12 км/ч.
· движение в разные стороны;
Задача. Из одного пункта одновременно в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них 5 км/ч, другого-6 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 3 часа?
b) движение в одном направлении — однонаправленное движение;
Задача. Первый турист, проехав 1,5 часа на велосипеде со скоростью 16 км/ч, делает остановку на 1,5 ч, а затем продолжает путь с первоначальной скоростью. Четыре часа спустя после отправки в дорогу первого туриста вдогонку ему выезжает на мотоцикле второй турист со скоростью 56 км/ч. Какое расстояние они проедут, прежде чем второй турист догонит первого?
3) по времени начала движения;
a) одновременное движение Задача. Одновременно из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Один из них шёл со скоростью 6 км/ч. Через 3 часа пешеходы удалились друг от друга на 30 км. Определите скорость другого пешехода.
b) разновременное движение Задача. Первый велосипедист выехал из поселка по шоссе со скоростью 15 км/ч. Через час после него со скоростью 10 км/ч из того же поселка в том же направлении выехал второй велосипедист, а еще через час после этого — третий. Найдите скорость третьего велосипедиста, если сначала он догнал второго, а через 2 часа 20 минут после этого догнал первого. Ответ дайте в км/ч.
4) по характеру движения
a) движение из одного пункта в другой с остановкой в пути;
Задача. Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города A в город B, расстояние между которыми равно 240 км. На следующий день он отправился обратно в A со скоростью на 1 км/ч больше прежней. По дороге он сделал остановку на 1 час. В результате велосипедист затратил на обратный путь столько же времени, сколько на путь из A в B. Найдите скорость велосипедиста на пути из B в A.
b) движение с возвращением в начальный пункт отправления;
Задача. Машина выезжает из A в B и, доехав до B, тут же возвращается обратно. Через 1 час после выезда из A машина была на расстоянии 80 км от B, а еще через 3 часа — в 80 км от А. Известно, что весь путь туда и обратно машина прошла менее чем за 9 часов. Найти расстояние от A до В.
4) в зависимости от траектории движения.
a) прямолинейное движение (движение по прямой, движение автомобиля по ровной дороге без поворотов);
Задача. Два велосипедиста одновременно отправились в 108-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 3 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 3 часа раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым.
b) движение по замкнутой траектории (по стадиону, по окружности, движение автомобиля на повороте);
Задача. Из пункта A круговой трассы выехал велосипедист, а через 30 минут следом за ним отправился мотоциклист. Через 10 минут после отправления он догнал велосипедиста в первый раз, а еще через 30 минут после этого догнал его во второй раз. Найдите скорость мотоциклиста, если длина трассы равна 30 км.
5) в зависимости от среды, в которой движутся объекты:
a) задачи на движение по водному пути;
- · движение по реке;
- — по течению;
Задача. Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 399 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость течения, если скорость теплохода в неподвижной воде равна 20 км/ч, стоянка длится 2 часа, а в пункт отправления теплоход возвращается через 42 часа после отплытия из него.
— против течения;
Задача. Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 399 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость течения, если скорость теплохода в неподвижной воде равна 20 км/ч, стоянка длится 2 часа, а в пункт отправления теплоход возвращается через 42 часа после отплытия из него.
· движение в стоячей воде;
Задача. Лодка шла из пункта A в пункт B по течению 30 минут, затем из пункта B в пункт A против течения 70 минут. Найти время движения лодки из A в B в стоячей воде.
b) задачи на движение по воздушному пути;
Задача. Бабочка капустница пролетела 4с со скоростью 4 м/с, а когда подул попутный ветер скорость бабочки увеличилась на 6 м/с, и она пролетела еще какое-то количество метров. Какое расстояние бабочка пролетела при попутном ветре, если всего она пролетела 688 м.
c) задачи на движение в смешанной среде;
Задача. Моторная лодка шла 0,4 ч по озеру и 0,3 ч по течению реки, скорость течения которой 2 км/ч. Всего моторная лодка прошла 9 км. Найдите её собственную скорость.